- Урок русского языка в 10-м классе с целью подготовки к ЕГЭ по теме «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке»
- Урок 4. Русского языка Звуки и буквы. Произношение и правописание
- Технологическая карта урока по Родному (русскому) языку на тему «Учимся произносить слова правильно» (2 класс)
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- План-конспект урока русского языка по теме:Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем.
- Видео
Урок русского языка в 10-м классе с целью подготовки к ЕГЭ по теме «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке»
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: стенд “К уроку”, опорные конспекты, бланк ответов, задания для самостоятельной работы на компьютере.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и умений.
1) тестирование по теме “Фонетика”; ответы проставляются в бланке ответов № 1 ЕГЭ по русскому языку (задания набраны на компьютере; см. Приложение 3);
1) словарная работа (работа по словам на стенде “К уроку”)
Анаграмма (греч.) – слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сон – нос, ропот – топор)
Анализ (греч.) – разбор.
Аналогия (греч.) – соответствие.
— Составить предложения с данными словами.
2) орфоэпическая разминка
Феномен, знамение, досуг, невролог, астролог, астроном, ходатайство, обеспечение, украинский, донельзя, задолго, сосредоточение, дремота, озвучение.
— Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (ОРФОЭПИЯ)
— Обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое послужит и эпиграфом к сегодняшнему уроку:
Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.
— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
— Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.
Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.
Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям.
4) – Произнесите скороговорки, которые вы выучили к сегодняшнему уроку.
5) – Некоторые учащиеся, объединившись в творческую группу, провели исследование произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и сегодня ознакомят всех с теми правилами, которые они разработали (Приложение 1).
IV. Формирование навыков.
1) Выполнение упр. 10 (II) (по учебнику Власенкова А.И. “Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи”) – прочитайте слова сначала “про себя”, а потом вслух, соблюдая правила произнесения.
Ст…р…на – стороны, сторонка
Г…л…дать – голод, голодный
В…сьмич…совой – восемь, час
Н…б…са – небо, небесный
— Какая особенность русского ударения помогает справляться с орфографическими трудностями при написании безударных гласных в слове?
(Русское ударение свободное, гласные под ударением произносятся отчётливо, и мы их пишем без сомнений.)
1) беседа по вопросам:
— Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
— Что мы должны делать, чтобы наша речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?
2) выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
1) Подготовить связный ответ по теме урока.
* 3) Подобрать 2-3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответить на вопрос: “Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?”
4) Выполнить рекомендованные упражнения для устранения пробелов в знаниях по теме “Фонетика”.
Урок 4. Русского языка Звуки и буквы. Произношение и правописание
Урок 4. Русского языка Звуки и буквы. Произношение и правописание
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «транскрипция», научить читать отдельные специальные знаки, применяемые при транскрипции; развить представление о соотношении произношения и правописания; продолжить формирование орфографических навы- ков и навыков анализа текста.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому со- вершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль. Познавательные УУД. Раз- витие представления о соотношении произношения и правописания. Выявление существенных признаков текста, определение его темы и основной мысли. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.
I. Лингвистическая разминка. «Кто быстрее?»
Проводится на основе пословиц и поговорок из упр. 6. Учи- тель читает начало, ученики продолжают. Самый быстрый по- лучает за правильный ответ фишку. Побеждает тот, кто собрал большее число фишек.
II. Опрос по домашнему заданию.
— Что такое речевой этикет?
— Зачем нужно соблюдать правила вежливого поведения?
— С помощью каких слов вы обратитесь ко взрослому незна- комому человеку, чтобы узнать, какой автобус идёт до нужной вам остановки?
Работу можно закончить, разыграв небольшую сценку
III. Устная работа по § 6.
1. Учащиеся информируются о том, что с данного урока на- чинается процесс повторения того, что было ими изучено в на- чальной школе. Ученикам предлагается самим сформулировать цели работы.
Затем анализируется название данного раздела в учебнике:
«Вспоминаем, повторяем, изучаем», после чего формулируется ещё одна цель — расширение знаний на основе повторяемого материала.
2. Беседа с классом.
— Что вы знаете про буквы и звуки?
