Язык средство развития познавательного интереса + видео обзор

Статья на тему: Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях объединения «Языкомания»
статья по русскому языку по теме

Язык средство развития познавательного интереса

Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслительной деятельности, но и с воспитанием гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

А как же воспитать любовь к родному языку, а соответственно, и интерес к познанию русского языка, желание расширить и углубить свои знания?

Воспитать любовь к русскому языку возможно, если на занятиях обучающимся интересно, если они уходят и, встречая родителей, говорят: «Сегодня было интересное занятие».

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЯЗЫКОМАНИЯ»

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Детско-юношеский центр»,

МО Ясненский городской округ, Оренбургская область

Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслительной деятельности, но и с воспитанием гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

А как же воспитать любовь к родному языку, а соответственно, и интерес к познанию русского языка, желание расширить и углубить свои знания?

Воспитать любовь к русскому языку возможно, если на занятиях обучающимся интересно, если они уходят и, встречая родителей, говорят: «Сегодня было интересное занятие».

Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

По мнению методистов и психологов, интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Развитие познавательного интереса – это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.

Для того чтобы заинтересовать ребят изучением русского языка, предлагаю обучающимся младшего школьного звена освоить дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности « Занимательный русский язык ». Программа опирается на одну из задач Концепции, а именно: мотивация личност и к познанию, творчеству, труду, искусству и т.д. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока, трудный теоретический курс русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие его “тайны”. По мнению методистов, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Данная программа позволяет познакомить обучающихся со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

В воспитании интереса к познанию русского языка велика роль занимательности. Но игровая деятельность, способствующая, безусловно, развитию интереса на уроке, не должна превращаться в самоцель.

Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

Занимательный материал – материал, необходимый для создания интереса к изучаемому предмету, для привлечения внимания детей к занятию.

Обо всём занимательном материале в рамках статьи рассказать невозможно, представлю некоторые задания, которые использую на занятиях объединения. С первых занятий применяю «классический» материал: грамматические сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады, криптограммы, головоломки, чайнворды и др. Применение такого разнообразного материала считаю очень важным, ведь работа с ним вызывает интерес даже у слабого обучающегося. Нет необходимости раскрывать обучающую и развивающую роль таких заданий. Но не секрет, что не все современные дети умеют работать с таким материалом. Для некоторых – это открытие. Постепенно мы знакомимся со всем разнообразием материала, постигаем приемы и правила работы с ним, а затем ребята сами придумывают аналогичные задания.

При создании таких рисунков поможет методическая литература: брошюра Л. Шкатовой «Подумай и ответь», С. Бурмако «Русский язык в рисунках».

На занятиях пытаюсь подключить образно-чувственное мышление обучающихся, что в итоге облегчает понимание и запоминание сложных языковых явлений. Юмористический стиль рисунков, используемых для объяснения материала, способствует развитию воображения детей. При положительном эмоциональном фоне запоминание более продуктивно.

На занятиях применяю методику работы Л.И.Журавлёвой по повышению грамотности обучающихся. Так, например, во время занятия «Волшебная страна Фонетика» ребятам предлагается, самостоятельно решая ряд «субъективно-творческих задач», найти вопрос на ответ: «Гласные и согласные: кто важнее?».

На занятии по теме «Правописание и, а, у, после шипящих» обучающиеся, анализируя предложенный материал, сами формулируют правило. Приведу фрагмент занятия:

— Начинаем наше путешествие по стране Орфографии. Сегодня первая остановка. Обратимся к материалу для наблюдения (он представлен на слайде, но пока закрыт).

Источник

Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса

Наталья Блинова
Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса

Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления, ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Критическая ситуация в развитииречевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

– ухудшение состояния здоровья детей

– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

– глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Целью познавательно-речевого развития является:

-Всестороннее развитие личности ребенка,

-приобщение к общечеловеческим ценностям,

-формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

• Обогащать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Приемы и технологии, используемые в дошкольном отделении при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли.

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе.

Источник

Пути и средства развития познавательного интереса на уроках русского языка

Пути и средства развития познавательного интереса на уроках русского языка

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся возникают вопросы, ответы на которые они стремятся найти. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.

