Конспект урока «Омонимы. Виды омонимов»
Тема урока: Омонимы
ЦЕЛИ: сформировать понятие об омонимах, развитие умения формулировать определение понятий; формировать умения работы со словарями; научить отличать омонимы и многозначные слова; развитие коммуникативных умений; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; воспитание интереса и уважения к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: словари, учебники и тетради.
Подобрать синонимы к словам: Красивый-прекрасный, великолепный; холодный- студеный, прохладный, ледяной, морозный, свежий; добродушие, добросердечие; родник-источник.
3.Изучение нового материала.
Составьте предложения с данными словами: «ключ», «лук» и «коса» ( см. рисунки).
Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравнить с многозначным словом, например «игла».
1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень.
2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных.
3. Лист хвойного растения. // Шип растения.
4. Острый шпиль здания.
Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями.
— Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? (Нужно подвести учащихся к формулировке цели: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.)
Запишем в «словарики»:
омонимы (от греч. homos – одинаковый и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.
Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
Но по смыслу, по значению
Быть мы разными хотим.
Мы ОМОНИМЫ, друзья,
Путать нас ни с кем нельзя.
ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
С языком всегда мы дружим.
Я думаю, вы все слышали о конкурсах двойников. В них участвуют внешне похожие люди, но родственниками они не являются.
Омонимы возникают двумя путями: 1) значения многозначного слова могут расходиться настолько, что утрачивают родственные связи; 2) в русский язык приходит заимствованное слово, совпадающее в написании и произношении с исконно русским.
1. Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нет уж в норке
Может, норка возле норки?
— О чём это стихотворение? Назовите и выпишите слова-омонимы.
Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.
В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы).Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.
Вы, щенки! За мной ступайте!
Да смотрите ж, не болтайте,
Его приносят в класс?
Но есть ведь и атлАс.
2.Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
… Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
1) омофоны: пруд – прут, сама – сома;
2) омографы: вор о на – в о рона;
3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).
1) Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)
2) Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой тубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)
3) Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка? (Конёк.)
4) Каким словом называют сорт сливочного мороженного и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)
Составление схемы по теме
Омонимы нередко используются в художественной литературе как средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Эта игра слов называется необычным словом каламбур.
Чарли слыл почтенным сэром,
Он ходил в цилиндре сером.
В остальном же этот сэр
Тоже был довольно сер.
Будь у бабы Яги меньше злобы –
Ей, наверное, больше везло бы.
Встретил Леший Лешего
И погладил плешь его.
5.Итоги урока. Рефлексия.
Какое задание вам больше всего понравилось?
Что было для вас наиболее трудным?
Как вы поняли, что такое омонимы?
Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
Конспект урока русского языка на тему «Омонимы»
Гусельникова Валентина Ильинична,
учитель начальных классов
МБОУ «Бушевецкая НОШ»
Конспект урока русского языка на тему «Омонимы»
Цель урока: Познакомить учащихся с омонимами; показать их использование в речи.
Задачи урока:
Вести наблюдение за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин “омонимы”; наблюдать за использованием омонимов
Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать и анализировать;
Воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах,
Оборудование:
«Русский язык»: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (Часть 2). Под редакцией С. В. Иванова
Словарь русского языка С.И.Ожегова
Карточки для учащихся
Картинки “Весёлые человечки” для физминутки
Ход урока
1. Организационный момент
— Добрый день, ребята. Поприветствуйте гостей. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
Мы будем наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, познакомимся с названием этих слов, будем наблюдать за использованием омонимов в русском языке, над ролью омонимов в нашей речи.
2. Каллиграфическая минутка (Слайд 2)
Учитель: Урок начнем с минутки красивого письма. Разогрели руки (дети трут одну руку о другую).
Слепили снежок (массаж пальчиков). Играем в снежки (разминка кистей рук). Нарисовали узоры на стекле (разминка кистей рук).
Посмотрите внимательно, как правильно пишется буква К, к. Проследите за карандашом. Соблюдайте наклон, обратите внимание на одинаковую высоту заглавных букв и одинаковое расстояние между буквами. Пропишите в тетрадях всю строчку этих букв.
3. Словарная работа (Слайд 3, 4)
Учитель: “Посмотри, запомни, запиши!”,- так мне хочется сказать об этих словах. О каких словах я говорю? Ученики: о словарных словах.
1) Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом (с непроверяемой безударной гласной е). Составьте предложение со словом ДЕРЕВНЯ или вспомните стихотворение с этим словом.
4. Повторение. Актуализация знаний.
Ученики: с антонимами, синонимами.
Учитель: Угадайте слова.
Я синоним к слову ЖАРКО
Лето без меня не сладко
(ТЕПЛО. ЗНОЙНО)
Синонимы у ДЕТВОРЫ
Назовете быстро вы
(ДЕТИ, РЕБЯТА, МАЛЫШИ)
Я антоним к слову ЛЕТО
В шубу снежную одета,
Хоть мороз люблю сама,
Потому что я (ЗИМА)
Я антоним к слову ЗНОИ,
Я в реке в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (ПРОХЛАДА)
5. Изучение нового материала.
— У синонимов и антонимов есть ещё один “братец”
Учитель: Что за братец спрятался в 3 строке? Вам интересно? И мне!
Нас много в играх набирают,
И на нос одевают (ОЧКИ)
Учитель: Какие бывают очки?
Обратите внимание: Между значениями этих слов нет ничего общего!
2) ТАБЛИЦА (СЛАЙД 5) ( / С ‘
Написание, звучание разное, значение. близкое? (Это синонимы)
Написание, звучание разное, значение. противоположное? (Это антонимы)/
1 ученик
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
2 ученик
3) Практическая работа с учебником
1) Рубрика “Давай подумаем”
Посмотрите на картинки и на СЛАЙД 6,7
Можно ли сказать, что эти 2 предмета мы называем одним и тем же словом (Да).
— Так что же это за слова “омонимы”? Рубрика “Тайны языка”
Работа со словарём С.И.Ожегова. Наблюдение над значением слов-омонимов.
2) Упражнение 1 (коллективная форма работы) (СЛАЙД 8, 9)
Определение значения слов ключ, свет по толковому словарику (с. 147, 151). Составление и запись предложений с этими словами.
Учитель : Какую цель ставите себе на данном этапе работы?
Ученики : Научиться распознавать Омонимы, не путать их с многозначными словами и т.д.
Учитель : Будьте внимательны, многозначные слова имеют смысловую связь!
Учитель : Читаем задание.
Ученики : Я потерял ключ от квартиры. Мы разгадали ключ к шифру и прочитали слово. В нотной тетради я нарисовал скрипичный ключ. Вкусна вода из лесного ключа.
Учитель : Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну
Над водою спину гну,
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(СЛАЙД 9)Ученики: Солнечный свет пробился сквозь тучи. Зимой в три часа мы в квартире включаем свет. Я мечтаю о путешествии вокруг света.
4) А вот познавательная рубрика “Из истории языка” введёт нас в мир истории происхождения слова. СЛАЙД 10
6. ФИЗМИНУТКА
Вдаль посмотрим и под ноги
Влево, вправо побыстрей
Удивимся: Что такое?
И закроем их скорей
“ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ”(показ фигурок, дети выполняют движения)
7. Первичная проверка понимания нового материала.
— Упр. 2. Что нужно сделать, чтобы смысл предложения стал ясен? (В словах поставить ударение)
— Прочитайте первое предложение сначала так, чтобы речь шла о месте, где живут люди. Затем так. Чтобы речь шла о предмете, который запирает дверь.
Наконец мы нашли старый замок.
Прочитайте второе предложение так, чтобы сначала речь шла о муках. Затем о том, из чего пекут хлеб.
Это была настоящая мука.
Прочитайте третье предложение так, чтобы сначала речь шла о карте, затем о материи.
В магазине продавался старинный атлас.
Давайте сделаем вывод: какие встречаются слова в русском языке?
(Слова, которые пишутся одинаково, но при произношении (по месту ударения) они не совпадают)
— Как называется суп из рыбы? (Уха)
— Как звучат эти слова? (Одинаково)
— А как пишутся? (По-разному)
Слова, не связанные по смыслу
Одинаково звучат и пишутся
Одинаково звучат, пишутся по-разному
8. Самостоятельная работа. Задание в парах. (Упр. 4)
Учитель : Еще раз повторим об ОМОНИМАХ. (Слайд 8)Прочитаем задание упражнения 4.
