- Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись
- §1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
- §2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
- §3. Состав слова. Морфемика
- §4. Производство слов. Словообразование
- §5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
- §6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
- §7. Уровни языка и языковые единицы
- §8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
- Проба сил
- Уровни языка
- См. также
- Примечания
- Смотреть что такое «Уровни языка» в других словарях:
- Вопрос 1. Русский язык как система. Единицы и уровни языка. Язык и речь
- Видео
Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись
§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
Устная речь – это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи – звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.
Звуки образуют звуковую оболочку слова, которая воспринимается слушающим.То, как слово звучит, обозначает транскрипция: специальные условные значки. Чтобы правильно передать звучание, нужно знать правила транскрипции. Они несложные: слово записывается символам: печатными кириллическими буквами в прямых квадратных скобках. Но не так, как оно пишется, а так, как произносится и слышится.
Слово дуб в фонетической транскрипции выглядит так: [дуп].
Транскрипция отражает характер звучания, который помогают передать дополнительные значки. Например, для того чтобы передать мягкость согласного в слове соль (на письме эту задачу решает мягкий знак после буквы л), используется особый знак: [сол‘] Подробнее см. Правила фонетической транскрипции.
Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита. Говори правильно: алфави ´ т.
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.
Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография.
§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова – называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна ´ чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом – это одно, а домище – другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.
Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология.
§3. Состав слова. Морфемика
Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы – строительный материал для слов.
Морфемы: корень, приставка, су ´ ффикс, интерфи ´ кс, окончание.
У разных слов разный морфемный состав. Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика.
§4. Производство слов. Словообразование
От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование.
§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.
§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение – это единица общения более высокого уровня.
Слово называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка.
Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение – это самостоятельная единица языка.
Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.
Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.
§7. Уровни языка и языковые единицы
В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного звука, например:
Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие только из одной морфемы: как – корень, врозь – корень, жаль – корень.
§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Уровни языка
Слева указана «эмическая» единица, справа — «этическая». Цветом выделен уровень односторонних (незнаковых) единиц (дифференциальный)
В качестве основных выделяются следующие уровни языка [2] :
См. также
Примечания
Языковая система • Уровни языка • Единицы языка • Язык и речь • Синтагма и парадигма • Диахрония и синхрония • Язык или диалект • Естественный язык • Искусственный язык • Разновидности языка Языковое родство • Языковая систематика • Генетическая классификация языков • Лингвистическая типология | |
Лингвистика • Портал:Лингвистика |
Основные понятия | Предложение: простое, осложнённое, сложное (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное) • Член предложения • Однородные члены предложения • Клауза • Грамматическая основа • Словосочетание • Зависимость • Синтаксическая связь: сочинительная, подчинительная (согласование, управление, примыкание) • Валентность • Нексус и юнкция • Актант • Сирконстант • Грамматика зависимостей • Грамматика составляющих • Поверхностная структура • Глубинная структура • Трансформация |
---|---|
Персоналии | А. М. Пешковский • Л. Теньер • Н. Хомский • Ч. Филлмор • И. А. Мельчук • Дж. Хокинс |
Синтаксические теории | Категориальная грамматика • Теория «Смысл ⇔ Текст» • Генеративная грамматика: стандартная теория, теория принципов и параметров, минималистская программа |
Связанные понятия | Уровни языка • Грамматика • Морфология • Грамматическая семантика • Семантическая роль • Переходность • Конгруэнтность |
Фонетика и фонология • Морфология • Портал:Лингвистика |
Основные понятия |
| ||||
---|---|---|---|---|---|
Персоналии | И. А. Бодуэн де Куртенэ • Н. С. Трубецкой • Л. В. Щерба • Л. Р. Зиндер • М. И. Матусевич • Л. В. Бондарко • В. Б. Касевич • Р. И. Аванесов • В. Н. Сидоров • А. А. Реформатский • М. В. Панов • Р. О. Якобсон • Н. Хомский • М. Халле • Г. Фант | ||||
Фонологические концепции | Казанская лингвистическая школа • Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого • Петербургская фонологическая школа • Московская фонологическая школа • Фонологическая концепция Р. И. Аванесова • Фонологическая концепция М. В. Панова • Порождающая фонология | ||||
Разделы и дисциплины | Артикуляционная фонетика • Акустическая фонетика • Перцептивная фонетика • Просодия • Акцентология • Орфоэпия • Экстранормальная фонетика | ||||
Морфонология • Морфология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |
Основные понятия | Фонема • Морфема • Морфонема • Субморф • Чередование: сандхи (рэндаку), гуна, врддхи |
---|---|
Персоналии | И. А. Бодуэн де Куртенэ • Н. В. Крушевский • Н. С. Трубецкой • Л. Блумфилд • Д. Ворт |
Связанные понятия | Уровни языка • Порождающая фонология |
Портал:Лингвистика |
Основные понятия | Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи |
---|---|
Персоналии | Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк |
Связанные темы | Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология |
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |
