Языки программирования для железа + видео обзор

Содержание
  1. «Железо» для начинающих
  2. Digitrode
  3. цифровая электроника вычислительная техника встраиваемые системы
  4. Современные языки программирования микроконтроллеров и встраиваемых систем
  5. Современные тенденции программирования микроконтроллеров
  6. Языки программирования C и ассемблер
  7. MicroPython
  8. Blockly
  9. Arduino C++
  10. BASIC
  11. Выводы
  12. Адское программирование голого железа
  13. Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных
  14. Самые востребованные языки программирования
  15. Стоит ли учиться программированию на C
  16. Стоит ли учиться программировать на Java
  17. Стоит ли учиться программировать на Python
  18. Стоит ли учиться программировать на C++
  19. Стоит ли учиться программировать на C#
  20. Стоит ли учиться программировать на JavaScript
  21. Стоит ли учиться программировать на PHP
  22. Стоит ли учиться программировать на R
  23. Стоит ли учиться программировать на Arduino
  24. Какие языки теряют актуальность
  25. Общие тренды ИТ-сферы вне зависимости от языков программирования
  26. Еще пять статей о программировании
  27. Видео

«Железо» для начинающих

Derrick Klotz, Freescale, Канада

Когда заставляешь работать свою первую программу для микроконтроллера (МК), испытываешь удивительное воодушевление. Это может быть простое мигание светодиодами, но ты всегда узнаешь что-то новое, начиная понимать, как все работает. Когда я добился этого в первый раз, то расценил как приглашение в игру. Я всегда считал и продолжаю считать, что работа с МК приносит удовольствие. Это особенно справедливо при непосредственном управлении регистрами внутренней периферии МК, известном также, как «программирование голого железа» (bare metal).

Я испытал большое удовольствие, обучаясь ассемблеру из книг по МК. Да-да, я сказал именно «удовольствие». При изучении программ по аппаратным руководствам, у тебя развивается понимание, как именно из «0» и «1» организуются машинные коды и операнды. Ты можешь почувствовать, как счетчик команд проходит по памяти, как указатель стека контролирует адрес возврата из подпрограмм и функций обработчиков прерываний. Это создает отчетливое представление о том, как твой код выполняется «железом» машины – аппаратурой. Но так ты не узнаешь ничего об архитектуре программ. Мне этот опыт дался многолетней практикой.

Существует много различных стилей программирования. Но я буду ссылаться только на один – мой стиль, который использую сейчас для написания программ. Сегодня мой стиль программирования не тот, что был 10 лет назад, и 20 лет назад, и 30 лет назад. Надеюсь, что он будет развиваться и дальше. Но я не утверждаю, что мои методы самые лучшие, и всегда готов к обсуждению.

Для программирования я использую интегрированную среду разработки CodeWarrior IDE, большим поклонником которой был еще до приобретения Freescale компании разработчика Metrowerks. Она продолжает мне нравиться и в текущем воплощении Eclipse. Существует несколько других IDE, которые я использую по случаю для обеспечения программной поддержки некоторых наших клиентов. Но когда я пишу свой собственный код для демонстрации характеристик МК, то пользуюсь CodeWarrior IDE.

Мне нравится также инструмент Processor Expert Software в составе CodeWarrior IDE, создающий шаблон программы, который помогает быстрее запустить МК. Он тоже генерирует хорошо документированный программный код для инициализации и управления периферией. Я часто сравниваю код, сгенерированный Processor Expert Software с информацией из справочников и спецификаций на МК. Это помогает понять, как управлять периферией микросхемы и неизменно ускоряет процесс обучения. Чтение технической документации становится менее утомительным.
Программирование на аппаратном уровне не означает, что вы должны писать на языке ассемблера. Это означает, что вы должны понимать язык ассемблера. Вам понадобится дезассемблирвание исходного кода на языке Си. Это в точности покажет, как работает компилятор. Ведь не обязательно то, что он делает, соответствует тому, чего вы от него хотели добиться. Это важный урок, никогда не путайте желаемый и действительный результат компиляции.

