Язык как источник ксенофобии + видео обзор

Содержание
  1. Ксенофобия
  2. Содержание
  3. Предпосылки
  4. Ксенофобия и психологическое манипулирование
  5. Генетические детерминанты ксенофобии
  6. Ксенофобия в России
  7. Примечания
  8. См. также
  9. Литература
  10. Ссылки
  11. Смотреть что такое «Ксенофобия» в других словарях:
  12. Что такое КСЕНОФОБИЯ в современном мире
  13. Что такое ксенофобия?
  14. Чем опасна ксенофобия?
  15. Ксенофобия в современном мире
  16. Религиозная ксенофобия
  17. Ксенофобия и расизм
  18. Ксенофобия и экстремизм
  19. Ксенофобия и шовинизм
  20. Ксенофобия и национализм
  21. Толерантность и ксенофобия
  22. Ксенофобия — как лечить?
  23. Психология & Мотивация & Саморазвитие
  24. Ксенофобия
  25. Предпосылки
  26. Ксенофобия и психологическое манипулирование
  27. Генетические детерминанты ксенофобии
  28. Ксенофобия в России
  29. Примечания
  30. См. также
  31. Предпосылки
  32. Биологическая основа ксенофобии
  33. История
  34. Ксенофобия в России
  35. См. также
  36. В России
  37. Ксенофобия и психологическое манипулирование
  38. Генетические детерминанты ксенофобии
  39. Определения и словоупотребление
  40. Природа ксенофобии
  41. Ксенофобия и психологическое манипулирование
  42. Генетические детерминанты ксенофобии
  43. Примечания
  44. См. также
  45. Определения и словоупотребление
  46. Природа ксенофобии
  47. Ксенофобия и психологическое манипулирование
  48. Генетические детерминанты ксенофобии
  49. Ксенофобия как глобальная проблема современности (попытка философского анализа)
  50. Видео

Ксенофобия

Язык как источник ксенофобии

Ксенофо́бия (от греч. ξένος — чужой + φόβος — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Содержание

Предпосылки

Ксенофобия и психологическое манипулирование

В начале XX века появились предположения о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации можно варьировать очень разнообразно). Принцип — объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения целей лидеров группы. [источник не указан 811 дней]

Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, могут сами ощущать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.

Генетические детерминанты ксенофобии

Ряд этологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар. [1]

С точки же зрения биосоциологии, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации.

Ксенофобия в России

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

Смотреть что такое «Ксенофобия» в других словарях:

ксенофобия — ксенофобия … Орфографический словарь-справочник

КСЕНОФОБИЯ — (xenophobia) В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском… … Политология. Словарь.

КСЕНОФОБИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ксенофобия — ненависть, отношение, нетерпимость, враждебность, страх Словарь русских синонимов. ксенофобия сущ., кол во синонимов: 9 • антисемитизм (7) • … Словарь синонимов

КСЕНОФОБИЯ — (от греч. xenos чужой + фобия). 1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами (см. Навязчивые состояния). 2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам, иностранному, чужому. Ср … Большая психологическая энциклопедия

Ксенофобия — Ксенофобия ♦ Xenophobie Ненависть к чужому. Одна из форм глупости, убежденной, что существует такое место, где она «у себя дома». Животным ксенофобия свойственна на уровне инстинкта, и у людей, судя по всему, ее проявления носят животное… … Философский словарь Спонвиля

КСЕНОФОБИЯ — (от греческого xenos чужой и. фобия), 1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2) Нетерпимость, неприятие, ненависть к кому либо или чему либо чужому, чужеродному … Современная энциклопедия

КСЕНОФОБИЯ — КСЕНОФОБИЯ, и, жен. (спец.). 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему н. чужому, незнакомому, иностранному. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КСЕНОФОБИЯ — (от греч. xenos чужой и phobos страх) англ. xenophobia; nem.,Xenophoby. чешск xenofobie. Навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Источник

Что такое КСЕНОФОБИЯ в современном мире

Язык как источник ксенофобии

КСЕНОФОБИЯ. Общественное существование человека основано на проверенных годами и предками правилах. Изменения таковых уставов неизбежны и вызывают ряд протестов. В современном обществе право выражать свои мировоззренческие взгляды открыто – норма, грань между сохранением культурных ценностей и проявлением чувства ксенофобии очень шатка.

Что такое ксенофобия?

Слово ксенофобия состоит из двух частей «ксенос» — в греческом языке значит чужой, инакомыслящий, и «фобос» — страх. Возникает такое чувство необоснованного страха перед незнакомыми людьми или нетрадиционными, для конкретной личности, обычаями. Ксенофобия — это чувство острой ненависти и нетерпимости к чужому мировосприятию, культурным ценностям, выраженное презрение иностранной культуры – ложное чувство патриотизма.

Чем опасна ксенофобия?

В социальном плане яростное неприятие иностранных людей, может иметь довольно агрессивный характер — ксенофобия как угроза безопасности, может послужить психологическим толчком для возникновения серьёзных споров. В истории современного человечества есть факты, подтверждающие возникновение межнациональных конфликтов с явными признаками ксенофобии. Деление общества на «своих» и «отверженных» по национальному или расовому отличию – неприемлемо, но увы такая позиция существует.

Ксенофобия в современном мире

Уничтожение культурных памятников и личные оскорбления – минимальный вред от ксенофобских настроев. Известно, что ксенофобия — это межнациональные конфликты, возникшие на шатких гранях ненависти к другим людям, войны и геноцид, где человек основываясь на национальном отличии, легко уничтожает другого человека, окрашивая свой поступок в нравственный тон – вырисовывает образ врага в любом человеке, без основы по конкретным поступкам.

Религиозная ксенофобия

Фобия в любом виде – панический страх, он толкает людей на бессмысленные и глупые поступки, создает искаженное восприятие окружающего мира. Ученые высказывают мнение, что в процессе исторических взаимоотношений – войны, захваты, видоизменения культурных ценностей, может формироваться генетическая ксенофобия. Психологи утверждают, что ксенофобия заразна — легко передается другим. Принято делить такое состояние на самые распространённые виды ксенофобии:

Ксенофобия — неприятная борьба, если она выражается в открытой форме, могут пострадать люди, народности. Также существуют ксенофобии, которые редко проявляются:

Ксенофобия и расизм

Озлобленное восприятие человека по расовой принадлежности, называют расизмом. Расовая ксенофобия — это боязнь и агрессия против индивида, нравственное давление и оскорбление, унижение человека по национальному признаку, основывающееся на отличительном цвете кожи, вероисповедании, культурных ценностях, разговорного языка. В истории есть примеры, которые разделяли людей на «высшие» и «низшие» расы, где признак национальной принадлежности служил приговором – человека уничтожали.

