- Язык танца язык дружбы
- Язык танца — язык дружбы
- 2. Берёзка
- 3. Бычок
- 4. Голубец
- 5. Журавль
- 6. Казачок
- 7. Калинка
- 8. Камаринская
- 9. Матаня
- 10. Метелица
- 11. Русская пляска
- 12. Танок
- 13. Трепак
- 14. Тройка
- 15. Хоровод
- 16. Яблочко
- Прокомментируйте!
- Проектная работа «Язык танца»
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1 История зарождения танца
- 1.2 Знакомство с танцами
- 1.2.1 Народный танец
- 1.2.2 Классический танец
- 1.2.3 Спортивный танец
- 1.3. Значение танца в жизни человека
- 2.1. Почему я занимаюсь танцами?
- 2.2. Особенности работы бального танцевального коллектива «Градива»
- 2.3. Социальный опрос
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7
- Приложение 8
- Приложение 9
- Приложение 10
- Видео
Язык танца язык дружбы
Язык танца называют языком дружбы. На международных молодежных фестивалях, смотрах, конкурсах нередко стихийно возникают танцы, хороводы, каких еще не знала история хореографического искусства. Этот ярчайший интернациональный хоровод слагается из движений и ритмов многих народов мира. Танец помогает ближе узнать друг друга, почувствовать искреннюю приязнь. На языке танца люди разговаривают без помощи словаря и переводчика. Народные танцы — это летопись жизни народа, представленная в ярких, запоминающихся художественных образах.
В советскую эпоху народное танцевальное искусство переживает вторую молодость, пору небывалого расцвета, всеобщего признания и любви. Советские хореографы выработали точный метод сценической обработки танцевального фольклора. В сценических композициях, создаваемых нашими балетмейстерами, всегда сохраняется душа народного танца, его смысл, естественность и подлинность красок. Вот почему танцы, созданные хореографами-профессионалами, народ признает как свои. Активными пропагандистами достижений советской хореографии являются ансамбли, имеющиеся сейчас во всех союзных, автономных республиках и национальных округах. Ансамбли бережно собирают старинные образцы танцевального фольклора и создают новые танцы.
Коллективы эти стали творческими лабораториями народного танцевального искусства. Они оказывают плодотворное влияние и на балетный театр, который в наше время стал широко обращаться к народному танцу.
Сейчас мы не мыслим балетного спектакля, хореографического образа без достоверных национальных красок. Масштабнее стала сама палитра этих красок. Если прежде в классическую партитуру включались только русские, польские, венгерские, итальянские и испанские танцы, то теперь балетный театр смело обращается к танцевальному фольклору многих других народов мира. Сотни тысяч самодеятельных ансамблей и кружков — неоспоримое свидетельство любви к народному искусству и интернациональной дружбы.
Опыт советской хореографии используется за рубежом. Особенно активно претворяют его в жизнь страны социалистического содружества. С первых дней установления народной власти во многих из них были созданы ансамбли, занявшие сейчас почетное место в культурной жизни этих государств. Мастера балета стран социалистического содружества изучают художественный опыт наших ансамблей и применяют его в своем творчестве.
В свою очередь, советские хореографы с большим интересом и вниманием следят за исканиями своих зарубежных коллег и постоянно пополняют репертуар наших ансамблей яркими, темпераментными и самобытными народными танцами Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии. В хореографических училищах, на балетмейстерских и педагогических отделениях театральных вузов тщательно изучается танцевальная культура стран социалистического содружества и других народов мира.
Гастролирующие у нас зарубежные ансамбли знакомят советского зрителя со старинными и новыми формами народного танца своих стран, дают возможность почувствовать естественную красоту танца и верную манеру исполнения. Гастроли эти для нас, хореографов, являются наглядными уроками, практической школой.
