Язык тела научная литература + видео обзор

Содержание
  1. ТОП 10 лучших книг о невербальном общении которые стоит прочитать
  2. ТОП 10 лучших книг
  3. 1.«Язык тела для лидеров» Гоман Кэрол Кинси
  4. 2.«Невербальные компоненты коммуникации» Горелов И. Н.
  5. 3.« Я вижу, о чём вы думаете» Джо Наварро
  6. 4.»Экспериментально-психологические исследования» Морозов В.П.
  7. 5.«Новый язык телодвижений» Аллан и Барбара Пиз
  8. 6.«Все лгут: как выявить обман по мимике и жестам» Гласс Лилиан
  9. 7.«Язык жестов. Как читать мысли без слов. 49 простых правил» Оксана Сергеева
  10. 8.«Я вижу вас насквозь. Научитесь читать человека как книгу» Ж. и К. Мессинжер
  11. 9.«Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен
  12. 10.»О чем говорят лица» Уайтсайд Р.
  13. Заключение
  14. Какие есть полезные книги, с которых можно начать изучение языка тела?
  15. Язык тела научная литература
  16. Игорь Николаевич Кузнецов Мимика и жесты. Секреты общения
  17. ОГЛАВЛЕНИЕ
  18. ПРЕДИСЛОВИЕ
  19. 1. ЯЗЫК МИМИКИ
  20. 2.1. Классификация и типы жестов
  21. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  22. ПРЕДИСЛОВИЕ
  23. 1. ЯЗЫК МИМИКИ
  24. 1.1. Мимика
  25. Видео

ТОП 10 лучших книг о невербальном общении которые стоит прочитать

Язык тела научная литература

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодняшняя тема блога, невербальное общение книги из списка ТОП 10 по моему мнению. Их стоит прочитать, ведь распознавание жестов и мимики поможет нам лучше понимать собеседника, замечать его ложь и влиять на результаты взаимодействия. Этого бы всем хотелось, верно? Более подробно, какие виды и способы существуют, вы можете прочитать в моей статье «Что такое невербальное общение и как распознать эмоциональное состояние человека».

ТОП 10 лучших книг

1.«Язык тела для лидеров» Гоман Кэрол Кинси

Эта книга поможет научиться замечать нюансы, движения и стили предъявления себя, которые наталкивают собеседника на определённые мысли о вашей уверенности в себе, устойчивости, осознанности, уровне общего развития и о ваших лидерских качествах. Вы сможете научиться с помощью сигналов тела вызывать доверие и располагать к себе людей, а также укреплять отношения с коллегами и близкими.

2.«Невербальные компоненты коммуникации» Горелов И. Н.

Горелов Илья Наумович исследует проблемы связи речи и мышления. Предлагает рассмотреть различные гипотезы о том, как возникла речь, приводит в пример данные об экспериментах, проведённых относительно внутренней речи и жестового общения. Рассказывает о том, какие существуют речевые патологии. Эта книга как базовая, для тех, кому интересно узнать не только расшифровку жестов и мимики, но и первопричину их возникновения.

3.« Я вижу, о чём вы думаете» Джо Наварро

Психология для начинающих, которые хотят разобраться с азами невербальной коммуникации. Автором является бывший сотрудник ФБР, который в книге изложил весь свой опыт за время работы. Вы научитесь распознавать ложь по малейшему движению пальцев или скрытой улыбки, сможете определять состояние и чувства другого человека, а также контролировать себя.

4.»Экспериментально-психологические исследования» Морозов В.П.

Автор считает, что язык тела играет очень значительную роль в процессе коммуникации, и что мало работ посвящено этой теме. Он проводил массу исследований, результаты которых вложил в этот труд, делая акцент на различиях и особенностях жестовой коммуникации по сравнению с речевой.

5.«Новый язык телодвижений» Аллан и Барбара Пиз

Легко читается, и при этом затрагивает абсолютно все аспекты жизни человека, как личные, в отношениях между мужчиной и женщиной, так и профессиональные. В ней описываются значения основных жестов, которые поспособствуют повышения эффективности коммуникации.

6.«Все лгут: как выявить обман по мимике и жестам» Гласс Лилиан

Из книги вы узнаете как по внешним признакам выявить, лжет ли вам человек. В книге приводятся наглядные примеры известных западных знаменитостей с фотографиями.

7.«Язык жестов. Как читать мысли без слов. 49 простых правил» Оксана Сергеева

Оксана считает, что невербальная коммуникация составляет 80% получения достоверной информации о собеседнике, в то время как слова дают нам всего лишь оставшиеся 20% знаний. Но не все могут распознавать язык тела, поэтому автор разработала 49 практических советов для различных ситуаций, чтобы читатели могли понимать скрытый смысл общения.

8.«Я вижу вас насквозь. Научитесь читать человека как книгу» Ж. и К. Мессинжер

Уникальное пособие, которое имеет не просто общую информацию о мимике и жестах, а уделяет много внимания каждой части тела человека. То есть, вы найдёте огромное количество описаний конкретных движений тела или мышц в разных контекстах и ситуациях. Материал легко воспринимается, так как каждая часть тела изучается по порядку.