Ксенофобия и экстремизм

Слово «экстремизм» имеет французские корни, в переводе значит – крайний, то есть определяет грань в идеологических суждениях и действиях. Чувство опасности по отношению к иностранцам — вымышленная проблема ксенофобии. Социальная идеология формирует в обществе страх утраты культурных и этнических ценностей, связывая их с вмешательством чужих ценностей – питает ненависть к нетрадиционным в данной стране нормам поведения, общепринятого мировоззрения.

Ксенофобия и шовинизм

Ксенофобия и национализм

Национализм – любовь к родине, этническим и культурным ценностям своих предков и современников, гордость за достижения соотечественников в мировых масштабах. Искаженный или ложный национализм — проявления ксенофобии, отвержение людей и моральных ценностей проявляющийся в агрессивном поведении, действиях. Человек отвергает и пренебрегает другим человеком, даже в случаях явного превосходства «чужака», игнорирует его позитивные качества, открыто унижает достоинство по причине непринадлежности к «своему» народу.

Национализм в истинном проявлении не имеет презрительного отношения к другим народам, религиям. Целью националиста является демонстрационная любовь к историческим и культурным ценностям, национальным традициям. Международная и межконфессиональная дружба, для такой личности — способ выразить и показать достоинства своего народа и его национальные достопримечательности.

Толерантность и ксенофобия

Термин «толерантность» означает терпение, в сопоставлении с ксенофобией, его можно описать как приемлемое отношение к чужим людям, иностранному обществу, неизвестным культурным и моральным ценностям, социальным нормам. У каждого человека есть своя граница толерантного отношения к чужестранцу. Личная борьба с ксенофобией подразумевает восприятие инакомыслящего не как врага, а – оппонента, представителя из другого общества, обладающего расхожими взглядами на одинаковые вопросы, отличительным подходом к общепринятым традиционным нормам.

Ксенофоб может провоцировать толерантного по отношению к другой культуре человека, пытаясь вызвать у него агрессию или неуважительное отношение. Настроить враждебно всех окружающих против неприемлемых в его глазах поступков, привить враждебную боязнь по отношению к другому человеку. Ксенофобы находят единомышленников и формируют группы, вступать в споры толерантному человеку с такой толпой нельзя.

Ксенофобия — как лечить?

Корнем агрессивного поведения ксенофоба в обществе может быть гипертрофированный национализм, политическая принадлежность, социальное неравенство. В отдельных случаях причиной возникновения служат негативные воспоминания из прошлого. Усвоенная в детстве информация – общение с чужими запрещено — способна сформировать отрицательное невосприятие по отношению к незнакомым людям.

Психологи рекомендуют бороться с ксенофобией как с психическим расстройством, человек должен сам осознать, что его позиция по отношению к другим, необоснованная, она мешает строить отношения и адекватно общаться. Психотерапевтические тренинги и разъяснительные беседы позволяют избавиться от навязчивого страха и враждебных предубеждений по отношению к незнакомым людям.

Источник

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Ксенофобия

Предпосылки

Ксенофобия и психологическое манипулирование

В начале XX века появились предположения о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации можно варьировать очень разнообразно). Принцип — объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения целей лидеров группы.

Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, могут сами ощущать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.

Генетические детерминанты ксенофобии

Ряд этологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар. [1]

С точки же зрения биосоциологии, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации.

Ксенофобия в России

Примечания

См. также

Предпосылки

Биологическая основа ксенофобии

История

Ксенофобия в России

См. также

В России

Ксенофобия и психологическое манипулирование

В начале XXI века появились предположения о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации можно варьировать очень разнообразно). Принцип — объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения целей лидеров группы.

Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, могут сами ощущать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.

Генетические детерминанты ксенофобии

Ряд этологов [кто?] указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар.

Важно также помнить, что идеология «своего» и «чужого» — это образ нашей жизни. Она всепроникающа и привычна. Очевидно, что чужое — обязательное и необходимое условие своего. Виктор Каган справедливо считает, что отмирание альтернативы «мы — они», «свое — чужое» поставит человечество в крайне затруднительное положение — «свое» без «чужого» умирает. Исчезновение альтернативы невозможно, но возможно ее перенос на других «Они», например, если у человечества появится общий враг (инопланетяне, вышедшие из-под контроля машины и т.д.) (Каган, 2004). Кроме того, важно осознавать, что диалектика своего и чужого может быть конфликтна, а может обладать той необходимой степенью напряженности, без которой невозможно развитие…

Определения и словоупотребление

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.

Авторы фантастических произведений используют этот термин для обозначения боязни или ненависти к обитателям других планет.

Природа ксенофобии

В природе ксенофобии лежит страх перед неизвестным. Зачастую в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей распространены недостоверные слухи о варварских нравах этих чужих.

Ксенофобия и психологическое манипулирование

Есть предположение о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации можно варьировать очень разнообразно). Принцип — объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения своих, иногда внешне неочевидных целей.

Возможно и неосознанное навязывание, передача чувства от одного поколения другому, что может фиксироваться и устно, и письменно, в тех или иных «священных книгах» (например, Шульхан Арух).

Ксенофобия в наиболее яркой форме иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а свое негативное отношение к обычаям Y — тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей Х, ни обычаев Y он может вообще не знать.

При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге и страх перед неизвестным отступает. Это замечено и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.

Генетические детерминанты ксенофобии

Ряд этологов указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар. А различия во внешнем виде и характере поведения представителей различных рас (а зачастую — и субкультур) порой заметно сильнее, чем различия между разными видами (хотя всё человечество является представителем одного вида Homo sapiens).

По мнению ряда этологов, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Само ошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано. [1]

Примечания

См. также

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Ксенофобия. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Так же, как и в этом проекте, тексты, размещённые в Википедии, доступны на условиях GNU FDL.