Смотреть что такое «Уровни языка» в других словарях:
УРОВНИ ЯЗЫКА — основные части ( ярусы ) и соответствующие области научного исследования языка, определяемые свойствами единиц, выделяемых при последовательном членении речевого потока: фонологические, морфологические, синтаксические, семантические,… … Большой Энциклопедический словарь
УРОВНИ ЯЗЫКА — УРОВНИ ЯЗЫКА. Подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы. Выделяются обычно следующие У. я.:… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
уровни языка — основные части («ярусы») и соответствующие области научного исследования языка, определяемые однородными свойствами единиц, выделяемых при последовательном членении речевого потока: фонологический, морфологический, синтаксический, семантический,… … Энциклопедический словарь
Уровни языка — основные «ярусы» языковой системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания (тагмемы) – как объекты научного исследования языка (фонологии (См. Фонология), морфологии (См. Морфология), лексикологии (См. Лексикология), Синтаксиса) … Большая советская энциклопедия
Уровни языка — Уровни языка некоторые «части» языка; подсистемы общей системы языковой, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы … Лингвистический энциклопедический словарь
Уровни организации жизни — Уровни организации живой материи иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения. Чаще всего выделяют шесть основных структурных уровней жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно… … Википедия
Единицы языка — по уровням … Википедия
Единица языка — Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия
Единицы языка — Единицы языка элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определённые «уровни» языковой системы, например фонемы фонемный уровень, морфемы морфемный уровень и др … Лингвистический энциклопедический словарь
Разновидности языка — Внутри одного языка нередко выделяются разновидности, функционирующие в определённых коммуникативных ситуациях, внутри определённых социальных групп либо на определённой части территории распространения языка. Такие разновидности, как правило,… … Википедия
Вопрос 1. Русский язык как система. Единицы и уровни языка. Язык и речь
Язык – это определенная система, так как он обладает тремя признаками системы:
а) состоит из элементов или единиц;
б) эти элементы связаны друг с другом: одна единица языка входит в состав другой (звуки – в состав морфем, морфемы – в состав лексем, лексемы существуют в определенных формах, из них составляются словосочетания, из словосочетаний – предложения);
в) элементы языка составляют нечто целое – сам язык, который существует как единство входящих в него единиц. При изменении или утрате одного элемента изменяется или разрушается вся система языка.
Язык – это и определенная структура, так как в нем выделяют определенные уровни и ярусы, соответствующие единицам языка.
Язык – теоретическая структура существующая в сознании носителей языка.
Речь – язык действий (практическое применение языка).
Вопрос 2. Богатство русского языка. Формы существования русского языка: устная и письменная речь.
Русский язык относится к числу наиболее развитых языков мира, на нем написана богатейшая литература, отразившая исторический опыт великого русского народа и достижения всего человечества. Богатство русского языка проявляется на всех языковых уровнях.
На фонетическом уровне оно заключается в разнообразии звуков, богатстве ударения и интонации. По мнению ученых, русский язык входит в число наиболее музыкальных языков мира благодаря следующим своим характеристикам:
1. В нем имеется большое число гласных звуков, организующих слог и ритм слова.
2. Четвертая часть всех слов русского языка состоит из сонорных согласных, наиболее близких к гласным, которые также придают звучанию музыкальность.
3. Признаком музыкальности языка является и наличие большого числа мягких согласных. Почти каждый русский твердый звук имеет мягкий полный вариант.
Считается, что русский язык имеет сложное произношение. Главная причина этого – скопление согласных и наличие парных по твердости-мягкости согласных. В русском языке ударение разноместное, т.е. может падать в разных словах на разные слоги, и подвижное, т.е. может передвигаться в одном и том же слове при его изменении.
На морфемном уровне русский язык отличает богатство суффиксов: уменьшительный (-ик), ласкательных (-чек), увеличительных (-ищ), пренебрежительных (-ёнк), суффиксов производителя действия (-тель), носителя признака (-ик), ослабленной степени качества (-оват). Разнообразны и другие приставки. В одном слове может быть до трех приставок: по-при-от-крывать.
Богат русский язык и на уровне словообразования: в нем множество моделей для создания новых слов, особенно в области приставочно-суффиксального словообразования. Пример, слово голубь, слова образованные от него: …
На лексическом уровне русский язык отличается, во-первых, огромным словарным запасом. Словарь современного русского литературного языка (Большой Академический Словарь – БАС) включает более 110.000 слов, Словарь русских народных говоров – 102.000 слов, Большой словарь иностранных слов – около 30.000 слов, пользующийся большой популярностью Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля – более 200.000 слов. Даже если учесть, что названные словари в названных словарных статьях могут пересекаться, лексическое богатство русского языка не подвергается сомнению.
Во-вторых, в русском языке развита полисемия, т.е. многозначность. Так, 80% слов русского языка имеют не одно, а несколько значений.
В-третьих, наличие огромного словарного запаса и полисемии создало базу для развития синонимии и антонимии. Большое количество синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов, противоположных по значению) украшает и обогащает русскую речь.
Фразеологическое богатство русского языка проявляется как в наличии большого количества собственно русских фразеологизмов (положить в долгий ящик; ткнуть пальцем в небо), так и в усвоении русским языком многочисленных заимствованных устойчивых выражений: греко-латинских (ахиллесова пята), библейских (зарыть талант в землю), фразеологизмов из западноевропейских языков (игра не стоит свеч).