9.«Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен

Этот труд Пола и Уоллеса знакомит нас с базовыми эмоциями, которые испытывает каждый из нас, независимо от того, осознаёт их или нет: это чувство радости, гнева, печали, отвращения, страха и удивления. Присутствуют подробные предписания по распознаванию каждой из них, а также иллюстрации людей с разной мимикой, для того, чтобы потренироваться и сопоставить практику с теорией.

10.»О чем говорят лица» Уайтсайд Р.

Интересна тем, что присутствует не только описание телодвижений и мимики, но и руководство, как вести себя с определёнными людьми, при наличии разных особенностей и стилей предъявления себя. Включает в себя характеристики каждой черты лица, что помогает узнавать черты характера человека, ещё не общаясь с ним.

Заключение

В этих книгах вы найдёте основную информацию о мимике, жестах и языке тела, ведь каждая из них дополняет друг друга и создаёт чёткое понимание основ не речевой коммуникации.

Рекомендую к прочтению эту статью, в которой вы узнаете о наиболее эффективных методах влияния на другого. А также распознавания скрытых эмоций и намерений.

Незабывайте подписаться на обновления, что бы не пропустить выхода новых статей. До скорых встреч, друзья. Пока, пока.

Язык тела научная литература

ТОП 8 самых интересных книг прочтя которые никто не пожалеет

Язык тела научная литература

Список из 5 сверхспособностей человека: стоит ли их развивать?

Язык тела научная литература

ТОП 8 книг по работе с подсознанием которые может освоить непрофессионал

Язык тела научная литература

16 книг по психологии фобий и страхов человека

Язык тела научная литература

Как развить в себе способность влиять на решения людей?

Язык тела научная литература

Как самому изучить язык тела и жестов человека

Источник

Какие есть полезные книги, с которых можно начать изучение языка тела?

Популярный вопрос, для тех, кто начал изучать тему невербалики. Если позволите, то скопирую подборку книг, на основе которой уже делал пост на эту тему.

Топ 10 книг по невербальным коммуникациям, что нужно прочесть для тех, кто решил заняться профайлингом

Джо Наварро «Я вижу о чём вы думаете»
Джо Наварро, бывший агент ФБР и эксперт в области невербального общения, учит моментально «сканировать» собеседника, расшифровывать едва заметные сигналы в его поведении, распознавать завуалированные эмоции и сразу же подмечать малейшие подвохи и признаки лжи.

Десмонд Моррис «Библия языка телодвижений»
Книга, которую по праву можно считать настоящей библией языка телодвижений. Сочетая научный подход с ясным изложением, Моррис подробнейшим образом останавливается на каждом из многочисленных типов скрытых знаков тела, которые мы ежедневно наблюдаем у других и подаем сами. После знакомства с его уникальным исследованием вы сможете без труда читать мысли и чувства окружающих, поскольку их жесты и мимика станут для вас открытой книгой.

Пол Экман «Психология лжи»
Правда ли, что современный человек в среднем лжет трижды за десять минут разговора? Как реагировать на то, что ложь проникла во все сферы человеческой жизни? Что делать, если не удается распознать ложь по словам и голосу? В книге Пола Экмана вы найдете исчерпывающие ответы на эти вопросы. Помните, что скрыть обман чрезвычайно сложно. Универсальные микровыражения и микрожесты всегда выдают лжеца, независимо от социального статуса и национальной принадлежности.
Научитесь замечать то, чего не видят другие.

Пол Экман «Узнай лжеца по выражению лица»
Вы заметите, если кто-то притворяется удивленным? А если кто-то испуган, но хочет выглядеть рассерженным, вам под силу это разглядеть? Насыщенная огромным количеством тщательно отобранных фотографий и специальных упражнений, эта книга позволит вам безошибочно распознавать ложь, моментально читая по лицам эмоции: как подлинные, так и «наигранные». Радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение — ничто не ускользнет от вашего внимательного взгляда. Совершенствуйте свои навыки, чтобы защититься от обмана на работе и дома.

Фрай Олдерт «Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи»

Почему люди лгут? Как распознать ложь и обман в поведении и речи человека? Эти фундаментальные вопросы находят свое решение на страницах предлагаемого руководства. В книге представлены исследования психологических и физиологических показателей правдивого и лживого поведения и речи, а также — фактология использования метода детекции лжи и обмана с помощью полиграфа («детектора лжи»). Эта книга принесет пользу всем, кто должен знать, говорят ли окружающие правду, и иметь практическое руководство, чтобы обеспечить себе это знание — для социальных и юридических психологов, криминалистов, политических консультантов и адвокатов.

6 Лилиан Гласс «Я читаю ваши мысли»
Автор книги уверяет, что вы сможете видеть людей насквозь. По тембру и интонациям голоса, манере выражаться, жестам, мимике и `языку тела` вы станете безошибочно угадывать их мысли и чувства, намерения и желания.