— Омонимы можно разделить на 3 группы. Они приведены в таблице. (СЛАЙД)
Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки. Название каждой группы вам подскажет таблица.
Выполняем на листочках самостоятельно.
1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками. (В 1-ю колонку)
2. 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. (В 3-ю колонку)
9. Oбобщеиие и систематизация знаний.
— С какими новыми словами мы познакомились? (С омонимами.)
— Какие слова называются омонимами? (Одинаковые по звучанию и написанию)
— С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки,
Собирала Маргаритка маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля
Ту серёжку нашёл Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
9. Проверка рефлексивной деятельности учащихся в процессе обучения.
— Что нового узнали на уроке? Что вам запомнилось?
— Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение настроения человека.
— Какое у вас настроение после урока русского языка? Обведите его карандашом.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Нам нужно уметь пользоваться этим богатством в устной и письменной речи.
10. Домашнее задание: с. 68, упр. 5 или упр. 6.
Конспект урока русского языка на тему «Омонимы»
Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока : Омонимы (путешествие в царство омонимов)
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок-путешествие.
Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем активны, внимательны,
И очень старательны.
— Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?
-Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка?
— Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав?
-Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлых уроках?
3. Постановка учебной задачи
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.
1. Слова, близкие по лексическому значению.
2. Слова, имеющие несколько значений
3. Основная единица языка.
4. Слово, имеющие одно значение
5. Словарный состав языка.
6. Слова с противоположным лексическим значением.
7. В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.
— Какой вывод можно сделать? (Вывод: мы изучаем лексику)
кран²
Слайд 3 Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»
Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
-Какие одинаковые слова вы услышали?
-Чем они похожи и в чём отличие?
Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.
Слайд 4 На доске появляется запись: синонимы… На доске написано слово ОМОС=одинаковый
— образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.
Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
Но по смыслу, по значению
Быть мы разными хотим.
Мы ОМОНИМЫ, друзья,
Путать нас ни с кем нельзя.
ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
С языком всегда мы дружим.
Поэтому словаКРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.
Слово омоним – новое слово. Пополним им ваш лексикон.
— Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Добро пожаловать в царство омонимов!
Слайд 5- в рабочих листах запишите число. Тему урока.
— Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?
I. Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.
— Возвращаемся в царство омонимов. Сценка
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
— А у меня дома овсянка.
— Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!- сказала Оля.
— Она желтая, красивая такая!
— И вкусная, особенно с молоком!
— Как это вкусная? Как это с молоком?
— Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
— Да ты про что говоришь?
— Как это про что? Про овсянку!
— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
— Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
— Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
— Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
— А потом ко мне мою овсянку кушать!
— Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)
Кажется, я слышу чей-то разговор:
— Это чужие, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем они оказались в нашем царстве.
— Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
— Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: они направляются сюда
— Как вы считаете, почему они не поняли друг друга?
— Вы знаете, как называются такие слова?
-Так что же такое «омонимы»? Попробуйте сформулировать правило.
-Что это за слова? – откройте учебник на стр. 160
— Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нет уж в норке
Может, норка возле норки?
— О чём это стихотворение?
— Назовите и выпишите слова-омонимы.
Слайд 7 Записать слова в тетрадь, объясните, что вы представляете, когда читаете эти слова.
1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?
3. Одинаково ли лексическое значение этих слов?
— Значит, перед нами …омонимы.
Лингвистический эксперимент по рядам
— Перед вами рисунки. Ответьте на вопрос
-почему рисунок 1 и 2 ряда имеет одно название, а рисунки 3 ряда имеют каждый свою подпись?»
Слова экипаж-1 и экипаж-2 называются омонимами.
Работа с учебником и со словарём Работа по группам Слайд 9 найдите в толковом словаре слова, дайте определение. Составить предложения.
1 группа – Свет, клуб, 2 группа – дробь, ласка, 3 группа – мир, язык
— Как определить в словаре, что это омонимы?
-Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.
-Как даётся толкование многозначных слов?
-Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами.
— Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов Слайд 10
— Выполним упражнение 354 (устно).
— А откуда берутся омонимы?
В нашем багаже заметно прибыло, а нам идти ещё далеко, давайте отдохнём.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Каждый ряд проводит расследование и составляет определение разным видам омонимов:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Да смотрите ж, не болтайте,
Будет вам по калачу,
А не то поколочу. (А.С.Пушкин)
Его приносят в класс?
