Узбекский и таджикский языки отличия

Видео:Какой язык сложнее? Таджик, Араб и Узбек. Понятно нет?Скачать

Какой язык сложнее? Таджик, Араб и Узбек. Понятно нет?

Милли Фирка

Видео:Как отличать таджика от узбека? Кратко!Скачать

Как отличать таджика от узбека? Кратко!

Как отличить туркмена, узбека, таджика и киргиза?

Узбекский и таджикский языки отличия

Видео:Узбеки и Таджики - В ЧЕМ РАЗНИЦА?Скачать

Узбеки и Таджики - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Post navigation

29.08.2019

Видео:Таджикистан. Узбекистан. Таджики и Узбеки. Сходства и Различия. Ташкент. Душанбе.Скачать

Таджикистан. Узбекистан. Таджики и Узбеки. Сходства и Различия. Ташкент. Душанбе.

Как отличить туркмена, узбека, таджика и киргиза?

Обычно можете отличить их друг от друга по внешности. А если не по внешности, то по культуре, языку и обычаям, вы легко поймете, кто есть кто. Давайте рассмотрим все четыре народа.

Они выглядят более «восточноазиатскими». Они прибыли из Центральной Сибири несколько тысячелетий назад и имели уникальные гены: у некоторых были рыжие волосы и зеленые глаза. Такая внешность встречается и сейчас, но из-за смешения в древности с иными народами, они имеют другой вид, который варьируется в зависимости от региона.

Узбекский и таджикский языки отличияКиргизкие наездницы

Например, в 17 веке в Среднюю Азию пришел приток алтайцев из Южной Сибири. А на юге кыргызы, как правило, смешивались с узбеками, поэтому они несколько смуглее. На севере Кыргызстана люди, как правило, бледнее. Там взаимопроникновения народов было гораздо меньше.

Кыргызы традиционно были кочевниками – это и сейчас отражает их одежда и обычаи. Наряды в сельских районах по-прежнему имеют тенденцию выглядеть прочными и сделанными с учетом удобства использования, а не красоты.

Оседлые узбеки и таджики имеют больше арабского и персидского влияния, а кыргызы не попадали ни под какое иное влияние, кроме российского во время Советского Союза.

Кыргызский язык является частью кипчакской ветви тюрскских языков. Он имеет другое звучание, чем туркменский и узбекский, которые происходят от огузов и карлуков соответственно. Он звучит более твердо.

Они не тюркского происхождения, поэтому их внешний вид, обычаи и язык отличаются от трех других народов. Это индоевропейцы, точнее, индоиранцы. Они, как правило, довольно бледнокожие.

Узбекский и таджикский языки отличияТаджикская семья

По строению их лиц можно увидеть явное отличие от тюрок. Но от того, что они долго жили в Средней Азии с другими тюркскими народами, некоторые таджики, особенно в Ферганской области, сильно с ними смешались. Особенно это касается афганских таджиков. А некоторые изолированные таджикские популяции имеют светлые волосы и голубые глаза.

Культура тоже отличается. Они гораздо строже, когда речь заходит о гендерных ролях, чем тюркские народы. Таджики в Сурхондарьинской области Узбекистана стойко сохраняют свои обычаи, поэтому их легко выделить даже там.

Некоторые из них имеют более узкие глаза, другие выглядят практически по-европейски. Они смешались со многими народами, прежде всего иранцами и афганскими таджиками, что придает им уникальный вид.

Узбекский и таджикский языки отличияТуркменская молодежь

Туркмены – очень разнообразная группа и могут выглядеть совсем по-разному, в зависимости от их места жительства. В 1848 году европейцы описали, как туркменские мужчины обычно женились на персидских женщинах, но не наоборот.

Туркменская культура гораздо сильнее подвержена влиянию персов, хотя этот народ хорошо сохранил кочевые традиции. Тут любят плов, а не бешбармак, и ткут красивые ковры.

Туркменский язык кажется похожим на турецкий и азербайджанский из-за огузского происхождения.

Узбекистан находится в самом центре Азии, поэтому население тут перемешалось основательно. До монгольского нашествия узбеки больше походили на нынешних туркмен, но в настоящее время они различаются по регионам. На северо-востоке Ферганской области узбеки обычно больше похожи на кыргызов.

Узбекский и таджикский языки отличия

Узбекская культура в древности находилась под сильным влиянием Персии, но после того, как кочевые узбеки почти полностью захватили Центральную Азию в 16 веке, появилась нечто новое. Узбекская мода уникальна, а традиционные наряды очень яркие и эффектные.

Узбекский язык очень отличается по звучанию от кыргызского и туркменского. Хотя слова общие. Ну и, конечно, в нем больше персидских заимствований.

Источник

Видео:ПЕРСЫ И ТАДЖИКИ - ОДИН НАРОД??? В ЧЕМ РАЗНИЦА???Скачать

ПЕРСЫ И ТАДЖИКИ - ОДИН НАРОД??? В ЧЕМ РАЗНИЦА???

Чем отличается таджикский язык от персидского?

Многие знают, что персидский и таджикский очень похожи. Между двумя братскими языками, однако, есть некоторые существенные отличия, которые не позволяют нам считать их диалектами одного языка. Halva.tj выбрала самые важные из них.

