- Конспект урока по русскому языку «Непроизносимые согласные в корне слова». план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока по русскому языку «Непроизносимые согласные»
- Конспект урока русского языка по теме «Непроизносимые согласные»
- Содержимое разработки
- Видео
Конспект урока по русскому языку «Непроизносимые согласные в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непроизносимые согласные в корне слова.
— формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;
— усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными;
— формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;
— составить алгоритм правописания непроизносимых согласных;
— обогащать словарный запас учащихся;
— развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;
— воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру учебного труда.
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, компьютеры для учащихся, сигнальные карточки, презентация к уроку «Непроизносимые согласные», тренажёр «Хитрые буквы», аудиозапись, 1С: Образовательная коллекция «Полезные уроки. Русский язык за 10 минут в день. 3 класс», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс»
1. Организационный момент.
— Я рада вас видеть. На улице холодно и неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Давайте вспомним летние прогулки по лесу.
С ветки ягодки снимаю.
Их в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
Я попробую немножко,
Я поем ещё чуть-чуть.
Лёгким будет к дому путь.
Вы согрели свои ладошки? Теперь всё у нас получится замечательно!
2. Чистописание. Слайд № 2.
— Посмотрите, какой узор сплёл паучок. На какие буквы он похож? (В, д, л, т).
-Определите порядок букв в цепочке. ( Вдлт Влтд …)
— Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? ( Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки )
(Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)
— Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.
— Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.
(Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и выделяют орфограммы)
— Назовите «лишние слова».
— Какие орфограммы встретилась в словах?
— Как проверить слова с парной по глухости-звонкости согласной в корне?
3. Изучение нового материала. Слайд №4
— Море успокоилось, и на горизонте показался остров.
— Поприветствуем остров. Каким словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)
— Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)
— Посмотрите на слова, что необычного в них?
— А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.
— Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?
— Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?
— Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?
— Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».
— В какой части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).
— Какова тема нашего исследования?
4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
— Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
— Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.
(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
— Что вы узнали из сказки?
— Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
— Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
На интерактивной доске запись:
— Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
— Объясните свой выбор.
— Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко. Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)
— Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.
— Всегда ли в стечениях согласных в корне слова пишется непроизносимая согласная?
Чтение правила по учебнику на странице 28.
— Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
5. Реализация проекта. Слайд № 6.
Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами здравствуй, солнце, радостно, сердце.
(Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье».
— Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? ( Есть ли в слове непроизносимая согласная?)
— Дальше что будем делать, на что смотреть?
Алгоритм получается следующего вида:
Физкультминутка для глаз.
6. Первичное закрепление с проговариванием.
(Задание выполняется на доске)
— Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:
Звёз…ное небо, ус…ный журнал, извес…ный писатель, ярос…ный крик.
(Дети записывают слова и выделяют орфограмму)
— Отдохнём и подумаем. Не торопитесь, будьте внимательны!
(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с непроизносимым согласным, или стоят на месте, если нет непроизносимого согласного).
Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный, вкусный.
8. Словарная работа. Слайд № 7.
— Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.
1) Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница)
2) Скоро Новый год. Это весёлый … ( праздник )
3) Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство)
(Дети записывают словарные слова в тетрадь)
9. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (ТПО).
— Ребята, Нюша уже выполнила задание № 1. Вот что у него получилось:
— Давайте проверим выполненное задание. (Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).
(Задание № 2-4 дети выполняют самостоятельно. Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)
1. Прочитай слова. Выполни задание.
Место, местечко, местность, местный.
А) Данные слова однокоренные?
да нет
Б) Подчеркни слова с непроизносимой согласной.
В) Обведи проверочные слова
2. Вставь пропущенную букву в слове грус. ный. Объясни свои действия.
Решение. Слышу в корне опасное сочетание согласных ___. Подбираю однокоренное слово, в котором после непроизносимого согласного стоит гласный или опасное сочетание находится в конце, например: ___________. Слышу согласный звук [_] отчётливо. Пишу согласную букву__ в опасном сочетании: ГРУС. НЫЙ.
3. Есть ли непроизносимая согласная в слове мес. ность? Объясни свои действия.
