Уроки фонетики немецкого языка + видео обзор

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Обучение фонетике немецкого языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

1. Методика объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка.

2. Конкретная методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка.

3. Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

Методика объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка

Главной задачей при изучении иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции учащихся. Для этого учителю необходимо использовать методы обучения фонетики иностранного языка именно для освоения коммуникативной способности. Преподаватель должен быть ознакомлен со способами опознавания отклонений от норм фонетики немецкого языка и приемами их исправления. Ему необходимо владеть формами и приемами организации эффективного проведения занятий с изучением фонетики немецкого языка. Правильное произношение звуков и звукосочетаний иностранного языка, владение его интонацией, корректная расстановка ударения, приобретение слухо-произносительных навыков имеет большое значение для правильного понимания и выражения мысли на иностранном языке, и в конечном счете для адекватного выполнения коммуникативной функции. Одним из главных условий овладения корректным произношением является умение слышать и воспроизводить звуки немецкого языка. Межязыковая интерференция представляет собой основную сложность в процессе обучения произношения. Это явление имеет место в результате перенесения обучающимися слухо-произносительных навыков русского языка на немецкий, то есть звуки немецкого языка произносятся как звуки русского языка. Преподавателю необходимо прогнозировать и предупреждать появления подобных явлений. Специфика артикуляционной базы иностранного языка обязана быть в центре внимания учителя.

На начальном этапе учащиеся, как правило, изучают основной материал по фонетике. В учебниках звукобуквенные соответствия представлены с соблюдением принципа последовательности. Именно от учебников зависит достаточно произвольная последовательность приобретения учениками навыков произношения, которые закрепляются на последующих этапах. Совершенствование произношения связано с изучением иных языковых аспектов немецкого языка (грамматикой, лексикой) и осуществляется при речевом общении учащихся. Само приобретение фонетических навыков – не самоцель. Оно зависит от коммуникативной деятельности и происходит при обучении чтению, письму, слушанию и говорению. Выделение зон интерференции, сопоставление произношения звуков и звукобуквенных соответствий немецкого и русского языков для определения фонетических трудностей необходимы при обучении правильному произношению. Это дает возможность учителю исправлять фонетические ошибки на начальном этапе обучения. Если у ребенка развит речевой слух, который имеет три разновидности: фонетическую, фонологическую и интонационную, он успешно овладевает навыками произношения.

Фонетический слух – это умение корректного воспроизведения несмыслоразличительных свойств речи. В отличии от него фонематический слух – это умение воспроизведение их смыслоразличительных свойств. А интонационный слух представляет собой умение воспринимать интонацию фразы и ее структуру.

Для формирования у обучающихся навыков фонематического восприятия речи преподавателю важно научить их определять их смыслоразличительные черты при выполнении парного противопоставления, различения, опознавания и отождествления.

Выделяют два вида произносительных навыков:

Ритмико-интонационный, представляющий собой владение интонацией, ударением, паузацией, экспрессивными и логическими интонемами (интонационным признаком или сочетанием признаков, способных выполнять смыслоразличительную функцию).

Слухо-произносительный, который в свою очередь подразделяется на:

аудитивный/слуховой – это способность производить действие для опознавания фонем (абстрактных звуковых единиц, которые обнаруживают свои различительные признаки в разных позициях), слов, смысловых синтагм;

собственно произносительный – навык корректного произношения звуков, а также соединения их в словах, словосочетаниях и предложениях.

Выделяют два основных подхода при обучении фонетики немецкого языка:

Имитативный (акустический) – научение школьников правильному восприятию и имитации звуков, которые они слышат, избегая явления интерференции, то есть уподобления немецких звуков русским. Звуки усваиваются в речевом потоке благодаря упражнениям, основанным на повторении и имитации.