Также вам нужно разбираться в технической документации на МК – в распределении памяти, регистрах, периферии и т.д. Это может напугать, ведь по мере сокращения геометрических размеров кремниевых схем руководства становятся все больше, а МК все сложнее. И это тоже часть веселой игры с микроконтроллером. Как и документация, программа должна быть написана в виде небольших легко анализируемых блоков. Только так можно развить четкое представление об управлении аппаратной периферией МК. Откусывайте от слона по одному байту (гм!) за раз.

Базовый шаблон

Давайте начнем с начала. Существует простой и широко используемый шаблон запуска МК после подачи питания. С несколькими незначительными отличиями это основополагающая структура, поверх которой компиляторы языка Си и разработчики операционных систем реального времени строят свои программные комплексы. Этот шаблон использует и Processor Expert Software. На Рисунке 1 показана общая структура программы МК.

Языки программирования для железа
Рисунок 1.Общая структура программы МК.

Несколько аппаратных элементов МК требуют инициализации сразу после подачи питания, до выполнения основной программы. Эти компоненты относятся больше к работе МК, чем к выполнению прикладной программы. Как минимум, сюда должна входить инициализация сторожевого таймера и тактового генератора. Пока их частота жестко привязана к приложению, все программы требуют инициализации этих двух аппаратных модулей.

Вслед за запуском генератора и аппаратных таймеров следует инициализация программных элементов. Точнее, вам нужно сконфигурировать RAM (память с произвольным доступом). Это память, которая делится между стеком и переменными программы. В общем случае, стек будет наращиваться с конца RAM, в то время как переменные программы располагаются в начале памяти. Это простейшая организация пространства RAM, и в подобном распределении места возможны несколько исключений.

Если указатель стека не был автоматически сконфигурирован – тут самое место задать ему начальное значение, перед выполнением каких-либо подпрограмм или обработчиков прерываний.

Всегда, когда это возможно, я предпочитаю на этом этапе очищать всю RAM. Это приносит свои выгоды. В первую очередь, по определению, это очистит все программные переменные, которые станут равными нулю. Очистка происходит очень быстро. Я считаю, что большинство алгоритмов легче создавать и использовать, если знаешь, что необходимые переменные исходно равны нулю. Во-вторых, появляется визуальная техника отладки дампа памяти, которая позволяет буквально увидеть использование RAM и выявить, залез ли стек в область памяти переменных.

Когда основная аппаратная часть работает и программные переменные инициализированы, пора запускать функцию main(). Именно здесь в приложении инициализируются специальные программные и аппаратные модули. При использовании модульной техники программирования каждый функциональный модуль должен иметь свои собственные процедуры аппаратной и программной инициализации, требующиеся какой-либо функции.

Наконец, когда все инициализировано, необходимо включить аппаратные прерывания. И сделать это обязательно до того, как программа уйдет в основной цикл функции main(). На выбор существует несколько подходов к построению основного цикла. Три наиболее популярных метода – это конечные автоматы, планировщики и операционные системы реального времени. Независимо от выбранной структуры основной программы, подпрограммы-функции, отвечающие за конкретные задачи, выполняются в соответствии с программными событиями, в то время как аппаратные события запускают функции обработчиков прерываний. В любом случае, по завершении подпрограммы управление передается в главный цикл.

Главный цикл программы – также единственное место, где следует сбрасывать сторожевой таймер, если он включен. Сбрасывание сторожевого таймера в нескольких местах программы расходится с его основной целью – защитой системы от зависания, т.к. возможен «уход программы» из основного цикла. Эффективное использование сторожевого таймера, очевидно, подразумевает минимальное время выполнения подпрограмм и функций обработки прерываний.

Без привязки к характеристикам какого-либо МК, я рассмотрел основы работы и привел программный шаблон управления МК. Это может показаться несколько старомодным, но я знаю, что не одинок. Многим хотелось бы на каком-то этапе своей карьеры увидеть подобный этому обзор и простые соображения, к которым не так уж легко прийти самому. Все сказанное с равным успехом относится к МК с 8-, 16- и 32-битной архитектурой.