Джеймс Борг «Язык тела»
Семь простых уроков от Джеймса Борга позволят вам стать экспертом в чтении чужих мыслей и чувств и научат контролировать собственные жесты, чтобы добиваться от людей желаемой реакции.

Аллан Пиз «Новый язык телодвижений»
Самая популярная книга по языку тела от Аллана Пиза, но при её прочтении будьте внимательные, в ней не всё так красиво как может показаться. Вообще мы даже не очень хотели добавлять её в этот список, но в расширенной версии можно найти пользу для себя, изучая язык жестов.

Майк Каро «Язык Жестов. Покерные жесты»
Самая заметная работа об игре в живой покер, языке тела и жестов. Книга описывает все виды покера (5-карточный, 7-карточный, холдем), и очень полезна, если вы много играете в игры с настоящими людьми в казино или дома. Книга хорошо составлена, в ней содержатся полезные описания обсуждений, фотографий и стратегий для каждого возможного жеста.

Источник

Язык тела научная литература

Язык тела научная литература

Язык тела научная литература

Подборка книг (часть 1)

Язык тела научная литература

Подборка книг (часть 2)

Язык тела научная литература

Подборка книг (часть 3)

Язык тела научная литература

Язык тела научная литература

Язык тела научная литература

Эта книга является первой попыткой открыть тайны китайской физиогномики западному миру. Я писал ее простым языком, чтобы дать возможность неподготовленным людям понять основные принципы физиогномики и, что более важно, ее практическое применение. Это открывает и новую дверь знания западному миру.

Язык тела научная литература

На основе большого числа собственных исследований в области детекции лжи, в опоре на американскую школу необихевиоризма, исследования антропологов Дисмонда Морриса, Грегори Бейтсона и критическое неприятие национальных школ психологии в области детекции лжи в 2008 году появилась Международная Академия исследования лжи, основателем и идейным вдохновителем которой является Евгений Спирица.

Язык тела научная литература

Об умении видеть людей насквозь рассказывают легенды. Но каждый из нас, не обладая этим уникальным даром, может составить представление об окружающих не только по их суждениям и поступкам, но и по их внешности.

Язык тела научная литература

Саймон Браун – «Практическое искусство чтения лиц»

Черты лица могут немало рассказать о человеке. Искусство их расшифровки помогает составить первое впечатление о людях, бегло оцепить их характер и понять мотивы поведения.
Чтение по лицам научит вас заводить добрых, надежных друзей, более гармонично строить отношения в семье, предупредить развитие той или иной болезни, контролировать отрицательные эмоции и превращать их в положительные.
Кроме того, это искусство поможет вам выбрать соответствующую вашему психологическому типу карьеру и добиться в ней успеха.

Язык тела научная литература

Язык тела научная литература

Паршукова Л.П., Шакурова З.А. «Физиогномика- читай по лицу»

Лицо – визитная карточка человека, которая содержит информацию о характере и особенностях поведения вашего собеседника, потенциального сотрудника или просто нового знакомого.
Умение видеть эту информацию поможет лучше понимать окружающих, чувствовать себя увереннее в общении с другими, улучшать отношения в семье, в рабочем коллективе и в кругу друзей.
Книга учит азам физиогномики – науки об изучении лиц, – что будет полезно работникам сферы обслуживания, управления, кадровикам и менеджерам, а также всем, кто хочет получить еще один козырь в общении с людьми.

Научившись объяснять черты лица, связывать их особенности с особенностями поведения, мы можем быстрее начать понимать человека, которого видим впервые. Мы получим дополнительную информацию для того, чтобы разработать тактику и стратегию взаимодействия с ним. Мы легче и точнее будем узнавать о состоянии нашего партнера по общению, опираясь на малейшие нюансы движения лица. Данный учебник составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для специалистов в области сервиса и отражает содержание основных вопросов изучаемой дисциплины.

Источник

Игорь Николаевич Кузнецов
Мимика и жесты. Секреты общения

© Игорь Николаевич Кузнецов, 2020

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ЯЗЫК МИМИКИ

1.2. О чем говорит внешность

1.3. Голова и черты лица

1.5. Зрительный контакт

1.6. Язык отдельных частей тела

1.7. Искусство чтения лиц

2.1. Классификация и типы жестов

2.4. Специфика славянских жестов

2.5. Жесты ухаживания и любви

2.6. Профессиональные жесты

2.7. Национальные особенности жестов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем, – это язык мимики и жестов, который мы используем каждый миг нашей жизни. Еще этот язык называется невербальным способом общения (в отличие от вербального – словесного), или языком жестов.

С научной точки зрения «жест – любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию». «Жестов язык – система знаков, осуществляемых условными жестами и используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее. Употребляется народами первобытной культуры, а также развитой культуры в условиях многоязычья, в связи с древними бытовыми обрядами, а также при немоте». «Жест – действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему».

Люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, кто хорошо, кто плохо, но все без исключения дополняют свою речь жестами. И не только тогда, когда в силу немоты, возраста или болезни не могут говорить. Невербальный язык может иногда выразить (или скрыть) даже большую информацию и в более эмоциональном варианте, чем речь. Делается это как непроизвольно – жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления и многие другие, – так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же, напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств.

Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого. Вот встречаются на людях двое влюбленных, молчат или говорят обычные фразы, но их взгляды, жесты даже не говорят, а кричат о любви. Только этот крик не слышен окружающим. Блестят глаза, розовеют щеки, улыбка растягивает губы, подрагивают руки, тела тянутся друг к другу – только слепой не поймет этого! Или вы обсуждаете с коллегами какую-нибудь проблему и вдруг понимаете, что ни одну из точек зрения не считаете правильной.

Однако свое мнение в силу разных причин вы не решаетесь высказать и начинаете автоматически убирать невидимую нить или пушинку со своей одежды, смотреть при этом не в глаза коллегам, а куда-то в пол. Это жест неодобрения, осуждения, который, не желая того, вы исполнили. Если бы в этот момент рядом с вами оказался человек, понимающий язык жестов, он бы однозначно «прочитал» ваш молчаливый ответ.

Некоторые профессии предполагают виртуозное владение своим телом и языком жестов. Например, профессия актера, танцора. Наблюдая за артистами балета, можно только удивляться и поражаться, насколько выразительны и пластичны их движения, их язык жестов. Все понятно без слов. А артисты театра, кино? Игра различными актерами одной и той же роли – наглядный пример того, как при одном и том же тексте создаются столь разные образы. У каждого актера своя индивидуальность, свой язык жестов.

Существуют и другие жестовые языки: дактилология (ручная азбука) – язык для глухонемых; жаргонные и асоциальные жесты, с помощью которых общаются криминальные и асоциальные личности; культовые и обрядовые жесты, которые используют в различных ритуалах; жёстрвые языки первобытных народов, применявшиеся, например, на охоте, чтобы не спугнуть животных; семейные и групповые языки – жесты, применяемые только в данной семье или группе единомышленников.

На первый взгляд жесты не представляют собой ничего сложного. Действительно, многие жесты понятны на интуитивном уровне: отрицая что-либо, человек качает головой из стороны в сторону; путаясь, поднимает брови и широко раскрывает глаза; горюя, сутулится.

Но существует множество жестов, которые невозможно понять без специального изучения. Приехав в чужую страну и увидев знакомый жест в исполнении аборигенов, вы расшифровываете его согласно своей национально-культурной традиции, однако жест может иметь совсем иной смысл, нежели вы ему приписали.

Например, в России поднятый вверх большой палец руки означает похвалу, «отлично», а в Бангладеш – желание, поразвлечься с женщиной. Или, увидев на лице знакомого улыбку, вы думаете, что он доброжелательно к вам настроен, но если вы внимательно приглядитесь к верхней половине его лица и не заметите, что после расширения глаз происходит их кратковременное прищуривание, то улыбка – фальшивая.

Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет вам понять не только окружающих людей, но, и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, вы будете легко и приятно общаться с другими людьми. Мы надеемся, что наша книга поможет вам в этом.

Язык жестов и телодвижений – способ общения, который может стать доступным и понятным всем, кто прочтет эту книгу. Изучив позы, жесты, мимику, вы сможете лучше понять окружающих людей, узнать об их истинном отношении к вам, их скрытых склонностях и подлинных намерениях. Умело применяя язык жестов, вы будете легко общаться с людьми, сможете установить более тесные и доверительные отношения с близкими, родными и коллегами по работе.

1. ЯЗЫК МИМИКИ

1.1. Мимика

Чтобы правильно «читать» и применять выразительные движения, необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения. К невербальным средствам общения относятся: мимика, визуальное взаимодействие (контакт глаз), пространственная и временная организация общения, тактильная коммуникация, жесты, пантомимика.

Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos – подражательный. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека.

Каждое выражение – это сокращения многих лицевых мышц. Причина в том, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций объяснил П. Анохин: «Ядро лицевого нерва у человека, точнее, моторные нейроны лицевого нерва находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под контролем субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют все разнообразие мимических выражений».

Социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.

Поскольку общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, то таким образом вырабатывается «язык» мимики (универсальные или специфические выражения лица), обогащающий спонтанные (конвенциальные) выразительные движения.

Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроизвольным компонентам, но и по:

– физиологическим параметрам (силе, тонусу, симметрии-асимметрии, комбинации мышечных сокращений, динамике, амплитуде);

– фрагментарно (по отдельным зонам: лоб, рот, глаза) и в целом;

– в социальном и социально-психологическом плане (по выражениям, принадлежащим определенной национальной культуре или многим культурам, по индивидуальному стилю выражения или стилю, принятому в определенной социальной группе);

– опираясь на термины тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют, или исходя из впечатлений-эталонов.

Мимическая характеристика личности может складываться из таких характеристик: сильная – слабая; неопределенная – красноречивая; беспорядочная – гармоничная мимика; стереотипная – индивидуальная мимика; разнообразие мимических выражений, быстрота их смены, способность передавать нюансы.

