Язык произведения алые паруса + видео обзор

А.Грин «Алые паруса». Своеобразие языка произведения

А.Грин «Алые паруса». Своеобразие языка художественного произведения.

Идею гриновского произведения трудно передать: она таится в языке, в системе художественных средств и образов. Буднично прозвучит пересказ сюжета феерии «Алые паруса» ( краткий пересказ феерии)… Но эта же история, изложенная своеобразным языком мастера слова, превращается в поэму, утверждающую силу человеческого духа.

— Какова цель нашего урока?

— Да, на примере «Алых парусов» попробуем выяснить, в чем же заключается своеобразие произведения.

С одной стороны, Лонгрен, любящий отец, с другой – жители городка, ненавидящие его и дочь Ассоль. Дети Каперны «вычеркнули навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания».

2. А. Грин широко использует эпитеты. Найдём эпитеты. ( мшистые стволы, липкая паутина, струящаяся голубизна камней); сравнения (глаза серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь и др.); олицетворение (ресницы спали на щеке; И часто улыбается отдыхающее сознание и др.).

3. Синонимия под пером Грина обретает оттенок необычности. Найдём синонимы. (Цвета: красный, розовый бледный и розовый тёмный ; густые закипи вишнёвых. оранжевых и мрачно – рыжих тонов). Такие текстологические сближения, как алый, пурпурный, розовый, красный, вишневый и др. позволяют квалифицировать их как близкие по значению слова, и это словоупотребление в художественном произведении становится средством функциональной стилистики.

5. Изображение пейзажей. Привести примеры.

6. Имя главной героини тоже можно отнести к художественным особенностям «Алых парусов». (Как удачно подобранная нота в музыкальном произведении, звучит имя Ассоль)

7. Обилие морских терминов. ( причал, палуба, трюм, снасти, бот и др.)

Вывод. Таким образом, говорить о языке феерии А.Грина «Алые паруса» трудно. На первый взгляд, нет ничего особенного в художественных средствах, к которым обращается писатель: антитеза, сравнения, олицетворения, антонимия – это тропы, хорошо известные и широко используемые многими писателями.

Наверное, секрет совершенства гриновской прозы – в поэтичности языка, в том, что его слово – синтез сложной работы ума и сердца писателя.

1.Вы прочитали первую главу из «Алых парусов», в которой познакомились с героиней этого произведения — Ассоль. Как вы думаете, каково отношение автора к героине? Обоснуйте свой ответ цитатами из текста произведения. (Я думаю, автор любит свою героиню и уготовил для неё хорошую судьбу. Вы только посмотрите, как он ей любуется:
а) вместе с её отцом: «Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить. »
б) вместе с Эглем: «Старик с минуту разглядывал её, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
— Клянусь Гримами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту, — это что- то особенное! »\
2. Расскажите о Лонгрене, его судьбе, характере, о своём отношении к нему. (Лонгрен всю свою жизнь был матросом, но однажды, вернувшись из плавания, он обнаружил, что его жена Мери умерла и оставила ему маленькую дочку Ассоль. Лонгрену пришлось бросить своё прежнее ремесло, осесть дома и воспитывать девочку. Деньги он зарабатывал тем, что мастерил игрушечные кораблики и продавал их в городе. После смерти жены Лонгрен стал закрытым, нелюдимым, немалую роль в этом сыграло то, что он узнал о том, что Мери просила взаймы у лавочника Меннерса, но тот отказал ей, и она в дождь отправилась в город закладывать своё обручальное кольцо. Заболела и от этого умерла. Именно поэтому в бурю, когда Меннерса уносила в океан волна, Лонгрен не помог ему. С тех пор жители Каперны и вовсе стали чуждаться старого моряка и его дочери.
Мне Лонгрен нравится, потому что он настоящий, искренний, он очень любит свою дочь и заботится о ней. А то, как он поступил с Меннерсом. В принципе, Лонгрен был прав, ведь гнусный поступок лавочника сломал моряку всю его жизнь.