Формирование познавательного интереса учащихся способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС) «научить учиться».

Именно познавательный интерес влияет на снижение психологических нагрузок в учении, а значит, сохраняет здоровье учащихся.

Для формирования познавательного интереса необходимо:

– создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

— концентрировать внимание на главном в учебном материале;

– направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

– избегать перегрузки учащихся;

– принимать во внимание особенности психофизического развития детей;

– контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

– создавать на уроке условия для развития личности учащихся;

— использовать большой арсенал средств, для поддержания интереса к предмету.

Познавательный интерес возникает, если информация:

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

6) ориентирована на использование в практической деятельности.

Формирование познавательного интереса происходит успешно, если процесс деятельности:

— вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;

— сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

— нацеливает на разрешение противоречий;

— заставляет посмотреть на явление с другой стороны;

— ориентирует на применение знаний в новых условиях;

— включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;

— развивает воображение, смекалку, логику;

— предполагает элементы исследования.

Главное в деятельности учащегося – чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него ситуаций успеха.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игровые моменты, включённые в учебный труд учащихся, делают процесс познания более продуктивным. Именно в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, почва для дальнейшего роста и прогресса.

Каждый учитель имеет свою «копилку» приёмов и методов, направленных на развитие познавательного интереса.

Формировать умение объединять объекты по общему признаку, умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков помогает использование приёма «Я беру с собой».

Загадывается признак, по котрому собирается множество объектов и называется один или несколько первых объектов. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же признаком. Учитель отвечает, берёт он этот объект или нет. Детям необходимо определить признак, по которому собирается множество.

Вот как этот приём можно использовать на уроке русского языка.

У: Я собираюсь в путешествие, складываю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я их взять с собой. Итак, я беру с собой книгу. А что у вас?

Д: Я беру с собой журнал.

У: Я не беру его с собой.

Д: Я беру с собой зонтик.

У: Я не беру его с собой.

Д: Я беру с собой компас.

У: Я беру его с собой.

Д: Я беру с собой карандаш.

У: Я беру его с собой.

Д: Вы берёте все предметы, чьё название начинается с буквы «К».

У: Да! Какое же имя признака, объединяющего эти объекты?

Д: Имя признака здесь – первая буква слова.

Чтобы вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка п ри работе со словарными словами использую разнообразные игровые моменты. Вот некоторые из них:

Капают капли дождя,

В ладошку поймаю их я.

Какие из них попросить

— Предлагается группа слов с пропущенными буквами. Учащиеся «оживляют» слова, вставляя нужную букву.

— Предлагается группа «засекреченных» слов, в них вставлены лишние буквы или слоги. Нужно разгадать «секрет» и записать рассекреченные слова.

Например: собалока (собака), оперсина (осина), сокошрока (сорока), глорамм (грамм), машигона (машина).

3 – « Распутай слова»

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трёх слогов.

Кто помочь словам готов?

— Предлагается «цепочка» слогов, из которых нужно составить слова.

бе ка ло ран со мо рё даш ко ка за ба

(берёза, карандаш, молоко, собака)

Использование ребусов, стихотворений, загадок, описаний, пословиц, поговорок при изучении слов с трудным написанием помогает поддержать эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, его интерес, позволяет избежать монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает развивающий эффект и мотивацию к учению.

К написанию словарных слов можно обращаться на разных этапах урока:

четверостишие можно использовать как письмо по памяти,

написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты),

словарные слова, зашифрованные в анаграммах, можно использовать на этапах целеполагания, рефлексии.

Анаграмма – один из способов развития чувствительности детей к слову. Эту словесную игру целесообразно использовать, как только ребёнок приобретает элементарные навыки чтения.

Открытые еще в III веке до нашей эры древнегреческим грамматиком и поэтом Ликофроном, анаграммы до сих пор привлекают внимание языковедов, поэтов и просто любителей словесных головоломок. С их помощью иногда образуются имена литературных героев, а также псевдонимы писателей. Например, великий баснописец Иван Крылов придумал себе псевдоним-анаграмму Нави Волырк .