Я считаю, что важно понимать машину, исполняющую твой код. Безусловно, найдется место и программам с высоким уровнем абстрагирования от аппаратной части МК. Но мне доставляет настоящее удовольствие работать с «железом». Я надеюсь, найдутся единомышленники, согласные со мной. Это отправная точка в замечательном путешествии к пониманию условий, при которых можно извлечь максимум из «железа» МК.

Перевод: Антон Юрьев по заказу РадиоЛоцман

Источник

Digitrode

цифровая электроника вычислительная техника встраиваемые системы

Современные языки программирования микроконтроллеров и встраиваемых систем

Современные тенденции программирования микроконтроллеров

В течение многих лет программирование микроконтроллеров предусматривало выбор между двумя языками: C и ассемблер. Но с появлением новых языков, доступных для микропроцессоров, пользователи сталкиваются с большим количеством решений для разработки приложений.

Какой язык лучше? Четкого ответа нет, потому что это зависит от приложения, над которым вы работаете. Чтобы помочь вам спланировать свое развитие, мы предлагаем некоторое исследование различных языков, доступных для использования с микроконтроллерами.

Языки программирования C и ассемблер

До того, как новые языки стали доступны для микроконтроллеров, были доступны два варианта: C и ассемблер. Давайте кратко рассмотрим их, прежде чем подробно осветить новые языки.

Си и сегодня является популярным языком микроконтроллеров, хотя он был разработан в начале 1970-х годов. Для использования с микроконтроллерами язык C хорошо работает, потому что он способен обрабатывать выделение памяти, а также выполнять относительно сложные функции, такие как операторы if, циклы и математические выражения.

Ассемблер предлагает альтернативу C с несколькими преимуществами. Ассемблер – это более старый язык, который часто использует код, специфичный для устройства, который преобразуется с помощью служебной программы. Используя этот язык, разработчик получает прямой доступ к процессору, где процедуры могут быть тщательно настроены для точного времени применения. Ассемблер предлагает лучшее использование процессора, а также дополнительные наборы инструкций, которые C не поддерживает, такие как битовые манипуляции с конкретными инструкциями.

MicroPython

Python – это многофункциональный интерпретируемый язык, известный своей простотой, понятностью и универсальностью. Эти функции также делают язык слишком большим для микроконтроллеров. Однако с помощью кампании на Kickstarter в 2013 году физик Дэмиен Джордж смог адаптировать Python в уменьшенную версию MicroPython, которая подходит для использования на микроконтроллере.

Код MicroPython является открытым исходным кодом под лицензией MIT. Язык работает на голом железе микропроцессора, используя небольшое подмножество функций стандартной библиотеки Python. Он может работать, используя только 256 КБ flash-памяти и 16 КБ ОЗУ, но при этом он хорошо совместим с обычным Python.

Языки программирования для железа

Первоначально разработанный для работы на системах на базе ARM, включая BBC micro:bit, Adafruit Circuit Playground Express и MicroPython PyBoard, он также стал доступен для других процессоров, включая ESP8266 и ESP32.

MicroPython дает преимущества при прототипировании сложных проектов. Например, на ESP8266 создание проектов Интернета вещей можно выполнить несколькими простыми вызовами функций, чтобы подключить проект на MicroPython к локальной точке Wi-Fi и начать потоковую передачу информации MQTT.

Blockly

Blockly – это библиотека программирования с открытым исходным кодом, поддерживаемая Google, целью которой является сделать код визуально логичным с помощью перетаскиваемых блоков.

Вместо того чтобы полагаться на слова и фразы языков программирования, которые не имеют смысла в обычном разговоре, пользователи помещают блоки в среду и соединяют их вместе, чтобы определить, как программа будет себя вести. Например, вместо написания оператора IF пользователи перетаскивают блок IF на нужное место, а результирующие действия также перетаскиваются внутри блока оператора IF.

Языки программирования для железа

После создания совокупности блоков пользователи могут экспортировать свой код Blockly в несколько языков, включая javascript, Python, PHP, Lua и Dart. Одним из преимуществ системы Blockly является то, что ошибки практически невозможны, поскольку блоки требуют определенных соединений и не позволяют соединяться несовместимым блокам.