Видео:КАК ОТЛИЧИТЬ УЗБЕКА ОТ ТАДЖИКА? HOW TO DIFFERENT UZBEK FROM TAJIK?Скачать

КАК ОТЛИЧИТЬ УЗБЕКА ОТ ТАДЖИКА? HOW TO DIFFERENT UZBEK FROM TAJIK?

Предыстория

Если представить всю систему мировых языков в форме дерева, то персидский и таджикский окажутся на одной ветви. Оба относятся к индоевропейской семье языков, иранской группе и западноиранской подгруппе. У персидского и таджикского есть еще несколько «братьев» – дари Афганистана и другие более редкие языки.

Узбекский и таджикский языки отличия

И персидский, и таджикский восходят к общему предку – «новоперсидскому языку», который возник к началу IX века н. э. на восточных просторах Арабского Халифата.

Долгое время предки современных таджиков и персов жили в одном культурном пространстве, поэтому великих поэтов Средневековья (таких, как Рудаки, Хафиз, Саади, Омар Хайям и др.) почитают и в Иране, и в Таджикистане.

Примерно к XV-XVI вв. распалось единое культурное пространство, и к началу XX века персоязычные народы оказались разделены политическими границами Ирана, Афганистана, а также будущих республик Центральной Азии: Узбекистана и Таджикистана, образованных в 1920-е годы. Распался и некогда единый новоперсидский язык, и на его основе зародились современные таджикский и фарси Ирана.

Получается, что персидский и таджикский язык очень похожи, потому что происходят от одного общего «предка». Однако более 500 лет и фарси, и таджикский существовали и развивались обособленно.

За такой долгий промежуток времени появились заметные различия.

Видео:КТО ТАКИЕ ТАДЖИКИ УЗБЕКИСТАНА?Скачать

КТО ТАКИЕ ТАДЖИКИ УЗБЕКИСТАНА?

Письменность

Узбекский и таджикский языки отличия

Самое заметное отличие персидского от таджикского – это различная письменность. Персидский язык записывается вязью, таджикский – кириллицей (как и русский).

Таджики за свою историю сменили 2 письменности. До начала XX века, как и персы, они использовали вязь. С образованием в 1929 году Таджикской республики в составе СССР была проведена реформа письменности, и таджикский перевели на латиницу. Буквально через десятилетие, в 1940 году, произошла очередная реформа, и Таджикистан перешел на кириллицу, которой пользуется и по сей день.

Видео:КАКОЙ ЯЗЫК СЛОЖНЕЕ?🤔😅 Таджикский 🇹🇯 Узбекский 🇺🇿 Aрабский 🇪🇬Скачать

КАКОЙ ЯЗЫК СЛОЖНЕЕ?🤔😅 Таджикский 🇹🇯 Узбекский 🇺🇿 Aрабский  🇪🇬

Произношение

Считается, что таджикский язык сохранил старинное и оригинальное звучание. Стихотворения средневековых классиков правильнее читать по-таджикски. С другой стороны, таджикская речь по сравнению с персидской кажется более грубой и резкой и менее мелодичной.

Видео:Чем отличаются узбеки, таджики, киргизы и туркмены?Скачать

Чем отличаются узбеки, таджики, киргизы и туркмены?

Лексика

И в персидском, и в таджикском есть много различающихся слов. Довольно велика разница в бытовой лексике и повседневных речевых оборотах. Например, простой диалог «Большое спасибо – Пожалуйста» по-таджикски будет звучать как «Ташаккури зиёд – Намеарзад», а по-персидски – «Kheyli mamnun – Khaahesh mikonam».

Как и в случае с произношением, таджикский язык сохранил большое количество архаичной лексики. А в появлении новых слов важную роль сыграла политика: в таджикском языке много заимствований из русского, а в персидском – из французского и английского.

Видео:Таджики, Узбеки чем чем отличаются #персы #таджикистан #таджик #узбекистан #узбек #тюркиСкачать

Таджики, Узбеки чем чем отличаются #персы  #таджикистан #таджик #узбекистан #узбек #тюрки

Поймут ли друг друга таджик и перс?

Узбекский и таджикский языки отличия

Говоря фразу «фарси и таджикский взаимопонимаемы», многие люди имеют в виду литературный язык.

Действительно, представители интеллигенции или филологи из Душанбе и Тегерана, вероятнее всего, смогут вести друг с другом продолжительную беседу, совсем не нуждаясь в толковых словарях. Образованные иранцы и таджики также пообщаются, но понять смогут уже не всё сказанное собеседником.

Иранец, послушав речь главы МИД Таджикистана, уловит основную мысль послания, а таджик, например, поймет прогноз погоды в Иране или курс доллара к риалу (иранской официальной валюте).

Но если иранец, приехав в Таджикистан, начнет путешествовать по разным регионам страны, ему будет все труднее общаться с местными. Та же проблема настигнет таджикского туриста, приехавшего на в какой-нибудь отдаленный остан (регион) Ирана.

У персидского и таджикского есть одна важная особенность – наличие огромного количества различных диалектов и говоров, и понять их с лёту иностранцу (пусть и носителю похожего языка) вряд ли удастся.

Источник

Видео:Такой Узбекский🇺🇿 Язык все знают😂Скачать

Такой Узбекский🇺🇿 Язык все знают😂

Какие есть сходства и отличия между Казахстаном, Киргизией, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном?

