Урок русского языка заставка + видео обзор

Презентация по родному русскому языку 1 класс Оформление красной строки и заставок. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» (1 класс)

Урок русского языка заставка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовил учитель начальных классов: Балашова Е.В.

Оформление красной строки и заставок. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» Тема урока

Простаки эти голуби! Воробьи похитрее. Голуби честно ищут корм, а воробьи-хитрюги за ними подглядывают. Как увидят, что голуби на подоконник слетелись, толкаться начали, так и мчат сразу, но не на подоконник, а на панель под окно. Наверху толкотня, драка: зёрна и крошки сыплются вниз. Воробьи внизу не зевают: клюют себе с выбором. Н. Сладков

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок»

Примеры оформления буквиц и заставок

Примеры оформления буквиц и заставок

Белка песенки поет И орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые…

Буквицы и заставки в книгах любимых авторов А.С. Пушкин

Задание: нарисуйте буквицу

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Номер материала: ДБ-1528194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема: Особенности оформления книг в древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Тип урока: изучение нового материала.

закрепить знания детей об изученных буквах;

познакомить детей со старинными книгами;

формировать навыки сознательного и плавного чтения;

развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

развивать навыки работы с текстом;

развивать речь, логическое мышление и внимание.

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

прививать усидчивость, умение преодолевать трудности ;

воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

воспроизводить прочитанный текст;

применять полученные знания и умения на практике;

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита и старинных книг ​​​​​​​

Мотивация к деятельности. ( 1мин)

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

— Во всём (безымянный)

— Здравствуй! (вся ладошка)

Открытая ладошка – открытая душа и доброта. Давайте подарим нашим гостям наши открытые ладошки

Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

У детей на парте (работа в группе) карточка АТУС КНИГА ИВЦ

(учит, получаем информацию, картинки, интересно)

Выявление места и причины затруднения (3 мин)

— Как вы думаете, всегда ли книги были такими, как вы привыкли их видеть?

(показать книги разных времен)

— Пофантазируйте, какая может быть судьба у этих книг?

РАЗДАТЬ ДЕТЯМ 2 ЛИСТА – С СОВРЕМЕННЫМ ТЕКСТОМ И СО СТАРИННЫМ

— найти отличия этих двух страниц ( 1 буква)

— каким цветом можно раскрасить первую букву? Почему? (красным)

ПЕРВАЯ БУКВА НАЗЫВАЕТСЯ БУКВИЦА

В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась ли она в современных книгах?

На своей досточке нужно вылепить заставку.

2. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

— Догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Попробуем составить план урока

Цель – будем учиться оформлять красную строку и заставку

— Что нового хотим узнать на уроке по данной теме?

— Чему будем учиться?

3. Реализация построенного проекта. (8 мин.)

Представим, что мы в древней русской школе.

Мы – ПИСЦЫ, ПИСАТЬ БУДЕМ ПАЛОЧКОЙ – ПИСАЛА

— Какая общая часть у этих слов?

Урок русского языка заставка

— ПОПРОБУЙТЕ НАПИСАТЬ БУКВУ Кириллицы по выбору НА ДОСТОЧКЕ

— А как мы сможем показать БУКВИЦУ И ЗАСТАВКУ? на досточке? ( ВЫЛЕПИТЬ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ и украсить ее)

— какую цель поставили? Достигли цели?

«Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

Источник

Урок «Буквица. Элемент оформления книги»

Разделы: МХК и ИЗО

Вид занятия. Декоративное рисование.

Цель урока. Нарисовать буквицу к сказу П.П. Бажова.

Учитель: книги с оформлением, презентация “Буквица”, методические таблицы с изображением буквиц, оформление книг художницей Татьяной Мавриной, фрагмент фильма– “Книжная миниатюра”, музыкальный фрагмент инструментальной музыки, песня “Цветные сны”.

Учащиеся: макет книг (выполненные на предыдущих уроках), фломастеры, цветные мелки.