Хотя этот метод программирования доступен на многих платформах, включая Micro Bit и Adafruit Circuit Playground Express, он не предназначен для использования в качестве конечного коммерческого продукта. Однако это очень полезно на этапах создания прототипа, особенно если требуется подтверждение концепции, а изучение особенностей устройства может занять слишком много времени (например, регистры, биты конфигурации и конфигурация IDE).

Arduino C++

Хотя его часто называют «языком программирования Arduino», Arduino фактически программируется на старом добром C++ и использует подмножество библиотек, специфичных для Arduino.

Отличия Arduino C++ от обычного C++ заключаются в подпрограммах для микроконтроллеров, поскольку стандартные функции библиотеки C++ не могут работать на ограниченных мощностях и памяти.

Языки программирования для железа

Использование такой уменьшенной версии C++ делает этот язык очень доступным, так как многие разработчики уже знакомы с обычным C++. Фактически, используя компилятор, код может быть написан на C++, а затем интерпретирован в код, который может использоваться Arduino.

Преимущество использования Arduino C++ состоит в том, что он подходит для коммерческих сред, работает быстрее, чем более крупные языки, такие как Python, и обладает высокой переносимостью. Компиляция кода на ядре ARM первоначально для Uno автоматически выполняется библиотекой с использованием универсальных функций.

BASIC

BASIC – это язык, который впервые появился в 60-х годах и достиг своего расцвета с появлением персональных компьютеров в 80-х годах. BASIC (аббревиатура для универсального символического кода инструкции для начинающих или Beginner’s All-Purpose Symbolic Instruction Code) по-прежнему используется до сих пор из-за своей простоты и интерпретируемой природы, которая позволяет разработчику сосредоточиться больше на оборудовании, а не на программном обеспечении.

При использовании на микроконтроллере BASIC интерпретируется, что приводит к снижению производительности. Тем не менее, язык имеет преимущество в том, что он очень переносим. Любой код, написанный на бейсике, будет работать на любом устройстве с интерпретатором бейсика.

Языки программирования для железа

Два примера использования BASIC на микроконтроллерах – это BASIC Stamp (производства Parallax) и PICAXE, которые производятся компанией PICAXE и используют микроконтроллеры PIC Microchip. BASIC является хорошим языком для создания прототипов и даже разработки аппаратного обеспечения, но его следует избегать в коммерческих продуктах из-за его низкой скорости и высокого энергопотребления.

Выводы

При работе с микроконтроллерами в прошлом разработчику приходилось выбирать предпочитаемую платформу, а затем изучать язык, который он использует. Благодаря достижениям в области языков и программного обеспечения, в наши дни язык иногда предопределяет, какую платформу использовать. Если разработчик ищет определенную функцию, такую как поддержка GPIO, сетевое взаимодействие, возможность связи по SSH или другие, то выбор языка и систем может быть важным фактором в поиске наилучшего пути развития.

Язык, который выбирают пользователи, важен, но всегда полезно помнить, что не существует такого понятия, как «единственный лучший язык» или «единственный лучший микроконтроллер». В конце концов, лучший выбор – это то, к чему призывает приложение.

Источник

Адское программирование голого железа

Доброго времени суток! Обидно мало статей посвящено адскому программированию замечательному языку программирования Ада, а уж тем более нет их по программированию на нем для микроконтроллеров. А ведь сам язык даже позиционируется как язык встроенных систем… Может, это очень сложно?

Постараюсь в этой небольшой заметке привести классический пример программы мигания светодиодом, но на Аде, с тем, чтобы все желающие могли повторить.

В качестве платы у меня используется какая-то китайская плата с процессором stm32f407vet6, у нее светодиод подключен на порту А на пин PA6. В качестве среды программирования буду использовать gnat для arm под ubuntu, для заливки подключен st-link v2 и к нему установлен пакет st-link (его надо собрать и установить из stlink.git ), но можно использовать и любой другой программатор (например SEGGER).