Люди из этих стран были вместе тысячи лет, у них одни и те же предки, общая религия, и, отчасти, менталитет. Так что это очень близкие народы и их трудно разделить. До советской политики коренизации 1930-х годов в Средней Азии вообще все было перемешано и один народ часто жил рядом с другим.

Но все же, некие культурные особенности есть, и они стали сильнее после получения этими государствами независимости.

Самое главное отличие касается языка.

Все страны, кроме Таджикистана, являются тюркоязычными. Правда, их языки хоть и непохожи друг на друга, но все же, взаимопонятны. А вот таджики – народ персидского племени и говорят на собственном иранском диалекте. Правда, многие из них живут в соседних государствах и знают язык своего окружения.

Узбеки и таджики традиционно жили в постоянных поселениях и были, в основном крестьянами и ремесленниками, в то время как казахи, киргизы и туркмены в больше занимались скотоводством и кочевали.

Оседлость позволила узбекам и таджикам нарастить численность населения, основать крупные города и мощные государства. Там, где есть город, всегда больше технологий, торговли и науки. Так что, если заглянуть в историю Средней Азии, то большинство поэтов, ученых, музыкантов – либо таджики, либо узбеки.

Хоть советская власть сделала всех жителей региона оседлыми, в настоящее время многие культурные следы древнего образа жизни все еще присутствуют.

Например, таджики и узбеки, как правило, любят строить большие дома и украшать свои жилища.

А вот казахам и киргизам нравится покупать хорошие автомобили! Ведь в прошлом лошадь имела решающее значение в жизни кочевника. Вот и сейчас их транспортные средства куда лучше, чем у соседей. Даже если люди имеют примерно одинаковый доход.

Есть отличия в кулинарии и рационе питания. Большинство блюд у казахов и киргизов готовятся из мяса. Они очень любят молочные продукты. Это след кочевого образа жизни.

А вот кухня узбеков и таджиков основана на хлебе, рисе и фруктах. Их любимое блюдо – плов, в который могут класть хоть овощи, хоть рыбу. Но мясо всегда приветствуется. Не думайте, что они вегетарианцы.

Жители Казахстана, Туркмении и Киргизии выглядят более азиатскими по внешнему виду, чем граждане других стран. Они меньше смешивались с древним иранским населением региона. А вот таджики и узбеки по внешности больше похожи на европейцев. Ведь первые, по сути, являются им дальними родственниками, а вторые – еще в давние времена сильно с персами смешались.

В крупнейших городах Узбекистана – Самарканде и Бухаре, по настоящее время живет много таджиков. Так вот, их далеко не всегда можно отличить друг от друга, пока сам человек об этом не скажет.

Все эти страны и поныне находятся по сильным влиянием России. Многие их граждане отправляются на север на заработки, а другие ведут с русскими бизнес на своей территории.

Еще с советских времен казахи и киргизы не очень религиозны. А вот у их соседей ислам постепенно отвоевывает свои позиции.

Казахстан намного богаче других из-за нефти и большей доли европейского населения. Другие станы беднее, но разрыв в доходах становится все меньше. Особенно быстрыми темпами его сокращает Узбекистан, который может стать лидером в будущем.

Весь регион активно торгует с Китаем и за его деньги строит дороги и заводы.

В плане быта, приема гостей, отношения к старшим и детям между этими народами нет никаких различий.

Источник

Видео:Таджики и узбеки: кто они? (история Бухары/Хивы/Коканда)Скачать

Таджики и узбеки: кто они? (история Бухары/Хивы/Коканда)

На каком языке говорят между собой жители Средней Азии?

Пусть обширный пересеченный горами и реками среднеазиатский регион издавна являлся территорией большого этнического разнообразия, благодаря сталинской политике коренизации тут все несколько устаканилось.

В советские годы власти стремились, чтобы в одной республике жил один народ, а преподавание в школах велось на языке национального большинства. Русский, правда, учили все – он считался средством межнационального общения.

На каком же языке говорят между собой таджики, узбеки, киргизы, туркмены и казахи сейчас, когда их государства почти 30 лет являются независимыми?

Ну, начнем с того, что все эти народы, кроме таджиков, являются тюрками. Особенность тюркских языков состоит в том, что все они в той или иной степени взаимопонятные. Поэтому, если человек достаточно хорошо образован и поездил по своей стране и другим местам, вполне возможно, что со временем он может наловчиться разбирать, что говорят его соседи через границу. Понимание будет неполное, но в целом, можно договориться.

Особенно это касается казахов и киргизов, ведь оба этих народа говорят на кипчакской подгруппе тюркских наречий. Они понимают друг друга почти на сто процентов, особенно, если беседуют о простых вещах.

Что касается узбеков и туркмен, их языки исторически были отдельными. Первый относился к карлукским диалектам, а второй – к огузским. Но за столетия совместной жизни они немного сблизились, и разобраться, в принципе, можно. Слова у них похожие, а иногда и одинаковые. Но вот акцент серьезно отличается. Опять же, при желании, разобраться можно.

Другое дело, если речь идет о таджиках. Родственниками тюрок они не являются, ни ближними, ни дальними. Но если брать ту часть этого народа, которая живет в Самарканде, Бухаре или Ташкенте, т.е., являются гражданами Узбекистана, то официальный язык своей страны они почти всегда знают прекрасно. Тем более, что многие женятся на местных узбечках. А значит, и с другими соседями чаще всего договориться они смогут. Но таджикистанские таджики больше используют для этих целей русский.

