Язык с философской точки зрения + видео обзор

Содержание
  1. 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
  2. Читайте также
  3. 11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание»
  4. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки
  5. 1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык)
  6. 2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык)
  7. «РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК»
  8. 1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество
  9. 2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь
  10. 10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком?
  11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. 260. ЯЗЫК
  13. 2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека
  14. ЯЗЫК СИМВОЛОВ – ЯЗЫК ВЕЧНОСТИ
  15. Язык с философской точки зрения
  16. Готовые работы на аналогичную тему
  17. Сущность языка с точки зрения философии языка
  18. Язык с философской точки зрения
  19. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
  20. Видео

6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

Язык — это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Язык — символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка — это слова и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:

— первая — философия имени (вещь — сущность (идея) — имя (слово), слово именует вещь и сущность);

— вторая — философия предиката (предикат — языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката — это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

— третья — философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

обозначающей функцией — слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

коммуникативной функцией — предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

общественной природой — это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык — это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме — индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии — это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

— возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

— стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка — его семантика, а практическое значение языка — прагматика.

В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки — это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

Читайте также

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание»

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

ЯЗЫК Кассирер справедливо замечает, что после Гумбольдта едва ли кто-нибудь еще осмеливался исследовать язык в его чисто философском содержании и с точки зрения определенной философской «системы». Последующая лингвистика далеко отступила перед грандиозным замыслом

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык)

1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык) — О бытии нам предстоит узнавать в шифрах существования. Только действительность открывает нам трансценденцию. О ней мы не можем знать в общем виде; мы можем только исторично слышать ее в действительности. Опыт — это

2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык)

2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык) — В отзвуке языка трансценденции, который можно расслышать только в непосредственности мгновенного присутствия, создаются языки, как образы и мысли, предназначенные для сообщения нами услышанного. Рядом с языком

«РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК»

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком?

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком? Философия в своем прорыве к истине (безотносительно к тому, как ее понимать: как подчиненную бытию или тождественную бытию) всегда прорывается через множество препятствий, которые возводит

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

260. ЯЗЫК

260. ЯЗЫК На всей земле был один язык и одно наречие.Библия — Бытие, 11:1И сказал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот, пустились они в затейливость, и не видать тому конца. Сойдем же и смешаем там язык их, дабы один не понимал речи другого».Библия — Бытие, 11:6-7Тот,

2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека

2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека Вклад М. А. Тулова в языкознание определяется фрагментарно, всего несколькими штрихами в связи с проблемой

ЯЗЫК СИМВОЛОВ – ЯЗЫК ВЕЧНОСТИ

ЯЗЫК СИМВОЛОВ – ЯЗЫК ВЕЧНОСТИ МАЛО СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ СИМВОЛОВ, – МИР СИМВОЛОВ ЖИВЕТ В НАСДалеко не всегда бывает возможно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем. Есть вещи, состояния, события, суть которых невозможно разложить по полочкам,

Источник

Язык с философской точки зрения

Философия языка – это одна из исследовательских областей философии, которая занимается детальным рассмотрением феномена языка, проблемами его происхождения, функционирования и взаимосвязи с культурой, обществом и человеком.

Термин «философия языка» впервые вошел в научный оборот в немецкоязычном пространстве второй половины XVIII в. благодаря трудам таких философов, как Г.-К. Лихтенберг (1742-1799), И.-Г. Аман (1730-1788), И.-Г. Гердер (1744-1803), Г. Якоби (1743-1819), В. фон Гумбольдт (1767-1835). Именно в философских размышлениях и творчества этих мыслителей язык занимал ключевое место.

Однако в структуре современного гуманитарного знания (прежде всего логико-философского и лингвистического) статус философии языка до сих пор не определен.

Готовые работы на аналогичную тему

Одни ученые считают философию языка отдельным направлением исследований живой человеческой речи (или специальных искусственных языков), другие – разделом философии, логики или лингвистики; смежной сферой исследований упомянутых наук; специальным подходом к языку в целом, его единицам и категориям в рамках методологии языковедческих исследований; анализом отдельных философских и лингвистических проблем и тому подобное.