Но эта наглядность нуждается в солидном подкреплении— систематическом изучении, обретении собственных навыков и точных знаний. Прежде всего, речь идет о постижении стиля, характера и общих законов национальной пластики. В танцевальном искусстве каждой страны кроме повсеместно распространенных танцев есть и так называемые областные, местные танцы, не изучив которых нельзя представить себе общую картину хореографии страны. Познание областных вариантов обогащает художника, способствует более точному мастерству. Богато и разнообразно танцевальное искусство стран социалистического содружества. Если систематизировать только основные его виды, формы, получится огромнейшая хореографическая библиотека.
Из этого богатейшего фонда приводятся некоторые типичные образцы, изучив которые балетмейстер может приступать к самостоятельному сочинительству и пластическому решению спектакля, ансамблевой пляски, концертного номера. Задачей настоящей книги является ознакомление будущих балетмейстеров, педагогов и исполнителей не только с отдельными танцами, но и с элементами и характерными особенностями танцевальной культуры той или иной страны.
В качестве примеров в большинстве случаев даны подлинно фольклорные танцы. Народно-сценические формы танца взяты в качестве композиционных образцов. В кратких вступлениях к разделам обращается внимание на композиционную структуру танцев и указано, является ли она каноничной. В тех случаях, когда структура не канонична, хореограф, создавая танец, может свободно сочинять новый пространственный узор. Народно-сценические танцы—прекрасный материал для учебных занятий. Здесь, как и в театральной практике, может изменяться содержание танца, композиционный рисунок, могут усложняться движения, создаваться их новые оригинальные сочетания.
Но обязательно должны быть выявлены образы, сохранены типичные национальные черты танца, манера исполнения. Чтобы обогатить танцевальный словарь, более широко представить ту или иную танцевальную культуру, в книге дается описание ряда движений, не встречающихся в приводимых танцевальных примерах. В заключение я хочу поблагодарить за помощь в работе над книгой иностранных студентов, обучавшихся в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского, и. о. профессора ГИТИСа А. Д. Цейтлина и всех тех, с кем мне приходилось консультироваться в процессе создания этого труда.
Язык танца — язык дружбы
Праздник «Международный (Всемирный) день танца» в 2020 году отмечается 29 апреля, в среду. (Не является официальным выходным).
Никто не может точно сказать, зачем танцуют люди и когда они начали этим заниматься. Важно, что танец людей объединяет, более того, это занятие, которое является одним из весьма значимых элементов мировой культуры. Разновидностей танцев великое множество. Это и классическая хореография, и народные танцы, и современные, и ритуальные…
В любом случае, мы имеем дело с универсальным языком выражения эмоций, понятным людям всех национальностей планеты. И приятно, что ежегодно у нас есть повод поздравлять всех, имеющих отношение к этому прекрасному виду искусства.
Главная цель праздника – объединение всех людей, имеющих отношение к танцу, независимо от их расовой и национальной принадлежности.
История праздника
По замыслу учредителей, главная идея данного праздника — объединение всех направлений танца, как единой формы искусства, а сам День танца — это повод для её чествования, а ещё — её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
Учрежден был праздник решением ЮНЕСКО. Впервые событие отметили в 1982 году. Дату 29 апреля для празднования озвучил Петр Гусев – отечественный хореограф, танцовщик. При ее выборе он руководствовался тем, что в этот день в 1727 году появился на свет легендарный балетмейстер Жан Жорж Новерр из Франции.
Новерр является признанным основоположником мирового балета и танца в целом. До него на сцене танцевальные па никогда не исполнялись соло. Они всегда служили в качестве сопровождения для оперных исполнителей. Новерр первым исполнил на сцене балет в виде самостоятельного спектакля. Он же принял решение избавить танцоров от громоздких, неудобных нарядов, которые препятствовали безупречному исполнению пируэтов.
Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества? В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска. Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родины.
1. Барыня
Барыня — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Во время танца рефреном звучит фраза:
« Барыня-барыня, барыня сударыня!»
2. Берёзка
Берёзка — танец-хоровод, характерный для центральной России и Белоруссии. Темп от медленного до умеренно быстрого.
