- Урок русского языка в 5 классе ФГОС Язык и человек план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация к уроку
- Урок в 5 классе по теме «Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы» методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока русского языка на тему «Язык и человек. Язык и речь» (5 класс)
- Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Язык и человек».
- Видео
Урок русского языка в 5 классе ФГОС Язык и человек
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока для 5 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока объяснения нового материала
Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение.
Планируемые образовательные результаты.
В результате занятия учащиеся смогут
В результате занятия учащиеся смогут
В результате занятия учащиеся смогут
Основные понятия урока : язык, речь, общение
Этап урока. Основное содержание урока.
Основные виды деятельности учащихся
Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны? Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.
Эмоциональное включение в урок
Проверка готовности к уроку
Мотивация (создание проблемной ситуации)
(учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык»)
Великий могучий русский
Язык показал я французу,
А он показал – французский,
А я дал месье по пузу.
Мы в бой с ним вступили близкий,
Катались, вопили, рычали…
Но тут показал нам английский
Нахальный один англичанин.
Тогда мы с французом встали
И два языка показали.
Он сразу полез с нами в драку,
И в боксе он был неслабым:
Мы с ним показали поляку,
Китайцу и двум арабам.
С трудом нас подняли прохожие…
И поняли мы, дураки:
Какие у нас похожие
Слушание и адекватное понимание текста стихотворения
-Ребята, как вы думаете, о чем этот текст?
-Какой язык имел в виду поэт?
-На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет?
-А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре?
-Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие?
-Для чего человеку нужно знание родного языка?
(чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы)
-Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение?
-Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык?
-Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его?
Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так: (слайд 1)
-Какое же это слово? (язык)
Анализ языкового материала
Аргументация собственной точки зрения
Построение умозаключений на основе анализа языкового материала
Слушание и адекватное понимание текста высказывания
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).
Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).
Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.
— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.
Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.
— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?
(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)
— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
(Ребята перечисляют известные им языки)
— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).
На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”
— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).
— Ребята, а как нужно относиться к слову?
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.
Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.
— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).
— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)
— Какая речь есть у всех народов?
(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)
— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?
(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)
— Какой речью мы пользуемся чаще?
(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)
— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?
(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).
— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?
(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).
Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— в мире существуют “бессловесные” языки
— словесный язык универсален
— в мире множество языков
— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
— речь бывает письменная и устная
— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
— для развития человека необходимо общение с другими людьми
Дополнительный материал для урока:
Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:
— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.
Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)
Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)
. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)
Урок в 5 классе по теме «Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы
Цели: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; дать понятие о единицах языка.
Задачи: научить способу запоминания учебного материала по теме на основе ассоциаций
1) Организационный момент: оформление тетрадей
2) Анализ слова «сентябрь»: мягкие согласные создают настроение и влияют на восприятие этого слова. Написание е в первом слоге можно запомнить при помощи словосочетания «п е рвое с е нтября». Слова, которые всплывают в памяти при произношении какого-то слова, называют ассоциациями, а способ запоминания – ассоциативным. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «русский язык»?
3) Мы читаем книгу, газету, журнал и понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Слово – это речь, язык. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Я в ответ сказать могу:
«Вон овечка – на лугу!»
– Почему животные не смогли помочь Ване?
– Кто помог мальчику и почему?
К какому же выводу вы пришли? ( Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д. )
язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
1. Предложение – единица языка.
2. Слово – единица языка.
3. Звук – единица языка.
Диктант с заданием.
Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.
Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.
1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.
2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?
Домашнее задание: составить и записать рассказ (6-10 предложений) «Моё летнее происшествие ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прежде чем приступать к написанию сочинения, учащийся должен сформировать четкое представление о том, что он будет писать, в каком порядке собирается располагать свои мысли, какие средства художествен.
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка.
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками.
Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской «Язык и речь. Язык и человек» содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке.
Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в совр.
Урок русского родного языка в 5 классе Дата проведения: 20 апреля Тема урока: «Функциональные разновидности языка. Стили речи»1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.1) НАБЛЮДЕНИЕ.1) Прочитайте.