Немало направлений современной философии позиционируют язык ключевым объектом своих исследований:

Впрочем, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют о содержательной невыразительности, неопределенности и противоречивости практики словоупотребления философии языка и смысловых параметров этого терминологического конструкта. Объективно и закономерно это обстоятельство образует теоретико-праксеологическую проблему, которая требует рефлексивных усилий, решения посредством, прежде всего, философии.

Сущность языка с точки зрения философии языка

Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: вместо «идей» появляются лингвистические сущности. Субъект познания сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, а дискурс начинает рассматриваться как автономный. Ж.-Л. Нанси аргументировано отмечает, что философия как артикуляция логоса была субъектом полиса как пространства этой артикуляции, зато полис как совокупность логосов был субъектом философии как средства генерирования их общего логоса. Сам же логос приобретает сущность и смысл благодаря такой взаимности: он является общей основой сообщества, а сообщество – основой бытия.

Рисунок 1. Ж.-Л. Нанси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что во временном диапазоне от Платона до Гумбольдта теория речи не разграничивалась на философию языка и лингвистику. В частности, до конца XVIII века лингвистика не была отделена от логики, а ее предметом (как части тогдашней логики и философии) считались конвенционально канонизированные способы выражения мысли.

Отделение лингвистики произошло в XIX веке. Этот шаг детерминирован генерированием эволюционного взгляда на язык, который позволил идентифицировать предмет лингвистики как самостоятельный предмет, отличный от предмета любой другой науки. В ХХ веке различные аспекты феномена языка рассматривались представителями следующих подходов:

В частности, теория лингвистической относительности, обоснованная и представлена Э. Сепиром и Б. Уорфом, интерпретирует язык в виде своеобразного оптического фокуса, с помощью которого человек воспринимает действительность. В начале ХХ века приобрел популярность прагматичный подход (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Ч. Джеймс) как концептуальное противопоставление структурализму, в соответствии с которым язык представлял собой замкнутую структуру, а также формальной грамматике Н. Хомского, согласно которой объектом лингвистической теории являются только языковые знания и языковая компетентность субъекта речи. Прагматический подход акцентировал внимание на конкретном субъекте речи в пределах конкретного коммуникативно-прагматического пространства.

В свою очередь, концептуалистское понимание языка как структуры разрабатывали И.-О. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр, а также исследователи Копенгагенского лингвистического центра Л. Ельмслев, В. Брьондал, Х. Ульдаль. С точки зрения этого мировоззренческого подхода, язык является универсальной системой, которой присущ мягкий детерминативний характер. Язык зарождается на уровне нейрофизиологических процессов индивида и распространяется на целых уровень глобальной коммуникации и взаимодействия. Основным системообразующим принципом языка возникает бинарная языковая оппозиция.

Помимо этого, одним из важнейших направлений интерпретации языка как философского понятия стала аналитическая философия. Философы-аналитики убеждены, что ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без использования инструмента языка, без учета его роли в жизни человека и общества.

Возникает вопрос: чем отличается аналитическая философия от других философских течений? Во-первых, убежденностью в том, что философский анализ языка может привести к философскому объяснению мысли, а во-вторых, убежденностью в том, что это единственный способ достичь глобального объяснения. Эти два принципа-близнеца отмечены и логическими позитивистами, и Л. Витгенштейном в различных фазах его развития, и оксфордской философией «обыденного языка», и посткарнаповской философией в Соединенных Штатах, в том виде, в котором она предстает перед нами в трудах Куайна и Дэвидсона, хотя разница во взглядах этих двух авторов весьма существенная. Так, по мнению Л. Витгенштейна, философия не должна вмешиваться в фактическое употребление языка, она может лишь описывать его.

Надо признать, что как вышеупомянутые, так и в целом все мировоззренческие течения произвели существенное влияние на современную логику, лингвистику и философию языка.

Источник

Язык с философской точки зрения

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

Язык с философской точки зрения

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА – исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания. Термин «философия языка» был предложен П.И.Житецким (1900), А.Марти (A.Marty, 1910), К.Фослером (К.Vossler, 1925), О.Функе (О.Funke, 1928), M.M.Бахтиным и В.Н.Волошиновым (1929).

