Язык произведений некрасова иногда называют + видео обзор

НЕКРАСОВ Н. А. ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Язык произведений Некрасова иногда называют однообразным. (Вспомним слова Маяковского о Некрасове: «Воет, воет!») Мнение неверное. Некрасов — это и поэт-лирик, и поэт- трибун, и поэт-рассказчик, и поэт-сатирик, обличитель. Разнообразие стиля Некрасова-поэта станет очевидно, если сравним, с одной стороны, такие стихотворения, как «Мы с тобой бестолковые люди. », и, с другой — «Н. Г. Чернышевский», или «Кумушки», или, скажем, «Нравственный человек». Поэт постоянно искал такой стиль, который бы наиболее соответствовал содержанию стихотворений.

Однако при всех этих различиях у языка произведений Некрасова есть общие черты. Именно в этих чертах кроется причина глубокого воздействия поэтического слова Некрасова на читателей-современников и на потомков.

Изменение содержания старых средств поэзии осуществляется Некрасовым наряду с широким вовлечением в поэтический язык нового словесного материала. Особенное, некрасовское здесь — это обилие слов социально-бытовой речи: наименований предметов, явлений и бытовых процессов, трудовых будничных дел различных слоев населения. Особенно много таких слов в произведениях о народной жизни. Эти слова не только сообщали колорит простоты, безыскусственности, «живой» жизни. Они обрастали новыми образными значениями, получали возможность передавать не свойственное им в бытовой речи содержание. Например, в стихотворении «Друзья» слова проторить, лапти устанавливают своеобразную перекличку с высокой темой пушкинского «Памятника», с темой народной памяти о поэте.

Языковая палитра Некрасова содержит и совсем новые краски. Поэт черпает их из народной жизни, из устного народного творчества. Они-то в большей мере и характеризуют неповторимую некрасовскую манеру. Чрезвычайно важно при этом, что образные и речевые средства из народного источника используются не только в произведениях о жизни народа, таких, как «Забытая деревня», «Притча о Ермолае трудящемся». Здесь их применение можно объяснить самим предметом изображения. Они употребляются и в глубоко «личных» лирических стихотворениях, раскрывающих внутренний духовный мир поэта. В них звучит голос самого поэта-лирика — явление новое в развитии поэтической речи.

Тема нравственного страдания раненного клеветой человека и тема посмертной памяти о поэте предельно просто и глубоко выражены в стихотворении

«Что ты, сердце мое, расходилося. »:

Что ты, сердце мое, расходилося.

Постыдись! Уж про нас не впервой Снежным комом прошла-прокатилася

Клевета по Руси по родной. Не тужи! пусть растет, прибавляется,

Не тужи! как умрем, Кто-нибудь и об нас проболтается Добрым словцом.

Слова и обороты, известные донекрасовской поэзии, в произведениях Некрасова часто изменяют свой смысл. Примером этому может служить стихотворение «Душно! Без счастья и воли. ». Его глубинное содержание (подтекст) связано с расширением значений слов нонь, буря, чаша:

Душно! Без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Грянь над пучиною моря, В поле, в лесу засвищи, Чашу вселенского горя Всю расплещи.

Слово нонь с определением «без счастья и воли» не просто называет только время суток, оно говорит об условиях жизни в России. Слово буря не только обозначение бури в природе, но и образ общественного потрясения.

Главная особенность изменения смысла слов в поэзии Некрасова состоит в том, что слова обогащаются и изменяются в одном направлении: в них углубляется социальное содержание.

Поэт полностью отказывается от специфичных для языка поэзии словесных украшений и отдает предпочтение словам народного речевого источника.

Лирический текст как бы пропитан фольклорным духом. В нем налицо многие приметы тоэтики фольклора: и постоянные эпитеты (словцо доброе, Русь родная), и форма творительного падежа для выражения сравнения (снежным комом в значении «как снежный ком»), и разнообразные повторы (здесь повторение и одного и того же слова с народнопоэтической окраской: не тужи. не тужи, и близких по смыслу слов: прошла-прокатилася и т. д.). Разговорный и народно-поэтический стиль стихотворения создают и синтаксические средства: нет длинных, сложных фраз, предложений с причастными и деепричастными оборотами. Строй стихотворения простой, разговорный; прямое обращение, формы повелительного наклонения глаголов постыдись, не тужи в значении просьбы, употребление частиц уж, пусть способствуют возникновению доверительного тона, задушевности.

