Языки родословная народов объяснение + видео обзор

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Георгиевская централизованная библиотечная система»

Языки родословная народов объяснение Языки родословная народов объяснение

Язык – это родословная народа…

Языки родословная народов объяснение Всё в языке: рожденье, первый шаг,

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

А. Шаяхмет «Земные языки»

Только человеку достался такой уникальный дар – обладать даром слова. И нелегко раскрыть ту глубину, то волшебство, которое скрыто за этим даром. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. На нем говорят, поют песни, пишут письма, стихи. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой. А что есть Библиотека, как не хранилище и средоточие родной культуры и языка? 24 февраля в читальном зале ЦЮБ состоялась литературная дуэль «Родное наше слово!» между участниками клуба «Вдохновение».

Языки родословная народов объяснение Мероприятие приурочено к Международному дню родного языка. Ведущие рассказали о возникновении языкового многообразия согласно библейской легенде о Вавилонской башне; об истории учреждения Дня родного языка; о том, что языковое разнообразие в мире находится под угрозой.Например, у нас на Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки. А ведь признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира.

Сегодня все наречия планеты

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Для большинства людей естественно общаться, передавать эмоции на своем родном языке. Участница литературного клуба «Вдохновение» Лида Варданян, представила присутствующим свои стихи, которые пишет сначала на родном армянском языке, и лишь затем переводит на русский. Завораживало необычное звучание текстов на двух языках в исполнении автора. А остальные участники мероприятия читали стихи известных советских поэтов о родном языке, состязаясь в мастерстве владения художественным словом. Каждый язык самобытен, прекрасен и неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Но одни и те же мудрые мысли у разных народов получили разное выражение. Присутствующим было предложено поучаствовать в конкурсе: ведущие называли пословицы и поговорки разных народов, а желающие поочерёдно называли соответствующие по смыслу русские пословицы.

В Российской Федерации русский язык служит не только основным инструментом межнационального общения людей, но также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России. И сейчас главной задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры. Поэтому в заключение мероприятия внимание присутствующих было обращено на роль языковой культуры и вред сквернословия в нашей жизни.

Ведущие рассказали о том, что в России сквернословие является одним из видов правонарушения и за него предусмотрена юридическая ответственность в соответствии со Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных правонарушениях РФ», несущая различную степень наказания. Недаром так широко распространилась поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека! И здесь уместно еще одно из мудрых высказываний академика Д.С. Лихачева, актуального вне времени: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое». Кроме того, присутствующим презентовали памятку-закладку для книг «Наш язык: Как избавиться от сквернословия?»

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Вечер завершился поздравлением бывших и будущих защитников Отечества от женской половины клуба с праздником 23 февраля.

Источник

ВСТУПЛЕНИЕ

Какие бывают языки? Что в них общего и чем они отличаются друг от друга? Как они распределяются на земном шаре? Какова их письменность, как она исторически развивалась? На эти и многие другие вопросы я постарался найти ответ.

Вот почему очень важно не просто изучать грамматику родного языка и иностранный язык, а с самого начала понять: разные языки могут совсем по-иному выразить одну и ту же мысль, одно и то же содержание.

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ЯЗЫКОВ И КАК ЕГО СОСТАВЛЯЮТ

Правда, некоторые подозрения есть. Двадцать лет назад, глубокой осенью, я вместе с небольшой группой друзей хоронил на подмосковном кладбище молодого лингвиста Вячеслава Марковича Иллича-Свитича. Он почти ничего не успел в жизни опубликовать. Но зато успел написать сравнительный словарь разных языков Евразии, которые назвал «ностратическими». Ученые до сих пор спорят, прав он или нет. Очень может быть, что и прав.

Оказывается, это можно выяснить. Существует специальный метод для установления родства языков. Он называется сравнительно-историческим. Вот как его применяют.

Впрочем, чтобы язык перестал существовать, был стерт с карты языков, совершенно не обязательно, чтобы были истреблены все говорящие на нем. Хотя бывает и такое: в прошлом веке умерла последняя женщина-тасманийка (коренная жительница острова Тасмания у южного берега Австралии). С ее смертью (все тасманийцы были зверски истреблены европейцами) умерли, закончили свою историю и языки Тасмании.

Но вернемся к тому, как мы устанавливаем родство языков.

