Утвердительные вопросы в русском языке + видео обзор

Содержание
  1. Утвердительные и отрицательные предложения
  2. Утвердительное предложение
  3. Коммуникативная цель предложения
  4. Утвердительные и отрицательные повествовательные предложения
  5. Что мы узнали?
  6. Утвердительное предложение – примеры
  7. Коммуникативная цель предложения
  8. Утвердительные и отрицательные повествовательные предложения
  9. Что мы узнали?
  10. Образование вопросов в русском языке
  11. Типы вопросительных предложений
  12. Как же образуются вопросы в русском языке?
  13. Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные
  14. Интернет-лицей ТПУ
  15. Виды предложения по цели высказывания
  16. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
  17. Повествовательные предложения в русском языке
  18. Виды предложений
  19. Что такое повествовательные предложения?
  20. Интонация повествовательных предложений
  21. Характеристика и структура повествовательных предложений
  22. Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения
  23. Предложение
  24. Видео

Утвердительные и отрицательные предложения

Отнесение утверждения / отрицания к категории предикативности – вопрос спорный. Иногда утверждение / отрицание рассматривают внутри категории модальности. Но обычно эту оппозицию выводят за пределы категории предикативности и считают, что утверждение / отрицание связано не с предикативностью, а с предикацией, или предикативными отношениями.

Предикация – это приписывание предмету определенных признаков, действий, отношений в модальном и временном плане. Она осуществляется при помощи интонации и координации как способа грамматической связи. Поэтому наиболее ярко предикативные отношения проявляются в двусоставных предложениях. В односоставных они также устанавливаются, но проявляются менее отчетливо.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные – это и есть классификация их по характеру предикативных отношений.

Утвердительными являются предложения, в которых утверждается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации: Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой (А.Н. Толстой); – Позади все теперь ясно. Можно со свежей головой жить дальше (Паустовский). Специальных средств выражения утверждения в русском языке почти нет. К ним можно отнести слово да и некоторые модальные слова (конечно, разумеется и т.п.) и частицы (именно и т.п.).

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и частноотрицательные. К общеотрицательным относятся предложения, в которых отрицается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации. Частица не в них находится перед сказуемым или перед главным членом: Но бури севера не вредны русской розе (Пушкин); Я не приду к тебе… Не жди меня! (Полонский); Лобанова дома не оказалось (Гранин).

Частнооотрицательными являются предложения, в которых отрицается не вся ситуация в целом, а какой-то ее элемент (субъект, объект, время, место и др.). Частица не располагается перед соответствующим членом предложения: Не нами бессилье изведано слов к выраженью желаний (Фет); Но ездил он к Туркиным уже не ради ее мигрени (Чехов); Я сюда приехал не от скуки (Есенин).

К средствам выражения отрицания относятся:

1) частицы не и ни. Частица не выражает отрицание: Не привлекай меня красой! (Лермонтов); Пусть не сабельным ударом пресечется жизнь моя! (Давыдов). Частица ни (равно как и восходящий к ней союз ни…ни) чаще усиливает его: Хорошая, искренняя женская любовь ни разу еще не улыбнулась Андрею Ильичу (Куприн); Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев (Паустовский). Самостоятельно она выражает отрицание только в некоторых односоставных предложениях: В городском саду ни души (Бунин); Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка (Чехов);

2) слово нет: Лиры нет для тебя! (Жуковский); В чертах у Ольги жизни нет (Пушкин);

3) отрицательные местоимения и местоименные наречия с префиксами не- и ни-, которые, как правило, усиливают отрицание, выраженное частицей не или словом нет: Однако наверняка никто ничего не знал (Куприн); Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь (Есенин); Боже мой, я никогда не была в Крыму! (Паустовский);

4) слова нельзя, невозможно, немыслимо и т.п.: Старой дружбы, словно песни, забывать нельзя (Матусовский); И ведь до конца невозможно друг друга на свете понять (Луговской);

5) конструктивные особенности и интонация в некоторых эмоционально окрашенных предложениях: Где тебе ездить на моем коне! (Лермонтов); О чем же тут было плакать? (Тургенев).