Но есть ведь и атлАс.
— Подведём итоги расследования.
— Запишите в тетрадь новые определения
Разгадайте загадки, ответы запишите. Разгадайте шарады Слайд 12-16(очки, нос, ключ, перо)
Итоговое задание! Слайд 17
Закрепление изученного материала
Письменный опрос на листочках
Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________
У омонимов лексическое значение _________________________________________
3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________
В толковом словаре одна словарная статья для_______________ и разные словарные статьи для ____
Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________
— Ну что, ребята, вот мы и на вершине самой высокой горы царства омонимов.
— Омонимы нередко используются в художественной литературе как средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Эта игра слов называется необычным словом Каламбур. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Шуточные вопросы Слайд 19 (колодезный журавль, корень, швейную, из строительного, насекомое), Слайд 20 (кисть руки, по гимнастическому, губа-часть лица, из железнодорожного)
– Что узнали сегодня на уроке?
— Что было самым интересным?
– Какие трудности встретились? Домашняя работа Слайд21
Урок по русскому языку на тему «Омонимы»(5 класс)
Выбранный для просмотра документ #U043c#U043e#U0439 #U043a#U043e#U043d#U0441#U043f#U0435#U043a#U0442 #U0443#U0440#U043e#U043a#U0430.doc
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе с применением ИКТ.
Тема урока: «Омонимы. Употребление в речи».
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с применением новых знаний на практике).
Цели урока и задачи урока
Сформировать у учащихся понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова.
Показать роль омонимов в речи.
Формировать умение находить в толковом словаре омонимы.
Повторить изученный материал по теме «Лексика».
Развивать творческую активность учащихся.
Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста.
Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.
Учебник, компьютер, проектор, толковый словарь С.И. Ожегова, словарь омонимов русского языка О. С. Ахмановой, рабочие словарики учащихся, презентация «Омонимы».
Главная проблема урока: отличие омонимов от многозначных слов; разграничение различных типов омонимов.
Структура урока и хронометраж:
Организационный момент (0,5 мин.)
Актуализация опорных знаний. Блиц-опрос в форе игры “ Ты мне – я тебе ”.(2 мин.)
Диагностика домашнего задания. ( 5 мин.)
Изучение новой темы. Постановка целей урока. Первичное усвоение. (6 мин.)
Работа с учебником и со словарём, осознание нового материала. (6 мин.)
Углубление и систематизация знаний. Работа с таблицей «Типы омонимов». (2 мин.)
Закрепление учебного материала. Применение ЗУН на практике. (6мин.)
Физкультминутка. (1,5 мин.)
Проверочная работа по карточкам. (6мин.)
Подведение итогов, рефлексия. (1,5 мин.)
Выставление оценки за урок. (1,5 мин.)
Задание на дом. (1 мин.)
Место фрагмента ИКТ в структуре урока:
введение в тему урока
знакомство с новыми понятиями (анализ темы)
упражнения для закрепления.
Формы учебной работы:
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь!
Знания откроют вам замечательный мир!
Организую внимание учащихся на плодотворную работу, настраиваю
ребят на учебную деятельность.
Создаю благоприятный психологический климат и эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя, прове-ряют готовность к уроку.
Вывод: класс готов к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Задание на демонстрационном экране: Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика» (Слайд №2-4)
Лексика – это … (словарный состав языка.)
В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)
Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)
Существуют разные виды словарей… (толковые, орфографические, этимологические и др..)
Проверяю знание выученного ранее теоретического материала, устанавливаю правильность и осознанность усвоения.
Использую приём игры, позволяющий проверить знание теоретического материала у большинства учащихся.
Развиваю мышление, память.
Устраняю в ходе проверки обнару-женные пробелы в знаниях, учу детей правильно излагать свои мысли.
Выделяю самых активных, учитываю их ответы при
выставлении итоговой оценки за урок.
Ученики поочерёдно продол-жают фразу, тем самым активно и продуктивно включаются в работу, повторяют изученный материал, развивают коммуникативные навыки, мышление, память, внима-тельно следят за речью отвечаю-щих, развивают грамотную речь.
Задача: закрепление ранее изу-ченного материала, контроль.
Вывод: ученики усвоили теоретический материал.
