- ЯЗЫК, РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
- Язык и речь. Виды речи. Соотношение мышления и речи.
- Мышление, язык, речь
- Читайте также
- Обработка слуховой информации, язык и речь
- 52. Речь и язык
- Язык и речь
- Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
- § 11. Культурное развитие специальных функций: речь и мышление
- Речь и мышление
- РЕЧЬ И ЯЗЫК
- Речь и язык
- Лекция XIV. Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода
- Язык и мышление
- И. В. Пешков. Еще раз «Мышление и речь», или о предмете риторики
- Язык и мышление
- Язык и речь
- Мышление
- Взаимосвязь языка и мышления
- Общность языка и мышления
- Философия нетождественности языка и мышления
- Видео
ЯЗЫК, РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному. Основные характеристики языка и речи:
• стабилен, пассивен и статичен;
• достояние общества – отражение «картины мира;
• имеет уровневую организацию – вносит в линейную последовательность речи иерархические отношения;
• независим от ситуации и обстановки общения;
• вид общения, производимого посредством языка;
• воплощение и реализация языка, который через речь выполняет
свою коммуникативную функцию;
• материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке; она
состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
• активна и динамична, очень вариативна;
• индивидуальна, отражает только опыт индивидуума;
•имеет линейную организацию (последовательность слов, связанных в потоке);
• контекстно и ситуативно обусловлена — в ней единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет;
• служит общению в «действии».
Таким образом, понятие языка и речи соотносятся как общее и частное.
Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи:
• механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка;
• механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления;
• мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно-образным).
Материалистическая теория отражает язык и мышление в диалектическом единстве.
Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленно, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. А. Ахматова |
Отличия языка от мышления:
• идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности;
• материален – все его единицы облечены в звуки.
Связь языка с мышлением позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.
Язык и речь. Виды речи. Соотношение мышления и речи.
Языкявляется средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков/ Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия. Они обозначают два различных аспекта единого целого.
Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.
Речь – это способ передавать информацию.
Предметом психологического изучения является речь.
Функции речи:
1. Коммуникативная – средство общения или сообщения.
2. Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.
3. Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.
4. Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.
Виды речи:
1. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная. Внешняя речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Внутренняя речь– речь про себя. Ее наиболее характерные черты – фрагментарность, отрывочность, сокращенность, свернута, протекает короткими вспышками. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования, она намечает, составляет схему, план.
2. Эгоцентрическая речь– речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.
3. Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная.
4. Устная и письменнаяречь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.
5. Описательнаяречь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.
Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте: мышление и речь.
Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. В решении проблемы о соотношении мышления и речи в психологии просматриваются два крайних полюса – между отождествлением, слиянием мысли и слова и между их полным разрывом, разъединением. Но мышление и речь – неотделимы друг от друга, они составляют друг с другом сложное единство.
В развитие данной проблемы внес существенный вклад Л.С. Выготский.
Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Речь – это необходимое условие развития мысли, инструмент мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление переходит в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление.
Мышление, язык, речь
Мышление, язык, речь
Считается, что человек использует три вида мышления: понятие, суждение и умозаключение. Первый подразумевает предмет или его представление, второй – утверждение или отрицание его свойств, третий – приобретенное собственное о нем мнение. Если понятие выражается словом или словосочетанием, то суждение – уже предложением, а умозаключение – фразой. Мы мыслим и изрекаем серии суждений. Само суждение состоит из субъекта и предиката, мысль движется от первого, содержащего старое знание (тему), ко второму, утверждающему нечто новое (рему).
Процесс мышления реализуется через язык и речь. Язык материализует мысль и является ее формой. По В. Гумбольдту, это «объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в звуках». Человек проживает в двух мирах: материальном и символическом. Это состояние хорошо иллюстрируется стихотворными строками Шарля Бодлера:
Природа – древний храм, где строй живых колонн
Обрывки смутных фраз роняет временами.
Мы входим в этот храм в смятенье, а за нами —
Лес символов немых следит со всех сторон.
Человеческая речь вышла за пределы простой реализации окружающих явлений внешнего мира посредством сначала небольшого числа членораздельных звуковых символов. Выполняя одну и ту же знаковую функцию, пантомима и звук конкурировали между собой. Последний победил ввиду его экономичности и оперативности. Итак: пантомима – нечленораздельные звуки – членораздельная речь. Язык – самая совершенная символическая система, хотя некоторыми авторами символы считаются знаками не языковой природы, а элементами психики (К. Юнг).