Аналитико-имитационный, основанный на объединении имитации с объяснением особенностей артикуляции, ударения, интонации и т. д. Аналитико-имитационный подход включает в себя следующие положения:

обучение немецкого языка начинается с вводного фонетического курса;

тщательная отработка каждого звука;

изучение работы органов произношения звуков;

произносительные и слуховые навыки формируются отдельно.

Дифференцированный подход, представляющий собой сочетание имитативного и аналитико-имитационного подходов.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что для развития коммуникативной компетенции у школьников учителю немецкого языка следует применять методику объяснения и отработки фонетических особенностей для приобретения учащимися коммуникативных навыков. Обучение фонетики подразделяется на

два этапа: начальный и продвинутый. Преподаватель должен быть ознакомлен с методикой обучения фонетики на этих этапах.

Конкретная методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка

Преобладает мнение, что учащиеся легко усваивают немецкое произношение. Однако работать над ним необходимо систематически, как на начальном ( I ), так и на продвинутом ( II ) этапах обучения. На первом этапе формируются основы произношения (2 – 3 кл. или 5 – 6 кл.), а на втором – совершенствуются и поддерживаются ритмико-интонационные и слухо-произносительные основы (4 – 11 кл. или 7 – 11 кл.). Фонетический минимум включает в себя:

звуки немецкого языка;

те явления в фонетике, которые вызывают трудности у школьников (закрытые и открытые гласные, твердый приступ и т. д.).

Фонетическая зарядка является одной из самых распространенных форм работы над произношением на двух этапах обучения. Чаще всего она проводится в начале урока, но ее можно применять и в середине урока с использованием приема «сбор ошибок». В качестве фонетической зарядки можно использовать стихотворение на немецком языке. Я обычно придерживаюсь следующего плана работы со стихом:

ознакомление учащихся с автором стихотворения и иногда с обстоятельствами его написания со зрительной опорой (например, с использованием карточек);

знакомство с новыми лексическими единицами;

прослушивание аудиозаписи стихотворения или его выразительное чтение учителем;

его анализ (разъяснение трудностей, например, композиции, стиля и т. д.);

снятие фонетических трудностей (например, отработка отдельных звуков, вызывающих трудности при произношении учащимися и т. д.);

повторное прослушивание аудиозаписи стихотворения или его выразительное чтение преподавателем с акцентированием внимания на корректном произношении;

коллективное чтение школьников вслед за преподавателем;

Источник

Урок 1. Немецкий алфавит. Звуки немецкого языка

Каждый язык имеет свой особый, присущий только ему звуковой строй, с которым необходимо познакомиться, так как человек, не владеющий правильным произношением, не сможет правильно воспринимать иностранную речь на слух и не сможет быть правильно понят. Немецкий язык, наряду со звуками, свойственными только ему, имеет целый ряд звуков, произношение которых практически совпадает с соответствующими звуками русского языка.

В немецком языке 42 звука, для записи которых используются 26 букв латинского алфавита. Как в немецком, так и в русском языке, различают гласные и согласные звуки. Немецкий язык имеет 15 простых гласных звуков, 3 сложных двугласных звука (дифтонга) и 24 согласных.

Немецкий алфавит

Гласные звуки немецкого языка обладают двумя особенностями:

1. В начале слова или корня гласные произносятся с сильным приступом, напоминающим легкий щелчок, который придает немецкой речи отрывистость звучания, не свойственную русскому языку.

2. Гласные подразделяются на долгие и краткие, чем объясняется их большее количество по сравнению с русским языком.

Долгие гласные произносятся более напряженно, чем гласные русского языка, и не меняют своего характера в течение всего времени звучания. Следующий за долгим гласным согласный звук свободно примыкает к нему, как бы с небольшой паузой. При передаче немецких звуков русскими буквами долгота гласных обозначается двоеточием после соответствующей буквы.

Краткие гласные произносятся более кратко, чем русские гласные. Следующий за кратким гласным согласный звук плотно примыкает к нему, как бы обрывая его.

Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.