Классическая философия тематизировала проблематику языка под двумя углами зрения: 1) объяснения генезиса языка, где были выдвинуты две альтернативные концепции – возникновение языка по природе (концепции, развивавшиеся от софистов и стоиков до Просвещения) и по конвенции (от греческих атомистов до Т.Гоббса и Ж.Ж.Руссо) и 2) взаимосвязь языка и мышления, при всем многообразии концепций, обсуждавших этот крут проблем, их объединяло то, что язык рассматривался как пластичный материал выражения мысли, которая трактовалась как безличная, объективно-идеальная структура однозначных значений. Язык для классической философии – зеркало рассудка (Д.Локк, Г.Г.Лейбниц). Конечно, опосредованным образом специфическая структура языка задавала и перспективу категориального расчленения, поскольку категории выявлялись (Аристотелем, Кантом, Тренделенбургом и др.) как типы связки в суждениях, отождествлялись с предложениями, а типы связки субъекта и предиката весьма различны в различных языках. Так, в иврите не существует прямого аналога слову «есть», поэтому «весь строй еврейской мысли связан с реалиями, отличными от понятий бытия, сущности, объекта, предикации, доказательства и т.д.» (Дворкин И. «Существование» в призме двух языков, «Таргум», вып. 1. М., 1990, с. 124), а вещь оказывается встречей двух воль, скрещением действия и отношения. Но все же трансцендентализм стремился освободить мышление от сопряженности с языком и ориентировал философию на постижение структур чистого мышления вне языковой реальности. Гердер, Гаман и В.Гумбольдт, подвергнув критике трансцендентальную философию, поняли язык как органон рассудка, как способ существования и функционирования ума. В.Гумбольдт задал принципиально новую перспективу исследования языка, который был понят им как «самодеятельное начало» (Гумбольдт В. Избр. труды по языкознанию. М., 1984, с. 49), не как мертвый продукт, а как созидающий процесс (там же, с. 69), не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia). Статус языка после Гумбольдта в корне изменился – из пластичного материала выражения духа он стал постоянно возобновляющейся работой духа. Язык и образует тот мир, который лежит между миром внешних явлений и внутренним миром человека. И этот языковый мир не просто податливый материал для выражения мысли, он сам является энергичной активностью, задавая определенные диспозиции восприятию и мышлению, формируя установки и перспективы для усилий мысли. Несмотря на всю оригинальность лингвистической концепции Гумбольдта, она все же вплоть до 20 в. не оказала какого-либо существенного влияния ни на философию, ни на лингвистику. Философия по-прежнему стремилась очистить структуры знания и мышления от сопряженности с языком, повернуть в своей критической рефлексии от мышления, погруженного в неоправданные отождествления, в метафоры, в полисемичность, присущие естественному языку, к чистому мышлению в понятиях, имеющих объективное, надличностное и однозначное значение. Собственно классическую философию интересовал скорее всего мир идеальных значений, а язык представал либо как податливый материал выражения этого значения, либо как неадекватная форма выражения этого идеального значения, что присуще естественному языку, который должен быть критически проанализирован.

Ситуация принципиально изменилась в кон. 19 и нач. 20 в. Уже Ф.Ницше связал все заблуждения с языком, с гипостазированием и с онтологизацией слов-фикций. Немецкий идеализм он называл «метафизикой языка» (Sprachmetaphysik). Φ.Маутнер, отождествив мышление и речь, выдвинул программу критики языка как источника антропоморфизации, фетишизма и метафоричности. В языкознании возникли концепции, которые не просто возвращались к идеям Гумбольдта, но и развивали их. Так, Г.Штейнталь выделил в языке 1) речь, 2) способность к языку, 3) материал языка. К.Бюлер, стремясь реализовать замыслы Гумбольдта, выдвинул ряд аксиом нового языкознания – 1) язык как органон, 2) знаковая природа языка, 3) анализ языка как речевого действия и речевого акта, как языкового произведения и языковой структуры, 4) язык как система из слов и предложений (Бюлер К. Теория языка. М., 1993, с. XIX–XXII). Неогумбольдтианство (Л.Вейсгербер, Г.Г.Шпет) раскрыло языковое понимание как миропонимание, поняло естественный язык как орган создания мысли и постижения мира и, обратившись к внутренней форме языка, рассмотрело образование форм духа благодаря языку и в языке. Одна из особенностей лингвистики 20 в. – соединение структурализма и семиотики. Основатель структурализма Ф.Соссюр провел различие между языком как структурой возможных и реальных норм и речью как совокупностью актов. Ч.Моррис предложил понять процесс семиозиса как процесс, совершающийся в трех измерениях: знак может быть осмыслен либо в своих взаимоотношениях с другими знаками или с совокупной знаковой системой, т.е. синтаксически, либо в своем отношении к предмету, который он обозначает, т.е. семантически, либо в отношении к говорящему, который использует те или иные знаки, т.е. прагматически.