Так или иначе, отражение в нашем сознании объективной реальности, являющееся информационно-лингвистическим процессом, имеет знаково-символическую природу. Лингвистический звукобуквенный знак отражает некоторый объект внешнего мира и замещает этот объект в сознании человека. Указанный знак имеет триединую сущность, которую лингвисты любят представлять в виде схематического треугольника Г. Фреге (рис. 1).
Эти три элемента образуют в языке слово и отражают анализирующие и синтезирующие функции головного мозга.
Транспортером мысли является язык, а его реализатором – речь. По И. М. Сеченову, «продуктивное мышление средствами языка реализуется только в речи». Механизм человеческого мышления в двух противостоящих динамических звеньях: предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (внешняя экспрессивная речь).
Процесс порождения речи, по современным представлениям, выглядит следующим образом:
2) коммуникативные намерения;
4) первичная сжатая запись высказывания;
5) развертывание ключевых слов во внутренней речи;
6) формирование синтаксической схемы предложений;
8) моторная реализация внешней речи.
Процесс понимания речи (декодирование высказывания):
1) идентификация слов в речевом потоке;
2) осмысление значения слов;
3) приведение фразы к нормативному виду;
4) выделение «ядерного» смысла текста;
5) соотнесение языковых значений с реальной действительностью (референция);
6) выделение неявно выраженного смысла.
Когда мышление использует ресурсы языка, мы имеем дело с вербальным (дискурсивным) мышлением, хотя, как считает известный психолог московской школы Р. М. Фрумкина, мышление как процесс никогда не является ни полностью вербальным, ни полностью невербальным. Согласно крайнему бихевиористскому взгляду, без движения речевых органов механизм мышления не существует. Вюрцбургская же школа психологов декларировала, что мышление протекает без материальных средств речи.
Рис. 1. Схематический треугольник Г. Фреге
Внутренняя речь, выполняющая предварительную планирующую роль, имеет сокращенную структуру в сравнении с речью внешней. Там сгущенный синтаксис, преимущественно семантический характер с редуцированной фонетикой. Она предикативна, свернута, образна. Некоторые сравнивают ее с текстом, скомпрессованным до тематических смысловых точек, где избыточная информация отсутствует. Избыточность же внешней речи составляет 75 %.
Внешняя речь обладает в полной мере всеми аспектами человеческой речи: семантикой (отношение знаков к объектам), синтаксисом (отношение знаков к знакам), прагматикой (отношение знаков к адресатам). Она имеет общеязыковой и индивидуальный тезаурусы (систему знаний в языковом оформлении), образует вербальные сети и лексико-семантические поля. Ее слова имеют парадигмосинтагматическую осевую характеристику. Она располагает всеми возможностями словообразования и развития в целом. Приблизительно подсчитано, что за одну минуту человек проговаривает до 150 слов (прочитывает 250), за год – 20 млн, и за 70-летнюю жизнь – 1 млрд. Для сравнения можно напомнить, что «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси содержат по 0,5 млн слов.
Одним из довольно простых и освоенных методов исследования внешней речи является определение частотной характеристики образующих ее слов. Тематические частотные словари, довольно популярные в конце прошлого века, не утратили своей значимости при условии их совершенствования. В частности, весьма интересна статистика не только слов, но и словосочетаний, фразовых единств и прочих показателей спонтанной речи при большой выборке с точки зрения возможностей психодиагностики. Привлекательной представляется идея снятия в текущем порядке лингвограмм (ЛГ), наподобие ЭКГ и ЭЭГ у пациентов с соматическими и душевными расстройствами.
А пока в рамках краткого курса психолингвистики приходится довольствоваться определением экспресс-методом коэффициента лексического разнообразия (token ratio) текста по формуле:
где С – искомый коэффициент; V – число слов; N – число словоупотреблений.
Задается текст (ответов на определенные вопросы) 1300 знаков (150 словоупотреблений), в котором, согласно допущениям некоторых информационных служб, уже может содержаться минимальный объем релевантной информации. Словоупотребления трансформируются в слова в канонизированной форме (существительные и местоимения в единственном числе, именительном падеже; прилагательные в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; глаголы в инфинитиве). Все это ранжируется в таблице, и производится нехитрое вычисление коэффициента, который при предполагаемой символической выборке обычно составляет приблизительно 0,60. Этот коэффициент при достаточно большой выборке подсчитан у многих литераторов. Например у М. Ю. Лермонтова он составляет 0,263, а у Ф. И. Тютчева – 0,338, т. е. у первого каждое слово в среднем употребляется 3,80 раз, у второго – 2,96.