К счастью, в состав поддерживаемых процессоров входит и stm32f4xx, так что все, что надо сделать — это создать файл проекта с указанием версии target и runtime. Ну и написать собственно нашу программу. Для облегчения жизни я использовал программу svd2ada для автоматической генерации файлов описания периферии из svd файла для моего процессора. Svd описание можно взять из стандарного пакета, а программа svd2ada есть на GitHub.

Все исходные тексты доступны на GitHub.

Итак — собственно программа ниже:

Сначала как все это собрать и запустить…

Ниже все команды для bash в каталоге проекта, все утилиты установлены в /opt/gnat/bin

Шаг 1. Устанавливаем пути для того, чтобы был вызван нужный нам toolchain

Шаг 2. Собираем выполнимый файл.

Шаг 3. Создаем загрузочный бинарник для st-flash:

Шаг 4. Загружаем нашу прошивку через st-link2, подключенный через USB

Если все прошло успешно, то можно любоваться на мигающий светодиод…

Теперь некоторые пояснения. Для этой целевой платы уже написан весь необходимый код инициалиации, причем частота процессора устанавливается в 168 Мгц, так что кода нам писать пришлось очень мало. Строка Port: ODR_Field renames GPIOA_Periph.ODR.ODR введена для удобочитаемости кода. Фунция Clock возвращает текущее время (точность — микросекунды).

Кроме того, для Ада-программ практически не нужна операционная система (так-то она сама себе ОС) для реализации задач, средств синхронизации и т.д.

Все богатство языка Ада для этого процессора недоступно, так как определен специальный профиль для компилятора — а именно Pragma Profile( Ravenscar ). Этот профиль вводит ряд ограничений для того, чтобы ваша программа гарантированно работала в таком окружении.

Впрочем, эти ограничения можно искуственно обойти, но в том-то и состоит существенное преимущество этой возможности языка, что если вы напишите программу в рамках такого профиля, то скорее всего она будет работать…

На этом всё, пишите в комментариях, что непонятно, постараюсь ответить. В следующей статье постараюсь привести полный цикл разработки интересного приложения на Аде для того же микропроцессора начиная с описания и анализа системы на aadl и заканчивая автоматическим доказательством с помощью SPARK.

Источник

Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных

Языки программирования для железа

Самые востребованные языки программирования

Язык программирования — это набор лексических, синтаксических и семантических правил, которые придумали люди, чтобы создавать программы. Изучить язык до начального уровня можно за 6–10 месяцев, но если ошибиться с выбором, язык может устареть, а вы потеряете время и деньги.

Чтобы отслеживать востребованность языков программирования, компании составляют специальные рейтинги. Преподаватель онлайн-школы цифрового творчества и программирования для детей «Кодабра» Николай Ведерников выбрал языки, которые занимают высокие места в рейтингах TIOBE и IEEE. В первый рейтинг попадают языки, на которых написано больше всего строк кода, для второго используют чуть больше критериев. Например, популярность на сайтах для поиска работы, упоминания в сервисах для программистов и соцсетях.

Самые востребованные языки программирования:

Языки программирования для железа

Стоит ли учиться программированию на C

C — один из самых старых и популярных языков программирования. Он «легкий» и быстрый, поэтому его используют там, где нужна высокая производительность. Например, для создания драйверов, операционных систем или ПО для микроконтроллеров. При этом C сложно изучить — многое приходится писать с нуля. Если сравнивать языки программирования с автомобилями, то C — гоночный болид, неудобный на городских дорогах, но очень быстрый.

Где используют. С помощью С создают драйвера, пишут ядра операционных систем, а также пишут библиотеки для Python и других языков.

Сколько платят программисту. В Москве разработчик на C получает в среднем от 100 тыс. до 250 тыс. руб. В других городах зарплаты меньше — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Зачем изучать обычным людям. С — это не тот язык, на котором можно легко написать приложение для смартфона или программу для умного дома. Но с него можно начать изучение языков программирования. Учиться непросто, но если справитесь, поймете принцип действия почти всех остальных языков.