Теперь нужно перейти к тому вопросу, который читателей интересует сильнее всего. Даже в тех странах, где русский не объявили вторым государственным, его считают языком межнационального общения и в той или иной степени изучают в школе.

А потому, узбек или туркмен, который не разберет речь своего соседа, сразу же перейдет на русский. Даже при наличии акцента так люди поймут друг друга намного лучше. Ведь их собственные диалекты могут отличаться весьма значительно, а язык Пушкина – он везде одинаковый.

Что касается ведения бизнеса, то русскому языку соперников нет абсолютно. Им пользуются даже те фирмы, которые за пределами своей страны договоры не заключают. Суть в том, что собственные языки не всегда имеют достаточно развитую юридическую терминологию. Ну или имеют, но она обычным людям может быть непривычна.

Есть еще такая тонкая область, как ненормативная лексика. И у тюркских народов, и у таджиков, есть свой достаточно обширный запас красочных ругательств. Но пользоваться все предпочитают русскими – они сочнее, что ли, интереснее. Их в обязательном порядке знает каждый человек. Даже тот, кто на русском практически не говорит.

Источник

Создается впечатление. что отечественные исследователи не сразу смогли разобраться в этнической пестроте Средней Азии. Уже упоминалась путаница с этнонимом «киргиз», коим именовали и казахов, и собственно киргизов, а некоторые авторы «киргизами» называли вообще все население Средней Азии. Другие авторы, к примеру, называли «татарами» тюркоязычных узбеков, «кипчаками» — некоторые роды узбеков, казахов и киргизов Кокандского ханства. Еще в изданиях XIX века можно встретить упоминание таких народов, как «бухарцы», «хивинцы». Оседлые узбеки и равнинные таджики назывались «сартами»; этот этноним широко использовался во всех дореволюционных изданиях. Соответственно, и в нашем обзоре сарты будут рассматриваться как отдельная этносоциальная общность.

При подготовке текстовых материалов этой части обзора использованы следующие источники:

— «Народы России. Этнографические очерки» (издание журнала «Природа и люди»), 1879-1880;
— «Живописная Россия», том 10, (издание Товарищества М.О.Вольф), 1885;
— Н.И.Гродеков, «Киргизы и каракиргизы», 1889;
— М.А.Лялина, «Путешествия по Туркестану», 1894;
— Б.Л.Тагеев, «Памирские киргизы», литературное приложение к журналу «Нива», 1897, №38.

В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов, фотографии XIX века, картины и рисунки участников среднеазиатских походов русской армии — Василия Верещагина, Николая Каразина.

В нашем путешествии по среднеазиатским владениям России будем придерживаться направления движения с запада на восток. Начнем с Закаспийской области (современная Туркмения). Тюркоязычные туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды, а самым знаменитым туркменским племенем были храбрые воины и искусные наездники — текинцы.

Текинское племя — самое могущественное, многочисленное и храброе из всех туркменских племен. Они были вечною грозой Персии и Герата; из-за их набегов страны эти пустели, земледелие и торговля в них падали. Туркмены-теке держали в страхе всю северо-восточную часть Персидского государства. Племя теке делится на два больших отдела, называемых по месту их происхождения: ахал-текинцы и мервские текинцы.

Текинское племя, нуждаясь вследствие малоземелья в иных средствах пропитания, жило за счет своих соседей и занималось грабежом и разбоем. Но воровство и грабеж своих же сородичей очень строго наказывались. Как между другими туркменами, так и между текинцами, имеются оседлые и кочевые. С наступлением лета, кочевники покидают свои аулы и уводят на пастбища, уводя туда и свои стада; вся трава в это время в оазисе высыхает и выгорает. Осенью же, с наступлением дождей, весь оазис снова покрывается травой, и кочевники возвращаются в свои аулы.

Все туркмены, особенно же текинцы, отличаются храбростью и полнейшим презрением к смерти. Они смело идут в бой, не жалея себя, и, в то же время, не имеют никакой жалости к своему врагу. Отличительная черта характера туркмена — подозрительность, недоверчивость и осторожность, особенно же к тем людям, которых он мало знает. С людьми, ему известными, он доверчив и прямодушен. Ложь и нарушение данного слова считаются великим преступлением. Имущество оставляется в ауле без всякого присмотра, в уверенности, что оно будет в целости и сохранности во время отсутствия хозяев.

«На коне туркмен не знает ни отца, ни матери, ни роду, ни племени», — говорит местная поговорка. Выносливость текинских всадников и их лошадей поразительна. Пробыть сутки и даже более без воды — для туркмена не считается чем-либо особенным; лошадь способна пробежать до 150 верст в сутки.

Текинская женщина — не раба своего мужа, как в других частях мусульманской Азии, а полноправная гражданка, имеющая наравне с мужем гражданские и политические права. Она не скрывает своего лица покрывалом; влияние ее не только в семье, но и на общественные дела немаловажно; мнение ее выслушивается наравне с другими. В этом отношении туркмены далеко ушли вперед, сравнительно со всеми народами Азии и даже Европы. Этим они обязаны своеобразному политическому и социальному устройству, имеющему полное сходство с республиканскими учреждениями.