А кстати, как вы думаете, f получается из h или наоборот? С большой уверенностью можно утверждать, что именно f превратилось в h. Например, латинское filius, то есть ‘сын’, дало испанское hijo— тоже ‘сын’.

Казалось бы, просто. Но на самом деле все во много раз запутаннее. То нет в нужном языке или языках нужного слова, вернее, оно другого происхождения: отец в русском и других славянских языках никак не связано со словом pаtеr. То оказывается, что в каком-то языке звук перед другим звуком вдруг начинает вести себя своевольно,— приходится доискиваться, почему так получается. В латинском языке в слове пять п вдруг перешло в кв: qиinqие. То берем слово, казалось бы, совсем совпадающее со словом другого языка и по значению, и по звучанию: латинское hаbео ‘я имею’ и германское hаbеп, hаvе.

Так что языковед, пользующийся сравнительно-историческим методом, постоянно сталкивается с трудностями. И восстановить языки-предки мы можем лишь приблизительно. Но можем!

Так что когда мы будем внимательно рассматривать языковую картину мира и говорить, что такие-то языки родственны, это совсем не значит, что мы всегда в этом одинаково уверены!

ЯЗЫКИ «ВСТАВЛЯЮЩИЕ» И ЯЗЫКИ «ИЗОЛИРУЮЩИЕ»

Есть и представители других, как говорят, языковых типов.

Вот, например, инкорпорирующие языки, или, в буквальном переводе, «вставляющие». Они отличаются тем, что в них несколько корней легко соединяются в одно длинное-длинное слово, заменяющее два, три, а то и четы ре русских слова. Допустим, гачны-мынг-акмен-нэн. В корякском языке, на Камчатке, это значит: ‘левую-руку-(он)-взял (то есть пожал)’. Все в одном слове!

А если противопоставить, скажем, русский (и армянский) и молдавский языки, то русский будет синтетическим (от слова синтез ‘соединение): частички, выражающие грамматические значения, соединены с корнями в одно слово. А молдавский язык с его дин окажется аналитическим (от слова анализ ‘расчленение): для выражения грамматических значений в нем служат отдельные слова.

Влево: увиденный мной сегодня человек.

Вправо: человек, увиденный мной сегодня..

Или: человек, которого я сегодня увидел.

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРУППА ЯЗЫКОВ

Балтийские языки, как мы говорили,— это литовский и латышский. Был еще древнепрусский язык, но пруссы были частично истреблены, а частично смешались с другими народами.

Следующая группа, или семья языков, входящая в число индоевропейских,— это германские языки. Сюда относится немецкий. (На самом деле это не единый язык, а сложная система разных по происхождению диалектов. Например, так называемый нижненемецкий диалект, на котором говорят жители побережья Балтики (Померании),— это самый настоящий язык. На нем даже есть богатая литература.) Дальше идет голландский язык, у которого есть два брата-близнеца. Это фламандский язык Бельгии (другая часть бельгийцев говорит по-французски) и африкаанс, или бурский язык ЮАР, ведь буры, выделившиеся в самостоятельный народ с отдельным языком, были переселенцами из Голландии. Сюда же относится фризский язык жителей Фрисландских островов в Северном море, у побережья ФРГ, а также идиш, о котором мы уже говорили. Все эти языки называются западногерманскими.

Источник

Древо родства языков мира

Языки родословная народов объяснение

Наш язык — единственная объективная реальность, существующая в этом мире. Все археологические артефакты можно подделать и переместить с одного места на другое, древние летописи переписать или исправить ранее написанные, все аргументы можно оспорить, подтасовав факты вперемежку с вымыслом, но есть общая для каждого народа структура, проходящая сквозь века — это родной язык, и его древние корни слов, указывающие на языковое родство, его подделать нельзя!
Иллюстратор Минна Сандберг (Minna Sundberg) даёт в инфографике исчерпывающую информацию о том, как разные языки связаны друг с другом, и какое место в мире занимает каждый из языков человечества.

Примерно 2/3 населения Земли разговаривает на 40 самых распространённых языках мира.

Назовём 8 самых распространённых языков на Земле:

Языки родословная народов объяснение

Китайский — родной язык для 1,2 миллиарда; говорят на китайском до 1,5 миллиарда человек.

Языки родословная народов объяснение

Английский — родной язык для 500 миллионов; говорят по-английски до 1,5 миллиарда человек.

Испанский — родной язык для 425 миллионов; говорят по-испански до 550 миллионов человек.