В некоторых районах исполнялся девушками во время весенних закличек, обязательный атрибут — ветки берёзы, которые исполнительницы держат в руках. Известный также как парный деревенский танец, не связанный с обрядовым действом. Характерные элементы танца — простые шаги по кругу и одновременное приседание всех исполнителей на определенный такт музыки. Танец сопровождается многочисленными и разнообразными припевками. В Минской области танец сопровождал игру «Женитьба Терешки».
3. Бычок
Бычок — традиционный белорусский и русский танец. Темп умеренный или быстрый. Известен в нескольких хореографических вариантах: наиболее древний близок к хороводам, в которых танцоры имитировали бодания бычков; поздние приближаются к кадрили; встречаются сольные импровизированные варианты. Бычок мог быть составной частью белорусского обряда «Женитьбы Терешки», где выполнялся под частушки; например на Витебщине пели:
Ах, матулечка, бычка, бычка, бычка,
Разгулялася дачка, дачка, дачка,
Ах, матулечка, цялушачка,
Разгулялася дачушачка.
Русские «Бычок» танцуют под звуки балалайки и песню того же названия
4. Голубец
Голубе́ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых
Пляска парная. Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере и по своему отбивая ногами. Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и уже не старалась от него уйти, а затем шла ему навстречу, покачивая бедрами, плечами, плавно взмахивая руками. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Кончалась пляска имитацией соития. Пляска, как правило, заканчивалась в середине круга обоюдным поклоном.
5. Журавль
Журавль (белор. Журавель) — белорусский, казацкий, русский, украинский танец-игра, где главным персонажем выступал «журавль» Происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев[2]. До XIX века представлял собой часть магического обряда на свадьбах, также связан с колядованием.
Несколько девушек танцуют, другие охраняют их от «журавлей» (парней), поют, например:
Пасею я лён, канапель,
Налятае журавель.
Если парни ловили девушек, пели все вместе:
Ішлі хлопцы мяжою,
Пілі смалу дзяжою.
В ином варианте исполнители медленно поднимают то правую, то левую ногу, имитируя шаги журавля. В центре круга ходит парень — «журавль». Если пары кружатся, «журавль» стремится вырвать какую-нибудь девушку из рук кавалера. Девушки поют:
Да ўнадзіўся журавель
Да да нашых канапель.
Когда девушки закричат: «Хапай, журавель!» — он должен схватить девушку за руку и станцевать с ней один круг. «Журавлём» в круге остаётся парень без пары.
Известно и игра «У журавля», в которой действующими лицами выступали «мать», «журавль» и «дети». «Мать» разговаривает с «журавлём», который хочет поймать и съесть «детей». «Журавль» хватает «детей», они ловят вора и клюют его пальцами по макушке. То же делают и с «матерью», если она не уберегла «детей». В танцах и играх про журавля проявляются древние верования в культ птиц (животный тотемизм). По наблюдениям Н. Н. Никольского, на Полесье журавль считался «подателем всякого добра»
6. Казачок
Казачо́к — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей казачка выделяют украинскую, русскую, кубанскую и терскую. Общий настрой танца живой, веселый, бодрый и задорный. Танец схож с гопаком, однако содержит меньше акробатических моментов и носит более лирический (а не боевой) характер.
7. Калинка
танец «Калинка», основанный на народных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизационной русской пляски вообще где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные стороны.
8. Камаринская
В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент получил различные обозначение выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки «в боки», затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
9. Матаня
Матаня (танец) — русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией. Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души».
10. Метелица
Метелица — русский, украинский и белорусский народный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями, напоминающими метель Метелица — танец зимних гуляний молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на замёрзшем пруду.
Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель. Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре.
11. Русская пляска
Русская пляска — вид русского народного танца. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом регионе России существуют свой, местный тип пляски. Раньше это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец.
12. Танок
Древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры, Танки близки к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».