Но рядом с этим у туркмен существовало рабство, образовавшееся из захвата в плен людей во время набегов. Пленники и рабы подвергались жестокому обращению; их жизнь была в руках их владельца; за малейший проступок и даже по капризу, раб подвергался жестоким истязаниям, даже лишению жизни. Содержались рабы не лучше собак. На ночь их заковывали в тяжелые цепи или привязывали за ноги к тяжелым чурбанам. Впрочем, с пленными единоплеменниками туркмены обходились гуманнее, чем с персиянами и русскими. С разгромом в 1873 г. Хивы и с прекращением русскими рабства в этом и Бухарском ханствах, текинцы потеряли охоту брать в плен рабов.

Фатима, Зульфия, Зухра, Саида, Фарида, Лейла. Гюльчатай.

Производство текинцев заключается в ручной обработке верблюжьей и другой шерсти. Текинские женщины мастерски выделывают бархатные и нитяные ковры и другие ткани, славящиеся своей прочностью и изяществом рисунка; они также ткут грубые сукна, низкого сорта бумажные и шелковые материи и вышивают ткани шелками и золотом. Мужчины выделывают довольно искусно кинжалы и шашки. Текинские оружейники недурно справляются также и с выделкой ружей.

Туркмены — магометане, но далеко не фанатики. У них нет ни мечетей, ни минаретов. Моленье производится на открытом воздухе, на каком-нибудь избранном для того около аула месте. Они суннитского толка; но это ни сколько не мешает им грабить как шиитов, так и суннитов.

К своим соседям туркмены, в большинстве случаев, не питают никакой дружбы. Персов, гератцев и хивинцев они презирают, русских боятся.

Севернее туркмен, на Туранской низменности, обитает еще один тюркоязычный народ — каракалпаки, родственники казахов и ногайцев. Каракалпакстан находится на территории современного Узбекистана, столица его — город Нукус — в XIX веке считался кишлаком.

От киргизов и туркмен каракалпаки отличаются более высоким ростом, плоским и широким лицом, большими глазами, широким плоским носом, выдающимися скулами, довольно большою редкою бородою и сильно развитыми кистями рук. Женщины каракалпаков считаются красивыми. Соседние народности подсмеиваются над каракалпаками, считая их неуклюжими и неразвитыми, но в действительности это доволыю смышленый, сильный, трудолюбивый и мирный народ, отличающийся лишь некоторой забитостыо вследствие постоянных притеснений и эксплуатации со стороны узбеков и вообще более энергичных соседей. Каракалпаки живут оседло, усердно занимаясь земледелием и скотоводством, а отчасти и рыбной ловлей (в бассейне Аму-дарьи).

Переместившись на восток, мы попадаем в самое сердце Средней Азии. Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Коканд, Фергана — здесь, на территории современных Узбекистана и Таджикистана, были перемешаны самые разные народы, крупнейшими из которых были, естественно, узбеки и таджики.

В дореволюционный период в качестве отдельного этноса выделялись сарты — оседлые, преимущественно городские жители современных Узбекистана и Таджикистана. В советское время сартов не признавали отдельным народом. Тюркоязычным сартам была определена «узбекская национальность». Считается, что в настоящее время они полностью ассимилированы узбеками.

Кочевые народы Туркестанского края, а вместе с ними и русские, называют местное оседлое население сартами, хотя собственно племени сартов нет. Получивший это название класс или слой населения вмещает в себя весьма различные, и по языку, и по происхождению, народности; но этот класс, тем не менее, представляет нечто довольно цельное, как по своим духовным и нравственным свойствам, таи и потому, что ведет однородный образ жизни. Сартами называются: таджики — исконные обитатели Средней Азии, народ иранского племени — и оседлые узбеки, татары, киргизы и разные народности, происшедшие от взаимного смешения, наконец, таранчи — оседлое племя, составляющее преобладающее население Кульджинского района.

Слой населения, называемый сартами, сам себя не называет этим именем, а именуется по тем городам, откуда пришел. Этим и объясняются прозвища: «ташкенлыки», «ходженлыки» и т.д. Сарты усвоили себе общий род занятий и жизни. Их общественная и гражданская жизнь, а отчасти и характер сложились под влиянием мусульманского кодекса — шариата. Несмотря на такое однообразие в общественной жизни, тип и наречие сартов представляют весьма большие отличия, что обусловливается племенными особенностями. В ходжентских типах заметен преобладающий характер горных таджиков, коренных старожилов страны. Жители долин всегда смешивались с различными пришлыми народностями, вследствие чего выработался смешанный тип.

Тип сарта весьма трудно уловить, хотя, вообще, он довольно красив, с приятными и правильными чертами лица, при среднем росте и не особенно крепком телосложении. Сарты — слой зажиточный, привилегированный, слой денежной аристократии. Достаточная, даже привольная жизнь способствовала сравнительной выхоленности этого слоя населения и некоторой облагороженности типа.

В Ходженте сарты говорят на таджикском языке, в Ташкенте они употребляют тюркский язык («сарт-тили»). Сарты одеваются чрезвычайно однообразно: и богатые, и бедные носят одежду не только одного покроя — халаты, но почти из одинаковых материалов. Только муллы носят рубашки. Верхнюю одежду мужчин составляет бешмет или камзол — короткий, узко сшитый и легкий халатик, без рукавов или с рукавами по локоть.