Решение. Слышу в корне _______________________ согласных ___. Подбираю ________________ слово, в котором опасное сочетание находится в конце, например: ___________. Слышу согласный звук [_] отчётливо. _____________________ согласную букву в опасном сочетании:
отчётливо. _____________________ согласную букву__ в опасном
сочетании: ТРОС. НИК.
— О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Непроизносимая согласная в корне слова)
— Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с непроизносимыми согласными)
— Всегда ли в стечении согласных пишется непроизносимая согласная?
8. Работа в парах на компьютерах.
— Я предлагаю вам выполнить задание на компьютерах, но не забывайте, что работаете вы в парах.
А) Первый ряд работает с тренажёром «Полезные уроки».
1С: Образовательная коллекция «Полезные уроки. Русский язык за 10 минут в день. 3 класс». Раздел «Части слова», тема «Непроизносимые согласные», режим работы «Учёба».
— Вставьте, где надо, согласную букву. Щёлкай там, где нужна буква.( 2 слайда один ученик, 2 слайда другой )
Частный, узники, упразднённый, безрадостный, сквознячок, капустный, лестничная, выяснять и др.
Б) Второй ряд работает с тренажёром «В, Д, Л, Т».
-Вставьте пропущенные буквы.
— Над какой орфограммой вы работали?
Фронтальная работа с классом.
Задание №12 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс». Урок 02. Корень слова. Орфограммы в корне слова.
А) Выдели слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки.
Солнце, осина, звёздный, трава, вестник, чувство, участь, красный, яростный, сердце, бесчувственный, опасность, тесный, праздник.
Б) Выдели в словах буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.
Солнце, звёздный, вестник, чувство, яростный, сердце, бесчувственный, праздник.
— Какую проблему исследовали на уроке?
— Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?
— Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (рис.1, 2,3)
8. Домашнее задание.
— Выучите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода.
Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по пра.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний.
урок русского языка «Согласные в корне слова 2 класс».
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
УМК «Начальная школа 21 века» 2 класс.
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «.
Конспект урока по русскому языку «Непроизносимые согласные»
Видякина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»
Предмет : русский язык ОС «Школа 2100»
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Учебник : «Русский язык» 3 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Москва «Баласс» 2010 г.
Создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
— формируем умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе
— способствуем развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развиваем умение работать с ЭОР;
— развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
— формируем умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся : фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации : учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
Прогнозируемый результат : самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Список используемой литературы:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс. Москва «Баласс» 2010 г.
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» класс. «Баласс». 2010-г.
3. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации «Баласс». 2010г.
Структура и ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебной деятельности
Проверяют готовность к уроку
Находят затруднение в домашнем задании (написание слова извес т ный)
(формировать умение организовать свою деятельность на уроке)
(ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
(Формулирование темы урока)
Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)
-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)
Что вас удивило, что интересного заметили?
Какой же у нас возникает вопрос?
— Сформулируйте тему урока.
Открываю на доске тему:
«Непроизносимые согласные в корне
— Какова цель нашего урока?
Выполняют задание, сравнивают произношение, и написание испытывают удивление ( возникновение проблемной ситуации )
-Почему звуков меньше, чем букв?
Тема урока: «Непроизносимые согласные».
-Научиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
(умение определять и формулировать цель на уроке)
Поиск решения, совместное открытие знаний
(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)
(на доске записаны слова).
— Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?
-Вы с этой гипотезой согласны?
-Есть ли еще слова с приставкой?
— Значит дело не в приставке.
Какие есть еще гипотезы?
— Вы с этой гипотезой согласны?
— Может, посмотрим на существительное?
— Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?
— А где же стоит непроизносимый «Т»?
— Как нам проверить эту гипотезу.
— Как можно поработать с нашими словами?
Выполняйте в тетради.
— Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).
— К какому же выводу вы пришли?
— Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.
— Подтвердилось ваше предположение?
Работают со словами: вестник, весть, известие, известный
Отвечают на вопросы
— — Звук «т» не произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).
— Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).
— Звук «т» не произносится в прилагательных, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).
— Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).
— Между согласными. (Решающая гипотеза)
— Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).
Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске:
Анализируют и делают вывод
(открытие нового знания).
Читают вывод в учебнике.
— Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится
(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
(умение высказывать свое предположение)
(умение выдвигать гипотезы и их обосновывать)
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения
— Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?
Человек трудолюбивый – самый…
Тайна, … троим, уже нетайна.
… встанешь – мало сделаешь.
— Напишите эти слова в столбик.
— Прочитайте пословицы, которые получились.
— Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.
— О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?
— А какой выход из этого затруднения?
— Попробуем найти выход вместе.
— На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное слово и подписать его справа.
— Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.
— Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.
— Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.
— Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.
— Составьте в парах схему правила.
— Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец на слайде)
Записывают слова в столбик
— Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.
-Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?
— Подобрать проверочные слова.
Подбирают и записывают проверочные слова
— Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.
— Читают и делают выводы.
— Это только звуки «Л, Т, Д, В».
Вот какая схема получилась у меня:
СОГЛ. Л СОГЛ. СОГЛ. Т СОГЛ. СОГЛ. В СОГЛ. СОГЛ. Д СОГЛ.
(умение слушать и понимать речь других)
(умение выделять информацию)
Первичное закрепление во внешней речи
Всегда ли если нет звука, то нет и буквы?
Организую работу детей
Что объединяет слова каждой группы?
Буква в слово просится,
Звук не произносится.
Надо ль букву “Т” писать?
Это надо проверять!
Выполняют задание в парах
Записывают слова с комментированием, подбирая проверочные слова
(умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов)
Самостоятельное использование алгоритма
Конспект урока русского языка по теме «Непроизносимые согласные»
Содержимое разработки
Конспект урока русского языка по теме «Непроизносимые согласные»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: познакомить детей с правилом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.
формировать умение проверять слова с непроизносимым согласным звуком в слове;
способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия;
развивать умение работать в парах, группе и коллективе;
формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемые образовательные результаты:
— умение применять на практике правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова
Метапредметные универсальные учебные действия:
— умение классифицировать объекты о существенному признаку;
— умение планировать учебные действия с опорой на заданный алгоритм;
— умение строить сообщение в устной и письменной форме;
— умение выполнять задание по образцу;
— умение планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
— умение выстраивать последовательность необходимых операций, контролировать результаты своей деятельности;
— умение оценивать результаты выполненного задания;
— умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
— умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
— умение участвовать в совместной деятельности;
— умение составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования;
— умение оказывать взаимопомощь;
— умение осуществлять взаимоконтроль;
— умение проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
— понимание личностного смысла учения;
— готовность сотрудничать со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость.
Формы организации работы учащихся:
первый урок в теме «Непроизносимые согласные».
мультимедийный проектор, ПК;
карточки для исследовательской работы:
карточки для работы в группах, индивидуальные;
доска с необходимыми записями;
учебник В.П. Канакина и др. Русский язык, 3 класс. М.: Просвещение, 2017.
— Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов. (Слайд 1 солнышко)
— Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихонечко садитесь.
2. Актуализация знаний с использованием чистописания.
Дерево, водичка, смола, полёт. (Слайд 2)
— Прочитайте слова, назовите их общий признак (Имена существительные).
— Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Эти буквы являются последними в корне каждого из данных слов. (В Д Л Т – слайд 3)
— Определите порядок следования букв в цепочке:
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Запишите данную цепочку букв в тетрадь, соблюдая правило соединения букв, продолжите до конца строки.
— Оцените свою работу в парах (обменяйтесь тетрадями, сначала сосед по парте выставляет оценку на полях зеленой ручкой, верните тетради др. др., если вы согласны с оценкой товарища, обведите ее в кружок, если нет, поставьте рядом свою оценку).
— Еще раз посмотрите на слайд, скажите, чему мы учились на данном этапе урока? (Подбирать однокоренные слова, находить в них корень, красиво писать)
3. Определение темы урока.
— Назовите еще раз буквы, которые вы писали на минутке чистописания
— Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(Варианты ответов учащихся)
— Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.
4. Постановка учебной задачи.
Работа в группах по 4 человека (на столах конверты с карточками. На карточках слова: здравствуйте, сердце, лестница, чувство, солнце).