Рассматривая как целостную мимическую активность, так и частичную, связанную с деятельностью отдельных ее зон, не следует забывать, что отдельные зоны действуют как звенья единой целостной системы. Изменение какого-либо звена изменяет смысл всей системы – опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.

Ниже перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур).

ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.

ПРЕЗРЕНИЕ: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ опущены, глаза тусклые и сужены.

СТРАДАНИЕ: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены, лицо застывшее.

СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза без блеска и расширены, причем нижнее веке напружено, а верхнее слегка приподнято, рот открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округленную форму.

РАДОСТЬ: губы искривлены, и их уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные складки.

Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения – мимику. И это вполне оправданно.

Физиогномика, на протяжении тысячелетий изучавшая взаимосвязь строения лица и черт характера, накопила огромный массив наблюдений и гипотез, большинство из которых, однако, не выдерживают серьезной научной проверки.

Достоверность физиогномических выводов весьма спорна. Однако по выразительным признакам, возникшим в результате движений мускулатуры лица, мы с достаточно большой уверенностью может делать те или иные психологические выводы.

Многие мимические движения мы осуществляем сознательно, стремясь выразить или подчеркнуть то или иное настроение: улыбаемся в знак доброго отношения, хмурим брови, чтобы продемонстрировать недовольство и т. п.

Однако во всех подобных случаях лицевые мышцы осуществляют те самые движения, которые и без сознательного контроля выступают естественной реакцией на то или иное событие. Эта закономерность была установлена в ходе опытов над слепыми людьми, которые, понятно, не могли усвоить общепринятые мимические движения посредством подражания.

Тем не менее их мимика, соответствующая определенным эмоциональным состояниям, совпадала с мимикой зрячих и даже была более энергичной и выразительной – вероятно, вследствие отсутствия навыков осознанного контроля за ней.

Таким образом, естественно, что представители всех народов и культур выражают радость и удивление, горе и гнев, заинтересованность и страх сходными выражениями лица. На это обратили внимание мореплаватели – первооткрыватели далеких земель. Во всех краях аборигены, незнакомые с мимикой белых, встречали пришельцев либо улыбками, либо агрессивными гримасами – в зависимости от своего отношения, и это отношение было с первого взгляда понятно без всяких слов.

Конечно, существуют определенные культурные различия в мимических выражениях. Например, китайцы, впервые сталкивавшиеся с американскими туристами, удивлялись, отчего их гости постоянно сердятся. Дело в том, что в Китае поднятые брови – знак гнева, тогда как американцы в свойственной им манере нередко поднимали брови от удивления при созерцании местных достопримечательностей.

Западные визитеры, со своей стороны, порой воспринимают людей Востока как лицемерных и двуличных, поскольку с их лиц почти никогда не сходит улыбка, даже если общение не подразумевает ничего приятного.

Нечто подобное можно наблюдать и сегодня, когда американский культ улыбки никак не приживется в наших краях. Американцы приучили себя, что улыбка – естественное выражение лица. Отсутствие улыбки у американца означает, что ему совсем плохо.

Русские в своих проявлениях более искренни, сильнее увязывают мимику с подлинным переживанием и не склонны улыбаться направо и налево. Оттого, попадая в чужие края, русский турист подчас воспринимает профессиональную улыбку официанта или портье как знак личного расположения и чуть ли не бросается брататься, производя на иностранцев впечатление импульсивности и непосредственности.

Вообще улыбка, наверное, наиболее выразительная мимическая структура. С ее помощью люди передают широкий спектр чувств и отношений – от иронии до восторга. Американский психолог Пол Экман полагает, что улыбка – это «гораздо более сложное явление, чем обычно думают», и выделяет 18 типов улыбок – в большинстве своем фальшивых.

В деловом общении чаще всего встречается «смягчающая» улыбка, которой начальник нередко пользуется, отвергая предлагаемую идею или критикуя подчиненного. При такой улыбке углы рта обычно сжаты, а нижняя губа слегка приподнята.

Как отличить искреннюю улыбку от фальшивой? Смотрите на верхнюю половину лица. При искренней, прочувствованной улыбке приходят в движение мышцы, которые заставляют глаза довольно щуриться. Немецкий антрополог Карстен Нимиц посвятил этой проблеме специальное исследование.

Новизна его подхода заключается в том, что он исследует улыбку в динамике, а не по фотографиям, как это принято было делать ранее. Записывая улыбающиеся лица на видеомагнитофон и проводя измерения на экране, Нимиц и его сотрудники установили, что впечатление о том, искренна или притворна улыбка, возникает в зависимости от двух параметров: от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим смещением век.

Это установили, показывая видеозаписи группе испытуемых, которые оценивали по специально разработанной шкале от «абсолютно чистосердечной» до «деланной» улыбки.

Ученый подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Он находит эволюционную основу для этого: у обезьян, да и у более отдаленных от нас животных обнажение зубов одновременно с упорным рассматриванием партнера широко раскрытыми глазами – сигнал угрозы.

Напротив, кратковременное закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: я не собираюсь нападать на вас и не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза.