— Прочитайте текст упр. 20 и ответьте на поставленные во- просы.
Учитель внимательно следит за тем, чтобы примеры, при- ведённые учащимися, действительно соответствовали сформу- лированному ими антитезису: есть слова, у которых совпадают звучание и написание (это и слово кирпич, и слова, входящие в название темы урока, — звуки, буквы, и многие другие слова: хвастун, намёк, урок, лён, беркут и пр.). Дополняем примера- ми из упр. 21 (с. 14): игра, книга, мир, спор, успех.
— Однако русское письмо устроено так, что часто буква обо- значает совсем не тот звук, который мы произносим. По цепоч- ке приводим примеры (леса, вода, город, огород, вокзал и др.).
— Можем ли мы при помощи букв записать звучащую речь? Способна ли привычная нам буквенная запись слов отразить то, что мы произносим в точности? Например, сравните слова:
мала и мяла. Одинаково ли мы произносим первый согласный звук, обозначенный одной и той же буквой? Для того чтобы в точности записать то, как мы говорим, букв не хватает, по- тому что звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэто- му для записи произношения была создана специальная систе- ма — фонетическая транскрипция.
IV. Тренировочные упражнения. Работа по учебнику.
1. Прочитайте материал учебника на с. 14, выпишите опре- деление слова транскрипция в словарь.
2. На с. 15 указаны знаки транскрипции. Используя их, за- пишите слова мала и мяла: [мала] — [м’ала].
3. Упр. 23. Учащимся сначала предлагается составить транс- крипцию и проанализировать звуковой состав слова люк: [л’ук], затем прочитать транскрипцию в обратной последовательности: [кул’] — и записать получившееся слово — куль.
4. Выписываем из упр. 21 слова, произношение которых не совпадает с написанием, и объясняем, чем надо руководство- ваться в их написании. Для подтверждения вывода читаем тео- ретические сведения на с. 15.
5. Комментированное письмо на основе слов, изученных в начальной школе.
Россия, знаменитый, корзина, пассажир, автомобиль, пу- тешествие, телефон, медленный, горизонт, картина, памят- ник, библиотека, фонтан, календарь, костёр, богатый, заря, портрет, вагон, корабль, расстояние, троллейбус.
6. В процессе выполнения предыдущего задания у доски ра- ботает один из учеников: он выписывает слова с безударными гласными в корнях слов из текста упр. 24 и готовится переска- зывать текст. Слушая пересказ, учащиеся рассматривают ре- продукцию картины А. Пластова «Летом» (с. 185).
Слово репродукция (на доску вынесена выдержка из толково- го словаря) записывается в словарь.
V. Подведение итогов урока.
Итоги урока подводятся с опорой на комментированное пись- мо: в чём трудность написания данных слов, как соотносятся их произношение и написание. Проводится самоанализ на ос- нове выполнения задания 7.
VI. Домашнее задание. 1. Работа над ошибками, допущен- ными в задании 7. 2. Чтение продолжения текста упр. 24 — упр. 261 (с. 121). Какие из приёмов изучающего чтения (с. 8) помогут запомнить содержание этого рассказа о детстве художника?
Технологическая карта урока по Родному (русскому) языку на тему «Учимся произносить слова правильно» (2 класс)
Тема : Учимся произносить слова правильно.
пополнение и обогащение словарного запаса школьников
формирование культуры речи
воспитание уважения к русскому языку.
1)проявляют положительное отношение и интерес к урокам родного русского языка;
2)сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
1)удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и вне урока (с опорой на усвоенный материал с урока);
1)выполняют задания по аналогии;
2) упражняются в правильном произношении слов ;
1)отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное
Место проведения: учебный класс.
Продолжительность: 40 минут.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение: орфографический словарь, дидактические карточки
Тип занятия: Открытие новых знаний.
1. Организационный этап
создать условия дляорганизация готовности класса к работе на уроке, настрой всех учащихся на продуктивную учебную деятельность, предмет и тему урока
Приветствует учащихся стоя, контролирует готовность к уроку.
Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
(учитель делает движение рукой вниз)
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
Приветствуют учителя стоя, проверяют готовность рабочего места к уроку.