Стоит ли учиться программировать на Java

Java — кроссплатформенный язык с большим количеством библиотек и большим сообществом разработчиков. Кроссплатформенность — это возможность написать программу один раз и сразу пользоваться ей на нескольких операционных системах: Windows, Linux и MacOS. Благодаря библиотекам Java подойдет практически для всего: работы с графикой, звуком, создания небольших игр. А в большом сообществе начинающий разработчик легко найдет готовые куски кода для разных задач и ответы почти на любые вопросы.

Программисты пользуются библиотеками, чтобы создавать программы быстрее. Библиотека — это набор готовых программ, объектов и функций для решения типовых задач.

Где используют. Java — это язык для всего. На нем пишут мобильные приложения для Android, программы для микроволновых печей и серверы. Для разработки мобильных приложений сейчас все активнее используют язык Kotlin. Но на Java уже написали очень много приложений, которые придется обслуживать и обновлять.

Сколько платят программисту. Зарплаты Java-разработчиков не сильно отличаются от обычных зарплат программистов — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. в Москве.

Стоит ли учиться программировать на Python

Python — логичный и относительно простой язык с минималистичным синтаксисом. У него небольшой набор основных правил, язык легко читать и писать на нем не сложно. Разработчики написали для Python множество библиотек, поэтому вы можете использовать готовые решения в своих проектах. Главный минус Python — его невысокая скорость. Программы на нем будут работать в среднем медленнее, чем на других языках.

Где используют. Чаще всего на Python создают серверы, обрабатывают данные и разрабатывают нейронные сети. После изучения Python можно работать бэкенд-разработчиком или разработчиком в сфере data science. С помощью Python можно «прикрутить» неочевидные функции к программам — это его главное удобство. Например, создать нейронную сеть для определения степени поражения легких, а заодно в этой же программе сделать просмотр снимков КТ.

Сколько платят программисту. Разработчик в крупной компании в Москве, знающий Python, зарабатывает от 100 тыс. до 250 тыс. руб. При этом спрос на разработчиков в сфере data science растет, поэтому можно рассчитывать даже на более высокую оплату.

Зачем изучать. С помощью Python можно создать бота для мессенджеров или социальных сетей. Или написать программу для парсинга — поиска и переноса информации с разных сайтов в один документ. Такая программа пригодится дизайнерам и журналистам.

Языки программирования для железа

Стоит ли учиться программировать на C++

С++ — кроссплатформенный язык семейства C с расширенными функциями.

Огромное количество программистов пишут на нем код, делятся библиотеками и шаблонами, отвечают на вопросы новичков.

Где используют. Чаще всего на С++ создают операционные системы, драйверы и утилиты. Делают популярные десктопные приложения серий Adobe и Office. Из-за высокой скорости и производительности C++ используют для разработки компьютерных игр. Например, на нем написан популярный движок Unreal Engine.

Сколько платят программисту. В регионах разработчик на C++ зарабатывает от 50 тыс. до 150 тыс. руб., в Москве — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Зарплата зависит не только от города, но и от сферы — в геймдеве можно заработать больше, чем в разработке системных приложений.

Зачем изучать. C++ плохо подходит для решения простых «домашних» задач, но с него можно начать обучение языкам, чтобы понять их структуру и принципы. Если решили изучать, запаситесь терпением — с С++ в полной мере работает принцип «тяжело в учении — легко в бою».

Стоит ли учиться программировать на C#

C# (си-шарп) — язык, изначально придуманный компанией Microsoft, чтобы создавать приложения под Windows. Это объектно-ориентированный язык — его сложнее изучать, но проще использовать, например, меньше писать одинаковый код. С помощью С# можно работать с платформой WPF, которая помогает создавать «красивые» оконные приложения. Например, последние версии MS Office.

Где используют. Чаще всего на C# пишут приложения для Windows и создают компьютерные игры. Например, на C# работает популярный движок Unity. Кроме того, на нем можно разрабатывать системные приложения и создавать библиотеки для С++.

Сколько платят программисту. В регионах разработчики на С# получают от 35 тыс. до 130 тыс. руб., в Москве — от 100 тыс. до 250 тыс. руб.

Зачем изучать. С помощью C# можно создать оконное приложение для Windows, например, калькулятор или небольшую игру. Но изучать его сложнее, чем языки для создания мобильных приложений.