Арабский — родной язык для 300 миллионов; говорят по-албански до 420 миллионов человек.

Португальский — родной язык для 230 миллионов; по-португальски говорят до 260 миллионов человек.Языки родословная народов объяснение

Русский — родной язык для 160 миллионов; говорят на русском языке до 260 миллионов человек.

Немецкий — родной язык для 120 миллионов; по-немецки говорят до 200 миллионов человек.

Французский — родной язык для 75 миллионов; говорят по-французски до 270 миллионов человек.

По степени родства все языки мира относятся к определённой Семье языков. Языковая Семья — это базовая языковая структура, по которой определяются близко родственные языки, и далеко родственные языки, имеющие не менее 15% совпадений в базовом списке слов. (100 родственных слов — список Сводеша).

Языки родословная народов объяснение

Самые многочисленные Языковые Семьи на Земле:

2,5 млрд носителей, включая индоарийские языки (Ведический санскрит), германские языки, славянские языки и балтийские.

Сино-тибетские языки

1,2 млрд носителей языка, включая основной китайский язык;

Урало-алтайские языки

500 млн носителей языка, включая основные тюркские языки.

Языки родословная народов объяснение

Самая мощная и многочисленная семья Индоевропейских языков делится на подгруппы — отмеченные на рисунке, как отдельные ветви языкового древа. Генетические связи народов Европы.

Языки родословная народов объяснение

Современная Индоевропейская языковая семья делится на три основные группы языков (ветви языкового древа) — славянскую, романскую и германскую группу языков. Наши английские братья и сестры.

Современные народы Европы, разговаривающие на германских языках, имеют в своём генофонде три преобладающие гаплогруппы: I1, R1b, R1a. Гаплогруппа R1a — это мы, индо-арии, пра-славяне, проживаем на том же месте, на тех же территориях, что и теперешняя Россия. Гаплогруппа R1b — это пра-кельты и пра-германцы . Гаплогруппа I — предки балканских славян, частично наши балтийские славяне (20%), частично, остготы — самая рассеянная гаплогруппа Европы.
У современных немцев преобладающей является гаплогруппа R1b (почти 50 %). Гаплогруппа R1a (12%) ассоциируется с экспансией индоевропейцев на запад Европы 6—8 тыс. лет назад. НО! только в ПРУССИИ арийская гаплогруппа R1a достигает 63%!

Языки родословная народов объяснениеНа инфографике наглядно видны немецкие корни англо-фризского языка и современного английского языка.

Интересно, что различные языки Великобритании — английский, валлийский (Уэльс) и гэльский (Шотландия) между собой имеют довольно дальнее родство.

Словакский язык и словенский язык — весьма дальняя родня, а вот латышский язык с литовским гораздо ближе к русскому языку, чем к эстонскому.

Индолог и этнограф, доктор исторических наук Наталия Романовна Гусева, вместе с группой индийских учёных, предложила другой термин для русского праязыка, индо-славянский.

До Гусевой многие исследователи догадывались о глубокой древности праславянского языка. Например, Русский учёный, археолог, историк Александр Дмитриевич Чертков (1789—1858) издал в Москве в 1853 году книги «Пеласго-Фракийские племена, населявшие Италию» и «О языке пеласгов». Похоже, что Александр Дмитриевич был первым учёным в истории этрускологии, который попытался использовать славянский язык для расшифровки этрусского языка.

Языки родословная народов объяснение

В отличие от таких скандинавских языков, как шведский, датский и норвежский, принадлежащих к северо-германской ветви Индоевропейских языков, финский язык (или суоми) принадлежит к группе фино-угорских уральских языков, как и эстонский язык, марийский, эрзя, коми, удмуртский язык — родоначальники их языковой ветви — фины.

Уральская группа языков (венгерский, эстонский, финский и саами) не принадлежат к Индо-европейской группе языков.

Не принадлежат к индо-европейской группе языков большая группа кавказских языков и баскский язык, который не связан ни с одним из существующих живых языков.

Мальтийский и турецкий языки – это два примера языка не европейского происхождения. Турецкий — это тюркский язык, а мальтийский язык, в значительной степени, происходит от арабского языка.

Языки родословная народов объяснение

В енгерский язык принадлежит к группе фино-угорских уральских языков, но родоначальники их ветви угры, от которых происходит отдельная ветвь языков — ханты и манси.