Сартянки преимущественно брюнетки; вообще, они красивы и весьма подходят под европейские понятия о красоте. Девушек выдают замуж лет 1З-15, и женщины в 30 лет кажутся старухами. Этому способствует и многоженство сартов — тот варварский взгляд на женщину, который господствует среди мусульман. На женщину сарт смотрит как на рабочую скотину, или как на предмет удовлетворения страсти. Иные жены молча и терпеливо подчиняются этому униженному положению, другие же протестуют против него неверностью мужьям. Тогда им не страшны ни шариат с его грозными догматами, ни побои мужа. Жизнь часто берет свое, и сартянка иногда находит возможность подышать свободно, вопреки законам шариата. Чувству нужен отзыв.

. А муж? Муж или стар, или любит другую жену, или в лавке, или, наконец, в веселой компании поклонников мужской красоты. Тяготясь семейной жизнью, мужчина погрязает в цинических и безобразнейших пороках.

Обыкновенно, человек двадцать коротко знакомых между собою сартов имеют своего «бачу», небольшого мальчика. Они по очереди устраивают вечера, угощая компанию «бачуозов», как называют сарты любителей мужской красоты.

Дурная нравственная сторона сартов: отсутствие целомудрия. Несмотря на строгость мусульманского законодательства, в настоящее время между сартами господствует полная распущенность нравов.

Грамотность между мужским сартским населением распространена настолько, что почти все сарты, можно сказать, грамотны. Сартянки обучаются грамоте редко. Эту премудрость постигают преимущественно лишь дочери более зажиточных родителей. Для сарта же грамотность почти обязательна. Обучение грамоте и вообще умственное образование у сартов, как и у всех мусульман, идет рядом с религиозным.

С загадочными сартами мы более-менее разобрались. А теперь — собственно таджики и узбеки, народы, ныне хорошо знакомые жителям центральной России.

По своей внешности, равно как и по характеру, узбеки и таджики значительно отличаются друг от друга. Медлительный и простоватый узбек по наружности коренастее и плотнее сложен, чем худощавый, подвижный таджик. Узбек — превосходный работник, таджик — торгаш и зачастую хозяин узбека. Большая грация и быстрота движений, умный проницательный взор — все выдает в таджике высшую расу. Самое слово «таджик» обозначает «венчанный», что указывает на выдающуюся роль, которую играла некогда эта народность в истории страны. Таджики составляют умственную аристократию края; из них выходят, главным образом, представители магометанского духовенства — муллы, поучающие народ в мечетях и медресе (школах).

Лучшую параллель проводит между обоими народностями следующая местная легенда.

Коли уж речь зашла о женитьбе, посмотрим фотографии таджикской свадьбы из «Туркестанского альбома» путешественника и фотографа Александра Людвиговича Куна.

Таджики, живущие у нас, главным образом сосредоточены в Зеравшанском округе.
Таджики не выражают собою какого-нибудь установившегося типа; скорее это сплав всех народностей, населяющих округ. Помесь, называемая таджиками, отражает в себе типы узбекский, татарский, еврейский, цыганский, даже славянский, арабский, персидский, индийский. В этой помеси общею оказывается только духовная сторона: к какому бы племени таджик ни относился, он прежде всего труслив и легковерен. При заселении Зеравшанского округа в него стекались таджики из всех городов Средней Азии, и все они, имея свои типичные отпечатки, столкнувишись в округе, перемешались между собою и еще более усложнили нынешний тип таджика.

Только при весьма внимательном наблюдении таджиков Зеравшанской долины, они могут быть отнесены к двум характерным группам. В одной из них преобладает узбекская кровь, эта группа преимущественно живет по деревням и большею частью говорит на узбекском языке. Вторая группа обитает преимущественно по городам и говорит по большей части персидским языком. Таджики второй группы по лицу, телосложению, уму, стоят выше остальных народностей Зеравшанского округа. В ней преобладают люди с нежными, правильными, чисто европейскими чертами лица, легкого, грациозного, но не сильного телосложения. Цвет лица у них белый, с едва заметным оттенком смугловатости, глаза большие, с продолговатым разрезом, черные и весьма редко голубые. Волосы преимущественно черные.

В этой группе таджиков преобладают еврейские и персидские черты, особенно в Самарканде, где много евреев и персиян, с которыми таджики весьма охотно вступают в брак. Евреи, переходя в мусульманство, называют себя таджиками. Еврейка, прежде чем сделаться женою знатного мусульманина, переменяет предварительно веру и становится таджичкою. Горожане, как более богатые, до подчинения края России, держали у себя рабов и рабынь из персиян, вследствие чего в нарождающемся поколении оказывались заметные следы персидской крови. Рожденный от рабыни и таджика причислялся к семье, если того желал отец, и становился таджиком. Не осталось без влияния на таджикский тип и присутствие индийцев, которые в Зеравшанском округе имели право жить только без жен, и которым не было дозволено жениться там. Неудивительно после того, что откровенные таджики говорят, что они не знают, которые из детей их жен принадлежат им. В разных районах округа на таджиках отразилось влияние арабов, евреев, гальчей (горные таджики), от смеси с которыми у таджиков явилось сильное сложение, а также резкие, энергические черты.

Таджики занимаются всеми отраслями земледелия: они хлебопашцы, садоводы, огородники и скотоводы. Но во всех этих случаях они, как правило, только предприниматели, затрачивающие капитал, а не непосредственные работники. Они сознают материальную выгоду владения землею и земледелия, но сосредоточивать свои силы исключительно на нем, видеть все свое богатство только в земле — несообразно с их натурой, требующей большого круга деятельности.