ТолкованиеПереводКсенофоб le>Часть серии статей о дискриминации

Основные формы

Расизм · Сексизм · Ксенофобия · Дискриминация по возрасту · Религиозная нетерпимость

Специфические формы

Социальные Дискриминация инвалидов · Элитизм · Гомофобия · Мизандрия · Мизогиния · Трансфобия

Азербайджанцев · Американцев · Арабов · Армян · Австралийцев · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Англичан · Французов · Немцев · Igbo · Indian · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Японцев · Евреев · Малайцев · Мексиканцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Цыган · Румын · Русских · Шотландцев · Сербов · Славян · Украинцев · Турок

Атеизм · Бахаи · Католичество · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Рабство · Расовое профилирование (англ.) · Линчевание · Язык вражды (англ.) · Преступление на почве ненависти · Геноцид(примеры) · Этноцид · Этнические чистки · Погром · Расовая война · Религиозное преследование · Атаки на геев · Кровавый навет · Чёрная легенда · Патернализм · Жестокость полиции · Жестокое обращение с животными · Гетто за партами · Стигматизация

Арианизм · Группы ненависти · Каханизм · Ку-клукс-клан · Нативизм · Неонацизм · Американская нацистская партия · Национальная партия (ЮАР) · Супрематизм

Аболиционизм · Антифа · Гражданские права · ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право · Феминизм · Маскулизм · Права мужчин (англ.) · Отцовские права (англ.) · Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

ДискриминационныеРасовая / Религиозная / Половая сегрегация · Апартеид · Практика «красной черты» · Концлагеря · Этнократия

АнтидискриминационныеЭмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

ПротиводискриминационныеПозитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Спесиецизм · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Изуверство · Предрассудки · Господство · Нетерпимость · Терпимость · Многообразие · Мультикультурализм · ПодавлениеПолитическая корректность · Дискриминация наоборот · Евгеника · Нацистская расовая политика · Обвинения Израиля в апартеиде

Определения и словоупотребление

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.

Авторы фантастических произведений используют этот термин для обозначения боязни или ненависти к обитателям других планет.

Природа ксенофобии

В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным. Зачастую в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», иногда искусственно распространяют недостоверные слухи.

Ксенофобия и психологическое манипулирование

Есть предположение о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой лиц (масштаб и ситуации можно варьировать очень разнообразно). Принцип — объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения своих, иногда внешне неочевидных целей.

Возможно и неосознанное навязывание, передача чувства от одного поколения другому, что может фиксироваться и устно, и письменно, в тех или иных «религиозных книгах» и прочих трудах.

Ксенофобия в наиболее яркой форме иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а свое негативное отношение к обычаям Y — тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей Х, ни обычаев Y он может вообще не знать.

Предпочитаемые объекты ненависти могут быть разными, некоторые не любят русских, евреев, другие — африканцев, азербайджанцев или американцев. По подсчётам социолога Льва Гудкова, в России вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75—80 %, таким образом среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «чёрных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, даже гомосексуалистов или представителей иной субкультуры, достаточно того, что перед ним — чужой (инакомыслящий).

Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, также могут испытывать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.

Генетические детерминанты ксенофобии

Ряд этологов указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар. А различия во внешнем виде и характере поведения представителей различных рас (а зачастую — и субкультур) порой заметно сильнее, чем различия между разными видами (хотя всё человечество является представителем одного вида Homo sapiens).

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано. [2]

Источник

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Язык как источник ксенофобии

Ксенофобия как глобальная проблема современности (попытка философского анализа)

Человечество вынуждено сегодня существовать в условиях растущей социальной нестабильности, углубления экономического кризиса, изменения условий существования личности в социуме, формирования новых параметров социализации личности. На фоне локальных войн и «цветных» революций резко интенсифицируются миграционные потоки. Изменение этнической и конфессиональной карты интенсивно происходит и в Российской Федерации.

В таких условиях проблема толерантности приобретает поистине интернациональный характер. Именно ее решение в перспективе может помочь развязать узлы бесчисленных «горячих» и «замороженных» конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, принятия культурных отличий, отрицания монополии на обладание кем бы то ни было абсолютной истиной.

Однако формирование толерантности невозможно без преодоления ксенофобских установок индивидуального и общественного сознания. А для этого, в свою очередь, необходимо четкое и всестороннее понимание того, что такое ксенофобия, каковы ее причины и формы.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

1. Рассмотрение понятия ксенофобии и основных подходов к ее пониманию.

2. Обзор причин возникновения и хода исторического развития ксенофобии.

3. Классификация форм проявления ксенофобии в современном обществе.

4. Оценка перспектив противодействия ксенофобии в России в целом.

Тема представляется более чем актуальной в связи с тем, что большое количество межэтнических и межконфессиональных конфликтов продолжают сотрясать как Россию, так и другие страны мира. Наряду с объективными причинами (экономическими, политическими и т. д.) эти конфликты порождаются и ксенофобскими установками достаточно широких слоев населения. Их исследование открывает путь к урегулированию и профилактике такого рода конфликтов.

Объектом исследования выступает ксенофобия как специфический комплекс социально-психологических установок и порождаемых ими общественных практик.

Предмет исследования – причины и формы ксенофобии в истории человечества и в современном обществе.

Методами исследования выступают общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, элементы системного подхода).

Практическое значение заключается в том, что выводы, делаемые в исследовании, могут быть использованы для понимания специфики формирования ксенофобских установок и практик в Российской Федерации и, разработки методов их коррекции и профилактики.

Новизна работы заключается в том, что предпринимается попытка рассмотреть системно рассмотреть ксенофобию во всех ее основных проявлениях, сделав при этом акцент на социально-философские аспекты данной проблемы.

Литература по теме достаточно обширна, однако высказываемые авторами суждения зачастую противоречат друг другу. Среди иностранных специалистов выделяются работы таких авторов, как: У. Самнер, Д. Майерс, Г. Тэджфел, Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс и др. Весьма интересными представляются и работы таких отечественных ученых, как О.М. Шевченко, В.С. Агеев, И.С. Кон, А.А. Кельберг, В.А. Тишков, Г. Померанц и др.