Около половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия. Многие языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой. Под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности.

Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим. По данным «Атласа мировых языков, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе исчезновение угрожает примерно 50 языкам. Латынь — один из официальных языков Ватикана, является уже мёртвым языком.

Языки родословная народов объяснение

Самыми стойкими считаются языки Европы, так как большая часть стран Европы довольно развиты, и в них обитают коренные жители, носители языка, и считающие государственный язык родным. Потеря даже нескольких тысяч носителей государственного языка является несущественной, но в наше время счёт пошёл на миллионы коренных жителей, покидающих страну, (например, в странах Прибалтики и Украины), и забывающих родной язык.

Источник

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ МИРА

2. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

3. ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА

4. ПРАРОДИНА СЛАВЯН ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА

5. ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

6. БАЛТО-СЛАВЯНСКАЯ ОБЩНОСТЬ

7. АВГУСТ ШЛЕЙХЕР (1821—1868)

Генеалогическая классификация языков тесно связана с понятием языкового родства. Родство языков проявляется в их систематическом матери-альном сходстве, т. е. в сходстве того материала, из которого построены в этих языках экспоненты морфем и слов, тождественных или близких по значению.

Французский лингвист Антуан Мейе так сформулировал определение языкового родства: «Два языка называются родственными, когда они оба являются результатом двух различных эволю-ции одного и того же языка, бывшего в упот-реблении раньше». Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л., 1938. С. 50.

Индоевропейский язык-основа не зафиксирован памятниками пись-менности: он прекратил свое существование в качестве относительно единого (хотя, по-видимому, имевшего диалекты) языка задолго до первых письменных памятников, во всяком случае, не позже конца III тысячелетия до н. э.; слова и формы этого языка лишь предполо-жительно реконструируются учеными на основании сравнения фактов возникших из него родственных языков.

Сходным образом обстоит дело также в других языковых семьях.

Сравнительно-историческое изучение индоев-ропейских языков выявило регулярные соответ-ствия между их звуками, словами и формами. Это можно объяснить тем, что все они потомки одного исчезнувшего древнего языка, из кото-рого они произошли. Такой язык-источник принято называть праязыком (сравним: пра-дед, пра-родитель).

В середине XIX в. на базе теории праязыка оформилась схема «родословного древа», в соответствии с которой считалось, что все языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного двучлененного распада индоевропейского праязыка; созда-тель этой схемы немецкий ученый А. Шлейхер написал даже басню на индоевропейском пра-языке, который он считал несомненной исто-рической реальностью. Однако у многих языковедов возникли сомнения: восстанав-ливаемые факты праязыка в действительности могли относиться к разным его историческим состояниям, а не сосуществовать. Изменения, отраженные современными языками одной семьи, могли относиться к разным древним эпохам.

К началу XX в. теория праязыка была по-ставлена под сомнение, а «родство» языков было сведено к системе языковых соответст-вий. Следствием этого скепсиса явилось после-дующее переосмысление понятия праязыка: научной реальностью обладает ряд отношений, установленных с помощью сравнительно-исто-рического метода, а во всей своей конкретности праязык не может быть восстановлен.

Например, с помощью сравнительно-исто-рического метода устанавливается такой ряд соответствий между потомками праиндоевро-пейского языка: санскритское и, авестийское и, древнеславянское ъ, литовское и, армян-ское и, древнегреческое v, латинское и, ирландское и, готское и. Все они восходят к какому-то одному звуку праиндоевропейского языка. Является ли «и» только условным указа-нием на приведенный ряд соответствий? Или соответствия дают нам право заключить, каков был этот звук в праиндоевропейском языке? Например, что это был звук типа [и]? Об этом идет спор, с той и другой стороны обоснован-ный рядом доводов и доказательств.

Теория праязыка сложилась в индоевропей-ском языкознании в XIX в. В XX в. она стала использоваться и при сравнительно-истори-ческом изучении других языковых семей (тюркской, финно-угорской и т. д.). Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 122.

2. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Приведем перечень основных языков, сгруппированный по рубрикам генеалогической классификации. Географическое распро-странение каждой семьи и ветви указывается на специальных картах языков. См. в БСЭ (3-е изд.) карты «Языки народов мира» (т. 30, вклейка между с. 480 и 481) и «Народы СССР» (т. 24, кн. 2, вклейка между с. 32 и 33), а также Атлас наро-дов мира / Под ред. С. И. Брук, В. С. Апенченко. М., 1964.