Внимание детей сконцентрировано.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Мотивирует учащихся к учебной деятельности.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
— Что мы делаем на уроке Родного русского языка?
— Зачем мы с вами изучаем родной русский язык?
— Где нам пригодятся эти умения?
Записали число, классная работа
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Записывают в тетрадь число, классная работы
Формирование у обучающихся познавательных УУД
Через систему вопросов дети определяют значимость изучения родного русского языка для себя.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
— организовать актуализацию умений;
— организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
— уточнить следующий шаг учебной деятельности.
БАНТЫ, ТОРТЫ, ЗВОНИТ, ИСКРА.
Давайте с вами прочитаем слова.
Все ли слова мы прочитали правильно?
Какие слова вызвали затруднение правильного произношения?
Почему нам было трудно?
Где мы можем познакомиться с правильным произношением слов?
Совместно с учителем формулируют тему и цель урока, формируют этапы урока.
потому что мы не знакомы с правильным произношением
Посмотреть правильное произношение в орфографическом словаре.
Формирование у обучающихся познавательных, регулятивных УУД
Работа с орфографическим словарем
4. Этап целеполагания
Цель: формулирование темы, цели и формирование этапов урока в совместной деятельности педагога и обучающихся.
Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий.
Что бы помочь вам в постановке цели урока, я подготовила для вас несколько стихотворений:
Свёкла плакать начала,
До корней промокла.
Я, ребята, не свекла,
БАловать детей не надо,
Это просто невозможно.
БаловАть другое дело:
Можно только осторожно.
Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке?
Чему будем учиться?
Как мы будем достигать цели?
Ребята, обратите внимание, составляя задачи на урок, мы с вами составили план нашего с вами урока.
Предполагаемые ответы: о том, что можно неверно ставить ударение в словах.
Учимся произносить слова правильно.
Научиться правильно произносить слова, в которых чаще всего допускают ошибки.
Познакомиться со словами, в которых чаще всего допускаются ошибки;
Поработать с этими словами,
Запомнить их правильное произношение.
Формирование у обучающихсярегулятивных УУД
5. Реализация построенного плана
— реализовать построенный план;
— зафиксировать новое знание в речи и знаках;
— устранение и фиксирование преодоления затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует устранение затруднения. Организует групповую работу.
Для работы со словами, трудными в правильном произношении, давайте с вами разделимся на 4 группы. Каждая из групп будет работать с одним из этих слов. Каждой команде я раздам стихотворения – подсказки, с правильным произношением слов, а вы должны записать в тетрадь это стихотворение и устно составить диалог с использованиемэтого словом. Обратите внимание, что вы должны правильно поставить ударениев слове.
Прослушивание диалогов с использованием слов, в которых чаще всего можно сделать ошибки в произношении.
Выполняют предложенные учителем задания, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Формирование у обучающихсякоммуникативных, регулятивных УУД
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
Мой сосед-незнайка стонет –
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждёт, когда кто позвонИт.
4. Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искрА,
Если верно — Искра!
Учитель демонстрирует ФЗМ
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 123
Ручками похлопали 123.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем (12345)
И работать продолжаем
Дети повторяют движения.
7. Продолжение п. 5 Реализация построенного плана
Следующий этап, нам нужно запомнить. Как произносятся слова. Для этого я вам предлагаю, обменяться словами, для этого вы получаете новые карточки, в которых вы должны написать доставшееся вам слово и правильно поставить ударение.
Давайте проверим, правильно ли вы
Для закрепления предлагаю составить с каждым из этих слов по словосочетанию и записать в тетрадь, выделяя ударение в словах.
После написания, обменяться тетрадями с соседом по парте и карандашом исправить ошибки, если они есть.
Выполняют предложенные учителем задания, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Сверяют написанные слова с правильной расстановкой ударения на слайде.
Формирование у обучающихсярегулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Написанные слова учениками вывешиваются на доску.
Слова с правильным ударением выводятся на экран.
8. Рефлексия деятельности.
подвести итог проделанной работы
— Что мы с вами делали сегодня на уроке?