Философия языка окончательно складывается в 20 в. Она осуществила лингвистический поворот, который по-разному понимался и по-разному реализовывался. Необходимость формирования новой исследовательской области обусловлена рядом причин. Прежде всего дифференциацией самого языкознания. К нач. 20 в. сформировался большой корпус научных дисциплин, исследующих жизнь языка в его различных модусах, аспектах и формах. Для языкознания важен был интегративный образ языка, который позволил бы найти способы категориального и методологического синтеза разнообразных лингвистических дисциплин и теорий, различным образом характеризующих язык. Философия языка и призвана была обеспечить интегративные функции в постоянно дифференцирующемся языкознании. Интегративный образ языка вряд ли можно было построить, поскольку разноречье в лингвистике зашло весьма далеко и ее предмет конструировался совершенно различными методологическими средствами – от использования методов естественных наук до методов вживания и понимания, выдвинутых в т.н. «науках о духе». Вторая причина формирования философии языка – лингвистический поворот в самой философии, который привел к тому, что язык был понят как та реальность, которая задает категориальное расчленение мира, как то бытие, которое не только обладает своей спецификой, но и формирует бытие знания и сознания. Онтология языка развертывалась в различных направлениях философии – от диалогической философии Ф.Эбнера, М.Бубера и M.M.Бахтина, где язык был понят как интерсубъективная реальность, формирующаяся в диалоге между Я и Ты, до концепции лингвистической относительности К.Сепира и Б.Л.Уорфа, в которой подчеркивалась зависимость всех наших знаний от языковых средств (Уорф Б. Наука и языкознание, (1940). – В кн.: Новое в лингвистике, вып. 1. М., 1960) и до фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, где язык был понят как дом духа и человеческой экзистенции, а философия языка как выявление изначальных смыслов, содержащихся в языке. Онтологизм в понимании языка был характерен и для философии имени (А.Ф.Лосев, С.Булгаков, П.А.Флоренский), которая интерпретировала имя как реальность, как действенность, как фактор и познания, и самой действительности. Онтология языка стала одним из вариантов герменевтического подхода к языку, который нашел свое воплощение в этнометодологии Г.Гарфинкеля, этнографии речи и этносемантике (Д.Хаймз и др.).