I. Индоевропейские языки.

4. Кельтские: ирландский, валлийский, бретонский др.

5. Иранские: испанский, португальский, французский, итальян-ский, румынский, молдавский и др. Романские языки возникли в ре-зультате дивергентного развития народной латыни, составлявшей вместе с классической латынью и некоторыми другими мертвыми язы-ками италийскую ветвь.

7. Греческие языки: новогреческий и его предок древнегреческий.

8. Иранские языки: фарси (новоперсидский), пушту (афганский), таджикский, курдский, осетинский и др. Мертвые: авестийский, древнеперсидский, согдийский, скифский и др.

Из вымерших ветвей индоевропейских языков лучше известны две:

анатолийская (хеттский, лувийский и другие в древней Малой Азии) и тохарская (в Синьцзяне).

II. Афразийские (семито-хамитские) языки.

1. Семитские: арабский, амхарский (в Эфиопии), иврит и др.;

вымершие— аккадский, угаритский, финикийский, арамейский и др.

2. Кушитские, в частности сомалийский.

3. Берберские (в Северной Африке).

4. Чадские, в частности хауса (в Западной Африке, южнее Сахары).

К афразийским языкам в качестве их особой ветви принадлежал также древнеегипетский язык (и коптский).

III. Картвельские языки: грузинский, мегрельский, чанский и сванский.

IV. Абхазско-адыгские языки: абхазский, адыгейский, кабардинский (кабардино-черкесский) и др.

V. Нахско-дагестанские языки.

1. Нахские: чеченский, ингушский, бацбийский.

2. Дагестанские: аварский, лакский, даргинский, лезгинский и ряд других.

VI. Дравидийские языки (Южная Индия): телугу, тамиль-ский и др.

VII. Уральские языки.

2. Самодийские языки: ненецкий и др.

IX. Монгольские: монгольский, бурятский, калмыцкий и др.

X. Тунгусо-маньчжурские: эвенкийский, эвенский, нанайский, удэгейский и др., а также выходящий из употребления маньчжурский.

XI. Чукотско-камчатские: чукотский, ительменский (камчадальский), корякский и др.

XII. Эскимосско-алеутские: алеутский и ряд эски-мосских.

XIII. Китайско-тибетские: китайский, бирманский, ти-бетский и др.

XIV. Тайские: тайский, лаосский и др.

XV. Австроазиатские: вьетнамский, кхмерский и др.

XVI. Австронезийские языки (малайско-полинезийские).

1. Индонезийские: малайский и возникший на его базе индоне-зийский, яванский и ряд других языков в Индонезии, тагальский (на Филиппинах), мальгашский (на о-ве Мадагаскар) и др.

2. Океанийские: гавайский, тайти, фиджи и др.

XVII. Конго-кордофанские языки.

1. Языки банту: суахили и др.

2. Бантоидные: фульбе, йоруба, ибо и др.

XVIII. Нило-сахарские языки (возможно, несколько се-мей).

XIX. Коисанские языки: готтентотский, бушменский и др.

Остальные языки мы объединяем по географическому принципу, причем каждая группа охватывает по нескольку (может быть, десятки) семей.

XX. Американские индейские (америндейские) языки.

Наиболее известны: кечуа (в Перу, Боливии, Эквадоре), гуарани (глав-ным образом в Парагвае); майя (в Центральной Америке), ацтекские (в Мексике), навахо, хопи и др. (в индейских резервациях США и в Канаде).

XXI. Папуасские (на о-ве Новая Гвинея).

XXII. Австралийские: аранта и многие другие.

3. ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА

Аргументы в пользу того или иного решения вопроса о прародине индоевропейцев очень разнообразны и неоднородны. Чаще всего они основываются на анализе фактов, которые от-носятся к более поздней эпохе, когда индо-европейское языковое единство распалось или уменьшилось. Это, например, данные о конкрет-ных индоевропейских языках, уже выделив-шихся из общеиндоевропейского, их отноше-ниях друг к другу и к реконструируемому языку, о местоположении этих обособившихся языков, их миграциях, хронологических харак-теристиках, контактах с другими языками и т.п.

В качестве материала, доказывающего род-ство различных индоевропейских языков и их общее происхождение из единого праязыка, обычно фигурируют слова, которые обозначают растения, животных, металлы, минералы, элементы ландшафта, формы хозяйственной деятельности и социальной организации и т. п.