Существующее мнение о наибольшей выразительности глаз можно объяснить тем, что при восприятии другого человека наш взгляд обычно фокусируется на его переносице как на той точке, куда якобы сходится информация со всего лица.

Но этот стереотип был опровергнут несложным экспериментом: достаточно прикрыть фотопортрет листком бумаги, оставив только прорезь для глаз, и определить эмоциональное состояние человека становится практически невозможно. Узнать впоследствии такой портрет, помня лишь изображение глаз, тоже весьма затруднительно.

Наиболее выразительны в мимической палитре оказываются губы и брови. Поэтому, когда мы стремимся понять состояние собеседника, лучше смотреть именно на них.

Встречается несколько вариантов соотношения мускулатуры нижней части лица. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о решительности, настойчивости; плотно закрытый рот – о целеустремленности и твердости. Напротив, расширение ротовой щели (особенно при некотором отвисании нижней челюсти) выражает снижение психической активности. Особое значение имеют уголки рта.

Дарвин справедливо считал опущенные книзу уголки рта рудиментом плача. Действительно, при плаксивом настроении и депрессии уголки рта опущены. Человек может шутить, казаться активным, но уголки рта выдадут его депрессивное состояние. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, – выражение иронической усмешки.

Что касается бровей, то любой человек активно использует их в выражении чувств. При помощи мышц лба брови можно просто подтянуть вверх. Эту мышцу, с помощью которой можно подавать сигнал удивления, называют также мышцей внимания.

Опускание бровей можно производить, используя сжимающую мышцу глаз. Эта мышца сужает глазную щель, за счет чего брови автоматически оттягиваются вниз. Еще на ранней стадии развития эта сжимающая мышца глаза приводится в действие ребенком, когда он плачет.

В физиогномике ее называют мышцей трагической боли. В театре и в изобразительном искусстве боль часто изображают таким образом, что внутренние кончики бровей приподнимаются, за счет чего все лицо принимает несчастное выражение. Ее противоположностью является мышца, наморщивающая брови. С ее помощью кончики бровей можно опустить. Спустя всего несколько дней после рождения младенец использует мышцу бровей, когда его что-то беспокоит.

Таким образом, даже младенец может сконструировать у себя на лбу «морщины мыслителя». Мышца, наморщивающая брови, которую долгое время называли мышцей гнева, связана со всякого рода напряжением и неудовольствием.

В физиогномике предпринимались попытки в зависимости от положения, формы, густоты, «рисунка» и цвета бровей делать те или иные выводы. Однако такие выводы таят в себе опасность, поскольку могут быть искажены за счет других признаков.

Мышечная активность в области носа, как правило, менее заметна. Но и такие малозаметные движения, если они многократно повторяются на протяжении жизни, становятся привычными, более того – отчасти определяют форму носа. Мышца, морщащая нос, располагается на вершине переносицы. Она расположена по прямой вниз. Когда она двигается, крылья носа и верхняя губа поднимаются.

Между носом и ртом образуются две небольшие характерные складки. Эта мышца срабатывает во всех случаях, когда человек испытывает сильное недовольство. Правда, без учета конкретной ситуации невозможно дать оценку причине недовольства – не исключено, что человек может быть недоволен сам собой.

Физиогномика дает свое толкование и величине ноздрей. Так, например, маленькие ноздри должны выражать боязливый характер, а большие – выдавать экстремальные склонности. Раздувающиеся ноздри выдают неустойчивость чувств. Объяснение этой закономерности может быть связано с тем, что в зависимости от размера ноздрей в себя можно втянуть больше или меньше воздуха и тем самым обеспечить те или иные действия.

Исходя из того, что нос функционально предназначен для дыхания и восприятия запахов, можно сделать и еще один вывод: при раскрытых ноздрях запахи могут восприниматься более интенсивно, чем при зажатых.

А если перенести стремление воспринимать запахи в абстрактную плоскость, то можно сделать и более обобщенный гипотетический вывод. Так же как и при открытом при удивлении рте, словно стремящемся поглотить больше информации, широко раздутые ноздри служат для интенсивного восприятия впечатлений.

Во многих психологических справочниках приводятся подробные описания выражений лиц, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Действенность таких описаний, однако, невелика, поскольку и без них все мы умеем интуитивно отличать довольное лицо от сердитого, озабоченное от испуганного и т. п.

Поэтому, опуская эти очевидные закономерности, остановимся в завершение на таком существенном аспекте, как подвижность мимических проявлений. По мнению немецкого психолога Хорста Рюкле, сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, многогранном и активном восприятии происходящего.

Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения. Малоподвижная мимика в принципе указывает на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся, устойчивом настроении. Такая мимика ассоциируется со спокойствием, рассудительностью, надежностью и уравновешенностью.

Впрочем, учитывая все эти параметры, не будем забывать, что каждый человек на протяжении всей жизни учится владеть своим лицом, произвольно регулировать его выражение. Некоторые преуспевают в этом настолько, что легко могут ввести в заблуждение чересчур доверчивого наблюдателя.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

Согласно научным данным взгляд управляет взаимодействием, обеспечивая обратную связь, и дает богатую информацию о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию.