С греческого слово «фобия» переводится как «страх». Но эти понятия, несмотря на свою схожесть, не абсолютно синонимичны. Что такое фобия? Какие признаки ее характеризуют?
Фобия – что это? Чем она отличается от обычного страха?

Каждый человек чего-то боится. Страх – нормальная реакция психики на потенциально опасные события. Испуг возникает в момент нападения, при аварии или заплыве на глубину. В каждом из случаев страх заставляет человека предпринимать действия, направленные на спасение: бежать или драться, выбираться из пострадавшего автомобиля, поскорее возвращаться на берег. Состояние испуга связано с функционированием инстинкта выживания.

Но иногда ситуация выходит из-под контроля. Человек начинает переживать о чем-то, что в принципе неспособно ему навредить. Например, девушка может панически бояться всех незнакомых мужчин и не идти на контакт даже с продавцами соответствующего пола. Такой страх не обоснован интересами выживания, и он становится фобией. Ее ключевые признаки:

Иррациональность и нелогичность.

Фобия – это беспричинный и очень тягостный по ощущениям страх. Нормальный испуг проявляется лишь при активной опасности. Фобия же «живет» с человеком постоянно, заставляя его подстраивать свою жизнь под иррациональную боязнь.

Как и каждое заболевание, фобии сопровождаются целым рядом симптомов, которые могут проявляться как в комплексе, так и выборочно, в зависимости от эмоциональных и психологических особенностей индивида.

Чаще всего люди, страдающие от специфических фобий, стараются избежать их влияния на себя. Но бывает и так, что избежать контакта практически невозможно. К наиболее распространенным симптомам специфических фобий относятся:

учащение сердечного ритма, сердцебиения;

сбивчивое дыхание, одышка;

тошнота и ощущение дискомфорта в области живота;

желание укрыться, избежать ситуации;

страх потерять контроль над собой.

Есть несколько причин возникновения фобий — биологические, генетические, психологические, социальные.

Биологические и генетические причины.

Нельзя назвать эти причины определяющими, но они повышают риск возникновения фобий. У людей, склонных к тревожности и страху, наблюдается недостаток гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — нейротрансмиттера, который оказывает успокаивающее воздействия.

Повреждения мозга в результате травм, долгое медикаментозное лечение, злоупотребление психоактивными веществами, депрессия, продолжительный стресс — всё это может повлиять на снижение количества ГАМК и повышение тревожности.

Часто бывают случаи передачи фобии по наследству. Врачи обнаружили, что если ребёнок растёт в семье, в которой один из родителей страдает от фобии, возникает вероятность того, что тревожно-фобическое расстройство возникнет и у ребёнка. Но нельзя с точностью утверждать, что больше влияет на появление фобии — генетическая предрасположенность или наблюдение за поведением родителей.

Практически не встречаются фобии, возникшие без воздействия внешних факторов. Вопрос в том, помнит ли травмирующие события больной человек, так как специфические фобии часто развиваются в раннем детстве.

Шокирующие события, пережитые в детском возрасте, постепенно перерастают в иррациональные страхи. Например, если у ребёнка был негативный опыт, связанный с замкнутым пространством (например, как у Кэрри из романа Стивена Кинга, которую в наказание запирали в узком чулане), позже у него может развиться клаустрофобия. Нападение животного, укус насекомого, потеря в толпе, падение с высоты — такие события вполне могут стать причинами фобий.

Фобии, как и панические атаки, могут не иметь очевидной причины. Не было никакого травмирующего события или стресса, тем не менее фобия появилась. В таком случае причины могут скрываться в подсознании.

Неверно истолкованные действия и слова, неправильная оценка будущих событий, подавление качеств личности и прочие психологические проблемы тоже могут стать причинами панических атак и необоснованного страха.

Этимология понятия «ксенофобия».

Этимология термина «ксенофобия» восходит к греческим словам корень «ксен»-чужой, фобос-страх. Корень «ксен»-весьма древний и обозначает пришельца, чужого, иного, по-славянски странного, т.е. личность, не принадлежащую коллективу и оттого могущую быть принятой как гость. Отсюда разворачивается второе значение слова «ксен»-«гость» и даже «друг».

Однако если чужак остается надолго или навсегда, следствием этого часто становится ксенофобия. Она выражается в настороженности, недоброжелательности, а порой и ненависти к «чужому», который внезапно появился и не уходит.

Эта боязнь не обязательно имеет общественную поддержку или законодательную стимуляцию. Любая традиция, культурная норма, отличающаяся от норм в группе комфорта индивида, воспринимается как враждебная, вредящая и опасная для дальнейшей жизнедеятельности группы. Ксенофоб болезненно воспринимает все новое и странное. Постоянно сравнивает нововведения с традициями, принятыми в его среде комфорта.

Межгрупповые отношения, идентичность и ксенофобия.

В дальнейшем изучение этноцентризма как явления, тесно связанного с ксенофобией, продолжилось в контексте теории социальной идентичности. Идеи многих исследователей ксенофобии были систематизированы Д. Кэмпбеллом и названы «теорией конфликта реальных групп». Согласно данной теории соперничество является вполне достаточным условием для возникновения этноцентризма, а в дальнейшем и ксенофобии как проявления враждебности по отношению к «чужим».

Г. Тэджфел проведя ряд экспериментов, пришел к выводу: если людей включить в две случайные группы без указания на какие-либо признаки, то даже в этих минимальных условиях принадлежности к группе полностью проявляет себя эффект внутригруппового предпочтения. Тесная связь между этноцентризмом и ксенофобией проявляется в том, что на степень выраженности этноцентризма существенное влияние оказывают социальные факторы, а именно уровень и качество межэтнический отношений.

Одна из наиболее радикальных форм проявления этноцентризма получила название воинственного этноцентризма [4]. Ее носители не только судят о чужих ценностях, традициях исходя из собственных аксиологических представлений, но и навязывают их другим.

Но все-таки в конечном итоге этноцентризм обусловлен этнокультурной апперцепцией, т.е. спецификой всего процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде: восприятием и укоренением в сознании бытующих в ней стереотипов, систем ценностей и традиций [5].

Установка, которая разобщает народы психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации называют этническим предубеждением [6].

Ключ к пониманию сути этнических предубеждений находится в исторической памяти общества.