3. Как вы думаете, почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок и легенд Эгля волшебником, а жители Каперны — колдуном? ( Ассоль и Лонгрен полны оптимизма и верят в сказку. Отец любит придумывать, а Ассоль слушать фантастические истории. Их сердца открыты всему доброму и чудесному. В старике, который пообещал Ассоль, что в будущем произойдет сказочное событие. Они и видят доброго волшебника («Опасный волшебник не стал бы так говорить») А жители города не верят в чудеса, не любят волшебные истории
4. Почему жители Каперны не поют песен? Какие сказки они рассказывают, как это их характеризует? ( Я думаю, так случилось потому, что Ассоль и Лонгрен — чистые, мечтательные люди, которые надеются и верят в лучшее, несмотря на все их горести, они не разочаровались в людях и способны видеть их хорошие стороны. А жители Каперны — приземлённые обыватели, неспособные поверить в чудо, в добрые намерения людей, поэтому даже такого милого старикашку, который просто рассказал девочке сказку, они называют колдуном. Поэтому же они и не поют песен, а рассказывают друг другу сплетни и скверные истории.

1. Вы прочитали полностью произведение А. С. Грина «Алые паруса». Подумайте, к какому роду литературы оно относится.

«Алые паруса» очень похожи на романтическую повесть и сказку одновременно.

2. Обратите внимание на авторское определение жанра «Алых парусов»—феерия. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов определение феерии. Какие признаки феерии вы заметили в этом произведении?

Феерия — театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
Это произведение можно назвать феерией, так как, во- первых, его содержание очень похоже на сказку, а во-вторых, все манипуляции Грэя с алыми парусами можно назвать пышной постановкой, которую он создаёт для любимой.
Мне кажется, своей сказочной концовкой Александр Грин хотел нам показать, что не стоит увязать в бытовом мире, нужно всегда верить в лучшее, в чудо, нужно смотреть выше всего этого мирского — и тогда чудо произойдет (или кто-нибудь его для нас устроит).

3. Что различало и что объединяло Ассоль и Грэя?

Ассоль и Грэй похожи тем, что они оба романтики, они видят в обыденном отраженный смысл иного порядка, они мечтатели. Но если Ассоль ждёт чуда и сидит на месте, то Грэй готов сотворить чудо для себя и других сам.

Источник

Анализ «Алые паруса» Грин

«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Язык произведения алые паруса

Краткий анализ

Год написания – 1916 – 1920.

История создания – Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема – В произведении можно выделить несколько главных тем – сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция – Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы – пейзажи, портреты.

Жанр – Повесть-феерия.

Направление – Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести – 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Анализируемая повесть – необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» – заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести. Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею. А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль: мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам – вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести – знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка – предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий – рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация – Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка – Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы – пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Алых парусов».

Жанр произведения – повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений – неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

Источник

Анализ повести «Алые паруса» Грин

Язык произведения алые паруса

Повесть «Алые паруса» стала противоположностью той действительности, в которой жили люди, да и сам автор. Годы революции и гражданской войны были полны лишений и страха за жизнь.

В это время автор развивал в творчестве тему необычной судьбы человека, который способен менять не только себя, но и мир вокруг, делая его лучше.

Краткий и полный анализ повести помогут увидеть особенности стиля автора и художественную ценность произведения.

Годы написания — 1916-1922 годы, дата публикации – 1923 год.
История создания — книга была написана в сложные годы революции и гражданской войны, в ней отразилось желание привести людей к мирной спокойной жизни, полной добра, счастья, справедливости и любви.
Жанр — путешествие, феерия или повесть-феерия («феерия» – театрализованное представление, совмещающее в себе текст, музыку, сценические эффекты).
Направление — неоромантизм, противоположный реализму и натурализму.
Основная идея — Человек должен жить так, как ему велят душа и сердце, а не так, как диктует общество.
Тема — Если не считать даже самую смелую мечту несбыточной, то ее можно исполнить.
Проблема — Люди, посмевшие жить так, как велят их мечты и стремления, испытывают давление со стороны общества. А иногда и становятся изгоями.
Композиция — повесть состоит из 7 глав.
Экспозиция — история о капитане и его дочке Ассоль. Завязка – эпизод, где Эгль предсказывает девочке встречу с принцем, который приплывает на корабле с алыми парусами. Кульминация – эпизоды, в которых Грэй начинает исполнять мечту Ассоль. Развязка – Грэй увозит на «Секрете» Ассоль и ее отца.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема судьбы и выбора жизненного пути

Проблема: герои сами творят свою судьбу, хотя у них много препятствий. Грэй должен быть прожить как родители, но отказался от роскоши и титула. А Ассоль пережила чудовищное давление из-за верности своей мечте, но не отказалась от нее.

2. Тема отверженности людей, которые непонятны обществу

Проблема: мнение окружающих подчас может испортить жизнь человеку, но все равно необходимо слушать только свое сердце.