Наиболее четко делятся на утвердительные и отрицательные повествовательные предложения. В вопросительных и побудительных предложениях признаки отрицания выявить сложнее. Их характеристика дается по формальному признаку: при наличии средств выражения отрицания предложение квалифицируется как отрицательное, при их отсутствии – как утвердительное.

(Но: в русском языке есть эмоционально окрашенные вопросительные по форме предложения, которые, имея в составе частицу не, являются утвердительными: Как землю нам больше небес не любить? (Лермонтов); Что только не служит топливом для любви! (Гранин). Подробнее см. тему 15.)

Аспекты изучения предложения (краткий обзор)

Современную науку отличает взгляд на предложение как на комплекс относительно независимых, но взаимосвязанных систем. Каждое предложение обладает: 1) формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) коммуникативной организацией; 3) грамматической семантикой. Эти три стороны предложения легли в основу трех аспектов его изучения, которые возникли в разное время и сейчас развиваются параллельно. Специально рассмотрим их ниже, а пока ограничимся краткой их характеристикой.

1. Структурный синтаксис рассматривает предложение как единицу автономную и самодостаточную, а потому доступную для изучения вне текста. Анализ формальной структуры предполагает выяснение того, по какому существующему в языке образцу построено в речи конкретное предложение. При этом не принимаются во внимание лексическое наполнение, порядок слов, интонация и контекст, в котором функционирует предложение.

Отвлеченный образец, по которому строится предложение, называется его структурной схемой, или моделью. Так, предложение Идет снег построено по схеме «существительное в именительном падеже – спрягаемая форма глагола». Такое же формальное устройство имеют предложения Светит солнце, Автобус остановился, а также Послышался знакомый голос; Внезапно подул сильный ветер.

Кроме компонентов структурной схемы, выделяются детерминанты – распространители структурной схемы, относящиеся к предложению в целом, и присловные распространители. Например, в предложении Через минуту бричка тронулась в путь (Чехов) выделяются 2 компонента структурной схемы (бричка – подлежащее, тронулась – сказуемое), детерминант через минуту и присловный распространитель в путь.

2. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается не само по себе, а в контексте, в ситуации употребления. Предложение в его коммуникативной функции называется высказыванием. Высказывание изучается: 1) с точки зрения его коммуникативной задачи (цели); 2) с точки зрения его коммуникативной организации.

Утвердительные вопросы в русском языке

Цель высказывания – это его функция в конкретном акте общения. (В школьном курсе изучаются 3 типа высказываний: повествовательные, побудительные, вопросительные.)

Коммуникативная организация высказывания выражается в том, что говорящий выделяет ту часть информации, которая в конкретной ситуации наиболее важна для партнера по общению. Например, в высказывании Вчера ко мне // приходила сестра (// – знак паузы) внимание обращается на то, кáкое событие произошло у меня вчера. Ср.: Сестра приходила ко мне // вчера, Сестра вчера приходила // ко мне и т.д.

Говорящий, таким образом, делит высказывание на две части: одна содержит информацию исходную, вторая – значимую, новую, актуальную. Такое членение высказывания называется его актуальным членением. Оно накладывается на формальное строение предложения.

3. Семантический синтаксис как самостоятельный аспект выделился сравнительно недавно. Его цель – изучение семантики предложения, которая понимается очень обобщенно, в отвлечении от конкретной обозначенной ситуации. Например, предложения Мальчику холодно, Отцу нездоровится имеют общую семантику: обозначаят субъект и его физическое состояние.

Выделенные стороны предложения относительно автономны, поэтому предложения, сходные с одной точки зрения, могут различаться с другой. Например, построенные по одной структурной схеме предложения Вдали // чернеет лес и Отряд // скрылся вдали имеют разную коммуникативную и семантическую структуру и относятся к разным семантическим типам.