Таким образом, предубеждение-это, прежде всего, социальный факт, общественное явление.

Личный опыт индивида не является причиной предубеждений, этому опыту, как правило, предшествует и во многом его предопределяет общественный стереотип.

Впервые термин «стереотип» использовал в своих работах американский психолог У. Липпман.

1. Заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления.

2. Связана с сугубо социальной функцией: защитой групповых ценностей, утверждением собственной непохожести, специфичности, отличительности от других.

У. Липпман так же выделил четыре основных признака стереотипа. Это суждение, которое попадает к нам извне, не подвергаясь проверке и осмыслению. Он всегда имеет связь с реальностью, но говорит о ней, сильно упрощая. Стереотип ошибочен в связи с тем, что свойство группы переносится на каждого ее члена. Наконец, стереотип очень устойчив в сознании человека.

К основным функциям социальных стереотипов относят:

— упрощение и систематизацию большого объема информации;

— сохранение и защита групповых ценностей;

— разъяснение сложившихся в социуме межгрупповых отношений;

— поддержание «позитивной групповой идентичности субъекта».

В процессе теоретической рефлексии проблемы ксенофобии важно подчеркнуть, что этнические стереотипы чаще всего носят отрицательный когнитивный и эмоциональный характер и создают психологические предпосылки для поведенческого проявления межэтнической агрессии.

Механическое отождествление ксенофобии с негативными предубеждениями, стереотипами, установками является свидетельством недостаточной разработанности данной проблемы в социальном сознании. Однако учет результатов этнопсихологических исследований позволяется глубже понять социально психологический характер ксенофобии.[7]

2.Основные подходы к исследованию причин ксенофобии.

Предпосылки возникновения ксенофобии.

Теоретические модели, объясняющие явление межгрупповой враждебности, существующие в рамках психологического сознания, можно условно разделить на две группы:

1. Включает концепции, в которых агрессия понимается как реализация черт, присущих человеку от рождения, в первую очередь инстинкта природной агрессивности.

2. Акцентрирует внимание на значимости процесса социализации и воспитания в объяснении причин ксенофобии в обществе [8].

В.Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, прической, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению этологов, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия.

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам.

В этом же концептуальном ключе рассматривает происхождение этнических фобий и академик Г.А. Заварзин. По его мнению, этнофобия является частным случаем такого более общего явления, как гетерофобия, под которой он понимает подсознательное стремление разных групп, отторгать от себя близкие, но непохожие группы, как универсальное свойство всей живой природы на всех ее уровнях.

Причины гетерофобии эволюционисты усматривают исключительно в наличии генетических программ, выработанных в процессе эволюции. С точки зрения исследователей, именно действие этих программ объясняет стремление личности оградить себя от внешнего влияния. Это стремление в социальной сфере находит выражение в политической и религиозной нетерпимости, местном патриотизме и, по сути, является проявлением ксенофобии [9].

Проблема ксенофобии достаточно сложно поддается какому-либо научному объяснению, а выделить ее причины гораздо труднее по сравнению с иными фобическими расстройствами [10]. Прежде всего, стоит отметить, что ксенофобия развивается не вследствие каких-то биологических причин, но социальных факторов, связанных с размытием представления о равенстве всех людей на земле. Определенную роль играет обособленное положение некоторых субэтносов, их разделение и преобразование в независимые нации. Однако стоит также учитывать, что у каждого конкретного человека ксенофобия может развиться по каким-то индивидуальным причинам.

По сути, каждый человек является ксенофобом. Это заложено в нас природой: считается, что первичная социализация вызывает потребность сплотиться на основе общего признака, провести границу «Мы» – «Они». Ксенофобия в современном мире не менее живуча, чем сотни и тысячи лет назад.

Множество специалистов склоняются к биологической теории происхождения и развития ксенофобии, в которой она рассматривается как психологический рефлекторный механизм защиты живого существа. Ксенофобия у человека достаточно «заразна» и может распространяться на другие сферы жизни и отношения к ним.

Причины ксенофобии, а также ее появления среди людей в целом, достаточно объяснимы, если обратиться к истории. Объектом неприязни, неприятия, всегда являлся чужой, посторонний человек, и это логично, поскольку издавна чужие люди, как правило, ничего хорошего с собой не приносили. В лучшем случае они лишь активно внедряли в население свои правила, культуру, традиции, что не всегда было столь радужно. Современные люди слишком склонны к манере разделения мира на «своих» и «чужих», а истребить эту привычку уже совершенно невозможно. Проблема в том, что она может быть использована в совершенно разных целях, а будучи чрезмерно выраженной – приводит к агрессии и даже войнам [11].

Выделение уровней ксенофобии позволяет нам глубже понять механизм ее происхождения.

Продуктивным для понимания социального характера ксенофобии является выделение ее уровней:

1. Социально-психологический уровень происхождения ксенофобии. Данный уровень ксенофобии тесно связан с психологией вытеснения. Поскольку одним из компонентов ксенофобии являются аффекты, то эти эмоции влияют на поведенческий комплекс, который обусловлен как личностным, так и коллективным уровнем тревожности. На социально-психологическом уровне ксенофобия носит защитно-компенсаторный характер и развивается на фоне настроений бесперспективности, ущемленности, обиды.

По сути, на этом уровне ксенофобия является естественной реакцией на социальные процессы и ситуации [12].

В этом случае основой ксенофобии как способа конструирования социальных отношений выступает защита витальных потребностей индивида, группы и общества.

На этом уровне ксенофобия обусловлена стереотипами, предубеждениями, установками, сформировавшимися в повседневном общении.

2. Идеологический уровень происхождения ксенофобии.

Данный уровень является уровнем рационального конструирования образа «чужого» как врага. Понятие «враг» уже само по себе несет негативные ассоциации и не может претендовать на бесстрастное отношение к нему, поскольку выражает высшую степень негативного отношения к «чужому».

Традиционно «образ врага» формируется на основе недоброжелательных, неприязненных отношениях. Сами по себе негативные стереотипы не являются непосредственной причиной враждебности, но они способны ускорять процесс формирования «образа врага».

В массовом сознании «образ врага» формируется как собирательный образ, включающий в себя различные негативные представления. Применительно к характеристике ксенофобии мы используем именно понятие «образа врага» для выделения инструментального уровня рационализации страхов, что в определенных условиях способствует идеологической легитимации дихотомии «свои-чужие» [13].