Величина искомого коэффициента не должна вводить нас в заблуждение. По крайней мере, она никоим образом не свидетельствует об уровне мастерства литератора. Это же относится к объему словаря. У А. С. Пушкина он включает 22 тыс. слов, у У. Шекспира – 25 тыс., а у Д. Мильтона и В. Гюго – всего лишь по 8 тыс. Для сравнения: 12 томов Большого Оксфордского словаря содержат около 42 млн слов.
Приведенные примеры полезны, для того, чтобы слушатели поняли, что «язык можно и нужно считать», полнее почувствовали саму канву языка и сравнили свои логико-интуитивные ожидания частотности элементов языка со статистической картиной. Кроме того, добросовестно составленные частотные словари могут быть хорошим подспорьем при выделении их «ядерной» зоны для подготовки впоследствии тематических тезаурусов и словарей терминологических соответствий для изучения иностранных языков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Обработка слуховой информации, язык и речь
Обработка слуховой информации, язык и речь Обработкой слуховой информации называется то, как мы воспринимаем информацию на слух и понимаем услышанное. Чтобы понимать, мы должны расшифровывать услышанное, т. е. различать звуки, например, высокого и низкого тембра и
52. Речь и язык
52. Речь и язык Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура
Язык и речь
Язык и речь Если мы хотим обнаружить архетипические образные значения, замкнутые в пределах сходных фонетических рисунков, то нам следует всмотреться в систему отношений и разграничений, которые их несут, в явления языка, выходящие за пределы личности. Соссюр проводит
Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ §44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал
§ 11. Культурное развитие специальных функций: речь и мышление
§ 11. Культурное развитие специальных функций: речь и мышление Мы должны сделать несколько итоговых замечаний о путях развития детского мышления. После тех материалов, которые мы привели, сказать об этом в кратких чертах было бы нетрудно, однако сказанного нами
Речь и мышление
Речь и мышление Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.Поскольку речь является формой существования мысли, между
РЕЧЬ И ЯЗЫК
РЕЧЬ И ЯЗЫК Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности),
Речь и язык
Лекция XIV. Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода
Лекция XIV. Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода В предыдущих лекциях мы останавливались на языке как на важнейшем средстве формирования познавательных процессов и сознания человека.Мы остановились на анализе слова, его предметной отнесенности и значении и
Язык и мышление
Язык и мышление Я думаю, что программа постижения языка существует в мозге не на уровне инстинкта, а гораздо глубже. Но эту программу портят, она с возрастом слабеет в процессе «самопознания» и подверженности воздействию «дебелизора».Мышление формируется в общении. И
И. В. Пешков. Еще раз «Мышление и речь», или о предмете риторики
И. В. Пешков. Еще раз «Мышление и речь», или о предмете риторики Наша серия начиналась с «Мышления и речи», наша серия продолжает заниматься мышлением и речью, наша серия не так стара, чтобы заканчивать «Мышлением и речью». Нет, это еще не конец, это — становление того, что
Язык и мышление
Невозможно представить жизнь без мышления и речи, но мало кто задумывается, что собой представляет каждое из этих понятий. Какую роль играет язык? Какова функция мышления? Что первично, а что является производной? Соотношение языка и мышления волновало великие умы человечества сотни лет назад, и сейчас является темой, которая интересует многих психологов, философов, лингвистов и других ученых. Давайте разберемся, какова взаимосвязь между мышлением и языком. Одна из наших программ, «Когнитивистика», научит вас разным способам мышления. Вы будете смотреть на ситуации шире и находить нестандартные решения задач.
Язык и речь
Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.
Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.
Большинство ученых выделяют следующие функции языка:
Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.
Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:
Можно сделать вывод, что язык и речь – две стороны одной медали, где язык – орудие, а речь – деятельность человека по использованию языкового кода. Так что теперь давайте разберем, что понимается под понятием «мышление» и какие виды мышления выделяют ученые.
Мышление
Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.
Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.
В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.
Принято выделять следующие виды мышления:
Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.
Взаимосвязь языка и мышления
Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.
Выдающийся лингвист 20 века Эмиль Бенвенист говорил: «Неверно думать, что язык – это одежда мыслей. Одежду можно снять, слова же – неотъемлемая часть мысли. Следовательно, вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла».
Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.
Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др. Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.
Уиллард Куайн – американский философ, логик и математик, напротив, считает опыт единственно возможной связью человека с внешним миром – предметы воздействуют на наши органы чувств, которые затем оформляют полученную информацию и посылают сигналы в мозг. По его мнению, познание окружающей действительности, так же, как и научение языку, происходит по схеме «стимул – реакция – подкрепление». Таким образом, каждое используемое нами слово – это результат целенаправленного воздействия социального мира на индивида.
Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.
Общность языка и мышления
Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:
Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.
Философия нетождественности языка и мышления
Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:
Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.
Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.