4. Характеризуя аспекты изучения предложения, В.В. Бабайцева пишет: «Дифференциация аспектов изучения синтаксического строя языка позволила осознать и глубоко изучить разные его стороны и наглядно показала ограниченность одноаспектного подхода к такому многоаспектному явлению, каким является язык и особенно его синтаксические единицы…»[2] Она подчеркивает, что целостное представление о предложении может дать только объединение разноаспектных характеристик. Такой взгляд на предложение характерен для структурно-семантического синтаксиса.

Это направление в отечественной науке имеет давние традиции. В работах классиков нашего языкознания намечались и так или иначе учитывались разные стороны предложения, но не было, с одной стороны, их четкого разграничения, а с другой – их объединения в одной концепции. Представители современного структурно-семантического синтаксиса не просто бережно сохраняют все достижения предшественников, но развивают традиционные теории, обогащают их интересными и плодотворными идеями, возникшими в других направлениях синтаксической науки.

В основу характеристики и классификации синтаксических единиц положены два принципа – структурный и семантический, причем ведущим, первичным является структурный, так как доступны наблюдениям, обобщениям только те значения, которые выражены грамматическими или лексико-грамматическими средствами. Например, при разграничении двусоставных и безличных предложений, включающих слово на и инфинитив, опираются на порядок слов: если инфинитив стоит первым, предложение двусоставное (Спать на свежем воздухе полезно), если вторым – предложение безличное (Приятно гулять по росистой траве).

В то же время учет разносторонних характеристик языковых единиц приводит к признанию существования в языке вообще, и в синтаксисе в частности, широкой зоны переходности (синкретизма) между единицами разных типов (например, между простыми и сложными, двусоставными и односоставными предложениями).

Вопросы и задания

1. Сравните определения простого предложения в «Русской грамматике», «Лингвистическом энциклопедическом словаре», доступных вам словарях лингвистических терминов. Какие различия в них вы обнаруживаете? С чем они связаны?

2. Назовите основные признаки предложения. Каким (какими) их них предложение отличается от словосочетания?

3. Изучите материал о предложении как синтаксической единице в учебниках для общеобразовательной школы и оцените его с точки зрения научности и доступности.

4. В чем суть категории предикативности? Какие частные грамматические категории входят в нее?

5. Что понимается под модальностью предложения?

6. Определите, реальными или ирреальными являются следующие предложения (предикативные части сложных предложений), и укажите средства выражения их объективной модальности:

1. – Да, старина, молоды мы были глупы и симпатичны, как телята, – сказал Виктор. Он посмотрел на часы, спохватился. – Ого, опаздываю к ужину. Поехали ко мне, – предложил он. – Не пожалеешь! (Гранин).

2. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.

– Эх, кабы дождь пошел! – прошептал Челкаш. – Так мы бы и проехали, как за занавеской (Горький).

7. Что такое субъективная модальность? Почему ее выражение не является обязательным?

8. Покажите на примерах, что синтаксическое время предложения и морфологическое время глагольных форм в нем совпадают не всегда.

9. Определите значение синтаксического лица и укажите средства его выражения.

1. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты 2. Вдруг за ним Стрелы мгновенное жужжанье, Кольчуги звон, и крик, и ржанье, И топот по полю глухой. 3. Будь строг, но будь умен. 4. Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом (Пушкин). 5. По аллее проводят лошадок. 6. Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха (Ахматова).

10. Приведите примеры общеотрицательных и частноотрицательных предложений; укажите в них средства выражения отрицания.

11. В каких аспектах изучается предложение? В чем суть каждого их них?

12. Каково значение терминов структурная схема, детерминант, присловный распространитель, высказывание, актуальное членение предложения? К какому аспекту изучения предложения имеет отношение каждый из них?

[1] Синтаксис современного русского языка / Под ред. С.В. Вяткиной. СПб.; М., 2009. С. 70.

[2] Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. С. 312.