Особенно характерно для поэзии Некрасова сложное переплетение книжно-литературных и устно-разговорных форм речи. Они сочетаются в одном и том же стихотворении, переосмысляя и обогащая друг друга. Примером может служить стихотворение «В полном разгаре страда деревенская. »:

В полном разгаре страда деревенская.

Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени

Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!

Высокий собирательный образ русской женщины — матери русского племени,— создаваемый с помощью характерных книжных эпитетов (многострадальная мать, всевыносящее русское племя), поэтический глагол вянуть (в переносном значении) выступают в составе непринужденно-разговорного оборота Немудрено, что. Так уже в самом начале стихотворения сочетаются книжность и разговорность.

Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы, да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит! Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую —

Некогда кровь унимать! Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,— Надо ребенка качать!

Эта часть текста стилистически однородна и строится исключительно разговорно. Наименования предметов деревенского быта, эмоционально-оценочная лексика, бессоюзная связь внутри сложных предложений — вот что создает эту разговорность.

Иллюстрация Д. Шмаринова к поэме Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

На фоне реалистического изображения крестьянского труда слова слезы, пот воспринимаются в прямом конкретном значении:

Слезы ли. нот ли у ней над ресницею. Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — все равно!

Однако уже начало следующей, заключительной строфы, очень «литературное» по строю речи: инверсия эпитета и притяжательного местоимения, причастие в роли определения сообщают тем же словам дополнительный, переносный смысл:

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям.

Возникающая ассоциация с чашей, к краям которой кто-нибудь приник, припал и т. п., как бы возвращает словам слезы и пот их привычное в поэзии символическое значение: слезы — символ страдания и горя, пот — символ тяжкого труда.

В двух заключительных стихах:

Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам. —

читатель слышит не только конкретный, но и общий вопрос о жизни, о судьбе женщины, ответ на который дается всем стихотворением в целом. Так взаимодействуют в стихотворениях Некрасова книжная и устно-народная стихии русского слова.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин
том высоко литературного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык. Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров.

Это и определяет образы и содержание произведений Федосовой. Она создает в своих плачах образ горя, вырвавшегося из заточения и овладевшего
Плач завершается проклятьем судьям неправедным (его использовал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового
О благодушии Некрасова. Иван Тургенев (к 20-летию его смерти).

Источник

Язык произведений некрасова иногда называют

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА НЕКРАСОВА

К концу 40-х годов Некрасов создал целый ряд произведений, героями которых были простые люди из народа. Важнейшей чертой этих произведений было стремление к правдивому изображению реальной жизни. В жизни, а не в вымыслах черпал Некрасов темы, сюжеты, образы для своих произведений. Его муза научилась «не робеть перед правдой-царицею».

Когда в 50-х годах в общественной жизни страны всё большую и большую роль стали играть разночинцы, они нашли в Некрасове своего поэта. Новому времени нужны были новые песни, и эти песни сумел создать Некрасов. «Такого поэта, как Вы, у нас ещё не было»,- писал ему Чернышевский.

Творчество Некрасова формировалось под сильнейшим влиянием Белинского и Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского нашла блестящее воплощение в поэзии Некрасова. Его стихи правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь и учили произносить приговор над жизнью. Некрасовская поэзия ставила и помогала разрешать крупнейшие общественные вопросы. Он старался писать так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»; обращаясь к соратникам по творчеству, говорил:

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

Савраска увя; в половине сугроба,

— Две пары промёрзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней.

Трогай, Саврасушка, трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много.

В последний разок послужи.

Лапти, рогожа, дровни, гужи получили в стихе Некрасова права гражданства. Появление этих и им подобных слов в творчестве Некрасова оправдывалось поэтической необходимостью, сюжетами, темами и образами его произведений. Это был «стиль, отвечающий теме».