Долгота и краткость гласных имеют часто смыслоразличительное значение и определяют общий характер и ритм немецкой речи:

StadtштатгородStaatшта:тгосударство
offenофэноткрытыйOfenо:фэнпечка

Гласный произносится долго:

а. в открытом слоге, т. е. слоге, оканчивающемся на гласный:

Vater фа:та

Leben ле:бен

б. в условно-закрытом слоге, т. е. слоге, который при изменении слова может быть открыт:

Tag та

Ta-ge та:ге

На письме долгота гласного обозначается:

а. удвоением буквы

б. буквой h, стоящей после гласного

в. буквой e после i

Гласный произносится кратко, если за ним следует согласный или группа согласных:

Согласные звуки немецкого языка обладают следующими особенностями:

а. они произносятся напряженнее соответствующих русских согласных;

б. немецкие глухие согласные p, t, k произносятся с придыханием, особенно в конце слова;

в. немецкие согласные, в отличие от соответствующих русских согласных, никогда не смягчаются;

д. в отличие от русского языка, где глухой согласный озвончается под влиянием следующего за ним звонкого согласного (из ис туннеля, но: из из дома), в немецком языке происходит обратное явление: глухой согласный частично оглушает следующий за ним звонкий, оставаясь глухим (das Bad дас бпа:т).

Ударение в немецком языке падает, как правило, на корень слова или на приставку, т. е. на первый слог. При изменении слова ударение не меняется. Произношение немецких слов передается в данном пособии русскими буквами без использования общепринятых транскрипционных знаков. Транскрипция слова и ударный гласный выделяются разными шрифтами. Такая транскрипция позволяет (за некоторыми исключениями) довольно правильно произносить немецкие слова и предложения.

Обратите внимание, что при наведении на русскую транскрипцию, отобразится IPA-транскрипция. Это для особо продвинутых учеников, если вам она не нужна, используйте только русскую.

Произношение немецких гласных

Однако, особо внимательные слушатели могли заметить призвук звука «и» в словах Leben и See. Такого звука нет ни в русском, ни в английском языках, обращайте на него внимание, когда слушаете немецкую речь. Произносите его подобно русскому [э/е], причем положение губ — как для [и]. Также можно попробовать произносить дифтонг [эй], полностью не произнося вторую часть звука, т.е. первая часть звука это [э/е], а вторая [й], [й] как раз до конца и не произносится. Послушаем еще раз:

Произношение немецких согласных

Многие согласные звуки немецкого языка произносятся практически также, как и соответствующие звуки русского языка: b б, p п, w в, f ф, s c или з (перед гласным или между двумя гласными), k к, g г, n н, m м, z ц.

Произношение R r

Согласный звук, обозначаемый буквой r, может звучать и как гласный звук, близкий к русскому звуку а.

В остальных случаях произносится как согласный звук. Существует три вида произношения согласного звука «r» (2-ой вариант сейчас является более употребительным):

Запомните правила чтения некоторых буквосочетаний:

Источник

StudyInFocus

Высшее образование в Германии

News Articles

Возможно вы ищите.

Blog Posts

Уроки фонетики немецкого языка

Как изучить немецкую фонетику

Немецкий язык, как и английский, относится к группе германских языков, но его фонетика считается гораздо более простой, чем фонетика английского.

Говорят, немецкий произносится так же, как пишется. Это утверждение не совсем соответствует действительности: существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать.

Интересно!

Фонетика — это один из разделов лингвистики, изучающий звуковое строение и интонации языка.

Каждому языку присущи те или иные особенности звучания, произношения звуков и их сочетаний, а также интонационные нюансы, что и создает неповторимый, узнаваемый образ. Даже если мы не понимаем язык, мы можем на слух отличить немецкий от английского или французского.

Неправильное произношение даже одного звука может полностью изменить смысл слова; не владея правильным произношением, понимать иностранную речь сложно даже при наличии обширного словарного запаса. Если иностранный язык изучается только в классе, поставить нужное произношение непросто: можно долго учить язык, а потом, оказавшись в среде его носителей, не понять, что они говорят, именно из-за особенностей произношения.