— Достигли мы с вами цели сегодняшнего урока?
— дайте оценку свей работе, проведенной на уроке: дополните одно из предложений
Мне было интересно…
Анализируют и оценивают свою деятельность
знакомились… работали… запоминали
Дети оценивают себя через высказывания.
Формирование у обучающихся коммуникативных, личностных УУД.
Если дети закончили предложение Мне было трудно…, учитель выясняет почему что-то не получилось и что надо повторить..
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию.
Выписать в тетрадь еще 5 слов, в которых можно сделать ошибки в произношении.
Записывают домашнее задание
Формирование у обучающихся регулятивныхУУД.
Номер материала: ДБ-1174810
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока русского языка по теме:Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем.
Предмет__Русский язык 2 класс
Тема урока:_ Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. ___________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цели: Уточнить знания учащихся о правильном произношении звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка; совершенствовать умение пользоваться орфоэпическим словарем; развивать речевой слух, обогащать словарный состав речи.
1. Организационный момент (1-2 минуты)
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
9. (Итог урока 2-3 минуты
Снова прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. Тихо сели, улыбнулись. Спинки ровно подтянули. Будем дружно мы работать. Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти.
Минутка чистописания. Откройте тетради по чистописанию стр. 27. Я тетрадочку открою и как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
1 Ш, ш. Найдите, обвожу, прописываю.
2 Сочетания букв: Шм, ши, ел, шу. Лишнее? Шм. Что такое слог? Часть слова. Как определить сколько в слове слогов. Столько сколько гласных. Ши – и. Обведите в тетради.
3 Прочитайте предложение. Шмель шустро шуршит в кашке. Значение какого слова не понятно? Кашка. Спишите предложение, выделяя орфограммы зеленым цветом, разделите все слова на слоги. Ученица у доски, подчеркивает гласные, делит на слоги. Проверьте . Пальчиковая гимнастика. Дождик.
4 Тема предыдущего урока? Ударение. Что такое ударение? Это выделением голосом одного из слогов в слове. Поставьте ударение в словах предложения. Проверьте, как выполнил задание Тимур. Зеленый кружок – согласны, красный – ошибка.
От чего зависит постановка ударения?
Вывод. Что мы знаем об ударении? В словах русского языка ударение свободное, от него зависит значение слова.
Давайте, проверим, умеем ли мы правильно ставить в словах ударение.
Пересели за компьютер, Найдите проверочную работу, сейчас наденете наушники, когда выполните, снимите их, поднимите руку. Отправитесь на помощь к лосям.
Работа на доске, упр. 101. По какому принципу сгруппировали слова? Физкультминутка – приветствуем Лосей. Пальчиковая гимнастика. Дождик.
Почему важно правильно ставить ударение в словах? Чтобы тебя поняли. Важно, правильно произносить слова. Прочитайте слова. Кто прав? Как рассудить спор?
Тема урока: Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем.
Упражнение 106 из учебника. Домашнее задание. Списать правильно, поставить ударение в словах, запомнить.
Упражнение 62, в тетради. Физкультминутка для глаз. Проверка. Кружки.
— А теперь, я покажу вам маленький секрет. Поставьте ударения в словах. Что интересного заметили?
— Прочитайте хором эти слова. Можно попробовать дома самим подобрать рифмы.
На уроке я работал – активно, пассивно
— Давайте подведем итоги урока.
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Какая была цель урока?
— С каким новым словом познакомились?
Сели за парты. Настроились на урок.
Прописывают буквы Ш, ш.
Анализ слогов. Запись. Правило.
Постановка ударения. Илья комментирует. У доски ученик. На доске. Эта картина мне дорога. Лесная дорога. Весенняя капель. Несколько капель. Взял мою чашку. Я мою руки.
Работа на компьютере. Проверочная работа. Постановка ударения. Диск.
Дополнительно, работают на доске, помогают Лосям спуститься на землю. Диск.
Посмотреть в словаре.
Орфоэпический. Стр. 105, 122, 276.
Работа в парах. Упражнение 106, словарь с. 136.
Проверка по эталону. Дополнительно – обвести слова в которых 3 слога.