У доски работают два ученика: один выписывает
из домашнего упр. 342 слова с пропусками и графически объясняет их правописание; другой – выполняет синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор глагола вышел.
Задание остальным ученикам:
А) выразительно прочитать текст домашнего упражнения;
Б) ответить на вопросы:
— Какие прилагательные употреблены в переносном значении?
(жемчужных, коралловых, сапфировых)
— Как вы думаете, почему И.Э.Грабарь в описании февральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а эпитеты? ( Эпитеты придают тексту торжественность, яркость, красоту.)
Контролирую выполнение д/з.
Устанавливаю правильность и осознанность выполнения д/з.
Отвечаю на вопросы, которые вызвали затруднение у учеников.
Развиваю умение отбирать материал.
Развиваю навыки выразительного чтения.
Осуществляю дифференцирован-ный и индивидуальный подход.
Показывают полученные ранее знания.
Учатся контролю, построению
логических высказываний, развивают своё воображение, речь, тренируют устойчивость внимания.
Сочетаю индивидуальную работу с активным участием класса.
4. Подготовка к изучению новой темы.
А) Вступительное слово учителя.
Учитель читает строчки из стихотворения Б. Пастернака:
Снег идёт. Снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
— Я прочитала замечательные строки русского поэта Бориса Пастернака. В них живёт, поёт «родное русское» слово. Нужно только вслушаться, «вглядеться» в каждое слово, вдуматься в его значение. Этому и учит наука о языке «Лексикология». Сегодня на уроке мы повторим изученный материал и познакомимся с новым понятием «омонимы».
Б) Оформление записей в тетрадях (дата, тема урока)
В) Повторение ранее изученного. Практика. (Слайд № 5 )
— Прочитайте ещё раз строки Б.Пастернака, с которых я начала урок, и выполните письменное задание:
1) выпишите слова, употреблённые в переносном значении, и укажите название художественных выразительных средств;
(Снег идёт – олицетворение. Звёздочки в буране – метафора. Тянутся цветы – олицетворение. Оконный переплет – метафора.)
2)подберите синонимы к словам: снег идёт, буран, цветы тянутся ;
(Снег идёт – сыплется, падает. Буран – метель, пурга, вьюга, ураган. Тянутся цветы – стремятся, поворачиваются.)
Г) Самопроверка и самооценка.
Это переходный мостик к новой теме.
Организую целенаправленную познавательную деятельность.
Развиваю художественный вкус, навыки выразительного чтения.
Формирую умение ставить перед собой цель, формулировать её, приглашаю к сотрудничеству.
Закрепляю знания, полученные ранее, развиваю умение применять теоретический материал на практике.
Готовятся к познавательной деятельности.
Развивается и культивируется внимание к слову как к социально значимому явлению.
Ученики знакомятся с темой, узнают о том, над чем будут работать на уроке.
Возникает интерес к теме.
Учатся определять цель,
Самостоятельно выполняют задания, требующие применение знаний по теме «Прямое и переносное значение слов».
Вывод: дети включились в предметно-практическую деятельность, готовы к изучению новой темы.
— Познакомиться с новым языковым понятием нам помогут учащиеся.
А) Инсценирование учащимися рассказа Н.Сладкова «Овсянка».
— А у меня дома овсянка.
— Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная! Особенно с молоком!
— Как это вкусная? Как с молоком?
— Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
— Да ты про что говоришь?
— Как это про что? Про овсянку!
— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
— Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
— Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
— А потом ко мне мою овсянку кушать!
— Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
— Почему мальчики долго не понимали друг друга?
(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)
—Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи являются?
-Ребята, такие слова называются омонимами. Прочитайте определение омонимов в учебнике на стр.142.
Работа с учебником и со словарём
В) Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.343)
(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).
— На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?
— Не являются ли эти слова многозначными?
— Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (слайд № 7-9 )
(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.
Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)
Г) Учимся находить омонимы в тексте. (слайд № 10 )
— Смешные стихи? Как вы думаете, для чего используются омонимы в художественной литературе?
Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы: Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.
Активизирую познавательную деятельность ребят.
Акцентирую внимание детей на том, что они должны усвоить, чему научиться.
Запись в словарики понятия.
Работа с учебником.
Знакомство со словарём омони-мов. Объяснение и нахождение омонимов в школьном толковом словаре.