Имея возможность дешево приобрести работника из узбеков, таджик всю тягость полевых работ сваливает на него и на жен, а сам руководит ими и занимается посторонними делами. Сам таджик обрабатывает землю только в крайнем случае, когда у него мало земли. Между ними тоже есть безземельные, но мы не знаем примера, чтобы таковые таджики нанимались для земляных работ: они обыкновенно делаются садовниками, конюхами, водовозами, приказчиками, мастеровыми, ремесленниками или мелкими торгашами, с основным капиталом в рубль или два.

Таджик льстив и никогда не преминет воспользоваться удобным случаем, чтобы наговорить кучу комплиментов. Он говорит их или прямо, что называется, в глаза слушателю, или обращаясь к посторонним, присутствующим, выражается в третьем лице о том, про кого он говорит. Любовь таджиков к комплиментам и особенно к вычурным сравнениям и гиперболам весьма замечательна.

Каратегинцы, или гармцы — субэтническая группа таджиков.

Горные таджики («гальча», памирцы) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан). Говорят на памирских языках восточноиранской группы, в отличие от собственно таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам.

Еще один этнос, обитающий среди таджиков — ягнобцы, именуемые по названию реки Ягноб, в долине которой они и проживают. Ягнобский язык — потомок мёртвого согдийского языка восточноиранской группы. Из живых языков ближе всего к ягнобскому стоит осетинский. В настоящее время ягнобцы в значительной степени ассимилировали с таджиками.

Теперь поговорим подробнее об уже упомянутых выше узбеках.

В характере узбеков сохранились типичные черты, присущие тюркам: неспешность, отсутствие суетливости, храбрость и склонность к повелеванию, причем продолжительная трудовая жизнь несколько сгладила свойственные бывшим завоевателям Туркестана дикость, кровожадность и суровость. Существует мнение об искреннем характере узбека, его простодушии и честности. Но вероломство, хитрость и алчность также составляют весьма нередкие качества узбека. Отличительной чертой узбеков является также любовь к свободе и беспокойный характер, вследствие чего волнения между ними в прежнее время были очень часты. Узбеки мало способны к культуре, и грамотные между ними встречаются нечасто; большинство их духовенства и должностных лиц принадлежит не к узбекам, а к сартам и таджикам.

В семейной жизни узбеков власть отца весьма велика; даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первыми в его присутствии. Положение женщины и узбеков хуже, чем у киргизов и немногим лучше, чем у сартов и таджиков. Она должна закрывать свое лицо, и на ней лежат все домашние, а иногда и полевые работы. Женщины работают, не покладая рук, между тем как мужчины разъезжают с базара на базар, посещают знакомых и редко бывают дома. Многоженство распространено преимущественно между более состоятельными узбеками.

Узбеки не женятся на очень молодых женщинах. Здесь идет речь о большинстве, а не о богачах, которые имея по нескольку, например, 11 жен, женятся, ради разнообразия, на 10-летних. Небогатый узбек ищет в жене хорошую работницу, неутомимого вола. Молодая жена не вынесет тяжелой работы, на которую ее обрекает замужество, не даст мужу возможности ничего не делать по хозяйству, поэтому в брак девушки (они только официально величаются девушками) вступают, в большинстве случаев, лет 15-20.

От Коканда и Ташкента переместимся на восток, в горы Тянь-Шаня и северного Памира. Здесь обитают тюркоязычные киргизы, которых в XIX веке именовали каракиргизами или горными киргизами, чтобы отличать от казахов, фигурировавших в те времена под названием киргиз-кайсаков или просто киргизов. Основным занятием каракиргизов было кочевое скотоводство.

Живут горные киргизы в юртах, а во время суровых морозов забираются в сложенные из камня зимовки, поставленные в местах, укрытых от ветра. Там проводят они зиму, питаясь запасами сыра и мукою, выменянной у китайцев и таджиков на скот.

По природе ленивый, киргиз проводит дни свои в разъездах по аулам, собирая и распространяя разные новости, и единственная забота его – накормить свою жалкую, малорослую лошаденку. Зато на охоте за архарами или горными баранами – он просто неузнаваем. С рассвета и до глубокого вечера, без устали, карабкается киргиз по утесам, над страшными пропастями, выслеживая свою добычу и, убив ее, часто тащит на своих плечах в аул убитое животное.

Постоянный холод и отсутствие теплого жилища заставляет кочевника быть всегда одетым в теплую одежду, которою служат ему ватный халат и тулуп из овечьей шерсти, что порождает страшную нечистоплотность, и особенно в зимнее время киргизы отвратительны: они издают такой специфический запах и изобилуют таким количеством насекомых, что положительно противно стоять в это время около обитателя гор. Конечно главной причиной этому обстоятельству является крайняя бедность населения, и более зажиточные кочевники значительно чистоплотнее и наряднее одеты.

На вид горные киргизы очень безобразны. Почти без признаков растительности, с сильно выдающимися скулами и узкими прорезями глаз, очень небольшого роста, они так похожи друг на друга, что первое время вам кажется, что все население Памира и Тянь-Шаня принадлежит к одной семье, связанной близким родством.

Среди киргизских жен встречаются довольно красивые типы. Румяные, полные, с великолепными белыми зубами, киргизки представляют полный контраст своим мужьям. Всегда занятая своим хозяйством, а иной раз и грудными ребятами, киргизка никогда не теряет благообразного вида. На ней всегда чистая рубашка и вымытый халат. Волосы ее всегда заплетены во множество длинных косичек со вплетенными в них украшениями.