3. Тема моральных ценностей

Проблема: моральные и духовные ценности общества могут не совпадать с ценностями героя, и тогда придется выбирать, от чего отказаться – от общества или от своих принципов. Логрен и Ассоль не могут прижиться в мире жадности, наживы, подлости и лицемерия, а потому отказываются от него.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Автор доносит до читателей мысль о том, что мир полон чудес, многие из них могут сделать сами люди – проявляя добро, милосердие, заботу. Грин верит, что люди смогут устроить общество, в котором не будет несправедливости, зла, подлости, унижения человеческой личности.

Корабль с алыми прусами – это символ ликования, радости, победы добра над злом.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Лонгрен — моряк, рыбак, а после – ремесленник. Рано овдовел и стал один воспитывать дочь Ассоль. Хмурый, замкнутый, молчаливый человек.
Стал изгоем в обществе после того, как наказал виновного в смерти жены: не стал его спасать из штормового моря.
Зарабатывал на продаже игрушек, которые мастерил сам. Любит дочь и готов на все, лишь бы ей жилось легче.
В общении с Ассоль видны его доброта и мягкость.
Ассоль — дочь Лонгрена, главная героиня. Читатель видит ее взросление от рождения примерно до 17-20 лет. В раннем детстве получает от собирателя сказок предсказание, в которое верит долгие годы, отчего ее считают сумасшедшей. Становится изгоем из-за отца, но терпеливо сносит их вынужденное одиночество вдвоем. Умная, добрая, чувствительная, начитанная девушка. Красива той красотой, какую не любят на ее родине, в Каперне. Дожидается принца и становится его женой.
Героиня «не такая, как все», что сразу роднит ее с Грэем.
Артур Грэй — наследник богатого рода, который мечтал стать капитаном и стал им. Предпочел роскошной жизни приключения и опасности. Увидев Ассоль случайно, сразу понимает, что ее с ним объединяет родство душ и непохожесть на других, отчужденность от общества. Узнав о предсказании, данном Ассоль, выполняет его, изготовляя алые паруса для своего корабля «Секрет». Увозит девушку и ее отца из Каперны, где Ассоль встречала лишь осуждение и оскорбления. Фактически – спасает девушку от злобного общества, не простившего ей непохожесть на них.
Эгль — старик, собиратель сказок и песен, предсказавший Ассоль ее прекрасную судьбу. Человек, сразу увидевший в лице малышки светлое будущее.

п.4. Литературные приёмы

Язык произведения насыщен эпитетами, метафорами и символами. Иногда автор намеренно уходит от простоты в изысканные фразы.
Сказочные мотивы — встреча Ассоль с «волшебником», предсказание, само ожидание корабля с принцем долгие годы, разговоры Ассоль с растениями и животными.
Антитеза (контраст) — Ассоль живет в мире, где ее любит отец, но ненавидят жители селения; девушку считают сумасшедшей и глупой, а она умна и здорова; Ассоль живет в бедности, а Грэй богат.
Художественная детализация — автор часто заостряет внимание на деталях, чтобы добиться более выпуклой и яркой визуализации текста.
Символика алого цвета встречается на протяжении всего произведения, олицетворяет радость, ликование, воплощение мечты (эпизод с выбором шелка для парусов, описание рассвета и др.)
Звуковая насыщенность текста — описание многочисленных звуков: от музыки до жужжания насекомого.
Образ природы (пейзаж в движении) — картины природы очень выразительны и сменяют одна другую.

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт произведения – противопоставление общества и людей, которых оно не понимает, а потому отвергает. Таковы Лонгрен и Ассоль.

Они живут своей жизнью, имея смелость не поддаваться унынию, не пытаться подстроиться и стать такими же, как все.

Финал повести воплощает идею справедливости: счастья и радости заслуживает тот, кто в него верит и стремится к нему.

Источник

Урок-исследование по повести А. Грина «Алые паруса».

Будущее, к которому мы
стремимся, рождается из
непобедимого человеческого свойства
— умения мечтать и любить.

познакомить учащихся с удивительными героями повести;

научить выделять в произведении сказочное и реальное;

ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;

развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Вступительное слово учителя . Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:

Случайна ли встреча Ассоль и Грея?

Почему паруса алые, а корабль белый?

В чем смысл названия повести?

Страна, измученная кровопролитием первой мировой войны, революцией, гражданской войной, получает книгу А.Грина “ Алые паруса”. И эта книга покоряет читателей на долгие десятилетия. Сегодня мы постараемся разобраться, что же особенного в этой книге.