В области морфологии свойственно богатство словоформ, в частности, разветвленная система склонения: 3 типа склонения существительных, 6 падежей и 2 числа – русское склоняемое существительное имеет 12 форм. Кроме этого, в русской системе склонения развита вариативность падежных окончаний: в родительном падеже ед.ч.; в предложном падеже ед.ч.; в именительном падеже мн.ч. Богат русский язык и в области глагольного формообразования (простые и сложные формы будущего времени, наличие причастных и деепричастных форм и т.д.).
Русский язык отличается стройным синтаксисом: словосочетание строится на основе трех видов связи (согласование, управление, примыкание), предложения по структуре делятся на простые и сложные, простые предложения по составу – на односоставные и двусоставные, сложные по наличию-отсутствию союзов – на союзные и бессоюзные, союзные по отношению между частями – на сложноподчиненные и сложноподчиненные.
Богатство русского языка проявляется и в большом разнообразии его стилистических средств (тропов и фигур речи), с помощью которых поэты и писатели создали художественные тексты мирового значения. Русская художественная литература – одна из самых развитых в мире.
Вопрос 3. Структура национального языка: литературные и нелитературные компоненты, их различия на разных языковых уровнях.
Понятия «национальный язык» и «литературный язык» имею разное содержание. Национальный язык – это язык всего народа, независимо от возраста, уровня образования, воспитания, профессии, места жительства его носителей. Он включает в себя следующие компоненты: литературный язык, диалекты территориальные, диалекты социальные (жаргоны, социолекты) и просторечья.
Диалект (говор) –речь сельского населения, ограниченная определенной территорией проживания её носителей.
б) Южно русский диалект – «аканье» и «г» фрикативное (придыхательное).
г) Челдонские говоры (сибирские) – делятся на «акающие» и «окающие» говоры.
Говоры отличаются фонетически, словообразованием.
Векша (белка) лексический уровень
Спелая картофель фонетический уровень
Иду тебя увидевши синтаксический уровень
Просторечье – неправильная речь малограмотных представителей городского населения (не ограниченная территорией проживания её носителей, являющаяся характеристикой малообразованного человека).
Отличия от литературного языка:
1. Фонетический уровень – редукция (ослабление гласных или согласных). Неправильное произношение слов. Неправильное ударение.
2. Словообразовательный уровень – лишние приставки (всё за-зря). Уничижительная (оскорбляющая) лексика характерна в просторечье.
3. Морфологический уровень – разговорные формы. Неправильно используется род, число. Склонение несклоняемых существительных. Неправильные формы глагола.
4. Синтаксический уровень –неправильное построение словосочетания (с ребенком проходите) – нет подлежащих и сказуемых.
Профессиональный жаргон – специфическая устная речь людей определенной профессии. Отличие лексики, всё остальное подчиняется законам и нормам русского языка. Первые профессиональные языки появились в 17 веке («офенский язык»). Офенский язык – тайный язык. Задача тайных языков скрыть информацию от непосвященных.
Медвежатник – человек, вскрывающий сейфы.
Арго – тайный уголовный язык. Язык – шифр. Некоторые арготизмы вошли в просторечье. Массово стали входить в сталинское время.
Сленг – молодежный язык (возрастные рамки 13-19). Способ шифровки.
а) самоидентификация и идентификация;
При переходе в другие возрастные рамки надобность в сленге отпадает сама по себе. Меняется на студенческий сленг. Меняется при переходе к другим социальным обстоятельствам. Не ограничен по профессии. Образуется путем сложения основ: спиногрыз.
Литературный язык – язык образованного слоя населения, он является высшей формой существования национального языка, его ядром.
Отличия литературного языка от не литературного:
1. Литературный язык ничем не ограничен: ни территориально, ни социально, ни профессией человека, ни возрастом человека.
2. Литературный язык обслуживает все сферы деятельности человека: быт, культуру, политику, науку, производство, законодательство и т.д.
3. Диалекты, жаргоны и просторечье существуют лишь в устной форме, литературный же язык реализуется и в устной и письменной формах.
Устная речь – это обычно не подготовленная, спонтанная речь. Она создается в процессе говорения. Особенности: а) свобода в выборе слов, словесная импровизация, использование словесно бытовой лексики; б) простой синтаксис, отсутствие причастных и деепричастных оборотов и др. сложных конструкций; в) возможна незаконченность в выражении мыслей.
Письменная речь – это подготовленная, обдуманная речь, при этом возможна правка текста. Особенности: а) строгий отбор лексики и фразеологии. Преобладание книжной лексики, точность и правильность выражения ; б) сложный синтаксис, использование всех видов сложных предложений; в) логическая стройность и законченность высказывания.
Литературный язык имеет следующие основные характеристики:
1. Нормированность – наличие определенных норм;
2. Письменная фиксация;
3. Кодификация норм;
4. Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций;
5. Способность не только обозначать всю сумму знаний, накопленных человечеством, но и осуществлять отвлеченное логическое мышление;