1.Организационный момент 1-2 мин.
2.Беседа “Буквица – элемент оформления книги” 10-15 мин. (в беседе участвуют ученики-помощники учителя– готовятся к уроку заранее и подбирают материал, иллюстрации, выполняют презентацию)
3.Физкультминутка – 2-3 мин.
4.Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.
5.“Рассказ о работе” 4 мин.
6. Итог урока – 1-2 мин.

Учащимся выдаются книги художественного оформления – с буквицей на странице.

Учитель:Книга имеет свои секреты. На уроках вы познакомились со структурой книги – строением книги. Выполнили обложку – лицо книги.

Тема нашего урока “Буквица. Элемент оформления книги”.

Задача, которая стоит перед нами – Определить значимость буквицы, и нарисовать в макетах книг – буквицу.

Книга имеет и внутренние органы – титульный лист, основной текст, иллюстрация.

Что такое иллюстрация?

Ученик: Иллюстрация – рисунок, который в книге украшает содержание, делает ее яркой, привлекательной, помогает понять содержание прочитанного текста.

Тема урока “Буквица”. А что такое буквица?

Учитель: Рассмотрим страницы книг лежащие у вас на партах.

Что кроме иллюстраций мы видим на страницах?

Ученик: Текст, заставка, большую букву в начале текста.

Учитель: Эта большая буква действительно выделяется на странице. Эту букву называют буквицей.

Посмотрим фрагмент из фильма “Книжная миниатюра”

1.Что такое буквица?
2. Зачем ее выполняли на страницах книг?
3. Как оформляли буквицу?

Учитель: Что такое буквица? Какое определение дают словари?

Ученик: 1 – Значений у этого слова – 3.

1) Буквицаили инициал– крупная, часто выделенная цветом, орнаментированная или иным образом украшенная начальная буква раздела рукописной или печатной книги.

2) Буквица (устар.) — книга для первоначального обучения грамоте, то же, что азбука или букварь.

3) Буквица (также известна под названиями сорокозуб, полевой шалфей, первоцвет лекарственный) — Betonica L., род многолетних тенелюбивых шершавых травянистых растений из семейства губоцветных.

Учитель: – Буквица может быть – иллюстрация.

– Декоративно оформленная или выделенная цветом и размером

1. Буквица иллюстрация

2. Наборная буквица

Ученик 2: Расположена буквица по отношению к тексту – по разному:

Возможны следующие варианты взаимодействия буквицы с наборной полосой.

1) небольшая по размеру буквица своим основанием держит нижнюю линию первой строки или же углубляется в текст книги, слегка выдаваясь над первой строкой
2) крупная по размеру буквица полностью опустилась за линию первой строки
3) может располагаться не только в начале раздела или главы, но и внутри текста

Учащиеся закрыли глаза – звучит песня “Цветные сны” – представляют свою букву

Учитель:Сегодня на уроке мы продолжаем работу над оформление макета книги – сказы П.П.Бажова. Сегодня мы оформляем четвертый лист нашего макета книги – рисуем буквицу к сказу. На чистом листе – буквица, декоративно оформленная и красиво выполненная. А Цвет. Каким он должен быть?

Ученик 3: Цвет сказа: синий, зеленый – малахит, разноцветный– самоцветные камни,….

Учитель: Ребята а какую букву вы будете рисовать и почему?

Ученик: Я буду рисовать первую букву имени своей героини – Дарёнки, а можно и имя Настеньки из другого сказа.

Ученик: А я буду рисовать первую букву Упо тексту сказа “Малахитовая шкатулка”– “У Настеньки, Степановой – то вдовы, шкатулка малахитова осталась”.

Учитель: Ребята, в выборе буквы вы определяетесь сами. Приступаем к работе.

Звучит инструментальная музыка, а можно – из балета или оперы “Каменный цветок”.

Урок русского языка заставка

4) Самостоятельная работа учащихся.

5) Анализ работ – учащиеся рассказывают о своей буквице.

6) Итог урока – выставка работ учащихся.

7) В конце урока или в середине можно провести игру: Угадай!

Урок русского языка заставка

1 буква – А
2 буква – Е
3 буква – Г

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами ребята выполнили БУКВИЦУ.

Источник

Презентация по русскому родному языку в 1 классе на тему «Как писали в старину».