У каракиргизов существовали весьма своеобразные принципы брачных отношений. Вот как описывает Н.И. Гродеков особенности вступления каракиргизов в брак:

У каракиргизов совершеннолетие считается у мальчиков с 12-13 лет, а у девушек с 9-10 лет. Если девица была помолвлена лет 4-8, то помолвка равняется бракосочетанию, и она не может отказываться, когда жених не дозволяет этого. Когда же дочери богача или мясника достигают 10 лет, а дочери бедняка 15 лет, тогда адат допускает с их стороны заявление о нежелании выйти за выбранного отцом жениха. Это объясняется тем, что дочь богача, которая одевается и питается лучше, равно как дочь мясника, которая живет на мясной пище, достигают совершеннолетия раньше, чем дочь бедняка.

Если невеста пожалуется своей матери на совокупление с нею жениха раньше свадьбы, то на нем раздирают платье и распарывают живот его лошади. Если девушка, сосватанная в младенчестве, по достижении совершеннолетия убежит с каким-нибудь парнем, то последний должен дать прежнему её жениху одну девушку или же уплатить калым. Если невеста окажется недевственною, то жених может заявить претензию, говоря, что он платил калым за девицу, а не за женщину. За это присуждают тестя к штрафу: лошадь и халат. Если сам жених лишил невесту невинности до свадьбы, то он сообщает об этом свахам, постилающим постель, которые в таком случае требуют себе подарки, прибегая к угрозе, никогда не исполняющейся: распороть брюхо его лошади. Если жених не в мочи, то ждут до трех дней. Потом невеста может, если ей не нравится жених, под этим предлогом заявить, что не выходит за него. Тогда её отец возвращает калым в определяемом биями размере.

Скот каракиргизского кочевника состоит преимущественно из небольшого числа яков, нескольких баранов, малорослых быков и коров, да двух-трех верблюдов, а иногда и лошадей. Кочевники зачастую ездят на яках, которые вполне заменяют им лошадей, а к тому еще во время больших переходов удобны тем, что дают прекрасное, густое, как сливки, молоко. Мне никогда не приходилось пробовать молока вкуснее ячьего. Вообще, каракиргизы своим добродушием и гостеприимством оставляют по себе приятное впечатление.

Между этими добродушными людьми встречались мне и неглупые, весьма здраво рассуждавшие на некоторые интересующие их темы, но зато находились и крайне ограниченные и ни к чему не способные, праздно шатающиеся из аула в аул и занимающиеся только лишь сплетнями. Болтая с киргизами в юрте, сидишь, пока не начнет гостеприимный хозяин угощать целым рядом блюд, состоящих из баранины во всех видах. Однако, между мирным кочевым населением Памира встречаются и люди, занимающиеся грабежом.

В 1860-х годах в приграничных с российскими владениями районах Китая (Синьцзян) развернулось восстание мусульман — дунган и уйгуров. В 1871 году Россия заняла охваченное восстанием Кульджинское султанство, а в 1881 году вернуло его Китаю. Боясь преследований, многие уйгуры (кашгарцы) и дунгане переселились в Российскую империю. Сейчас в среднеазиатских странах СНГ проживает более 300 тысяч уйгуров и более 100 тысяч дунган.

Антропологически уйгуры представляют собой смесь монголоидных и европеоидных рас. Дунгане, по их собственным преданиям, образовались от смешения тюркских племен, будто бы пришедших с воинами Тамерлана, с китайцами.

На этом заканчивается среднеазиатская часть нашего обзора. Дальше из жарких южных краёв я планирую переместиться на северные окраины Российской империи — к оленям, лопарям, остякам, вогулам, самоедам и их ездовым лайкам.

Источник

🎬 Видео 🌟

Урок русского языка в Узбекистане.🤣Перевод с русского на таджикский или на узбекский?!Скачать

Урок русского языка в Узбекистане.🤣Перевод с русского на таджикский или на узбекский?!

"Узбеки это те же Турки" Жириновский про Узбеков и название "Озбек"Скачать

"Узбеки это те же Турки" Жириновский про Узбеков и название "Озбек"

Кто такие ХОРЕЗМИЙЦЫ, предки ТАДЖИКОВ или УЗБЕКОВ?Скачать

Кто такие ХОРЕЗМИЙЦЫ, предки ТАДЖИКОВ или УЗБЕКОВ?

КАК ЗВУЧАТ ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ? [ENG SUB]Скачать

КАК ЗВУЧАТ ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ? [ENG SUB]

Персидский язык? Сейчас объясню!Скачать

Персидский язык? Сейчас объясню!

Понимают ли носители таджикского, дари и фарси друг друга #таджикистан #iran #afghanistanСкачать

Понимают ли носители таджикского, дари и фарси друг друга #таджикистан #iran #afghanistan

Попытка запрета русского языка в парламенте КыргызстанаСкачать

Попытка запрета русского языка в парламенте Кыргызстана

АРМЯНИН ИЗ САМАРКАНДА ВЫУЧИЛ ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК В УЗБЕКИСТАНЕ !!!Скачать

АРМЯНИН ИЗ САМАРКАНДА ВЫУЧИЛ ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК В УЗБЕКИСТАНЕ !!!
Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.