Поэтому самый быстрый и эффективный способ освоения языка — занятия в небольшой группе с преподавателем, совмещенные с живой спонтанной разговорной практикой, желательно, в общении с носителями языка. Такие условия созданы в языковых школах.

Особенности фонетики немецкого языка

К фонетическим особенностям немецкого языка относятся следующие нюансы:

Структура слога в немецком языке

Как известно, все слова состоят из слогов. Ядром слога в большинстве языков, в том числе, в немецком, является гласный звук. Он может быть в слоге только один, в отличие от согласных, которых в может быть несколько.

Таким образом, гласный может располагаться в начале, середине или конце слога.

По этому признаку различают открытые слоги, которые оканчиваются гласным, и закрытые, которые заканчиваются согласным. В немецком языке все открытые слоги содержат долгую гласную.

В закрытых слогах в немецком языке, как правило, краткий гласный, но есть и исключения.

В немецком языке есть условно закрытые слоги. Это слоги, которые в одной форме слова закрыты, но при изменении словоформы могут становиться открытыми.

Есть слоги прикрытые и неприкрытые:

Гласные звуки немецкого языка

Как и в русском, в немецком языке все буквы и звуки делятся на гласные и согласные.

Интересно!

Для немецкой фонетической системы характерно наличие как одиночных гласных (монофтонгов) так и сдвоенных (дифтонгов). Есть гласные нижнего, среднего и верхнего подъема.

Немецкий язык имеет следующие особенности произношения гласных:

Когда мы передаем звучание немецких звуков русскими буквами, долгота гласного обозначается двоеточием после него.

Долгота гласных имеет большое значение для различения смысла. Если в русском языке от длительности звучания гласных смысл не зависит, в немецком ситуация прямо противоположная.

Например, слово Stadt произносится как «штат» и означает «город», Staat произносится с длинным гласным — «шта:т» — и означает «государство».

В каких случаях гласный долгий, а в каких — краткий? Эта ситуация регулируется правилами.

Правила чтения долгих и кратких гласных в немецком языке

Гласные произносятся кратко, если после гласного расположена согласная буква или группа согласных (за исключением условно-закрытых слогов), например, Birke произносится как «биркэ».

Согласные звуки немецкого языка

В целом немецкие согласные звуки произносятся более глухо, чем русские. В немецком есть одиночные и сдвоенные согласные, которые произносятся слитно (аффрикаты).

Особенности немецких согласных:

Какие сложности могут возникнуть в произношении немецких согласных

В основном, немецкие согласные произносятся практически так же, как русские:

Немецкий «r»: как его произносить?

Сложности могут возникнуть при произношении звука r. В немецком он может быть как согласным, так и гласным, близким к русскому «а».

В каких случаях r произносится как «а»:

Во всех остальных случаях r произносится как согласный одним из трех способов:

Ударения в немецком языке

Немецкие ударения носят фиксированный характер, то есть, ударение в слове не меняется с изменением словоформы.

В корнях слов ударение обычно падает на первый слог; если в слове есть префикс, он может быть ударным, в отличие от постфиксов, которые обычно безударные.

В сложных словах может быть два ударения: основное и второстепенное. В аббревиатурах ударение всегда приходится на последнюю гласную.

Логическое ударение в предложениях никогда не падает на служебные слова.

Произношение немецких буквосочетаний. Когда сочетания букв дают новый звук

Буквосочетания могут читаться по-разному:

Особые знаки в немецком языке

В немецком языке существуют так называемые диакритические знаки — умлауты (или умляуты). Они указывают на такое фонетическое явление, как умлаут гласных.

Интересно!

Умлауты (от немецкого Umlaut — перегласовка) характерны для германских, кельтских, алтайских и уральских языков. Умлаут указывает на изменение тембра гласной.