Конспект урока русского языка на тему «Язык и человек. Язык и речь» (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе «Язык и человек. Язык и речь» (вводное занятие)
Цели урока: знакомство с учебным комплексом по русскому языку; создать условия для понимания и осмысления роли языка в жизни человека
Оборудование урока: учебник 5 класса Т.А. Ладыженской, жетоны в форме сердечка по количеству детей (для игры № 1), критерии оценивания, образец как подписывать тетради, раздатки с текстом стихотворения «Твой учебник – твой портрет».
1. Знакомство с детьми.
Доброе утро! Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня. Я ваш новый учитель русского языка и литературы. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Ольга Владимировна. (Знакомство с классом по списку). Спросить какая у кого оценка по русскому языку была в начальной школе, какой предмет самый любимый, почему. Провести игру на знакомство, сплочение.
2.Знакомство с требованиями, критериями оценивания.
Отлично, ребята! Вот мы с Вами и познакомились. Сядьте теперь все на свои места, чтобы я видела, что вы готовы к занятию. Если все готовы, пожалуй, начнём наше сегодняшнее вводное занятие. Для начала я вам скажу о требованиях к занятиям по русскому языку. На занятия русского языка и литературы вам необходимо будет иметь две рабочие тетради: одну для классной работы, одну – для домашних заданий. Кроме того, вам нужно будет завести две тетради для контрольных работ. Теперь я вам объясню, как правильно подписывать тетради. Внимание на доску. (Показ на доске как правильно подписывать тетради рабочие и для контрольных и творческих работ: для работ по русскому языку, ученика (цы) 5 «..» класса, Ф.И.О. в Родительном падеже). Обратить внимание детей на то, что все записи мы выполняем ручкой с синей пастой, обязательно должны быть запасные стержни или дополнительные ручки с синей пастой, потому что они часто заканчиваются или теряются. Кроме того, должен быть простой карандаш для разборов, ручка с зелёной пастой для выделения орфограмм. Отметить, что штрихом пользоваться можно только в редких случаях, так как он, зачастую, портит тетрадные листы, они слипаются, и тогда всё смотрится очень неаккуратно и неопрятно. Поэтому пользоваться штрихом в очень редких исключительных случаях. Также стоит сакцентировать внимание детей на том, что даты и сегодняшнее число мы пишем словами в именительном падеже.
Ребята, у кого возникли вопросы, кому, что не понятно можно спросить. Если всё понятно, то сейчас мы с вами возьмём в руки учебник русского языка. «Каждая книжка — результат большого коллективного труда, и этот труд надо беречь». Посмотрите, какой учебник красивый, новый. Ребята, когда придёте домой оберните сразу же ваши учебники. Ведь до вас ими пользовались другие дети, и они сохранили их для вас, чтобы ими можно было пользоваться, как можно дольше. Когда вы закончите учиться по этим учебникам ваши книги перейдут другим детям и ещё много-много ребят сможет заниматься по ним, поэтому важно сохранить их как можно дольше такими же новыми, глянцевыми и блестящими. Ни в коем случае нельзя чиркать ручкой, рисовать в учебниках, вырывать листы или мять и сгибать страницы. Чтобы запомнить на какой странице вы остановились, используйте закладку. Можно в уголочке подписать, чей это учебник, но только простым карандашиком.
3. Знакомство с учебником. Чтение стихотворения «Твой учебник – твой портрет» (раздатки)
А теперь, давайте посмотрим на то, что собой представляет сам учебник. Просмотрите его внимательно, аккуратно перелистывайте страницы. На форзаце учебника вы можете увидеть все орфограммы и правила по русскому языку, с которыми вам предстоит познакомиться в этом учебном году. Они все пронумерованы, это будет подсказкой для вас, к которой вы всегда можете обратиться, если что-то забыли. Обратите внимание, что номера и наименования орфограмм заучивать не нужно. Ребята, данный учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, его авторы-составители: Таисия Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и другие. Особое внимание обратите на условные обозначения. (Рассмотреть условные обозначения, что обозначают знаки около слов: 1, 2, 3, 4, 5, *).