Любители «изящного» были возмущены творчеством Некрасова. Отвечая этим любителям изысканной поэзии, Некрасов говорил:

Наша муза парит невысоко.

Но мы пишем не лёгкий сонет.

Наше дело исчерпать глубоко

Воспеваемый нами предмет.

И с этой задачей «исчерпать глубоко» новые темы, дать ответ на вопросы, которые волновали передовое общество, Некрасов блестяще справился.

Борясь за опрощение поэтического языка, за сближение поэзии с жизнью, Некрасов смело вводил в свои стихи самые прозаические слова, тем самым расширяя поэтический словарь и разрушая застывшие формы дворянской поэзии.

В его стихах мы найдём такие прозаические слова, как городовой, подчасок, либерал-идеалист и т. д. Он не боялся насыщать свои стихи словами, взятыми из газетного языка:

Сдавший недавно отчёт

В общем годичном собрании.

Поэтическая фраза Некрасова часто носит разговорный, будничный характер:

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и нынче сыскать.

Как впоследствии Маяковский, Некрасов вводил разговорные, бытовые интонации в свои стихи, вовсе, однако, не снижая этим художественного уровня произведений. С замечательным мастерством передаёт он речь горожан, чиновников:

— Государь мой! Куда вы бежите?

«В канцелярию; что за вопрос?

Поскорей, бога ради, ваш нос!

Не менее ярко передана Некрасовым своеобразная речь крестьян, бар, попов, купцов. Блестящие образцы таких речевых характеристик во множестве рассыпаны в его произведениях, особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Важнейшей отличительной чертой поэзии Некрасова являются народно-песенные мотивы, пронизывающие всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что в свою очередь входили в песенный обиход народа. До сих пор, например, поются некрасовские стихи из поэмы «Коробейники»: «Ой полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча. »

Источник

Словами при однородных членах

Повторяющимися союзами и обобщающими

Знаки препинания в предложениях с

Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметьте обобщающие слова. Устно объясните пунктуацию.

I. 1. Темнота раннего зимнего утра скрывала и пло­щадку на берегу и полотняный поселок из палаток и самих людей (Аж.). 2. В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега (Ч.). 3. Она [Юлия Сергеевна] не любила больших комнат и всегда была или в кабинете мужа или у себя в комнате (Ч.). 4. Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев (Арс.). 5. Ни звука: и видишь ты синий свод неба да солнце да лес (Н.). 6. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну .). 7.Повозки с дровами и ранеными казаки артиллерия пехота с ружьями и дровами на плечах все прошли мимо нас (Л. Т.). 8. Всюду вверху и внизу пели жаворонки (Ч.).

II. 1. Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем (В. Ш.) 2. Все затихло в ком­нате; слышалось только слабое потрескивание воско­вых свечей да иногда стук рук по столу да восклицание или счет очков. (Т.) 3. Лиза не оборачивалась к нему и смотрела на воду и не то щурилась не то улыбалась (Т.). 4. Вдруг за ним [Русланом] стрелы мгновенное жужжанье кольчуги звон и крик и ржанье и топот по полю глухой (П.). 5. Увы, ни камни ожерелья ни сара­фан ни перлов ряд ни песни лести и веселья ее души не веселят (Я.). 6. Иван Иванович всегда дает каждому из них [детей] или по бублику или по кусочку дыни или по яблоку (Г.). 7.В его движениях не чувствовалось волнения или страха (Ф.). 8. Овсяников разъезжал ли­бо в беговых дрожках либо в небольшой красивой ка­рете (Т.). 9. Справа от нас то уходил за горизонт то приближался восставал мрачный пустынный берег (Каз.). 10. Настоящему рыбаку нужно многое река цветы утренние зори таинственные ночи голубые вечера и тишина (Троеп.). 11. Тоски бессонных ночей сладких и горьких слез ничего не испытал он (Гонч.). 12. Тысячи разнородных предметов дрова мясо туры [корзины] меха железо и т. п. кучей лежат около пристани (Л. Т.). 13. К числу дичи принадлежат не одни птицы но и звери как-то медведи олени кабаны дикие козы и зайцы (Акс.). 14. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение весны (Арс.).