Урок русского языка заставка

Описание презентации по отдельным слайдам:

учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татаринова Валентина Александровна Выполнила:

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ «Как писали в старину»

Как ты считаешь, всегда ли люди писали так, как сейчас учишься писать ты: ручкой на бумаге? Рассмотри рисунки. Слушая текст, постарайся соотнести то, что слышишь, с тем, что видишь на рисунках.

2. Рассмотри фотографию. Как ты думаешь, что это такое? На чём это написано? Чем можно было это написать?

Из истории языка В Древней Руси на пергаменте писали только самые важные документы. А для обычных записей люди использовали кору берёзы – бересту (берёсту). Буквы на ней процарапывали острой палочкой – писалом. Учёные нашли такие записи и называли берестяными грамотами.

3. Рассмотрите рисунки. Слушая текст, постарайся соотнести то, что слышишь, с тем, что видишь на рисунках.

Почему дети сначала учились писать на воске и потом на бересте? Расскажи, что нового тебе удалось узнать. Почему древние книги назывались рукописными?

Рассмотрите страницу старинной рукописной книги. Расскажите, похожа ли она на страницы современных книг. Какие особенности тебе удалось заметить?

Из истории языка В древних книгах все буквы были одной высоты, кроме буквы, которая начинала текст или его часть. Её делали особенной: красивой, крупной, украшали рисунками и узорами. Такая буква называлась буквица. Часто буквицу писали красными чернилами. А ещё «красным» раньше называли всё красивое. Отсюда и возникло выражение «начать с красной строки». Начало всей книги и начало главы украшали рисунком шириной во всю страницу. Такой рисунок назывался заставка.

5. Рассмотри, как красиво писали буквицы в старинных книгах. Расскажи, нравятся ли тебе такие буквы.

6.Рассмотри страницу из современной книги. Расскажи, что тебе удалось заметить. Дома или в библиотеке найди книгу, в оформлении которой использованы буквицы и заставки.

7. Попробуй красиво и крупно нарисовать на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.

8. Нарисуй на листе бумаги заставку, а потом буквицу.

Мудрость в пословицах. Подумай, почему так говорят. Спиши в тетрадь. Не красна книга письмом, а красна умом.

В древних книгах слова записывались близко друг к другу, без пробелов. Как ты считаешь, легко ли было читать такой текст? Для чего сейчас мы оставляем пробелы между словами?

9. Посмотрите на запись. Удобно ли будет её читать? Почему? Попробуйте прочитать. Запишите получившийся текст. Яоченьлюблючитатьвчерамамакупиламненовуюкнигу. Я очень люблю читать. Вчера мама купила мне новую книгу. Проверь себя

10. В одном старинном русском букваре каждая буква была изображена в виде фигурки человека или нескольких фигурок. Рассмотри рисунки. Расскажи, какие буквы «спрятались» в этих рисунках. Встань и попробуй положением своих рук изобразить букву Ф. Попробуй вместе с соседом по парте изобразить букву Ж. Нарисуй какую-нибудь букву в виде фигурки человека.

11. Рассмотрите буквы кириллицы. Какие буквы исчезли, а какие сохранились в современном алфавите?

Мудрость в пословицах Предположи, что означают эти выражения. Названия каких букв ты слышишь в этих выражениях? Спиши одно выражение. Азбука – к мудрости ступенька. Сперва аз да буки, а там и науки. Аз да буки избавляют нас от скуки.

Расскажите, какие буквы современного алфавита вы видите на картинке.

ОЦЕНИ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ НА УРОКЕ

Интернет-источники: Фон, картинки, учитель, доска, сканированные страницы учебного пособия Подготовила : учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татаринова Валентина Александровна Александрова Ольга Макаровна Вербицкая Людмила Алексеевна Богданов Сергей Игоревич Казакова Елена Ивановна Кузнецова Марина Ивановна Петленко Лидия Владимировна Романова Владислава Юрьевна Авторы: Завершить показ

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Автор (фамилия, имя, отчество полностью)загружаемого материла

Татаринова Валентина Александровна

2.Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой, учитель начальных классов

Русский родной язык

Презентация по русскому родному языку в 1 классе на тему: «Как писали в старину».