Наиболее распространенными видами ксенофобии, хотя и редко проявляющимися в чистом виде, являются следующие:

Важность данного положения заключается в том, что маркирующие этническую группу характеристики являются результатом исторических, политических, экономических условий и конкретных ситуаций, а сама этническая граница является актом сознания человека.

В России, как и во многих странах, есть правоэкстремистские группировки, совершаются нападения на иностранцев, случаются погромы еврейских кладбищ, притеснениям подвергаются иммигранты и беженцы, болезненными проблемами являются полицейские злоупотребления и расистские публикации в прессе, в самых неожиданных местах вылезают на поверхность разные фобии, в том числе неприязнь к евреям, цыганам и народам, исповедующим ислам.

Спецификой расовой ксенофобии является не только абсолютизация антропологических или культурных различий, но и «научная» легитимация социального равенства и дискриминации.

Расизм есть крайняя форма ксенофобии. В ХХ I веке расизм основан не только на проблеме принадлежности людей к разному фенотипу, но и охватывает различия по языковому признаку, этнической принадлежности, культуры, истории и религии. В значительной степени именно это перерождение расизма объясняет современную ситуацию в мире, омраченную бесчисленными гражданскими беспорядками и террористической деятельностью.

Наиболее распространенным проявлением национального вида ксенофобии в эпоху позднего модерна является американофобия, которая отражает современные негативные установки по отношению к Соединенным Штатам как национальному государству. Формирование американофобии обусловлено глобальными трансформациями, сопровождающимися перераспределением экономической, политической, культурной власти в мире. Это приводит к тому, что ксенофобия становится одним из способов защиты своих национальных интересов в условиях глобализации.

В научной литературе классификацию ксенофобии впервые осуществил немецкий социолог Г. Айзерман. Он выделил два основных вектора направленности ксенофобии: 1) шовинизм, направленный против другого государства; 2) диаспорофобия, направленная против национальных меньшинств внутри страны. И шовинизм и диаспорофобия связанны с потребностью сохранения национального достоинства, экономического развития и социального обеспечения коренного населения, и направлены, прежде всего, против чужаков [17].

В целом с этим можно согласиться, но добавим, что внешняя ксенофобия чаще всего проявляется на уровне государственной идеологии, стремящейся утвердить статусность, суверенность своего государства или своего народа над другими любым способом, в том числе насильственным, например путем завоевания их территории.

Внутренняя ксенофобия выражается не только в диаспорофобии, но и в мигрантофобии, которая чаще всего обусловлена социально-экономическими проблемами в обществе. Внутренней ксенофобии также можно отнести негативное отношение самих эмигрантов или их потомков к коренному населению.

Проявления ксенофобии в пространстве Западной цивилизации.

В настоящее время внутреннюю политику, схожую по мнению некоторых российских комментаторов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия. В этих странах ежегодно проводятся «нацистские парады» парады ветеранов войск СС, награждаются ветераны войск СС, устанавливают памятники «фашистам», и сносятся памятники советским т.н. «солдатам-освободителям». В то же время некоторые дела ветеранов Красной Армии доводятся до суда.

В наши дни неофашистское движение, которое стало возникать сначала в Западной Европе, а на последующем этапе перенеслось в другие страны, распалось на две составные части.

Появился «модернизаторский» («ревизионистский») фашизм, который дистанцируется от своего предшественника, даже позволяет критику «классического» фашизма, но сохраняет некие его родовые черты: ориентация на национальность, на нацию как инвариант и основную движущую силу развития человеческого общества и активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей. Это направление одержало верх в результате конкуренции между традиционным, фундаменталистским фашизмом и новым фашизмом.

Обвинения в фашизме и неофашизме зачастую носят волюнтаристический, эмоциональный характер. Так фашистом, например, не раз называли американского президента Джорджа Буша мл.

В 1990-х – 2000-х годах в связи с ухудшением экономической ситуации в России, неконтролируемым миграционным процессам в границах бывшего СССР и неспособностью руководства страны противостоять идеологии и практике неофашизма и бытового национализма, получили распространение множество фашистских и полуфашистских организаций, как официально зарегистрированных так и нелегальных.

Так же было основано Движение ПЕГИДА в Дрездене Лутцем Бахманом и проводит демонстрации с октября 2014 года с тем, чтобы повлиять на иммиграционную политику правительства ФРГ. Несмотря на обвинения в «правом экстремизме», основная масса активистов — средний класс, трудящиеся, обычные немецкие граждане. Привлекла внимание общественности, когда её митинги начали становиться массовыми и охватывать большое количество людей. Демонстрация 7 декабря собрала около 10 000 человек, а 15 декабря — 15 000 человек. Во время еженедельных демонстраций лозунги на транспарантах включают в себя такие, как «За сохранение нашей культуры», «Против религиозного фанатизма» и «Против религиозных войн на немецкой земле». Число сторонников ПЕГИДА постоянно растёт, движение давно вышло за пределы Саксонии и приобрело общегерманский характер.

5 января во многих немецких городах прошли демонстрации как сторонников, так и противников движения, собравшие в общей сложности около 30 000 человек, из них сторонников движения 18 000 только в Дрездене.

Ксенофобия на постсоветском пространстве.

Масштабы распространения ксенофобии и межэтнической вражды в России объясняются не только действием указанных базовых причин, но и наличием целого ряда условий, которые способствовали разрастанию ксенофобских настроений [19]. К ним можно отнести:

— крах этнонациональной политики, проводившейся в СССР. Эффективность ее резко понизилась на рубеже 1970-х-80-х годов в результате кризиса, поразившего советскую социально-политическую и идеологическую систему. В результате, хотя последняя советская Конституция констатировала создание новой исторической общности «советский народ», ситуация в области межэтнических отношений деградировала: начался рост национализма, местничества, клановости и связанной с ними коррупции. Это послужило одним из основных факторов распада СССР именно по линии национальных республик;