Слова: беседа, директор, аллея, газета.

После записи слов с комментированием орфограммы, учащиеся выполняют задание «Исключи лишнее». Группа слов подобрана таким образом, что вариантов ответов может быть несколько. Это позволят учащимся вступить в дискуссию и высказать своё личное мнение. В данном случае вариантом ответа является слово директор. Учащиеся мотивируют свой выбор следующими объяснениями: лишнее, потому что это одушевлённое имя существительное среди неодушевлённых, потому что это имя существительное м.р. среди имён существительных ж.р., потому что не относится к существительным 1-го склонения. Далее можно использовать универсальный приём «Отсроченная отгадка», направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся, который формирует умение анализировать и сопоставлять факты, умение определять противоречие. Ставится проблемный вопрос: «К какому склонению относится данное имя существительное?». Дети высказывают предположения и делают вывод, что у них пока недостаточно знаний для точного ответа. Вопрос оставляем открытым. Далее определяются цели урока. После анализа языкового материала в конце урока возвращаемся к этому вопросу на этапе рефлексии.

Использование разнообразных игровых упражнений помогает избегать перегрузки учащихся, даёт возможность разрядить возникшее напряжение, устраняет монотонность, помогает оздоровить атмосферу на уроке.

Ребята с удовольствием включаются в игру « Дешифровальщик», когда им предлагается прочитать, предположим, ключевое слово темы урока, записанное в виде анаграммы (НАРЕЧИЕ – ЕРЕЧИНА), либо в игру «Исключи лишнее», когда даются несколько зашифрованных слов и набор букв, из которого никак не получается слово. Цель выявить этот набор букв, а затем, добавив букву, превратить его в слово.

— Если ребята испытывают затруднения, можно предложить синонимы, антонимы, толкование слов.

Далее, используя приём классификации , предлагается распределить слова на группы.

Для усвоения значений фразеологизмов можно использовать приём «Поиск соответствий»

При выполнении заданий на основе этого приёма от учащихся требуется установить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется делать до того, как учащиеся начнут знакомиться с текстами. Это эффективно использовать для закрепления смысла понятий.

Распределить фразеологизмы по группам, в соответствии со значением

В час по чайной ложке.

Не по дням, а по часам.

Не успеешь глазом моргнуть.

— Найти соответствие среди фразеологизмов близких по смыслу и соединить их в пары.

— Составить пару, подобрав к фразеологизму, противоположный по смыслу.

Например: В час по чайной ложке – в два счёта.

Составить пару: фразеологизм и его значение.

Держать в строгости.

Приём «Правильно или требует изменений» помогает проверить знания.

Среди исследуемого материала предлагаются неточные высказывания, которые необходимо обнаружить и исправить ошибку.

Костя – мальчик смирный, комара не обидит.

(Слова для справок: пчелы, мухи, муравья)

(Слова для справок: по ягоды, по дрова, по цветы)

Особенно развивают познавательный интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углублённой мысли, с активным использованием своих знаний и умений.

Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития. Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Реализовать один из важных принципов – целенаправленный выход в речевую практику, помогает выполнение следующих творческих заданий :

Переделать предложения, заменив отдельные слова фразеологизмами.

Встал с левой ноги.

— Переделать предложения, заменив фразеологизмы подходящими по смыслу словами.

Чтобы судить о человеке, надо с ним пуд соли съесть.

Про хвастуна говорят, что он умеет пускать пыль в глаза.

До города было уже рукой подать, как вдруг машина остановилась.

— Составить текст, используя предложенные фразеологизмы.

Важную роль в формировании познавательных интересов учащихся играет проблемное обучение. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я думаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и личным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Совершенно неверно утверждать, будто одни приёмы и методы лучше, чем иные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем, предположим, пила. На практике за урок мы можем применить несколько различных методов. Квалифицированный специалист, будь то учитель или плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.

Как говорил мыслитель Конфуций: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, следует оглянуться на то, что уже сделано.