Умлауты немецкого языка:

Диакритические знаки доступны в немецкой клавиатуре; при невозможности использования их заменяют на следующие буквосочетания, которые называются диграфами:

В некоторых именах собственных всегда пишутся диграфы, например, в имени Гёте, которое пишется как Goethe.

Иногда умлауты используются для того, чтобы слова выглядели экзотически, в германском или кельтском стиле, например, в названиях музыкальных групп, отелей, ресторанов, некоторых брендов.

Как избежать ошибок в изучении немецкой фонетики

Знание правил немецкой фонетики и умение их применять — одно из основных условий владения языком. Если вы только читаете по-немецки, возможно, фонетика, не особенно важна. Но тем, кто собирается пользоваться разговорным немецким, понимать его на слух, уметь говорить на нем, освоение фонетических правил необходимо.

Как и любой другой язык, немецкий складывался веками, испытывая на себе влияние других культур, поэтому на каждое правило есть ряд исключений. Изучая их лишь теоретически, невозможно научиться применять эти правила. Также, если цель — беглый разговорный, необходим наставник, который будет «ставить» звуки и вовремя поправлять произношение.

Но даже в случае, если занятия проходят в группе с опытным преподавателем, необходима «наслушанность» и практика спонтанного говорения в естественных условиях. В отсутствии возможности такой практики лингвисты рекомендуют больше слушать немецкую речь в телепередачах, фильмах и сериалах. Но это — вынужденная и не равноценная настоящему общению замена.

Лучше всего изучать язык с одновременным погружением в среду его носителей, как это делают в языковых школах.

Языковые школы Германии особенно интересно посетить во время праздников, которые здесь отмечаются красиво и с соблюдением традиций. В связи с тем, что в немецких языковых школах очень гуманные цены, в праздничные периоды, а также летом их загруженность возрастает. Поэтому имеет смысл раннее бронирование мест.

Хорошее владение немецким необходимо тем, кто планирует учебу или карьеру в Германии.

Изучение любого языка невозможно без большого количества практики. Но имеет значение и ее качество. Лучших результатов можно добиться, совмещая изучение теории языка с языковой практикой в среде его носителей. Как организовать такое обучение? Обратитесь за помощью к специалистам.

Источник

Обучение фонетике немецкого языка

План:

2. содержание обучения произношению.

3. методика работы над произношением

1. Можно выделить практическую, развивающую, воспитательную и образовательную цели обучения фонетике.

Практические цели обучения произносительным навыкам предполагают:

1) развитие фонематического слуха учащихся, то есть умения слушать и слышать, различать фразы, слова, звуки

2) развитие навыков произношения, то есть автоматизированного владения артикуляционной базой немецкого языка.

3) Развитие внутреннего проговаривания как психофизиологической основы внешней речи.

Развивающие цели предполагают развитие внимания, речевого аппарата, слуховой памяти.

Воспитательная цель предполагает эстетическое воспитание учащихся на основе образцов, эталонов немецкоязычной речи.

В отношении школьных нормативов произношения действует принцип аппроксимации (нормы произношения приближены к эталону). Основной удельный вес обучения произносительным навыкам надает на первый год обучения. Здесь учащиеся овладевают произношением всех немецких звуков и основными интонационными моделями немецкого предложения. Прежде всего, это утвердительное предложение с понижением интонации и вопросительное предложение без вопросительного слова с повышением интонации, в том числе выражающее сомнение и удивление. Вопросы с вопросительным словом, произношение с понижением интонации, уже с целью запроса информации.

2. Обычно считается, что овладение немецким произношением не вызывает трудностей у учащихся. Тем не менее, работа над произношением должна осуществляться постоянно, в течение всего курса обучения: через фонетические зарядки, фонетические упражнения, в том числе с использованием технических средств обучения. В содержание обучения немецкому произношению входят, прежде всего, звуки немецкого языка. В учебных целях немецкие звуки и другие фонетические явления делятся на три группы:

1) звуки, сходные с родным языком (относительно сходные). Например, a, d, m, n.