У курян «водить танки» соответствует общерусскому «водить хороводы». Вместе с тем определения «танка» различны. В одном случае танки совпадают с хороводами: «ведутся хороводы с пением старинных песен. Хороводы эти называются танками»; в другом они самостоятельны: «водили танки и хоровод»; а в третьем являются частью хоровода: «водят танки, образовав хоровод», а «кривой танок — уже не просто хоровод, а высшее развитие хоровода». Иногда танки значат то же, что хороводы-игры: «водят танки, то есть хороводы, соединённые с некоторыми движениями, называемыми играми».
13. Трепак
Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.
14. Тройка
Тройка — русский народный танец, где мужчина танцует с двумя женщинами, или двое мужчин и одна женщина. Русское слово «тройка» означает конную повозку, в которую запряжено три коня. Танцоры имитируют скачущих лошадей, везущих салазки или повозку.
15. Хоровод
«хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество
16. Яблочко
Танец «Яблочко» считают «матросским». Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.
Существует версия, что танец «Яблочко» появился как синтез кельтского хорнпайпа и русских народных плясок. Российские матросы переняли в портовых кабаках от плававших на британских кораблях матросов-ирландцев.
Этот праздник отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошёл в историю как «отец современного балета».
Тэги: Международный день танца
`Калинка` долгое время считалась русской народной песней; на самом деле текст песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым и песня была впервые исполнена на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыку к которому он написал. А вскоре Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя хора народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар.
С хора Славянского и началась популярность Калинки. Мировую известность произведение получило в обработке композитора и дирижёра, народного артиста СССР профессора Александра Васильевича Александрова (18831946), благодаря многократному блистательному исполнению песни за рубежом созданным Александровым Краснознамённым ансамблем песни и пляски. (Википедия)
У нас в Беларуси тоже любят танцевать.
Белорусский народ на протяжении своей истории создал
множество ярких, самобытных танцев.
Народные праздники и обряды в Беларуси никогда
не обходились без песни и пляски.
Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин.
В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыкипосиделки,
на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились
такие совместные сборы без танцев.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сцене сыграла труппа Игната Буйницкого,
созданная в 1907 году и с успехом разъезжавшая по Белоруссии,
побывавшая в Петербурге и Варшаве.
Белорусские танцы почти все массовые, парные.
Только иногда танцуют одни девушки или одни юноши.
Наиболее популярны белорусские народные танцы `Лявониха`,
`Крыжачок`, `Юрачка`, `Полька Янка`,
`Чарот`, `Лянок`, `Бульба`, `Мяцелица`, `Дударыки`.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
У белорусов много есть танцев, изображающих работу.
`Ленок`, например, представляет все этапы выращивания и обработки
льна: посев, прополка, вырывание и растирание
стеблей, трепание волокна, прядение ниток, шитьё рубашки;
а танец `Млынок` отображает работу ветряной мельницы с её
крыльями, жерновами, действием шестерёнок, кругов.
Танец отличается быстрыми перестроениями, замысловатыми
фигурами, сложными переходами.
В других танцах исполнители изображают явления природы (например, `Мяцелица` и `Рэчанька`), или имитируют движения животных, птиц (`Журавель`, `Козачка`).
Муз. Iгара Лучанка
Сл. Леанiда Дранько-Майсюка
Там, дзе сосны, там i лес,
Дзе парог, там ганак,
Дзе Алеся, там Алесь,
Дзе Васiль, там Ганна.
I не трэба нас вучыць,
Абуваць у лапцi!
Пiць умеем i рабiць,
Полечку скакацi.
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Проектная работа «Язык танца»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
Автор: Елисеева Ксения Васильевна
ученица 7 «А» класса
Наставник: Киреева Лиля Альбертовна
учитель начальной школы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«У танца есть сила, чтобы разрушить печаль
и горе, разочарование и уныние.
Он также даёт благородство и смелость».
С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.
Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра…
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.
Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.
Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим вечно молодым искусством, не испытывал той радости, которую он дарит людям?