Ставлю проблемный вопрос.
Активизирую мыслительную деятельность, развиваю внимание.
Наблюдение над текстовым материалом.
Ставлю проблемный вопрос.
Запись в словарики понятия.
При выполнении заданий ученики проявляют активность.
Умей отличать омонимы от многозначных слов!
Цель: совершенствовать практическое применение ЗУН, полученных на уроке.
Заинтересованы заданием, готовы к сотрудничеству.
Вывод: ученики настроены на серьёзную работу.
Выполнение тренировочного упражнения № 345
с последующей взаимопроверкой и самооценкой.
(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)
Оценка: 7 словосочетаний – «5»; 5-6 – «4»; 4 – «3» (слайд № 11 )
1) Скосил траву. – Скосил глаза.
2) Косяк лошадей. – Косяк двери.
3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.
— Какая орфограмма встретилась при написании слов?
(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)
Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, закрепить ЗУН.
Мотивирую работу на уроке.
Развиваю орфографическую зоркость
Задача: закрепление изученного материала, контроль.
Повышают уровень осмысления материала, закрепляют ЗУН.
7. Углубление знаний учащихся о разных типах омонимов.
Работа с таблицей «Типы омонимов». (слайд № 12 )
— Посмотрите на таблицу. Вы видите, что омонимы бывают нескольких типов. Те омонимы, о которых мы говорили, называются лексическими омонимами. Остальные – частичными.
— Какие виды частичных омонимов приведены в таблице?
(Омофоны, омографы и омоформы)
-Какие особенности омофонов вы заметили?
(Омофоны могут быть разными частями речи. Они одинаково слышатся, но пишутся по – разному.)
-А чем отличаются омографы?
(Омографы тоже могут быть разными частями речи, одинаково пишутся, а произносятся по – разному. )
-Чем омоформы отличаются от других видов частичных омонимов?
(Омоформы являются разными частями речи, следовательно, по – разному изменяются и имеют разный морфемный состав.)
Стимулирую работу учащихся, развиваю коммуникативные навыки.
Развиваю монологическую речь.
Учу обобщать, делать выводы.
Показывают умение наблюдать, анализировать и выполнять задание.
Закрепление изученного материала.
Задание для групп : определить тип омонимов.
(задание распечатано на листочках) (см. приложение)
Взаимопроверка и самооценка.
(1 – омоформы; 2 – омофоны; 3 – омофоны; 4 – лексические омонимы; 5 – омографы)
Закрепляю умение находить видеть разнее типы омонимов.
Развиваю зоркость, самоконтроль.
Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы
Групповая работа под руковод-ством учителя. Класс делится на группы по 3-4 человека.
Ребята показывают своё уме-ние работать в группах, прояв-ляют активность, взаимовыруч-ку, моральную поддержку.
Цели для учеников: уметь оце-нивать себя, уметь подводить итоги работы.
Физкультминутку проводит ученик:
Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Левое крыло отвёл, поглядел.
Я мотор завожу и внимательно слежу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.
Цель: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся.
Контроль выполнения правильности упражнений.
Цель: снять напряжение с глаз.
10. Проверочная работа (слайд № 13 )
Распределите слова на три группы:
1) омоформы; 2) омофоны; 3) омографы.
Топить печь – печь пироги; глубокий пруд – сломать прут; железный замок – роскошный замок; стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; деревянный плот – плод дерева.
Проверка и оценка выполнения задания. (слайд № 14 )
Печь (сущ.) – печь (глаг.), из стекла (сущ.) – стекла (глаг.), косой (сущ.) – косой (прил.).
2). Омофоны. Пруд – прут; плод – плот.
3). Омографы. Замок – замок.
Оценка: 6 слов – «5»; 5,4 – «4»; 3 – «3»
Класс работает под руководством учителя.
Активизирую мыслительную деятельность, развиваю внимание.
Вырабатываю умение работать самостоятельно.
Метод письменного контроля.
Проверяю качество усвоения изученного материала. Использую ТСО.
Свои теоретические знания учащиеся реализуют на практи-ческих заданиях.
Появляется дополнительная заинтересованность в работе.
Цели для учеников: показать степень усвоения материала.
Вывод: ученики усвоили материал.
Подведение итогов, рефлексия.
-С каким новым лексическим понятием вы познакомились на уроке?