Источник

Утвердительное предложение

Утвердительные вопросы в русском языке

Утвердительные вопросы в русском языке

Коммуникативная цель предложения

Основная цель нашей речи – коммуникативная. Это значит, что мы говорим ради общения, ради передачи и получения информации. Каждый текст имеет тему и основную мысль. Но и каждое отдельное предложение несет коммуникативную нагрузку и произносится с какой-то своей целью.

Например, предложение «Никита, покорми кошку» преследует цель побуждения Никиты к выполнению действия: говорящий хочет, чтобы он покормил кошку.

Предложение «Когда начнется школьный праздник?» содержит в себе вопрос; его коммуникативная цель – получение говорящим интересующей информации.

Повествовательные предложения используются в речи с целью сообщения какой-либо информации. Но поскольку информация может быть как утвердительной (да, утверждение), так и отрицательной (нет, отрицание), предложения тоже преследуют немного разные цели: они могут утверждать что-то или отрицать что-то.

Утвердительные и отрицательные повествовательные предложения

Утвердительные предложения, в противовес отрицательным, сообщают о чем-то, что, по мнению автора высказывания, имеет место.

По форме это обычные предложения без отрицания, то есть не содержащие отрицательных частиц, местоимений, наречий.

В отличие от утвердительных предложений, отрицательные часто оказываются односоставными, так как субъект стоит в родительном падеже.

Утвердительные предложения могут быть как простыми, так и сложными, как односоставными, так и двусоставными, могут содержать второстепенные члены или обходиться без них, могут быть чем-то осложнены. Это не влияет на их утвердительный смысл, как и интонация (они могут быть восклицательными или невосклицательными).

Любой специалист по рекламе знает, что рекламный текст может состоять из одних утвердительных предложений, а отрицательные предложения запрещены; это потому, что, по мнению психологов, утвердительные предложения не только несут обычно позитивную информацию, но и создают у адресата позитивный настрой.

Что мы узнали?

Утвердительные предложения – один из видов повествовательных предложений. Они передают утвердительную информацию, в противовес отрицательным предложениям, которые содержат в себе отрицание. По форме эти предложения могут иметь любую интонацию и любой состав: быть простыми или сложными, односоставными или двусоставными, распространенными или нераспространенными и т.д.

Источник

Утвердительное предложение – примеры

Каждое предложение в нашей речи преследует какую-то коммуникативную цель. В этой статье мы поговорим о тех синтаксических единицах, которые призваны сообщить позитивную информацию – утвердительных предложениях.

Утвердительные вопросы в русском языке

Коммуникативная цель предложения

Основная цель нашей речи – коммуникативная. Это значит, что мы говорим ради общения, ради передачи и получения информации. Каждый текст имеет тему и основную мысль. Но и каждое отдельное предложение несет коммуникативную нагрузку и произносится с какой-то своей целью.

Например, предложение «Никита, покорми кошку» преследует цель побуждения Никиты к выполнению действия: говорящий хочет, чтобы он покормил кошку.

Предложение «Когда начнется школьный праздник?» содержит в себе вопрос; его коммуникативная цель – получение интересующей говорящего информации.

Повествовательные предложения используются в речи с целью сообщения какой-либо информации. Но поскольку информация может быть как позитивной (да, утверждение), так и негативной (нет, отрицание), предложения тоже преследуют немного разные цели: они могут утверждать что-то или отрицать что-то.

Утвердительные и отрицательные повествовательные предложения

Утвердительные предложения, в противовес отрицательным, сообщают о чем-то, что, по мнению автора высказывания, имеет место.

По форме это обычные предложения без отрицания, то есть не содержащие отрицательных частиц, местоимений, наречий.

В отличие от утвердительных предложений, отрицательные часто оказываются односоставными, так как субъект стоит в родительном падеже.

Сравним:
У меня есть кот (утвердительное, двусоставное) – У меня нет кота (отрицательное, односоставное безличное).
Приведем примеры утвердительных предложений.

Утвердительные предложения могут быть как простыми, так и сложными, как односоставными, так и двусоставными, могут содержать второстепенные члены или обходиться без них, могут быть чем-то осложнены. Это не влияет на их утвердительный смысл, как и интонация (они могут быть восклицательными или невосклицательными).