Цель: расширение знаний о языке танца.
а) изучить, проанализировать материал по выбранной теме;
б) изучить историю зарождения танца;
в) познакомиться с основными видами танца;
г) установить значение танца в жизни человека.
д) Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: беседа, анкетирование.
Предмет исследования – танец.
Объект: язык танца в жизни человека.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения танца и их разнообразию, активизировать желание заниматься танцами, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир танца!
1.1 История зарождения танца
Что такое язык в искусстве?
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа.
Танец — это не только искусство, но и хорошо развитая наука. С одной стороны, он тренирует наше тело, с другой — дает эмоциональную разгрузку. Абхиная Дарпан (легендарная книга по танцу, написанная Нандикешваром в 3 — 5 веках до нашей эры) говорит о том, что танцор должен обладать знаниями музыки, йоги, уметь играть на музыкальных инструментах, быть «мастером Ритма», что позволит ему сочинять новые танцевальные композиции, то мы увидим, что в их основе лежит чистая математика, физика и эстетика. Хотя многим это покажется странным, но это так.
История зарождения танца началась еще в глубокой древности. В подтверждение этому можно вспомнить, что первые изображения этого действия содержатся в наскальных рисунках.
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Эти движения не были систематизированы, да и чувство музыки было развито слабо. Инструменты были очень простые, использовались камни, кости животных и деревянные палки. Ими отбивали ритм, а люди двигались в такт. Так родился первый, хотя и примитивный танец.
Позже в танец было включено групповое пение. Танец стал неотъемлемой частью жизни людей, они танцевали от радости после хорошей охоты, чтобы привлечь партнера, танец был лучшим способом выражения своих чувств и эмоций. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменениями социального строя, условий жизни менялись характер и тематика, искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.
Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками [3, с.5]. Обычно для танца используются костюмы ярких и насыщенных цветов, символизирующих счастье, силу и энергию жизни. Для каждого танца характерен свой костюм. На пример, на Тибете для танца, который исполняют Ламы во время религиозных церемоний, используется тот же костюм, что и много веков назад, это не просто костюм, он несет на себе важную смысловую нагрузку и является неотъемлемой частью ритуала. Индонезийский балет исполняется только в определенном гриме и костюме. В Японии — костюм является важным элементом самого представления, а цвет костюма дает информацию о характере и роли данного персонажа.
Почему мы танцуем? Дети еще до того, как научатся говорить, и даже не видя кого-либо танцующим, часто находят выражение своим эмоциям посредством ритмических движений. А танцуют ли животные? Существуют птицы, которые совершают в унисон групповые движения, такие, как кружение, наклоны, продвижение вперед и назад.
Сначала древний человек танцевал инстинктивно. Он обнаружил, что повторяющиеся ритмические движения вызывают приятные чувства, влияют на сознание и эмоции. Это придало танцам магическую силу. И когда человек хотел вызвать эти приятные чувства снова, он начинал танцевать. Это привело к развитию группового танца. И сегодня существуют племена, находящиеся на низком уровне развития, которые танцуют для привлечения «волшебной» силы. Существуют обрядовые, военные и охотничьи танцы, свадебные и погребальные, при посадке и сборе урожая.
Эти обрядовые танцы были составной частью религиозных церемоний. Танцевали в храмах Древнего Египта. Древние иудеи танцевали при исполнении своих религиозных обрядов. В Библии написано, что царь Давид танцевал перед Ковчегом Завета, выражая свои религиозные чувства.
Греки развили танец до такой степени, что он перестал быть частью религиозных церемоний, а превратился в источник развлечения, стал основой для развития театра и драмы. Греки также использовали танец для физической тренировки солдат.
Римляне копировали греков, но их танцы стали дикими и искаженными. Потом он стал запрещен в церковных службах.
И в странах востока также прибегали к помощи танца для выражения религиозных чувств.
1.2 Знакомство с танцами
Танец – вид искусства, основанный на ритмической смене выразительных положений тела [6, с.59].