Источник

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

учителем 1 категории

МОУ «Трепольская СОШ»

Актуальность развития познавательного интереса на уроках русского языка.

Разум дан человеку, чтобы

познавать мир. Но важно, чтобы

путь познания продолжался

по инициативе самого человека,

чтобы тот был не объектом,

а субъектом освоения тайн мира.

Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся. Учащихся нужно вернуть в школу. Ещё в 2000г. Г.А.Ягодин говорил: «Только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% вообще не занимаются в школе, а 63% занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически». У детей потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация. Не секрет, что дети читают сейчас мало, грамотность их падает. Поэтому считаю решение этой проблемы можно осуществить через развитие познавательного интереса.

Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности («Люблю математику потому, что интересно решать задачи. «). Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.

Наша главная идея – дать каждому тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит сформировать позитивное отношение к самому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами языковой и речевой грамотности.

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Нужно сделать так, чтобы детям нравились уроки русского языка. Только так, другого пути нет.

Одной из главных задач процесса обучения в целом и методики русского языка в частности считаю активизацию познавательного интереса у учащихся на уроках путем применения различных форм, методов и приемов. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.

Положительное отношение к русскому языку – это и ощутимые каждым ребёнком конкретные положительные результаты в освоении русского языка. Русский язык красив и понятен – вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного русского языка. Да, он не всегда бывает лёгким! Учиться любому делу серьёзно – трудно. Но русский язык – мой родной язык, поэтому я всё в нём могу понять и объяснить, поэтому я могу научиться писать и говорить правильно.

Моя главная задача не расширить программу по русскому языку, а добиться прочного усвоения всего программного минимума каждым обучающимся. Главное – дать возможность каждому получить достойное образование, которое позволит эффективно продолжить изучение русского языка. Я считаю, что это можно достичь через развитие познавательного интереса.

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету

Важнейшая движущая сила

Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

-познавательный интерес к изучаемому материалу;

-интерес к процессу обучения;

-желание найти объяснение непонятным явлениям.

Психологами доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил известный психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума».

Каковы же основные условия, при которых возникал бы познавательный интерес?

1.Развитию познавательного интереса, по мнению Д. Б. Богоявленской, способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2.Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий вызывают скуку.

3.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета.

4.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5.Яркость, эмоциональность учебного материала, заинтересованность самого учителя воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Формирование постоянного интереса можно достичь различными способами :

1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.

О и Е могут чередоваться с нулем звука:

Почему «убежали» гласные? Были особые гласные буквы Ъ (ер) и Ь (ерь). В современном русском языке есть такие буквы, но у них другие функции. А раньше эти буквы обозначали самостоятельные звуки:

Судьба этих гласных изменилась. В одних положениях (в безударной позиции) они выпали.

Сънъ –съна (современное –сон-сна), дьнь – дьня (современное – день-дня).

Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

Добиться этого позволяют следующие приемы :

В начале урока учитель дает «загадку», отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, в шестом классе при изучении темы «Буквы О-А в корнях –ГОР- ГАР» предлагаю ребятам проанализировать следующие словосочетания:

угарный газ, выгореть на солнце.

Данный прием приучает ребят быстро реагировать на ошибки (сначала чужие, а затем уже видеть и исправлять свои). Ученики получают текст (или текст записан на доске) со специально допущенными ошибками. Пятиклассники с удовольствием «работают учителями» (элемент ролевой игры)- исправляют ошибки в тексте:

В с о ду с ветки на ветку перел и тает шустрая птич ь ка. Сп е на у н и е серая, гру т ка ж о лтая, на г а ло ф ке Ч о рная шапоч ь ка. Это с е ница. В са т она прил и тела за жуч ь ками.

В девятом классе ученикам предлагается исправить грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным:

-У девушки голубые глаза, которую я люблю. (У девушки, которую я люблю, голубые глаза).

-Машина сломалась, которая была куплена в прошлом году. (Машина, которая была куплена в прошлом году, сломалась).

-Саша был на вечере молодого поэта, которого он недавно прочитал книгу стихов. (Саша был на вечере молодого поэта, книгу стихов которого он

2. Создание проблемных ситуаций на уроке .