Любой специалист по рекламе знает, что рекламный текст может состоять из одних утвердительных предложений, а отрицательные предложения запрещены; это потому, что, по мнению психологов, утвердительные предложения не только несут позитивную информацию, но и создают у адресата позитивный настрой.

Что мы узнали?

Утвердительные предложения – один из видов повествовательных предложений. Они передают позитивную, то есть утвердительную, информацию, в противовес отрицательным предложениям, которые содержат в себе отрицание. По форме эти предложения могут иметь любую интонацию и любой состав: быть простыми или сложными, односоставными или двусоставными, распространенными или нераспространенными и т.д.

Источник

Образование вопросов в русском языке

Существует мнение о том, что больше всего вопросов в мире задают именно дети, поскольку, развиваясь, они многое хотят для себя открыть, понять что и как работает. Однако не только дети часто употребляют вопросы. Все люди, которые так или иначе вступают в диалог при общении, вынуждены прибегать к помощи вопросов.

Если мы хотим выяснить какую-либо информацию, спросить как кого-то зовут, сколько ему лет, что он любит и чем занимается, нам приходится использовать вопросы. Общение просто невозможно без вопросов и ответов.

Вопросы выполняют две основные функции: познавательную и коммуникативную.

Вопрос чаще всего заключает в себе просьбу или же требование какой-то информации.

Интересно то, что вопрос обладает довольно сильным активизирующим воздействием на слушателя. Он оживляет речь, привлекает внимание аудитории, вызывая у нее интерес, пробуждая инициативу, а также стремление активно участвовать в коллективном размышлении. В споре, точно также как и в любом другом виде речевого общения, ведущая роль принадлежит именно вопросу.

По определению, можно сказать, что вопрос – это высказывание, истинность которого не установлена или до конца не определена. Практически любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя свой вопрос, человек тем самым хочет уточнить информацию, которой он уже частично владеет. К примеру, «Кто является владельцем сети гипермаркетов Ашан?». Этим вопросом человек пытается расширить уже имеющуюся у него частичную информацию. Он знает о том. Что существует сеть таких гипермаркетов и хочет узнать, кто ею владеет.

Типы вопросительных предложений

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы завершили ваш проект? Она уже пришла?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете с нами? Это уже решено? Ну, поехали?

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особо эстетично? И что же вы можете нам поведать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим нашу тренировку? Займёмся сначала растяжкой? Ну, начнем?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Мечты… Какая польза от напрасных мечтаний?

Как же образуются вопросы в русском языке?

Вопросы в русском языке могут формироваться различными способами: при помощи интонации, с добавлением вопросительных слов (кто?, что?, где?, зачем?, почему?, как?, какой? ), при помощи частицы «ли» (Знаете ли?, Правда ли?).

Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо. либо, если. то и др. Сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной (Каковы финансовые и материальные активы вашего холдинга и какие у нас шансы на успех?).

Среди простых вопросов можно выделить открытые и закрытые. Смысл открытых вопросов является неоднозначным, поэтому ответы на такие вопросы не ограничены строгими рамками и могут быть в свободной форме. Например, на вопрос «Каковы перспективы развития финансовой системы на Уругвае?». На этот вопрос можно дать ответ можно дать ответ в форме доклада и при этом рассмотреть разные аспекты этого вопроса. Закрытый вопрос является однозначным и определенным, поэтому ответ на него должен быть мотивирован жесткими рамками: определенным характером и точной дозировкой запрашиваемой информации. «Кто построил это здание?».

Источник

Примеры утвердительных предложений: вопросительные, побудительные, повествовательные

Предложение — синтаксическая конструкция, сообщающая о чем-то, либо содержащая вопрос, ответ, побуждение к действию.

Именно предложение выступает в качестве основной единицы языка, которое обеспечивает грамматическую и смысловую организацию слов и словосочетаний.

Повествовательное предложение, как и любое другое в русском языке, представляет собой законченную фразу, выполняющую определенную коммуникативную функцию.