На протяжении всей истории человечества танцы изменялись, исчезали одни, появлялись новые. Сейчас уже, наверное, очень мало кто умеет танцевать такие старинные европейские танцы, как алеманда, сарабанда, гавот. История танца начинается с народных танцев. Например, в России это русская пляска, хоровод; на Украине – гопак; в Испании – фламенко и т. д.
Очень часто именно народные танцы давали начало классическим бальным танцам. Например, вальс произошел от простого народного лендлера, который танцевали австрийские и немецкие крестьяне. Конечно, были и торжественные светские танцы, как например, полонез, которым открывались придворные балы в европейских странах. Этот танец напоминал торжественное, помпезное шествие. Но постепенно меняются и танцевальные ритмы. Недаром современные бальные танцы часто называются спортивными. Эти танцы исполняются уже не на балах, а в спортивных залах на соревнованиях. В них европейская музыка уступила место латиноамериканским ритмам. И названия танцев соответствующие – мамба, румба, самба, ча-ча-ча и т.д.
Все танцы можно разделить на три основные группы – народные, классические, спортивные [4, с.415].
1.2.1 Народный танец
Каждый народ имеет танец, характерный только для него. Он отличается стилистикой исполнения, техническим наполнением, подачей, настроением, музыкой и костюмами. Например, когда мы, видим индийский танец, то нам не сразу понятно, о чем исполнитель пытается нам рассказать своими движениями. В индийском танце каждая поза и каждое движение глаз, рук, тела и ног имеет свое значение. При этом в отдельных элементах ног мы можем заметить некоторое сходство с дробными выстукиваниями, существующих в других народных танцах: например, русских, мексиканских или испанских, но при этом невозможно сказать, что во всех народных танцах эти движения имеют одинаковое значение. В испанском танце они могут имитировать удары о землю копыт быка или лошади. Чувство радости в разных национальных танцах выражается непохожими друг на друга движениями. Например, арабеск, называет идеализированным жестом. По его мнению, арабеск не может исполняться иначе, как «стремление ввысь, вдаль… влечение всего тела… движение всем существом… Если же нет этого движения, если нет жеста, а есть только «поднятая нога», то арабеск становится несносною глупостью» [4, с. 359]. Бессмысленно использовать его для выражения через танец чувства агрессии или подавленности. Любая национальная культура накладывает определенный отпечаток на характер танцевальных движений. Это связано с образной культурой людей живущих в определенных условиях.
Самым древним видом народного танца является хоровод. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебёдушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства. В хороводе “Березка”, раскрывается образ стройной, как берёзка, русской девушки, её характер, образ русской природы.
Хоровод существовал и существует и поныне у всех славянских народов. В Литве он называется корогод, в Молдавии – хора, в Болгарии, Румынии – хоро, у хорватов, богемцев, далматов – коло.
1.2.2 Классический танец
Основа балета, составляет действенный и характерный классический танец, в котором нет ничего лишнего. Балет стал полноправным жанром музыкального театра.
1.2.3 Спортивный танец
Спортивные танцы – движение в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку. Практически все виды танцев данного вида выполняются парно, при этом во время композиции предусмотрено кратковременное разъединение партнеров. Спортивные танцы пользуются большой популярностью у молодежи, кроме того в данный момент они признаны как вид спорта, а поэтому включаются в программы различных соревнований и конкурсов во многих школах и странах мира.
В настоящее время существует значительное количество различных видов спортивных танцев, что обусловлено современным слиянием множества культур. Такие танцы подразделяются на виды в зависимости от темпа сопровождающей музыки и основных элементов движения. На протяжении программного танца следует использовать своеобразный символизирующий набор движений.
Очень популярны латиноамериканские танцы, они необычайно яркие, характеризуются высокой подвижностью партнеров, выразительными нарядами и движениями. К распространенным видам спортивного танца относятся: танго, вальс, квикстеп, самба, фокстрот, румба, пасодобль, рок-н-ролл, джайв и др. Кроме того существуют танцы разных народов мира: арабские, восточные, европейская программа и т.д.