Чаще всего выделяются следующие виды взглядов:

– сведенными глазами (центрированный взгляд);

– взгляд сквозь партнера.

Анализируя взгляд, важно учитывать степень открытости глаз (вытаращенные, полностью открытые, прикрытые, суженные, подмигивание), направление взгляда, движение взгляда (твердый, фиксированный, попеременный контакт глаза в глаза, вялый, неопределенный, живой, беспокойный).

Основные функции визуального контакта:

1) информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий смотрит на говорящего);

2) оповещение об освобождении канала связи (иначе получится монолог);

3) установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые, короткие и повторяющиеся взгляды позволяют установить первоначальный контакт для дальнейшей коммуникации);

4) поддержание стабильного уровня психологической близости;

5) стремление скрывать или выставлять свое «Я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие не любят).

Взглядом можно выразить свое отношение к собеседнику – уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т. п.; к его поведению, например насмешливый взгляд на завравшегося собеседник. Взглядом можно задать вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век означает ответ: «Да».

Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога взгляд обязателен, а в какие-то – нет.

Обычно визуальный контакт происходит в конце предложений, не происходит во время пауз нерешительности и на стыках двух реплик. Воздействие взгляда зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда на собеседника тем сильнее, чем ближе находится к вам собеседник.

Особенно большое влияние оказывают безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.

Напомним, что выше 80% информации об окружающем мире человек воспринимает посредством органов зрения – глаз. И неудивительно, что проблемы зрительного восприятия интересовали многих ученых. Один из наиболее ярких экспериментов в этой области принадлежит нашему соотечественнику А. Л. Ярбусу.

Он укреплял на зрачках испытуемого миниатюрную резиновую присоску с крохотным зеркальцем. Когда испытуемый, снабженный таким устройством, рассматривал фотографии и рисунки, луч света от направленного осветителя падал на зеркальце, отражался от него и чертил на фотобумаге след движения глазного яблока.

Ярбус установил, что при рассматривании предмета глаз совершает мельчайшие скачкообразные движения и на краткий миг замирает в некоторых ключевых точках, определяющих главные характеристики воспринимаемого объекта.

Это прежде всего контур: если вслед за движением глаза соединить точки фиксации, то получится вполне узнаваемая схема воспринятого контура. Но, как оказалось, взгляд не ограничивается прослеживанием очертаний объекта. К некоторым точкам, находящимся внутри контура, он возвращается снова и снова, стараясь извлечь максимум информации из воспринимаемого изображения.

В качестве стимульного материала в данном эксперименте выступали, в частности, изображения животных и портреты людей. При анализе полученных записей нетрудно заметить, что взгляд испытуемого многократно возвращается к глазам изображенного человека или животного, даже если изображение повернуто в профиль и не смотрит на зрителя (как, например, сфотографированная сбоку статуэтка египетской царицы Нефертити).

Сам Ярбус отмечает: «При рассматривании человеческого лица наблюдатель обычно больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Остальные части лица он рассматривает довольно бегло… Глаза и губы человека (или глаза и пасть животного) – наиболее подвижные и выразительные элементы лица. Глаза и губы могут сказать наблюдателю о настроении человека и о его отношении к наблюдателю, о, том, какие шаги он может предпринять в последующий момент и т. д.».

Этот вывод подтвердили и опыты английских психологов, которые показали, что наш взгляд притягивают и любые два кружка, поставленные горизонтально рядом, особенно если в них выделены внутри еще и другие, меньшие кружки («зрачки»).

Можно предположить, что эта автоматическая реакция на глаза унаследована нами от животных предков. В животном мире прямой, направленный взгляд служит сигналом опасности, поскольку означает: «Ты меня интересуешь в том смысле, можно ли с тобой что-то сделать – например, съесть». Недаром некоторые бабочки выработали в процессе эволюции концентрические круги на крыльях. Птица может принято, эти круги за глаза готовящегося напасть на нее хищника и сама воздержится от нападения на бабочку.

Конечно, человек, поймав на себе чей-то взгляд, не опасается быть съеденным. Тем не менее древний инстинкт не позволяет оставить чужой взгляд без внимания. Попробуйте провести несложный эксперимент: в большом скоплении людей (например, в общественном транспорте) пристально посмотрите на лицо случайно выбранного вами человека.

Даже если он находится от вас на изрядном расстоянии и стоит вполоборота, он почти сразу же обернется и поймает ваш взгляд, словно пытаясь оценить: кому это понадобилось его рассматривать.

До сего момента вы для него выступали ничем не выделяющейся частью толпы, элементом зрительного фона, к тому же нечетко воспринимаемым боковым зрением. Но ваш взгляд, даже направленный искоса, мгновенно заставил его ощутить: «Я привлекаю внимание». Пожалуй, только незаурядные красавицы, ежедневно «оглаживаемые» десятками взглядов, утратили к ним обостренную чувствительность. Обычный же человек поспешит отреагировать своим оценивающим взглядом.