Неопозитивизм, отталкиваясь от работ Г.Фреге, вначале стремился понять язык как средство общения и ориентировался на построение синтаксиса языка (Р.Карнап и др.), в котором задача логики и философии интерпретировалась как логический анализ языка и как языковая терапия (Б.Рассел, Дж.Айер). Эта линия, связанная с различением языка-объекта и метаязыка и с ориентацией на анализ структур языка науки, нашла продолжение в генеративной грамматике Н.Хомского. Л.Витгенштейн, который в «Логико-философском трактате» усматривал задачу философии в прояснении слов, позднее в «Философских исследованиях» выдвигает понятие «языковой игры» (см. Языковые игры), в котором подчеркивается, что значение слов обусловлено словоупотреблением, т.е. обращает внимание на прагматический характер языковых значений, а использование языка трактуется им как вид языковой активности. Интерес к прагматике языка характерен как для инструментализма и прагматизма (Д.Дьюи, К.И.Льюис, У.В.О.Куайн), так и для анализа обыденного языка (Д.Уиздом, Д.Райл, Д.Л.Остин, П.Ф.Стросон), где философия понимается как анализ употребления языка и как выявление смыслового богатства естественного языка. Если в 1950–60-е гг. господствовал структурализм и семиотический подход к языку как системе знаков, то в 70-е гг. и в самом языкознании, и в философии языка произошли существенные сдвига – в центре внимания оказались не только искусственные языки и их семантика, но и естественные языки, синтаксические аспекты языка анализировались в единстве с семантическими, а семантика была понята как экспликация истин и логического следствия (ср. с идеей Л.С.Выготского о смысловом синтаксисе внутренней речи). Это направление в философии языка нашло свое развитие в теории речевых актов, где языковые выражения были поняты не как предметы, а как действия (Д.Остин, Сёрл). Лингвистика в 70-е гг. обратилась к исследованию единиц более крупных, чем предложение (лингвистика текста, анализ дискурса), что существенно трансформировало и ее предмет, и методы. Предметом ее внимания стали уже не понятия с объективностью и однозначностью их значения, а концепты (см. Концепты), формирующиеся вербальным мышлением в актах речи, практического употребления языка, в различных формах концептуализации людьми мира (концептуальный анализ А.Вежбицкой, Н.Д.Арутюновой, приведший к формированию программы семантики культуры). Поворот лингвистики к риторике и философии к неориторике, начатый А.А.Ричардсом в «Философии риторики» (The philosophy of rethoric. Oxf., 1936) позволил не только выявить новые аспекты функционирования языка (письменность и речь, структура диалога, речь и язык, речевая коммуникация), но и показать связь принципов логики с процедурами речевой аргументации, расширить область значений до универсального континуума смыслов, выражающихся в концептах, в системе общих топосов (мест), обратить внимание на специфические процедуры как понимания текста, так и достижения взаимопонимания и консенсуса. Анализ речевого дискурса привел к построению нарратологии и различных концепций рассказа и устной речи, к осознанию эвристической функции метафор (М.Фосс, М.Хессе, П.Рикер), связи языка и стиля (Г.Винокур, Д.Лайонз). Тем самым предмет и языкознания, и философии языка существенно расширился к концу 20 в. – предметом их изучения стал не просто язык как активность мышления, но и речь, речевая коммуникация и все формы использования языка, понятые как способы действия, формирующие континуум смыслов, обладающих полисемичностью и омонимией, не редуцируемых к однозначным и идеально-объективным значениям и предполагающих в качестве способов своего выражения фигуры речи, метафоры и тропы. Наряду с логическим анализом языка в философии языка развиваются концепции герменевтической интерпретации языка (Г.Г.Гадамер и П.Рикер), трансцендентальная прагматика К.О.Апеля, теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса, структурный психоанализ Ж.Лакана, которые делают предметом своего исследования речевые высказывания, языковые коммуникации, прагматику и семантику языка.

1. Житецкий П.И. Гумбольдт в истории философского языкознания. – «Вопр. философии и психологии», 1900, кн. 1;

2. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. М. – Л., 1929;

3. Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972;

4. Смирнова Е.Д. Формализованные языки и проблемы логической семантики. М., 1982;

5. Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М., 1982;

6. Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. Проблемы семантики в философском освещении. Киев, 1984;

7. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984;

8. Философия. Логика. Язык. М., 1987;

9. Язык и когнитивная деятельность. М., 1989;

10. Язык и структура знания. М., 1990;

11. Руденко Д.И. Имя в парадигме «философии языка». Харьков, 1990;

12. Жоль К.К. Язык как практическое сознание. Киев, 1990;

13. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991;

Источник

Видео

Язык как философская проблема — Диана Гаспарян / ПостНаука

Язык как философская проблема — Диана Гаспарян / ПостНаука

Язык с точки зрения его происхождения

Язык с точки зрения его происхождения

36 Язык и речь

36 Язык и речь

Философия языка и язык философии

Философия языка и язык философии

Биология поведения человека: Лекция #23. Язык [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Биология поведения человека: Лекция #23. Язык [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Ph от ВШЭ #4 Философия языка. Почему слова что-то значат - Основы философии / Твоя Жизнь Твой Текст

Ph от ВШЭ #4 Философия языка. Почему слова что-то значат - Основы философии / Твоя Жизнь Твой Текст

Философия языка

Философия языка

Связь языка и мышления | Лекции по лингвистике – лингвист Светлана Бурлак | Научпоп

Связь языка и мышления | Лекции по лингвистике – лингвист Светлана Бурлак | Научпоп

Философия языка (рассказывает философ Аркадий Недель)

Философия языка (рассказывает философ Аркадий Недель)

Древнеирландский язык - Григорий Бондаренко

Древнеирландский язык - Григорий Бондаренко
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.