6.Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Дидактический материал –презентация

7.УМК, авторы образовательной программы

8.Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: создание условий для знакомства детей с историей славянской письменности, первоучителями словенскими Кириллом и Мефодием.

Познакомить детей с Кириллом и Мефодием, создателями славянской азбуки.

Обогащать словарный запас слов. Знакомство с новыми словами: пергамент, береста, берестяная грамота, писало, церы, буквица, заставка, рукописная книга,перо,чернильница.

Воспитывать любовь к родному русскому языку.

9.Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft PowerPoint 2010

10.Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Разработка ориентирована на использование на предметных уроках по родному русскому языку в 1 классе.

11.Краткое описание, методические рекомендации по использованию.

Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам – переход на следующий слайд.

12.Список используемых источников

Сканированные страницы учебного пособия «Русский родной язык».

Номер материала: ДБ-1099856

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Родной язык по теме Особенности оформления книг в древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Выбранный для просмотра документ Презентация 1.pptx

Урок русского языка заставка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок – практикум по родному языку 1 класс Тема: Особенности оформления книг в древней Руси: оформление красной строки и заставок. Учитель начальных классов Аксенова Лариса Юрьевна Приморский край Г. Большой камень

Дыхательная гимнастика Утром только зорька над землёй встает, звонко на дворе наш петушок поёт

Книги имеют свою судьбу

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.docx

Минутки создания хорошего настроения ( в парах)

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят :

— Во всём (безымянный)

— Здравствуй! (вся ладошка)

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

Особенности оформления книг в древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Урок русского языка заставка

Выбранный для просмотра документ мой урок.docx

Тема: Особенности оформления книг в древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Тип урока: изучение нового материала.

закрепить знания детей об изученных буквах;

познакомить детей со старинными книгами;

формировать навыки сознательного и плавного чтения;

развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

развивать навыки работы с текстом;

развивать речь, логическое мышление и внимание.

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

прививать усидчивость, умение преодолевать трудности ;

воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

воспроизводить прочитанный текст;

применять полученные знания и умения на практике;

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита и старинных книг

Мотивация к деятельности. ( 1мин)

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

— Во всём (безымянный)

— Здравствуй! (вся ладошка)

Открытая ладошка – открытая душа и доброта. Давайте подарим нашим гостям наши открытые ладошки

Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

У детей на парте (работа в группе) карточка АТУС КНИГА ИВЦ

(учит, получаем информацию, картинки, интересно)

Выявление места и причины затруднения (3 мин)

— Как вы думаете, всегда ли книги были такими, как вы привыкли их видеть?

(показать книги разных времен)

— Пофантазируйте, какая может быть судьба у этих книг?

РАЗДАТЬ ДЕТЯМ 2 ЛИСТА – С СОВРЕМЕННЫМ ТЕКСТОМ И СО СТАРИННЫМ

— найти отличия этих двух страниц ( 1 буква)

— каким цветом можно раскрасить первую букву? Почему? (красным)

ПЕРВАЯ БУКВА НАЗЫВАЕТСЯ БУКВИЦА

В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась ли она в современных книгах?

На своей досточке нужно вылепить заставку.

2. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

— Догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Попробуем составить план урока

Цель – будем учиться оформлять красную строку и заставку

— Что нового хотим узнать на уроке по данной теме?

— Чему будем учиться?

3. Реализация построенного проекта. (8 мин.)

Представим, что мы в древней русской школе.

Мы – ПИСЦЫ, ПИСАТЬ БУДЕМ ПАЛОЧКОЙ – ПИСАЛА

— Какая общая часть у этих слов?

Урок русского языка заставка

— ПОПРОБУЙТЕ НАПИСАТЬ БУКВУ Кириллицы по выбору НА ДОСТОЧКЕ

— А как мы сможем показать БУКВИЦУ И ЗАСТАВКУ? на досточке? ( ВЫЛЕПИТЬ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ и украсить ее)

— какую цель поставили? Достигли цели?

«Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.