— распад единого многонационального государства – СССР – на национальные республики. Это привело к тому, что этнический национализм стал определяющей идеологией в большинстве постсоветских государств. При этом основной жертвой националистических настроений стало русское и русскоязычное население новых республик, объявленное «нетитульным», «пришлым», «враждебным». Именно с русскими и русскоязычными гражданами власти новых государств ассоциировали действительные и мнимые недостатки советского периода, именно на него была возложена так называемая «историческая вина» за советскую и даже царскую политику. Таким образом, именно русские и русскоязычные в большинстве постсоветских государств оказались первыми жертвами ксенофобии, возведенной в ранг официальной политики. Нельзя не отметить, что кое-где такое положение сохраняется до сих пор. В то же время распад СССР привел к возникновению множества «разделенных народов», самым большим из которых является русский народ;

— другим последствием распада СССР стала потеря Россией – самым крупным постсоветским государством – своей государственной идентичности. В отличие от большинства соседних стран, которые «нашли себя» в идеологии этноцентризма и национализма, для многонациональной России эти системы самоидентификации неприемлемы, а гражданская, общероссийская идентичность утверждается медленно. Образовавшийся в результате распада советской системы идеологический вакуум стал заполняться настроениями местничества, регионализма, которые в некоторых национальных республиках в составе РФ принимали националистические формы, а в крайних своих проявлениях доходили до открытого сепаратизма и вооруженных конфликтов;

— возникновение и разрастание таких конфликтов (прежде всего, на Северном Кавказе) явилось сильнейшим фактором, способствовавшим подрыву основ мирного сосуществования различных этнических общностей, составляющих российский народ. Следует отметить, что здесь речь идет не только о возникновении отчужденности между русским и другими народами, но и между, например, соседними северокавказскими народами (первым подобным конфликтом на территории российского Северного Кавказа стал осетино-ингушский конфликт);

— одним из последствий возникших конфликтов (не только на территории России, но и в сопредельных государствах) стало появление массовой вынужденной миграции населения. Сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, потерявших свое имущество, работу, средства к существованию, направились в относительно более благополучные города и области России, породив тем самым первые волны напряженности в отношениях с местным (старожильческим) населением. При этом напряженность возникала (а местами сохраняется и до сих пор) вне зависимости от этнической принадлежности переселенцев. Так, например, в некоторых областях Центральной части России, где осели тысячи русских, которые были вынуждены покинуть Чечню, они до сих пор сталкиваются с проявлениями дискриминации, а по сути, ксенофобии, со стороны как местных властей, так и старожильческого населения.

Глобализация в современном мире порождает больший страх утраты национальной, культурной идентичности. Страх заставляет ставить стену между собой и социумом, между «своими» и «чужаками» — социальное пространство личности сужается до общества единомышленников, семьи или оставляет человека в полной изоляции [20 ].

В статье «Новый расизм в России» Виктор Шнирельман отмечает, что корни расистских установок в современной России уходят в советскую эпоху, когда, несмотря на декларируемый интернационализм, в последние десятилетия интеллектуалами уделялось много внимания этническому делению общества. Этносы воспринимались как обособленные целостности со своими самобытными культурами и языками, со своими «национальными характерами». Им приписывались строго определенные стереотипы поведения, воспринимавшиеся как свойства, присущие любому члену этнической группы. Подобные теории бытовали не только среди интеллектуалов, представлявших различные народы СССР, использовавших их как мощное средство защиты от всеобщей русификации, но в своих целях их эксплуатировала и власть, которой ничего не стоило обвинить целые народы в измене и депортировать их. Такое стало возможным в результате восприятия этноса как некого закрытого организма.

Николай Митрохин отмечает наличие в среде русских националистов в СССР расистского мифа о русском государстве, суть которого состояла в том, что СССР – наследник Российской империи, государства якобы созданного этническими русскими для этнических русских. Митрохин указывает, что этот миф прямо противоречил не только историческим фактам, но и принципам существования.

В постсоветский период распад страны, крушение социалистических идеалов и разочарование в экономических реформах заставили многих людей обратиться к партиям и движениям, действующим в соответствии с идеями национализма, в том числе в его крайних формах: этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа.

В начале XXI века национализм стал набирать популярность в массах, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии. Параллельно рост трудовой этнической миграции в Россию обострил межнациональные трения. В 2006 г. межэтнический конфликт в Кондопоге вызвал широкий резонанс в обществе. В конце 2010 в городах России прошла волна массовых митингов и столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик.

Приметы — предсказания войны.

Считается, что перед войной рождается больше мальчиков, чем девочек якобы для компенсации будущей убыли мужского населения. Интересно, что ученые пытались проверить справедливость этой приметы. В 1946 году была опубликована работа крупного советского статистика и демографа С.А. Новосельского «Влияние войны на половой состав рождающихся». Ученый использовал данные по рождаемости в Англии, Франции и Германии перед, во время и после Первой мировой войны. Перед войной соотношение «мальчики-девочки» было обычным — 103 к 100. Сразу после войны наблюдался незначительный всплеск рождаемости среди мальчиков: на 100 младенцев женского пола приходилось 106–108 детей мужского пола.

Признаками надвигающегося крупного военного конфликта считаются небесные знамения, увеличение числа ворон, необычно громкий волчий вой зимой и… изобильный грибной урожай. К сожалению, научных данных о справедливости этих примет нет.

Талисманы, обереги, приметы.

Надежным талисманом считалось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Его надлежало переписать от руки и хранить у сердца. Похожим образом «работали» письма родных. Считалось, что сила их любви способна отвести пулю. Воины-афганцы носили с собой ключи от квартиры или безделушки из дома.

Оберег следовало держать в строжайшей тайне. Талисман, о котором стало известно посторонним, терял охранительную силу.

Еще в Первую мировую солдаты перед боем старались помыться и переодеться, чтобы «предстать перед Богом чистыми». Со временем обычай трансформировался в прямо противоположный. Во Вторую мировую появился запрет на мытье-бритье перед боем. Обычай существует и сейчас. Подводники, например, во время походов ходят бородатыми.

У летчиков-штурмовиков в Великую Отечественную существовала мода надевать на боевые вылеты «счастливую» одежду. Герой Советского Союза Н.И. Пургин летал на задания в одной и той же, уже изрядно поношенной и порванной гимнастерке. К концу войны на его счету было 232 боевых вылета. Николай Иванович умер в возрасте 84 лет. Дело, конечно, не в гимнастерке, а в таланте и умении прославленного летчика. Однако суеверия, связанные с приносящими удачу предметами одежды, очень живучи и успешно работают и в мирное время. Майк Тайсон, например, на матчи поддевал под форму университетские шорты и носил футболку с номером 23, который, как он считал, приносил ему удачу.