— Прочитайте слова на карточках, расположите в порядке следования их лексических значений.
Приветствие при встрече
Этот орган как символ души, переживаний человека
Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска
Внутреннее переживание человека.
(Проверка работы группы)
— Произнесите слова, затем прочитайте орфографически (читают слова хором).
— Что интересного заметили в словах? (Не все звуки в словах произносятся)
— Предположите, как в русском языке называют такие согласные? (Непроизносимые согласные).
— Назовите тему нашего урока. (Слайд 6)
— Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке, опираясь на слова подсказки?
УЗНАТЬ…(где в слове находится непроизносимый согласный звук, или почему согласные бывают непроизносимыми)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ…(с правилом написания непроизносимых согласных)
НАУЧИТЬСЯ…( писать слова с непроизносимыми согласными)
5. Открытие новых знаний.
— Продолжим работать в группах.
— Проведем исследование и ответим на вопросы: (Слайд 7)
1) Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (когда происходит слияние согласных звуков (встречаются сразу три или четыре согласных)
2) В какой значимой части слова они находятся? (в корне слова)
3) Какими буквами они обозначаются? (д, т, л, в)
Ответы заносят в исследовательскую карточку:
1)Когда в слове появляются непроизносимые согласные?
2) В какой значимой части слова они находятся?
3) Какими буквами они обозначаются?
Проверка работы групп (зачитывают ответы на вопросы)
— Проверим правильность наших утверждений, прочитав правило на с.117 учебника.
-Оцените работу вашей группы.
6. Знакомство с правилом проверки непроизносимой согласной. (Слайд 8)
— Прочитайте слова 1 и 2-го столбиков. Сформулируйте задание. (Соединить пары слов)
— Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов.
— Что интересного вы заметили? (Одно слово в паре будет проверочным, а другое проверяемым).
– Откройте с.118 учебника, упр. 225. Спишите в тетрадь пары слов по образцу, сначала проверочное, затем проверяемое, обозначьте новую орфограмму, выделите корень (1-й вариант – слова первого столбика, 2-й вариант – слова второго столбика).
Выполняется взаимопроверка по эталону (слайд 9).
— Оцените работу товарища.
– Попробуйте сформулировать правило проверки написания непроизносимого согласного.
– Прочитайте правило на с. 118 учебника.
— Сравним свои формулировки с правилом в учебнике.
7. Физкультминутка. Игра “Хлопай-топай”.
— Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимый
согласный, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы топаете.
8. Словарная работа.
— Вернемся к нашим словам на карточках (карточки со словами разместить на доске). Написание всех ли слов мы можем проверить, пользуясь правилом проверки непроизносимой согласной? Давайте подберем проверочные слова. Какие слова остались? (чувство, лестница). Как узнать написание этих слов? (Проверить по словарю). Запишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму. Постарайтесь запомнить.
9. Самостоятельная работа на карточках разного цвета с проверкой по эталону.
1-й уровень сложности.
К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Подчеркните орфограмму.
2-й уровень сложности.
Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
В (_______________) ненас_ную погоду хорошо сидеть дома.
Но вот засияло яркое (________________) со_нце.
Мы возвращаемся домой с (______________) радос_ным настроением.
3-й уровень сложности.
Из данных слов составьте словосочетания прилагательное + существительное, подчеркните орфограмму.
Капуста, лист ___________________________________
Ненастье, день __________________________________
Место, житель __________________________________
Проверка по эталону, самооценка.
— Какую проблему исследовали на уроке?
— Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?
— Предлагаю заполнить вам листы самооценки, которые покажут удалось ли нам добраться до «звездных вершин знаний»?
(Слайд 10)
— У меня все получилось, все задания выполнены верно.
— Иногда в работе встречались трудности.
— Было много трудностей, но я их обязательно преодолею!
— У каждого из вас на столе лежит карточка, на которой изображена «Пирамида успеха».
Раскрасьте одно из колец пирамиды соответствующим цветом. Покажите ваши карточки.
11. Домашнее задание.
с.118 правило, № 226. (Слайд 11)
— Благодарю вас за продуктивную работу!