2) Звуки, имеющие некоторые отличия (o, t, l).

3) Звуки, имеющие большое отличие от звуков родного языка (с, R, η, лабиализованные гласные, отсутствующие в русском языке (ü, ö), твердый приступ).

В этой связи возникает проблема фонетического минимума. В школе, как правило, не существует деления на активный или пассивный фонетический минимум (как при обучении лексике и грамматике).

В фонетический минимум входят:

1) Все звуки немецкого языка, которые изучаются в первый год обучения;

2) Фонетические явления, вызывающие трудности у учащихся:

· Долгота и краткость гласных, т.к она имеет смыслоразличительное значение;

· Закрытые и открытые гласные, особенно e, ε;

· Стабильность артикуляции долгих гласных;

· Придыхание глухих гласных;

· Приглушенность звонких согласных и глушение в конце (Buch, ausgeben);

· Редукция (или ее отсутствие);

· Фразовое ударение, безударность артикуляции служебных слов, отрицания;

· Ударение в словах с отделяемыми и неотделяемыми приставками;

· Ударение в сложных словах

· Интонационные модели предложений.

3.Работа над произношением часто проводится в форме фонетической зарядки (Die Mundgymnastik). Рифмованный материал чаще всего подается в начале урока, чтобы настроить речевой аппарат на новое произношение, а так же делается попытка создания иноязычной среды. Фонетическую зарядку можно проводить и в середине урока, используя прием, называемый «сбор ошибок».

Работа на стихотворением. Можно предложить такую последовательность.

1) предъявление стихотворения (учитель или кассета), желательно со зрительной опорой;

2) дать предъявление незнакомой лексики;

3) перевод (фронтально, индивидуально, с помощью учителя);

4) фонетическая отработка за образцом, учитель имеет право остановиться, чтобы отработать отдельные звуки;

5) коллективное чтение;

6) индивидуальное чтение.

Принципы работы над произношением. И.Л. Бим выделяет следующие принципы:

1. Следует обеспечить коммуникативную направленность при обучении произношению. Это значит, что обучение произношению не должно восприниматься как самоцель, а должно подчиняться требованиям речевого общения. Именно поэтому (с) дается учащимся уже на первом уроке, чтобы они учились здороваться и так далее. Многим упражнениям, поэтому придается условно-коммуникативный характер, используются рифмовки, песенки и т.д.

2. Необходимо обеспечить ситуативно-тематическую обусловленность фонетического материала;

3. Необходимо сочетать сознательность и интуицию. Это значит, что имитировать следует только те звуки, которые не представляют трудности для учащихся. В остальных случаях нужно идти аналитическим путем, т.е. объяснять произношение звука, либо комбинировать объяснение и имитацию.

4. Нужно обеспечить наглядность предъявленного звука или фонетического явления. Например, «прием дирижирования», образцовое предъявление фонетического материала учителем и использование технических средств обучения;

5. Предпосылкой усвоения немецкого произношения является активность учащихся, поэтому очень важно, особенно при фронтальной работе, следить за активной деятельностью каждого ученика;

6. Необходим индивидуальный подход к формированию произносительной стороны речи учащихся в условиях коллективного обучения. Овладение произношением не всем дается одинаково, поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: подвижность речевого аппарата, развитие фонематического слуха, робость и другие свойства характера.

7. Исправлять фонетические ошибки желательно не прерывая речь ученика, а давая образец после ответа или делая это с помощью переспроса. Наиболее типичные ошибки следует фиксировать, чтобы затем дать дополнительные упражнения на эти звуки.

4. Существуют подготовительные упражнения и речевые упражнения. Речевое упражнение в фонетике – это уже сама речь с соблюдением фонетических правил. Подготовительные упражнения различаются по уровням:

а. на уровне звука (имитация, дифференциация или сопоставление)

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.