В Афганистане бойцы перед боем тоже не мылись и не брились. Существовали и специфические ритуалы. Так, индивидуальный пакет закладывали в металлический приклад автомата. Считалось, что это каким-то образом сохраняет жизнь. Верили, что «пуля заменщика ищет». Поэтому за два месяца до замены боец старался не принимать участие в боевых операциях. Это называлось «лечь на сохранение».

Перед боем запрещено что-либо дарить, материться и есть. Последнее табу имеет практический смысл: повышает шансы на выживание в случае ранения в живот.

Большинство подобных примет и ритуалов основано на совпадениях. Например, у летчиков существует запрет фотографироваться перед вылетом. Возможная причина появления этого табу — гибель героя Первой мировой войны П.Н. Нестерова, который сфотографировался накануне полета и разбился.

Этому феномену есть психологическое объяснение. По данным американских психологов, средний срок полной боеспособности человека на войне — 60 дней. Потом накапливается физическая и психологическая усталость. Как следствие — снижается внимание, концентрация и скорость реакции. Это увеличивает вероятность попасть под пулю.

Суеверия по отношению к убитым.

В Великую Отечественную существовал строгий запрет брать что-либо из личных вещей убитого, надевать его одежду, занимать его койку. Нельзя было показывать на себе место чужого ранения. До сих пор в военной среде бытует традиция третий тост пить не чокаясь — за погибших товарищей.

Итак, мы подробно рассмотрели такое социальное явление, как ксенофобия. Под ксенофобией мы предлагаем понимать априорное устойчивое негативное отношение к представителям иных социальных групп, а также вытекающую из такого отношения социальную практику; восприятие чужого, как опасного и враждебного.

Причины ксенофобии изучены недостаточно. Наибольшим влиянием пользуется «теория конфликта реальных групп». Согласно данной теории соперничество является вполне достаточным условием для возникновения этноцентризма, а в дальнейшем и ксенофобии как проявления враждебности по отношению к «чужим».

На основе ряда экспериментов ученые приходят к выводу: если людей включить в две случайные группы без указания на какие-либо признаки, то даже в этих минимальных условиях принадлежности к группе полностью проявляет себя эффект внутригруппового предпочтения.

Основными видами ксенофобии выступают: этническая, религиозная, национально-политическая, расовая, идеологическая.

В современном мире наибольшее распространение получили виды ксенофобии, основанные прежде всего на этнических и религиозных различиях. Они имеют свою национальную специфику. Так, в Великобритании в условиях «Брэкзита» наблюдаются вспышки ненависти к приезжим из Польши. На Украине воинствующая ксенофобия практически возведена в ранг государственной политики. Практически повсеместно распространена такая форма ксенофобии, как антисемитизм. Все большие масштабы приобретает на Западе исламофобия. Зачастую негативно воспринимаются Россия и россияне. По очевидным причинам стремительно растет такой синтетический вид ксенофобии, как мигрантофобия.

К сожалению, несмотря на тысячелетние традиции совместного проживания различных народов, Россия также отнюдь не свободна от ксенофобии. Существуют националистические, в том числе неофашистские организации. Процветают исламофобия и мигрантофобия. Исторические сложные отношения с народами Северного Кавказа продуцируют «кавказофобию» одних и «русофобию» других.

Проблема ксенофобии актуальна и для России. Для ее решения предпринимаются определенные шаги, но их, на наш взгляд, трудно признать достаточными.

Список использованных источников:

2. Шевченко, О.М. «Сущность и виды ксенофобии: История и современность». С. 9.

3. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. С. 39-40.

4. Самнер, У.Г. О происхождении и сущности этноцентризма. [Электронный ресурс].

5. Майерс, Д. Социальная психология. С. 428.

6. Кон, И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений. С. 28.

7. Тейлор, Ш., Пипло, Л., Сирс, Д. Социальная психология. С. 266.

8. Шевченко, О.М. «Сущность и виды ксенофобии: история и современность». С. 16-17.

9. Заварзин, Г.А. Индивидуалистический и системный подходы в биологии. С. 53.

12. Муравьев, А. Ксенофобия: от инстинкта к идее. (Отечественные записки №4).

13. Кельберг, А.А. Мы и они. Конформизм и образ «другого» (ст. на тему ксенофобии).

14. Тишков, В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. С. 95.

15. Мчедлов, М.П. Этнонациональное и религиозное сознание. С. 35.

16. Померанц, Г. Кто такие чужаки? С. 183-187.

17. Шевченко, О.М. Сущность и виды ксенофобии: история и современность. С. 59.

19. Шевченко, О.М. Сущность и виды ксенофобии: история и современность. С. 145.

Источник

Видео

С ненавистью и ксенофобией нам не по пути. В школах округа прошла профилактическая акция

С ненавистью и ксенофобией нам не по пути. В школах округа прошла профилактическая акция

Культурная деградация: денацификация и ксенофобия. "Чукча татарская" и др. Фарида Курбангалеева.

Культурная деградация: денацификация и ксенофобия. "Чукча татарская" и др. Фарида Курбангалеева.

Социальный ролик "Страна без расизма и ксенофобии"

Социальный ролик "Страна без расизма и ксенофобии"

Лавров видит «ксенофобию» в Казахстане. Ответит ли ему Акорда?

Лавров видит «ксенофобию» в Казахстане. Ответит ли ему Акорда?

Резкий рост ксенофобии в России

Резкий рост ксенофобии в России

Как избавиться от ксенофобии?

Как избавиться от ксенофобии?

Мигранты играют спектакль о ксенофобии в России

Мигранты играют спектакль о ксенофобии в России

Толерантность VS Ксенофобия. Михаил Павловец / По понятиям — МГПУ

Толерантность VS Ксенофобия. Михаил Павловец / По понятиям — МГПУ

Ксенофобия среди россиян | Азия | 27.08.18

Ксенофобия среди россиян | Азия | 27.08.18

Кино против ксенофобии и расизма

Кино против ксенофобии и расизма
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

Против наций, этносов и их объединений