1. Что мы знаем о Грине? (Ответы учащихся)

Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что так коротко окликали ребята Гриневского в школе.

Мечта о море не давала покоя и летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя, заплывая за волнорезы. Искал работу на корабле, но ему не везло: окружающее было мрачным и невыносимым.

В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где он бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных, малознакомых людей. Именно в это время он обдумывает и начинает писать повесть – пленительную и сказочную – «Алые паруса».

Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.

2. Выразительное чтение: «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».(Слайд с морским пейзажем)

Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.

Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

Жанр произведений, в которых обычно изображаются фантастические или необыкновенные происшествия, применяются различные постановочные эффекты, сценические трюки, превращения и широко используются световое и звуковое оформление; как особый театральный жанр феерия возникла во Франции в XVII веке; получила распространение в России во второй половине XIX в,

(Перед нами мир любви и мечты;
увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить;
мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками;
уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло.
Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.

Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?

Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?

За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. «он стоял молча., как судья» Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)

Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)

Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»

Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.

Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу. (Стр. 31)

В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

С образом героини связан мотив солнца не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль? На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль отвечает: «Я бы его любила» и прибавляет:»Если он не будет драться».

Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)

Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.

Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

УЧИТЕЛЬ . Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)

Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?» Счастье сидело в ней пушистым котенком.

А какие слова первыми произносит Ассоль? « Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»

5. Прием. Устное словесное рисование.

— Давайте представим себе воображаемый портрет Ассоль.

Какой бы вы ее нарисовали?

(Сидящей на берегу моря и внимательно всматривающейся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном).

— А посмотрите, пожалуйста, на доску. Вашему вниманию представлены рисунки ребят. Ассоль, по их представлению, вот такая. (Звучат комментарии к рисункам. Каждый из ребят объясняет свой рисунок).

— Вам понравились рисунки? (Да).

— Вывод. Итак, Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывает к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство.

Почему паруса алые, а корабль белый?

А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?

Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

6. Беседа о языке произведения.

Каков язык произведения? Какие изобразительно – выразительные средства использует Грин, описывая наших юных героев?

(Сравнения, эпитеты, метафору).

Метафора встречается реже.

Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?

алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;

паруса цвета глубокой радости;

он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения;

совершенно чистый, как алая утренняя заря;

полный благородного веселья и царственности гордый цвет.

И какая же картина заставила жителей Каперны ужаснуться навсегда?

(Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.)

Завораживает? Потрясает? Конечно! Потрясает нас и Ассоль. А почему жители Каперны ужаснулись?

(Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо. Они и песен-то не пели и сказок не рассказывали.)

Как назовём мы этот приём романтических произведений?

Кто герои в нашей феерии? Как мы о них узнаём?

Итак, чему научил нас писатель? Какие нравственные вопросы ставит он перед нами? Чему учит?

Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

Феерия заканчивается на оптимистической ноте, герои не изменяют своей мечте, они верят в счастье. Эта книга учит молодых людей быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.

Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)

УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?

Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

К каким же выводам мы сегодня пришли?

Слова и музыка Владимира Ландсберга

Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Hад океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.

Hе три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет.
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, чтоб нам досталось.
А без друзей на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Hад океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.

Пусть алые паруса войдут в вашу жизнь так же, как некогда вошли в жизнь девочки Ассоль.

Источник

Видео

Краткое содержание - Алые ПарусаСкачать

Краткое содержание - Алые Паруса

Алые паруса (драма, реж. Александр Птушко, 1961 г.)Скачать

Алые паруса (драма, реж. Александр Птушко, 1961 г.)

"Алые паруса" А.С.Грин. АудиокнигаСкачать

"Алые паруса" А.С.Грин. Аудиокнига

Алые паруса. Александр ГринСкачать

Алые паруса. Александр Грин

Алые паруса. Краткое содержаниеСкачать

Алые паруса. Краткое содержание

Краткий пересказ А. Грин "Алые паруса" по главамСкачать

Краткий пересказ А. Грин "Алые паруса" по главам

Алые паруса краткий пересказСкачать

Алые паруса краткий пересказ

Алые паруса-2022. Праздничный концерт (Пятый канал Петербург +0, 24-25.06.2022)Скачать

Алые паруса-2022. Праздничный концерт (Пятый канал Петербург +0, 24-25.06.2022)

Русская литература. 8 класс. А. С. Грин «Алые паруса» /20.04.2021/Скачать

Русская литература. 8 класс. А. С. Грин «Алые паруса» /20.04.2021/

Александр Грин. Алые парусаСкачать

Александр Грин. Алые паруса
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.