Стоит ли учиться программировать на JavaScript

JavaScript — быстрый кроссплатформенный язык для веб-разработки. С помощью кода на JavaScript разработчик «говорит» странице, как она будет реагировать на действия пользователя. С помощью JS можно показывать пользователю информацию без перезагрузки страницы — так работают выпадающие меню, всплывающие окна, оконные клавиатуры.

При этом у JavaScript есть свои ограничения — он позволяет допускать ошибки, которые затем сложно обнаружить. Поэтому его редко используют для создания сложного программного обеспечения, например, ПО серверов.

Где используют. JS постоянно используют для веб-разработки. На нем удобно создавать мобильные и десктопные приложения, которые будут работать через браузер. Например, Notion, Discord, Visual Studio Code.

Сколько платят программисту. Разработчик на JavaScript в Москве зарабатывает от 140 тыс. до 300 тыс. руб.

Зачем изучать. С помощью JS можно создать простой сайт или модуль для него, работающий с запросами клиента. Например, онлайн-калькулятор.

Языки программирования для железа

Стоит ли учиться программировать на PHP

PHP — используют в веб-разработке для создания программ, которые работают на сервере и помогают обрабатывать запросы клиентов. PHP постепенно теряет популярность, потому что серверы можно создавать с помощью других языков. Но на PHP до сих пор работают многие ранее созданные сайты, например, «ВКонтакте».

Где используют. С помощью PHP создают программы, которые работают на сервере и помогают отправлять почту с сайта, взаимодействовать с базами данным. PHP облегчает работу интернет-магазинов — можно не создавать 1 тыс. одинаковых страниц, а генерировать их автоматически из базы данных по запросу клиента.

Сколько платят программисту. В регионах PHP-разработчик получает от 50 тыс. до 120 тыс. руб., в московских компаниях — от 80 тыс. до 220 тыс. руб.

Зачем изучать. Со знанием PHP легко начать карьеру разработчика. Такой разработчик сможет найти работу, даже если у него мало опыта.

Языки программирования для железа

Стоит ли учиться программировать на R

R — это язык для обработки данных, статистики и машинного обучения. R постоянно конкурирует с Python, его чаще используют в научных исследованиях.

R — бесплатный, у него большие возможности для обработки данных и необычный синтаксис, более понятный математикам, от этого популярный в академической среде.

Где используют. Чаще всего с помощью R обрабатывают данные в научных исследованиях. На нем создают нейронные сети.

Сколько платят программисту. Разработчики и дата-аналитики, использующие R, зарабатывают от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Точная сумма зависит от типа компаний — иногда в научных проектах, получающих международные гранты, можно заработать больше.

Зачем изучать обычным людям. Не стоит.

Языки программирования для железа

Стоит ли учиться программировать на Arduino

Arduino — это упрощенный диалект C++, на котором пишут только программы для контроллеров Arduino. Но вот эти контроллеры используют почти везде — от устройств для автоматического полива до полноценных систем «умный дом» и разнообразных роботов.

Arduino существует только в связке с контроллерами, поэтому его не всегда считают полноценным языком. Чтобы на нем работать, нужно купить специальную плату, соединить с компьютером и с помощью специального ПО писать для контроллера программу. Зато можно написать программу, поставить контроллер в нужное устройство и сразу проверить, насколько хорошо она работает.

Где используют. Специалисты, знающие Arduino, могут работать инженерами-электронщиками и разработчиками ПО для микроконтроллеров. Иногда — в школах роботехники.

Сколько платят программисту. В Москве инженеры-электронщики зарабатывают от 50 тыс. до 120 тыс. руб., преподаватели — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Зачем изучать. Arduino удобен именно для решения простых бытовых задач. Его легко использовать дома и на даче — создавать системы полива, вентиляторы, охранные системы, системы для аквариумов. С Arduino можно развивать логическое мышление детей — с ним легко понять принцип работы технических устройств.