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните двойные союзы, соединяющие однородные члены.

1. Старик Обломов как принял имение отца так и передал его сыну (Гонч.). 2. Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение . Т.). 3. Многое он [Жуковский] не столько переводил сколь­ко переделывал иное заимствовал и вставлял в свои оригинальные произведения (Бел.). 4.Меня охотно приглашали как в отдельные спектакли так и в кружки где я перезнакомился почти со всеми артистами-люби­телями (Станисл.). 5. Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного чело­века так и в социальной науке (Д. П.).

Прочитайте предложения и укажите в них определения. Какие из них являются однородными? Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Вот в полночь однажды заполыхало молчаливое северное сияние. В полночь грянуло с неба обилие фантастического света все засветилось красным лиловым зеленым огнем (Каз.). 2. Вдали послышался слабый неясный шум поезда (Каз.). 3. Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом (Л.Т.). 4. Река шумела особенным весенним шумом (Троеп.). 5. Павел Петро­вич вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями (Т.). 6. Лицо у Василия Кузьмича было обветренное гладкое (Крут.). 7. Река казалась широкой белой аллеей (Арс.). 8. Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного мор­ского воздуха то в струи теплого слегка сыроватого ветерка (Арс.).

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

1. При каждом слов… его [Пушкина] поэмы чита­тель мож…т говорить Здесь русский дух здесь Русью пахн…т. Этот русский дух ощущается и в юмор… и в ирони… и в выражени… автора и в размашистой силе ч…ств и в лиризм. отступлений и в пафос всей поэм… и в характерах действующих лиц (Бел.). 2. Я не б…русь описывать спектакли (Ч, ч)еховских п…ес так как это (не)возможно. Их прелесть в том что (не)передается словами а скрыто под ними или в паузах или во взгля­дах актеров в излучени.. их внутр…него ч…ства. При этом ож…вают и образы созд. ваемые артистами и самое настроение П…есы и всего спектакля. Все дело здесь в творческой интуици… и артистическом чувств… (Станисл.).

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте основные мысли текста.

Язык Произведений Некрасова иногда называют однообразным. Мнение неверное. Некрасов это и поэт-лирик и поэт-трибун и поэт-рассказчик и поэт-сатирик, обличитель. Разнообразие стиля Некрасова-поэта оче­видно. Поэт постоянно искал такой стиль который бы наиболее соответствовал содержанию стихотв…рений.

Изменение содержания старых средств поэзии осу-щ..ствляется Некрасовым наряду с широким вовлече­нием в поэтический язык нового словесного материала. Особенное некрасовское здесь это обилие слов социаль­но-бытовой речи наименование предметов явлений и бытовых процессов трудовых будничных дел различных слоев населения. Особенно много таких слов в произве­дениях о народной жизни. Эти слова н… только сооб­щали колорит простоты без…скусственности «живой жизни» но и обр…стали новыми значениями пр…обре­тали возможность перед…вать не свойственное им в бытовой речи содержание…

Языковая палитра Некрасова содержит и совсем новые краски которые поэт черпает из народной жизни из устного народного творчества. Они(то) в большей мере и хар. ктеризуют неповт…рим…ю некрасовск…ю манеру (По Н. Ивановой).

Язык произведений некрасова иногда называют

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

НЕКРАСОВ Н. А., ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Язык произведений Некрасова иногда называют однообразным. (Вспомним слова Маяковского о Некрасове: «Воет, воет!») Мнение неверное. Некрасов — это и поэт-лирик, и поэт-трибун, и поэт-рассказчик, и поэт-сатирик, обличитель. Разнообразие стиля Некрасова-поэ-та станет очевидно, если сравним, с одной стороны, такие стихотворения, как «Мы с тобой бестолковые люди. », и, с другой — «Н. Г. Чернышевский», или «Кумушки», или, скажем, «Нравственный человек». Поэт постоянно искал такой стиль, который бы наиболее соответствовал содержанию стихотворений.

Однако при всех этих различиях у языка произведений Некрасова есть общие черты. Именно в этих чертах кроется причина глубокого воздействия поэтического слова Некрасова на читателей-современников и на потомков.