В конце учебника можно найти толковый словарик на странице 175, есть и иллюстрации, их не очень, конечно, много, но все они по-своему интересные. Здесь и натюрморт есть, и портреты детей, и летние картинки. Учебник очень красивый, поэтому ребята напоминаю, вам, что книги надо беречь. Ведь на создание одной такой книги уходит много времени и сил.
Давайте с вами немного поиграем, тем самым я смогу вас всех лучше узнать, ведь вас так много, вы все такие красивые и наверняка очень умные, я думаю, что с вами будет интересно и весело поиграть.
№ 1«Откроем сердца друг другу»
Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков – достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.
Разделить на две команды. Придумать название команды, связанное с русским языком. Выполнить 8 заданий в парах.
Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.
Ответ. Язык, глаза, уши.
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык).
2. Заполните схему «Что такое язык?»
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Язык и человек».
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Учебник «Русский язык» 5 класс (авторы: Т. А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)
Цель урока : формировать интерес к изучению русского языка.
Личностные : создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные : моделировать слова в предложения в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять их в речевой практике.
Регулятивные : формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные : развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)
Тип урока : формирование умений и навыков.
Задача – создать доброжелательную атмосферу, настроить на урок. Объясняю детям задачу урока и делю их на команды. Каждая команда должна справиться с 16 заданиями, которые будут оценены мною в конце урока.
II этап. Актуализация знаний.
Начало игры. Внимательно слушайте задания и дайте один ответ от команды.
III этап. Реализация. Поиск решения проблемы.
Итак, внимание, мой вопрос.
1. Расставьте ударение в следующих словах
Шинель, звонит, договор, изобретение, балую, дефис, жалить, досуха, свитер.
2. Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову
Отважный, холодный, дом, друг, говорить.
Облако, солнце, ветер, ребёнок, заяц, обезьяна.
Дно, шило, полено, судно (корабль). Ответы: Донья, шилья, поленья, суда.
5. Можно ли, не определив части речи, разобрать слово по составу?
Разберите выделенные слова по составу. С какой трудностью вы столкнулись?
6. Найдите корень слова приду.
Из каждого слова, данного ниже, можно получить другое (имена существительные в именительном падеже единственного числа) путём перестановки букв:
Баня, вино, жало, куст, карп, лето, пион, ритм, шина, шарф, араб, лось.
Могу зимой тепло доставить, С начала и с конца прочтя,
И дать прохладу в летний зной. Всегда найдёшь одно и тоже,
Футбольный мяч надуешь мной. В нём можно скрыться от дождя.
(сосна- насос) ( шалаш)
И у себя и у другого.
Когда с конца меня прочтёшь,
Я превращусь в другое слово,
Заставлю я тебя зевать
И прикажу идти в кровать.
С буквой Д я породистый пес, Я хищник не был никогда,
Я имею как средство защиты. И больше не хочу овса.
И вот отгадка всех чудес.
10. Составьте стихи, используя эти четверостишия:
11. Отгадайте загадки и вспомните фразеологические обороты (не менее двух), в которых встречаются отгадки.
(Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи. )
(Тень. Бросать тень, быть в тени, наводить тень на плетень).
(Собака. Вот где собака зарыта, собаку съесть, собака на сене. )
12. Подберите синонимы к словам: большой, умный, жестокий, интересный.
13. Объясните разницу в значении слов : дворовый, дворецкий, придворный, крепость, крепостной.
14. Подышите омонимы к словам и объясните их значение: мой, коса, ключ, пила, заставить, мир.
15. Как в современном русском языке называются эти предметы?
Чело, уста, град (город)
16. Объясните смысл пословицы: «Куй железо, пока горячо».
Итак, ребята, сейчас я оглашу итоги нашей игры. Наш урок подошел к концу, и я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:
Мне больше всего удалось…
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что показалось интересным?
Мне в жизни это пригодится…
Для меня было открытием то, что…
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Учитель даёт комментарий к домашнему заданию: Учащиеся записывают домашнее задание.