— Что вызвало особый интерес?
— В чём затруднялись?
Проверяю, как глубоко усвоен полученный материал, умение использовать полученные знания на практике.
Выявляю пробелы, корректирую знания.
Концентрируют своё внимание,
воспроизводят полученные зна-ния, развивают речь.
Показывают своё умение сопоставлять и делать выводы
Выставление оценки за урок.
1. Оценка работы класса.
2. Оценки за урок ученикам и их аргументация.
Подвожу итоги урока: даю анализ и оценку успешности достижения цели, объективно оцениваю знания, мотивируя оценки.
Поощряю интерес к учёбе, стимулирую стремление к знаниям.
Ученики развивают речь, обращают внимание на то, как мы говорим, проявляют творческие способности.
Вывод: материал усвоен хорошо.
Домашнее задание: (слайд № 15 )
Параграфы 64-67, упр.348.
Дополнительно: Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.
Сообщаю учащимся д/з, разъясняю методику выполнения.
Даю возможность детям заработать дополнительную оценку.
Намечаю перспективы на последующую работу.
Учащиеся знают, что им задано, как выполнять д/з и для чего это нужно. Закрепляют полученные знания.
Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению.
1. Говорит Попугай Попугаю:
— Я тебя, Попугай, попугаю!
Отвечает ему Попугай:
— Попугай, Попугай, попугай!
2. Говорили тиграм львы:
— Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
Дам я вам по калачу.
А смотрите, не болтайте,
4. Ёжик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
5. Отца спросила дочка:
«Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволОчка»,
Его приносят в класс?
Но есть ведь и атлАс?»
Выбранный для просмотра документ #U0440-5 #U041e#U041c#U041e#U041d#U0418#U041c#U042b.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
5 класс раздел «ЛЕКСИКА» Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ Велетьминской школы Самарова Ирина Михайловна *
1. Лексика – это … словарный состав языка 2. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется … Лексикологией 3. В толковых словарях разъясняется … лексическое значение слов *
4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … многозначными 5. Однозначными называются слова, имеющие … одно лексическое значение 6. Слово может иметь … и… значения. прямое и переносное значения *
7. Перенос названия происходит, если у предметов есть … какое-либо сходство 8. Существуют разные виды словарей… *
олицетворение метафора олицетворение Снег идёт. Снег идёт. Снег идёт. К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт. Б. Пастернак метафора Выпишите слова, употреблённые в переносном значении, и укажите название художественных выразительных средств. *
Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Сравните: КНОПКА КЛУБ Кнопка звонка Кнопка-застёжка Канцелярская кнопка Клуб дыма Клуб по интересам Клуб-помещение для отдыха ОБЩЕЕ: кнопку нажимают, она маленького размера. По смыслу абсолютно РАЗНЫЕ *
Сходства-отличия омонимов и многозначных слов СХОДСТВО Пишутся одинаково ОТЛИЧИЕ Многозначные Омонимы имеют абсолютно общее в Л/З разные Л/З (по форме, цвету, характеру, действию ) *
Грамматическая задачка: назовите омонимы 1. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе. 2. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка. Прибежал, постучал в окошко: «Отыскалась твоя сережка!» 3. На виду честного люда Трусит с горки ехать Люда. А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани. 4. Девочка с длинною косой в полях, не скошенных косой. 5. Ох, скосит розовую кашку, своим козлятам “сварит” кашку. *
ПРОВЕРКА упр.345 1. Скосил траву. – 2. Скосил глаза. 3. Косяк лошадей. –4. Косяк двери. 5. Заплетал косу. – 6.Точил косу.- 7. Песчаную косу *
На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно! Распределите слова на три группы: 1) омоформы, 2) омофоны, 3) омографы. Топить печь – печь пироги. Глубокий пруд – сломать прут. Железный замок – роскошный замок. Стакан из стекла – вода стекла. Косить косой – косой взгляд. Деревянный плот – плод дерева. *
ПРОВЕРКА Омоформы: Печь (сущ.) – печь (глаг); из стекла (сущ.)- стекла (глаг.); Косой (сущ.) – косой (прил.). Омофоны: пруд – прут; плод – плот. Омографы: замок – замок. *
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграфы 64-67; упр. 348; подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения. *
Номер материала: ДВ-241118
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.