Идейно-образное и эмоциональное содержание поэзии связано с богатством «напоминающих» (ассоциативных) свойств слов, выраже ний, образов, использованных в произведении Ведь ни один поэт не начинает все заново, его творчество, и в первую очередь его язык, всегда заключает в себе элемент прошлого, момент традиции Как же использует традиционные поэтические средства Н А Некрасов?

Слова и обороты, известные донекрасовской поэзии, в произведениях Некрасова часто изме няют свой смысл Примером этому может служить стихотворение «Душно1 Без счастья и воли » Его глубинное содержание (подтекст) связано с расширением значений слов ночь, буря, чаша

Душно! Без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя

Слово ночь с определением «без счастья и воли» не просто называет только время суток, оно говорит об условиях жизни в России Слово буря не только обозначение бури в природе, но и образ общественного потрясения

Главная особенность изменения смысла слов в поэзии Некрасова состоит в том, что слова обогащаются и изменяются в одном направлении в них углубляется социальное содержание К. И. Чуковский писал, что слово дело у Некрасова «почти всегда означало революционное служение народу», слово терпение (а также терпеть, терпеливый) «почти всегда имело укоризненный смысл и было синонимом примирения с действительностью» В приведенном стихотворении и слово чаша осмысливается в социальном плане Его содержание и традиционно, и в то же время ново использован традиционный фразеологизм чаша терпения, горя, но речь идет о переполненной чаше терпения народного

Изменение содержания старых средств поэ зии осуществляется Некрасовым наряду с ши роким вовлечением в поэтический язык нового словесного материала Особенное, некрасовское здесь — это обилие слов социально-быто вой речи наименований предметов, явлений и бытовых процессов, трудовых будничных дел различных слоев населения Особенно много таких слов в произведениях о народной жизни Эти слова не только сообщали колорит простоты, безыскусственности, «живой» жизни Они обрастали новыми образными значениями, получали возможность передавать не свойственное им в бытовой речи содержание Например, в стихотворении «Друзья» слова про торить, лапти устанавливают своеобразную перекличку с высокой темой пушкинского «Памятника», с темой народной памяти о поэте Языковая палитра Некрасова содержит и совсем новые краски Поэт черпает их из народной жизни, из устного народного творчества Они то в большей мере и характеризуют непов торимую некрасовскую манеру Чрезвычайно важно при этом, что образные и речевые средства из народного источника используются не только в произведениях о жизни народа, таких, как «Забытая деревня», «Притча о Ермолае трудящемся» Здесь их применение можно объяснить самим предметом изображения Они употребляются и в глубоко «личных» лирических стихотворениях, раскрывающих внутрен ний духовный мир поэта В них звучит голос самого поэта-лирика — явление новое в развитии поэтической речи

Тема нравственного страдания раненного клеветой человека и тема посмертной памяти о поэте предельно просто и глубоко выражены в стихотворении «Что ты, сердце мое, расходилося?»

Что ты, сердце мое расходилося?

Постыдись! Уж про нас не впервой

Снежным комом прошла прокатилася

Клевета по Руси по родной

Не тужи! пусть растет, прибавляется,

Кто нибудь и об нас проболтается

Здесь решительно преобладают средства разговорные (расходиться — о сердце, проболтаться, словцо, союз как в значении «когда») и народно-поэтические (прошла-прокатилася, по Руси по родной, растет, прибавляется, тужить, доброе словцо) Поэт полностью отказывается от специфичных для языка поэзии словесных украшений и отдает предпочтение словам на родного речевого источника

Лирический текст как бы пропитан фольк лорным духом В нем налицо многие приметы тоэтики фольклора и постоянные эпитеты (словцо доброе, Русь родная), и форма твори тельного падежа для выражения сравнения (снежным комом в значении «как снежный ком»), и разнообразные повторы (здесь повторение и одного и того же слова с народно поэтической окраской не тужи не тужи, и близких по смыслу слов прошла-прокатилася ит д ) Разговорный и народно поэтический стиль стихотворения создают и синтаксические средства нет длинных, сложных фраз, предло жений с причастными и деепричастными оборотами Строй стихотворения простой, разго ворный, прямое обращение, формы повелитель ного наклонения глаголов постыдись, не тужи в значении просьбы, употребление частиц уж, пусть способствуют возникновению доверитель ного тона, задушевности