При этом он скорее всего испытает некоторую неловкость, поскольку в обезличенной атмосфере общественного транспорта не принято разглядывать друг друга.

Не для того ли, чтобы избежать этой неловкости, пассажиры метро либо дремлют, прикрыв глаза, либо утыкаются в какое-то чтиво, хотя читать в метро не очень-то удобно. Интересно, что в автобусе, троллейбусе, трамвае читают и спят гораздо реже. Просто там сиденья расположены так, что позволяют не встречаться взглядами.

Вообще у большинства народов существует неписаный закон, запрещающий в упор рассматривать другого человека, особенно незнакомого. Это считается бестактностью или даже оскорбительной дерзостью. Пристальному взгляду приписывают и способность «наводить порчу», приносить беду. Видимо, в этом суеверии нашло отражение то чувство психологического дискомфорта, которое вызывает пристальный взгляд незнакомца.

Таким образом, глаза выступают важнейшим выразительным элементом лица, да и всего внешнего облика человека. Направленные на нас глаза свидетельствуют, по крайней мере, о проявленном к нам внимании и интересе, пускай порой кратковременном и незначительном.

Однако глаза способны выразить не только это. Считается, что даже их форма и цвет многое могут сказать о внутреннем мире человека. Еще больше говорят направление и динамика взгляда. Но обо всем по порядку.

Цвет глаз – врожденное свойство, обусловленное спецификой пигментации радужной оболочки. Изменить его человек не в силах. Единственное (и то – лишь временное) средство – косметические контактные линзы. Ими, например, воспользовался один находчивый немецкий журналист, пожелавший вжиться в образ турецкого рабочего. Перевоплощение потребовало не только сильного загара и перекрашивания блондина в брюнета, но и сокрытия голубизны глаз под темно-карими линзами.

В этом образе журналист сумел вкусить все тяготы жизни гостарбайтера, которые потом живописал в сенсационных репортажах. Впрочем, этот случай – исключительный. И мы, глядя в глаза собеседнику, скорее всего можем заключить, что цвет их именно таков, каковым его создала природа. Было бы очень соблазнительно дать такому явному признаку психологическую трактовку. Но при этом нельзя забывать о расовой и национальной обусловленности этого признака.

Например, в наших краях выражения «дурной глаз» и «черный глаз» синонимичны. Испокон века считается, что способность к «сглазу», «наведению порчи» чаще свойственна черноглазым. Им также приписывается непостоянство чувств, взрывной темперамент, даже жестокость.

Скорее всего такое убеждение сложилось исторически. Ведь жители наших широт – русоволосые, кареглазые и синеглазые – с глубокой древности не ждали добра от южных и восточных соседей – черноглазых брюнетов. (Вероятно, потому же настороженность вызывает нос с горбинкой.) Характерно, что в Персии и на арабском Востоке «дурным» считается голубой глаз. И наверное – по той же причине.

Разработана и классификация психологических типов по критерию цвета глаз. Она не носит строго научного характера и возникла, главным образом, на основе житейских наблюдений. Поэтому использовать ее следует осторожно, лучше – в сочетании с трактовкой других признаков. Вот какие психологические свойства увязываются с тем или иным цветом глаз.

Серые глаза, как правило, бывают у людей, умеющих быстро реагировать на изменения обстановки и преодолевать любые трудности. Такие глаза имеют реалистичные, терпеливые, наблюдательные и умные люди. Часто они занимаются наукой. Поставив целью подчинить кого-то своему влиянию, они часто этого добиваются.

Источник

Видео

Словарь языка тела. Джо Наварро. [Аудиокнига]

Словарь языка тела. Джо Наварро. [Аудиокнига]

Как читать людей? 10 жестов, которые нужно знать каждому

Как читать людей? 10 жестов, которые нужно знать каждому

20 НЕРЕАЛЬНЫХ способов ПОНЯТЬ СОБЕСЕДНИКА, используя ЯЗЫК ТЕЛА

20 НЕРЕАЛЬНЫХ способов ПОНЯТЬ СОБЕСЕДНИКА, используя ЯЗЫК ТЕЛА

ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ | ПИЗ АЛЛАН | АУКДИОКНИГА

ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ | ПИЗ АЛЛАН | АУКДИОКНИГА

Язык тела.Научный фильм.Peter Collet [Приволжское бюро детекции лжи]

Язык тела.Научный фильм.Peter Collet [Приволжское бюро детекции лжи]

Как Мгновенно Читать Людей (Секреты Языка Тела)

Как Мгновенно Читать Людей (Секреты Языка Тела)

Как стать Наблюдательнее и Умнее?

Как стать Наблюдательнее и Умнее?

Как распознать ложь - рассказывает агент ФБР

Как распознать ложь - рассказывает агент ФБР

Аллан и Барбара Пиз - Новый язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам

Аллан и Барбара Пиз - Новый язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам

Язык тела формирует вашу личность Эми Кадди TED на русском

Язык тела формирует вашу личность   Эми Кадди   TED на русском
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.