Какие языки теряют актуальность

Сомнительная идея изучать Perl в 2021 году, — считает ИТ-предприниматель и идейный вдохновитель школы программирования для детей CODDY Оксана Селендеева. Perl — язык программирования для системного администрирования, веб-разработки, игр. У Perl-разработчиков довольно высокая зарплата — 150 тыс. ₽ в месяц, но начиная с 2017 года вакансий для таких разработчиков почти нет. Лучше обратить внимание на Python. На нем выполняют те же задачи, но язык в 2021 году намного более востребован в ИТ-сфере.

Теряют актуальность и другие языки: Fortran, Objective-C, Haskell, Visual Basic.

По версии Stack Overflow, самые «страшные» языки в 2020 году — VBA, Objective-C, Perl, Assembly, C. «Страшные» означают, что большинство разработчиков, которые сейчас пишут код на этих языках программирования, не планируют продолжать с ними работать.

Языки программирования для железа

Языки программирования для железа

Общие тренды ИТ-сферы вне зависимости от языков программирования

Код становится более читабельным. В последние годы разрабатывают все больше приложений, в том числе для мобильных устройств. Приложения становятся все сложнее по архитектуре, их нужно постоянно обновлять и обслуживать — важно, чтобы код можно было легко прочитать и понять. Приложение может жить десять лет. За это время сменится несколько разработчиков, которым нужно будет понимать код, написанный другими. Поэтому важно, чтобы программы не только решали свои задачи, но и были аккуратно, понятно написаны.

Растет популярность мобильной разработки и машинного обучения. Мобильная разработка стала привычным делом за несколько лет. Многие компании запускают только мобильные приложения, не думая об их браузерных и десктопных версиях. Из-за этого сильнее разрабатывают стандарты мобильной разработки. С одной стороны, это усложняет работу, с другой — сообществу выгодно обучить новичков этим стандартам.

Машинное обучение из диковинки становится неотъемлемой частью жизни — предсказывание и обработка данных слишком часто помогают в обычных ситуациях. Становится больше приложений по распознаванию лиц и обработке голосовых сообщений в текст.

Нужно писать код для всех платформ. Платформ становится все больше — в этом году Apple оснастила свои ноутбуки ARM-процессорами, которые раньше использовала только для смартфонов и планшетов. Поэтому разработчики должны учитывать все существующие технические возможности и писать приложения так, чтобы они работали везде.

Работодатели хотят посмотреть портфолио на GitHub. Если раньше при найме сотрудника работодатели смотрели приложения, к которым программист приложил руку, то теперь даже непрофессионалы все чаще хотят увидеть код. На Гитхабе можно посмотреть все проекты разработчика, увидеть, как он думает и пишет, как развивался и рос.

Программирование молодеет. Дети и подростки изучают программирование на онлайн-курсах или самостоятельно. Из-за этого уже в 13–15 лет они могут писать приложения, выкладывать их в Appstore или GooglePlay и даже зарабатывать деньги. Некоторые из них так начинают карьеру разработчика и конкурируют с выпускниками вузов и более старшими коллегами.

Языки программирования для железа

Еще пять статей о программировании

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Видео

Врубаемся в программирование железа

Врубаемся в программирование железа

7 языков программирования для Хакера | Какой язык программирования учить в 2022? | UnderMind

7 языков программирования для Хакера | Какой язык программирования учить в 2022? | UnderMind

Самые востребованные языки программирования для начинающих

Самые востребованные языки программирования для начинающих

Пишу программу в машинных кодах

Пишу программу в машинных кодах

5 САМЫХ ЛЁГКИХ языков программирования

5 САМЫХ ЛЁГКИХ языков программирования

Языки и сферы их применения. Какой язык программирования выбрать?

Языки и сферы их применения. Какой язык программирования выбрать?

5 ХУДШИХ языков программирования, которые не стоит учить!

5 ХУДШИХ языков программирования, которые не стоит учить!

Я пытался изучить программирование с нуля за 7 дней и вот что получилось в итоге

Я пытался изучить программирование с нуля за 7 дней и вот что получилось в итоге

Какой язык программирования учить в 2022?

Какой язык программирования учить в 2022?

Менее популярные языки программирования

Менее популярные языки программирования
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.