Особенно характерно для поэзии Некрасова сложное переплетение книжно литературных и устно разговорных форм речи Они сочета ются в одном и том же стихотворении, переос мысляя и обогащая друг друга. Примером может служить стихотворение «В полном разгаре страда деревенская. »

В полном разгаре страда деревенская

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать

Немудрено что ты вянешь до времени

Всевыносящего русского племени

Высокий собирательный образ русской женщины — матери русского племени,— создава емый с помощью характерных книжных эпите тов (многострадальная мать всевыносящее русское племя), поэтический глагол вянуть (в переносном значении) выступают в составе непринужденно разговорного оборота Немудрено что Так уже в самом начале стихотворе ния сочетаются книжность и разговорность

Зной нестерпимый равнина безлесная

Нивы покосы, да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит

Бедная баба из сил выбивается

Столб насекомых над ней колыхается

Жалит щекочет жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую —

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки

Баба туда — растрепалися косыньки —

Надо ребенка качать!

Эта часть текста стилистически однородна и строится исключительно разговорно На именования предметов деревенского быта, эмоционально оценочная лексика, бессоюзная связь внутри сложных предложений — вот что создает эту разговорность.

На фоне реалистического изображения крестьянского труда слова слезы, пот воспринимаются в прямом конкретном значении:

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они — все равно!

Однако уже начало следующей, заключительной строфы, очень «литературное» по строю речи: инверсия эпитета и притяжательного местоимения,. причастие в роли определения сообщают тем же словам дополнительный, переносный смысл:

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям.

Возникающая ассоциация с чашей, к краям которой кто-нибудь приник, припал и т. п., как бы возвращает словам слезы и пот их привычное в поэзии символическое значение: слезы — символ страдания и горя, пот — символ тяжкого труда.

В двух заключительных стихах:

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам. —

читатель слышит не только конкретный, но и общий вопрос о жизни, о судьбе женщины, ответ на который дается всем стихотворением в целом. Так взаимодействуют в стихотворениях Некрасова книжная и устно-народная стихии русского слова.

Выражению мыслей и чувств поэта с помощью средств народной речи служит и распределение звуков в стихе — стихотворный размер и рифма. В области звуковой организации стиха Некрасов тоже выступил новатором. В до-некрасовской поэзии было почти безраздельное господство размеров с двусложной стопой, преимущественно ямба, и точной рифмы, мужской и женской. Такие стихи есть и у Некрасова. Однако специфичны для Некрасова-поэта трехсложные размеры, особенно анапест, и дактилическая рифма (ударение на третьем слоге с конца слова), которые ориентированы на народную поэзию. Некрасов создал «особенную, специальную некрасовскую пульсацию стиха, очень национальную, самую русскую, в которой главное очарование его лирики» (К. И. Чуковский).

Источник

Видео

Биография Некрасова кратко самое главное

Биография Некрасова кратко самое главное

Литература 10 класс (Урок№16 - Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Мотивы лирики поэта.)

Литература 10 класс (Урок№16 - Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Мотивы лирики поэта.)

Неизвестный Некрасов

Неизвестный Некрасов

Видеоурок по литературе «Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество»

Видеоурок по литературе «Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество»

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Основные мотивы лирики поэта

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Основные мотивы лирики поэта

Анализ «Крестьянские дети». Некрасов Н. А. 5 минут

Анализ «Крестьянские дети». Некрасов Н. А. 5 минут

Литература 5 класс (Урок№20 - Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...».)

Литература 5 класс (Урок№20 - Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...».)

Николай Некрасов: Двойной человек или поэт сердца? (Карпушкина Людмила Александровна)

Николай Некрасов: Двойной человек или поэт сердца? (Карпушкина Людмила Александровна)

Лирика Н.А. Некрасова

Лирика Н.А. Некрасова

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (содержательный анализ) | Лекция №62

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (содержательный анализ) | Лекция №62
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.