Учащиеся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Однако при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников.

3. Индивидуальный подход к каждому ученику .

Важно, чтобы на уроке была создана благоприятная эмоциональная атмосфера.

Переключению внимания помогают средства наглядности.

6. Обращение к юмору на уроке – один из путей формирования интереса ребят к предмету.

Использование игр на определенном этапе урока

Ведущий (как правило, один из учеников) называет любой слог, записывают его на доске, а игроки (ученики) называют второй слог, чтобы получилось двусложное слово. Второй слог служит началом следующего слова и т. д.

Получается, например, такая запись: ча-ща-вель-вет-ка-ша-рик-…

Подбирать можно только существительные в начальной форме, и это ограничение затрудняет игру. Игра прерывается, если последний слог не дает начала другому слову или игрок не может подобрать нужное слово.

Часто один слог дает возможность составить несколько цепочек:

Игра «Из слова в слово», которую я также использую при изучении раздела «Фонетика» в 5 классе, учит различать слова и осознавать их смысл. Ребятам предлагается исходное слово, которое дает при замене буквы новое слово. Последнее слово в цепочке называю сразу, чтобы каждый ход выполнялся целенаправленно. Например, дается задание: «сплетите»из дня сеть.

После составления данной цепочки можно предложить вопрос: Что служит для смягчения данных слов? (мягкий знак).

2.При изучении раздела «Лексика» предлагаю игру «Марафон». Толкования слов читаются в быстром темпе. Ученики должны сразу назвать слово по его толкованию. Например:

— старый, опытный воин (ветеран);

— герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь);

— человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе и другом виде транспорта (пассажир).

Данная игра может использоваться при проведении словарного диктанта, когда учащиеся не только отгадывают слово, но и записывают его в тетради, объясняя орфограммы.

Игра «Марафон» активизирует словарный запас школьников. Отбор слов можно связать с изучаемым материалом. Так, при работе с заимствованными словами в 6 классе даются следующие толкования слов:

— команда, личный состав танка, самолета, корабля (экипаж);

— непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей в метро (эскалатор);

— площадка для взлета, посадки и стоянки самолетов (аэродром).

Эта игра помогает учащимся освоить лексикографическое умение определять слово по его толкованию.

3.При проведении игры «Составь слово» в 5 классе отрабатываются одновременно и синтаксические навыки.

Предлагается следующее задание:

Записать предложение, найти определение, выделить в нем приставку.

Осенью идут бес конечные дожди.

В подлежащем выделить корень.

Шум вреден для здоровья.

В слове интерес н ый выделить словообразующую морфему, а в слове красн ый – изменяющуюся часть слова.

4.Популярной у ребят всех возрастов является игра «Составь слово из букв, входящих в данное слово». В качестве исходного обычно выбирается орфографически трудное слово: растительность, корреспонденция и др.

За одну минуту необходимо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме. Можно предложить дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы.

Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Побеждает тот, кто последним называет слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Можно поощрять за составление наиболее длинных слов.

Эта игра помогает запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном итоге способствует развитию орфографической зоркости.

Игры со словом занимают 5-7 минут и могут проводиться в любое время урока, их можно использовать и в качестве «речевой разминки». 5.Игра «Переводчик» используется мною в 5 классе при закреплении темы «Синонимы». Ребята с удовольствием выступают в роли переводчиков, заменяя слова в предложении синонимами:

— Доктор прописал пациенту инъекции. (Врач назначил больному уколы.)

— Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. (Сторож укрылся от дождя под крышей дома.)

6.Игра «Четвертый лишний» используется в различных вариантах. Шестиклассники получают задание при закреплении темы «Чередование гласных А-О в корне слова»: исключив в каждом ряду «лишнее» слово, объяснить, по какому признаку они его обнаружили.

1. Изл…жение, предл…жить, возл…гать, распол…житься.

2. Р…сток, водор…сли, выр…сший, разр…статься.

3. К…сание, прик…сновение, неприк…сновенный, к…снуться.