К жанру повествования относятся различные авторские произведения: повести, очерки, стихи, поэмы, рассказы, новеллы, романы, былины.

Утвердительные вопросы в русском языке

Интонация повествовательного предложения зависит от контекста и цели высказывания. Так, если изъявляется утверждение чего-либо, то предложение является повествовательно-утвердительным, а если оно содержит в себе отрицание, то — повествовательно-отрицательным.

В некоторых случаях эти два подвида предложений могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных, например, когда налицо — вопрос, не требующий ответа, в самом себе содержащий утверждение или отрицание: «Что может быть лучше чашки горячего чая в холодную погоду?» = «В холодную погоду ничего не может быть лучше чашки горячего чая».

Утвердительные вопросы в русском языке

Эмоциональную окруску им придает, например, выражение рассказчиком сильных чувств — радости, восторга, счастья: «Мама, папа приехал!», «Я так рада, что вы наконец-то здесь!».

Утвердительные вопросы в русском языке

Нередки случаи, когда одно и тоже предложение может различаться интонационным фоном, который далеко не всегда максимально точно определяется по тексту; здесь важно слышать, как говорит человек.

Обращение — самостоятельный компонент предложения, использование которого необходимо для обозначения лица или предмета, к которому непосредственно относится речь. Это может быть:

Обращение всегда обособляется знаком препинания (точкой, запятой, восклицательным знаком) и чаще всего выступает в роли существительного в именительном падеже, иногда — в качестве причастия, прилагательного, междометия и др.

Утвердительные вопросы в русском языке

Личные местоимения ты, вы в роли обращения выступают в составе с другими обращениями — «Друг ты мой милый». «Красавица вы моя». Либо самостоятельно — «Эй, вы!».

Обращение указывает, обращает особое внимание на семейный, гражданский или профессиональный статус собеседника, подчеркивает степень дружеских, официальных отношений.

Двусоставные, включающие два главных члена предложения — подлежащее и сказуемое: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов), «Этому никогда не бывать», «Жаркое солнце смотрит в синее море», «Прямая дорога уходила в даль».

Утвердительные вопросы в русском языкеОдносоставные, где присутствует только один главный член — или подлежащее, или сказуемое: «Потемневшее от тучь южное небо», «Сижу, читаю книгу».

Распространенные — содержащие второстепенные члены предложений: определение, дополнение, обстоятельство. Примеры: «По всему лесу распространился шум и птичье щебетанье», «Осенью меня посещает сладкая грусть».

Утвердительные вопросы в русском языкеНераспространенные — имеющие в содержании только главные члены. Примеры: «Было утро», «Шел снег», «Я тороплюсь».

Неполные — для них характерно отсутствие того или иного члена предложения: «Настоящий друг тебя никогда не предаст, мнимый — в любую минуту». Как видим, во второй части опущены подлежащее и сказуемое, однако смысл написанного легко восстанавливается по смыслу — из контекста предложения.

Все предложения, включая повествовательные, строятся согласно синтаксическим и лексическим нормам русского языка. А слова и словосочетания, входящие в их состав, связываются друг с другом при помощи примыкания, управления и согласования.

Таким образом, все, что нарушает структуру предложения и искажает его смысл является ошибкой.

По терминологии российского лингвиста Ф. И. Буслаева, предложение — это суждение, выраженное словами. А согласно литературоведу Д. Н. Овсянико-Куликовскому, предложение как слово или упорядоченное сочетание слов сопряжено с особым движением мысли — сказуемостью.

Интернет-лицей ТПУ

Предложение – единица языка, состоящая из одного или нескольких грамматически соединённых и упорядоченных слов и обладающая смысловой и интонационной законченностью.

В зависимости от коммуникативной цели предложения могут быть:

В речи есть разные способы передачи типа предложения: в звучащей речи – интонация, в письменной речи – знаки препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие) в конце предложения, но в любом случае важнейшим способом передачи типа предложения является структура и порядок слов в предложении. Рассмотрим её.