1.3. Значение танца в жизни человека
Танец – удивительное занятие, которое помогает человеку по-настоящему раскрыть себя. Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом.
снижению риска ишемической болезни сердца;
обмену веществ и иммунитета;
укреплению костей и снижению риска развития остеопороза и переломов;
лечению бронхитов и даже способен, облегчать приступы астмы;
улучшению походки, грации, осанки, придает стройность и гибкость;
Начиная заниматься танцами, начинает развиваться отличная координация движений, пластика и походка. Все жесты станут более красивыми и гармоничными. Улучшится состояние здоровья, мышцы приобретут рельефность и упругость.
Выявлены несколько причин заняться танцами:
б) человек станет более музыкальным и научится чувству ритма;
в) музыка сама станет вам подсказывать нужные движения, а тело научится подстраиваться под играющую мелодию;
д)поднимется самооценка, человек станет более интересным и привлекательным для окружающих.
2.1. Почему я занимаюсь танцами?
Но тут кончается чья-то музыка, шквал аплодисментов, и ты как бы возвращаешься сюда, на сцену, и объявление твоего номера рассеивает все твои мысли. Звучит музыка, до боли знакомая тебе музыка, и вот он, твой выход, давай, мы сможем! Именно из-за всех этих неповторимых ощущений мы любим танцевать!
На нашем личном опыте, а занимаемся мы в танцевальном кружке год, мы для себя выделили много причин, по которым просто необходимо заняться танцами всем и каждому, начиная с любого возраста, независимо от пола и физической формы.
Выбор стиля танца за вами, главное, чтобы занятия доставляли радость.
2.2. Особенности работы бального танцевального коллектива «Градива»
В Златоусте функционирует Дворец культуры Победы, в котором работает большое многообразие творческих танцевальных коллективов. Люди посещают такие танцевальные кружки, как:
коллектив народного танца «Аюшка»;
коллектив спортивного танца «Велена»;
коллектив бального танца «Градива»;
коллектив современного танца «Фиеста»;
коллектив танца живота «Жасмин».
Большое количество детей и взрослых посещают разные коллективы. Каждый выбирает танцевальную студию по интересам. Из проведённых исследований можно увидеть, какой коллектив пользуется спросом (см. Приложение 7).
Среди участников одного из танцевальных коллективов «Градива», провели анкетирование. Большинство людей объясняют, что пришли в танцы, потому что хотели научиться танцевать (52%), многие пришли для того, чтобы общаться, найти новые знакомства (27%), некоторые отвечали, что в танцы просто нравятся (9%), и 12% просто хотели выступать на сцене (см. Приложение 8).
Также узнали, что танцами многие начали заниматься с 4 лет и на протяжении 10-12 лет посещают один и тот же танцевальный коллектив «Градива».
Также проводили беседу с руководителем бального коллектива Градива, с Корнеевой Ольгой Викторовной.
На вопрос, почему Вы выбрали бальные танцы, ответ руководителя содержал следующее: «Народные танцы для меня закончились, а мне хотелось идти куда – то дальше. Так получилось, что открылся новый бальный коллектив, и я туда попала. У меня не было мечты, что я хочу именно в бальные танцы. Я пришла туда просто потанцевать, а оказалось делом всей жизни».
Как же руководитель объясняет понятие «язык танца»?
Мы услышали следующее: «Поэт выражает словами, художник пишет картины, а мы свои мысли и чувства, а может быть, и настроение выражаем это в движении. Вот это и есть язык танца. Через танец можно передать всё: любые эмоции, любое настроение, показать любой сюжет. Почти все танцы о любви. Неважно, если один танец танцует несколько пар, у каждой пары будет свой танец. Независимо от того, что у каждой пары одинаковые движения, каждый будет танцевать по-своему, так как у каждого из нас свой характер и темперамент.