4. Заг…релый, уг…реть, ог…рок, подг…реть.

С интересом ученики 6 класса ищут «четвертый лишний» фразеологизм, объясняют, как его обнаружили и составляют с ним предложение:

яблоку негде упасть.

тютелька в тютельку,

вилами по воде писано,

комар носа не подточит.

7. Игру « Найди пару» можно использовать в 5 классе при изучении тем «Синонимы» и «Антонимы». В предложениях ребятам необходимо найти синонимы (1), антонимы (2):

1. Вам не видать таких сражений!

Бойцы вспоминают минувшие битвы.

Сквозь туман кремнистый путь лежит.

Через Ладожское озеро прокладывалась ледяная трасса.

Подальше положишь – поближе возьмешь.

С интересом пятиклассники выполняют следующее задание: к словам левого столбика найти пару (синоним) из правого.

Аналогично можно предложить задание по нахождению пары (антонима).

Подобные игры развивают внимание детей.

8. Хорошей умственной «гимнастикой» для ребят являются дидактические игры «Найди потерянные слова», «Рассыпанные предложения» или «Рассыпанные тексты». Учащиеся получают задание:

1)вставить во фразеологизмы необходимые по смыслу слова, например, названия животных и птиц:

— купить (кота) в мешке;

— дуется, как (мышь) на крупу;

— брать (быка) за рога;

— писать, как (курица) лапой;

— Весна ……. своим дыханием земли. (Коснулась)

— Летучие мыши порою почти …..лица. (Касаются)

3) в 8-9 классах ученикам предлагаются «потерявшие друг друга» части предложений, ребята составляют из этих фрагментов целое:

— когда медвежонок устал; как грозовая туча; он сел и прикоснулся лапой к голове; ночь приближалась и росла; в лесу в это время темно и пусто; лишь одинокие желтые листья касаются оголенных ветвей.

4)составить из «рассыпанных предложений» связный текст,

объяснить написание чередующихся гласных:

— Загорелись прощальным отблеском облака. Зарево

разлилось по небу. Все замерло. Это солнце собирается

5)Ярким дидактическим материалом для уроков русского языка

являются пословицы и поговорки. Ребятам предлагаются

а) составить пословицы и поговорки из данных слов.

Труд – пруд (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

Дело – потеха (Делу время – потехе час.)

Телега – сани (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)

б) соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки

препинания, определить, где союзы соединяют однородные

члены, а где части сложного предложения:

Ехал в Казань да стоять не велит.

Гусли звонки а попал в Рязань.

Мала пчела да струны тонки.

Мороз велик а загрызет.

в) составить пословицы из разрозненных частей, расставить

знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Спать долго год хлебородный.

Май холодный жить с долгом.

9. При изучении раздела «Фонетика» предлагаю пятиклассникам слова, которые «спрятались» в следующих словах:

На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становиться для учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти.

Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.

Именно на таких уроках создается атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.

Источник

Видео

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Средства формирования мотивации и познавательного интереса к овладению

Средства формирования мотивации и познавательного интереса к овладению

Развитие познавательных способностей учащихся в процессе учебной деятельности

Развитие познавательных способностей учащихся в процессе учебной деятельности

Интерактивные тетради как средство развития познавательного интереса младших школьников

Интерактивные тетради как средство развития познавательного интереса младших школьников

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОВЛАДЕНИЮ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОВЛАДЕНИЮ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

ПсихПРОСВЕТ. Развитие познавательного интереса у детей.

ПсихПРОСВЕТ. Развитие познавательного интереса у детей.

Расширяем границы учебника для поддержания познавательного интереса к изучению биологии

Расширяем границы учебника для поддержания познавательного интереса к изучению  биологии

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ИЗУЧЕНИЯ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ИЗУЧЕНИЯ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Музейная педагогика как средство развития познавательного интереса дошкольников

Музейная педагогика как средство развития познавательного интереса дошкольников

Средства формирования мотивации и познавательного интереса к овладению английским в начальной школе

Средства формирования мотивации и познавательного интереса к овладению английским в начальной школе
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.