Основные структурные компоненты, передающие тип предложения – подлежащее и сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола и смысловой части. В таблице представлены возможные комбинации вспомогательного глагола и смысловой части в различных формах сказуемого.

Утвердительные вопросы в русском языке

В качестве смысловой части сказуемого может быть и сложная именная или глагольная форма.

Утвердительные вопросы в русском языке

Подробнее о косвенной речи см. 5.1.4.

Nosmoking.

No parking.

Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие ().

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом).

Повествовательные предложения — наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения. Например: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? — Разве ты песнею зазывала счастье?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными. Например: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения. Например: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил… Что нового может он рассказать? (Бл.).

И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе.

Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала.

Кто не заключал таких условий с своей совестью? (Л.); Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?(Л).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и — можешь себе представить? — ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: — Молчать! ты! — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); — Поезжай, Петр! — командовал студент (М. Г.); — Дяденька Григорий… наклонись-ка ухом (М. Г.

); — А ты, голубчик, не ломай его… (М. Г.); 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.

), Смотри, чаще руки-то мой, — берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.

); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

1. Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

2. В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); — Поехали, — сказал он (Казак.).

3. В качестве сказуемого — глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка… (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа — ни-ни! (М. Г.).

4. Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например: Позвать Бертрана! (Бл.); Не сметь меня раздражать! (Ч.).

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

5. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации.

Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.

); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); Воды! Приведите ее в чувство! — Еще! Она приходит в себя (Бл.).

Повествовательные предложения в русском языке

В рус­ском язы­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния сооб­ща­ют о реаль­ных собы­ти­ях, фак­тах, чув­ствах и ощу­ще­ни­ях людей с помо­щью осо­бой инто­на­ции.

Виды предложений

Наша речь, уст­ная и пись­мен­ная, состо­ит из мини­маль­ных син­так­си­че­ских еди­ниц — слов.

Слова меня­ют свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и объ­еди­ня­ют­ся в закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, содер­жа­щее опре­де­лен­ную мысль, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют самые раз­ные пред­ло­же­ния, кото­рые отли­ча­ют­ся по силе выра­жен­но­го чув­ства, по цели выска­зы­ва­ния и по син­так­си­че­ской струк­ту­ре.

Если поин­те­ре­со­вать­ся целью выска­зы­ва­ния, то мож­но ука­зать три вида пред­ло­же­ний:

Несомненно, что повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния встре­ча­ют­ся гораз­до чаще, чем вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные, и состав­ля­ют осно­ву любо­го тек­ста.

Что такое повествовательные предложения?

Само назва­ние этих пред­ло­же­ний натал­ки­ва­ет на мысль, что такие выска­зы­ва­ния о чем-то повест­ву­ют, то есть рас­ска­зы­ва­ют.

Повествовательное пред­ло­же­ние исполь­зу­ет­ся гово­ря­щим, что­бы сооб­щить о каких-то фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, о сво­их мыс­лях, пере­жи­ва­ни­ях и чув­ствах и т. д.

Над бере­за­ми закру­жи­лись май­ские жуки. У бере­га квак­ну­ла лягуш­ка. И вот где-то невда­ле­ке раз­дал­ся певу­чий посвист, сле­дом за ним гром­кая трель и сно­ва посвист. Это запел соло­вей (Г. Скребицкий).

Вот так, исполь­зуя повест­во­ва­тель­ные по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния, писа­тель рас­ска­зы­ва­ет нам о весен­ней при­ро­де в сред­ней поло­се России. Эти пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся утвер­ди­тель­ной модаль­но­стью. Повествовательное пред­ло­же­ние может отри­цать реа­лии дей­стви­тель­но­сти, и тогда оно име­ет отри­ца­тель­ную модаль­ность.

Интонация повествовательных предложений

Понаблюдав за этим отрыв­ком из худо­же­ствен­ной про­зы, сде­ла­ем вывод, что для повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на спо­кой­ная инто­на­ция, сред­ний темп про­из­но­ше­ния, обыч­ной высо­ты тон в нача­ле сооб­ще­ния, незна­чи­тель­ное повы­ше­ние его в сере­дине и пони­же­ние к кон­цу пред­ло­же­ния.