Сегодня в танцевальный кружок набирают детей от 3-4 лет в младшую группу, под названием «Дети 1». Имеются младшие, средние, старшие группы (от 6 до 15 лет), также посещают танцы и взрослые, желающие танцевать, общаться и выступать.
Данный коллектив активно принимает участие в концертных мероприятиях, участвуют в праздничных кооперативах. Являются лауреатами и дипломантами конкурсов разного уровня.
2.3. Социальный опрос
Познакомившись с разнообразным материалом о языке танца, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам.
Познакомились с основными группами танцев: народные, классические, спортивные.
Нам очень понравилось изучение материала о танце, мы решили выполнить различные творческие задания: совместно сделали подборку загадок и стихов о танцах, составили музыкальный словарь. Всё это объединили в сборник «Танец в загадках, стихах» (прилагается).
После выполнения всех творческих заданий мне захотелось узнать мнение моих одноклассников, учителей, родителей о значимости танца в их жизни. Нами было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области танца.
Была представлена следующая анкета:
1. Для чего нужен танец:
2. Полезен ли танец для здоровья?
3. Вы любите танцевать?
Было опрошено 23 учащихся моего класса, 15 родителей.
На вопрос «Для чего нужен танец» (можно было выбрать несколько ответов):
здоровья: ответили 10 детей, 5 родителей;
веселья: ответили 20 детей, 9 родителей, 62 %;
гибкости: ответили 15 детей, 15 родителей.
Результаты наглядно представлены на диаграмме «Для чего нужен танец?».
На вопрос, полезен ли танец для здоровья, все родители ответили положительно, а вот среди одноклассников только 17 человек дали положительный результат Результаты наглядно представлены на диаграмме «Полезен ли танец для здоровья».
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят и родители любят танцевать и все знают и о пользе танца.
Танец необычайно разнообразен. Он может и должен развиваться, как развивается живая человеческая речь, которая обогащается и видоизменяется с течением времени, с развитием общества, с обновлением социальной и духовной жизни человека.
В своей работе я рассказала о языке танца. Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с материалом нашего проекта, ещё больше заинтересуются удивительным миром танца. Я знаю, что заниматься профессионально танцами очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке, танцам.
Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах. Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками и педагогами.
В заключении, я дам несколько практических советов, как избавиться от негативных эмоций, если они, всё-таки, появились. Избавляться будем самым приятным способом – «вытанцовывать» их. Это называется – танцетерапия[12].
Танцы – источник удовольствия и выражения чувств.
6. А. Ликум «Все обо всём». Популярная энциклопедия для детей том 1 / А. Ликиум – М.: Компания «Ключ-С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 1993.
8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах / Л. Михеева – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
История зарождения танца
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Результаты анкетирования среди участников танцевального коллектива «Градива»
Приложение 8
Коллектив, который пользуется спросом:
Коллектив спортивного танца «Велена»
Коллектив бального танца «Градива»
Коллектив современного танца «Фиеста»
Коллектив танца живота «Жасмин»
Приложение 9
Приложение 10
Вы сосредотачиваетесь, например, на обиде.
Начинаете свою обиду вытанцовывать, выбрасывать в пространство, используя различные движения тела.
Останется приятная пустота.
Настроение улучшается, тело наполняется энергией.
Энергия – ваше здоровье.
Итак, включаем музыку и двигаем руками и ногами. Для хорошего самочувствия исполнение сложных элементов вовсе необязательно.
Главное – двигаться под музыку, которая доставляет вам удовольствие.
Начинайте танцевать прямо с утра! Я делаю именно так!
Не надо слушать утром грустные песенки о любви, тем более танцевать под них.
Видео
КАДЫРОВ ДРЕВНИЙ ЯЗЫК ЗНАЕТ ПРЕКРАСНО. ОН ДОЛГО УЧИЛ ЯЗЫК ТАНЦАСкачать
О чем может рассказать чукотский танец и как кормить огонь? Язык танца. Выпуск №1.Скачать