Друг от дру­га повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся неболь­шой пау­зой, выпол­нить кото­рую помо­га­ет гра­фи­че­ский пунк­ту­а­ци­он­ный завер­ша­ю­щий знак — точ­ка. В кон­це каж­до­го повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся этот харак­тер­ный для него знак пре­пи­на­ния.

Характеристика и структура повествовательных предложений

По нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми и нерас­про­стра­нен­ны­ми.

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние име­ет толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. Во вто­ром пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, ука­жем обсто­я­тель­ство, кото­рое рас­про­стра­ня­ет это выска­зы­ва­ние.

По струк­ту­ре повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

Потемневшее от пыли голу­бое южное небо. Мутно жар­кое солн­це смот­рит в зеле­но­ва­тое море, точ­но сквозь тон­кую серую вуаль (М. Горький).

В пер­вом повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии ука­жем толь­ко один глав­ный член — под­ле­жа­щее, у кото­ро­го име­ет­ся ряд опре­де­ле­ний. Оно явля­ет­ся одно­со­став­ным назыв­ным рас­про­стра­нен­ным. Второе пред­ло­же­ние содер­жит оба глав­ных чле­на, поэто­му явля­ет­ся дву­со­став­ным.

Повествовательные пред­ло­же­ния могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Понаблюдаем:

Во вся­кое вре­мя года при­хо­ди­лось мне ездить на стан­цию из сво­е­го села. Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние про­стое рас­про­стра­нен­ное, а вто­рое — слож­но­под­чи­нен­ное, состо­я­щее из глав­ной и под­чи­ни­тель­ной части, при­со­еди­нен­ной союз­ным сло­вом «кото­рая».

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

По силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния чаще быва­ют невос­кли­ца­тель­ны­ми.

В повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии к обыч­но­му повест­во­ва­нию может при­со­еди­нить­ся допол­ни­тель­ная окрас­ка, если гово­ря­щий хочет пере­дать чув­ства радо­сти, вос­тор­га, гне­ва, воз­му­ще­ния и пр. Предложение, про­из­но­си­мое взвол­но­ван­ным голо­сом, с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью, ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

Интонационная осо­бен­ность вос­кли­ца­тель­ных повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний — это высо­кий тон голо­са и напря­жен­ность про­из­но­ше­ния.

Предложение

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?

Например: Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л.

Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации.

Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

Источник

Видео

Русский язык 3 класс (Урок№6 - Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения.)

Русский язык 3 класс (Урок№6 - Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения.)

Все виды вопросов (общие, специальные, альтернативные, разделительные), ответы на вопросы. Видеоурок

Все виды вопросов (общие, специальные, альтернативные, разделительные), ответы на вопросы. Видеоурок

ГРАММАТИКА: Разделительные вопросы (Tag Questions) в Английском

ГРАММАТИКА: Разделительные вопросы (Tag Questions) в Английском

Общие и специальные вопросы в английском языке. General and Special Questions.

Общие и специальные вопросы в английском языке. General and Special Questions.

5 типов вопросов в английском. Обзорное видео. Грамматика легко

5 типов вопросов в английском. Обзорное видео. Грамматика легко

Общие вопросы в английском. General questions. Грамматика легко

Общие вопросы в английском. General questions. Грамматика легко

Как задавать ВОПРОСЫ на английском ПРАВИЛЬНО | Английская грамматика | EnglishDom

Как задавать ВОПРОСЫ на английском ПРАВИЛЬНО | Английская грамматика | EnglishDom

Русский язык с нуля. Вопросы.

Русский язык с нуля. Вопросы.

Как строить предложения в английском языке - СХЕМА ПОРЯДОК СЛОВ

Как строить предложения в английском языке - СХЕМА ПОРЯДОК СЛОВ

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.