Рис. 1. Историко-геогрфическая схема прародины европейцев по данным языка.

4. ПРАРОДИНА СЛАВЯН ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА

Древнерусский летописец, отметив единство происхождения славянских народов, расска-зывает об их прародине: он сообщает легенду о том, что в давние времена единый славянский народ жил по берегам Дуная, где ныне Венг-рия и Болгария, а затем разные группы этого народа расселились на новых землях, назвав-шись по-разному. Так древнерусские историки XI—XII вв. решали проблему прародины сла-вян.

Между тем установлено, что история языка и история этноса не совпадают. Язык совре-менных венгров, например, ближайше родствен языкам ханты и манси, живущих к востоку от Урала (в Ханты-Мансийском автономном округе в Тюменской области); и объясняется это тем, что племена угров (языковых предков современных венгров) пришли в IX в. на сред-ний Дунай из-за Урала. Но физический облик и этнографические особенности венгров не имеют прямого отношения к культуре тех угор-ских племен, которые ушли с берегов Оби более тысячи лет назад, ибо племена эти раствори-лись среди коренных жителей (автохтонов) Дуная, передав им свой язык и усвоив их куль-туру.

Географические выводы в этом случае были очень общими, поскольку точное расположе-ние балтов и германцев в период формирования праславянского языка (II—1 тысячелетия до н. э.) не было определено, и лишь в отноше-нии древних иранцев было известно, что они жили в то время вдоль северного побережья Черного моря (к ним относились скифы и сме-нившие их позднее сарматы). Славянская пра-родина определялась в этом случае где-то к северу или северо-западу от северного При-черноморья.

На рубеже XIX—XX вв. в разработке пробле-мы прародины славян особое внимание было уделено ботанической терминологии. Было замечено, что названия деревьев, произрастаю-щих в умеренном поясе Центральной и Восточ-ной Европы, являются общеславянскими (бе-реза, верба, дуб, ель, липа, ольха, сосна, ясень), следовательно, они существовали в праславянском языке до его распада. Названия же деревьев, не растущих восточнее бассейнов Вислы и Днестра, в славянских языках являются заимствованными из западных европейских языков (бук, тис и др.). Отсюда был сделан вывод, что в эпоху своего единства праславяне не были знакомы с этими деревьями: основная часть их прародины находилась к востоку от границы распространения дикорастущего бука и охватывала лесные районы, изобило-вавшие озерами и болотами; терминология именно такой географической среды является также общеславянской.

В то же время слова, обозначающие особен-ности морской среды, в разных славянских языках формировались самостоятельно, т. е. после того, как отдельные группы распавшего-ся праславянского объединения вышли к морю.

В начале XX в. было понято, что общесла-вянские названия объектов окружающей при-роды не могут характеризовать весь более чем тысячелетний период развития праславян-ского языка, а отражают лишь географическую среду, в которой праславяне находились нака-нуне распада. Учитывая это, А. А. Шахматов (см. А. А. Шахматов> развивал идею двух славянских прародин: района, в пределах кото-рого праславянский язык сложился («первая прародина»), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе («вторая прародина») и который, по его мнению, нахо-дился в бассейне Вислы.

В определении «первой прародины» А. А. Шахматов колебался; однако необходимо иметь в виду, что она не могла быть значитель-но удалена от «второй прародины»: нет никаких сомнений в том, что праславянский язык сфор-мировался из индоевропейских диалектов срединной Европы, следовательно, в пределах территории, которая занята славянами и в настоящее время.

Именно на основе вывода об автохтонности славян ведутся в последние десятилетия широ-кие археологические поиски. Благодаря им сейчас уже хорошо известны особенности жиз-ни и быта славян начального периода расселе-ния из «второй прародины». Они представлены археологическими памятниками так называе-мого пражско-корчакского типа V—VI1 вв. н. э., территория распространения которых целиком совпадает с предполагаемым районом поздних праславянских поселений. Где-то в пределах этой территории и должно было задолго до середины I тысячелетия н. э. сло-житься объединение племен, языком которого постепенно стал праславянский. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998, С. 237.

Славянские языки восходят к одному источни-ку. Этот общеславянский язык-предок условно называют праславянским; условно потому, что неизвестно, как называл себя в глубокой древ-ности народ, говоривший на этом языке.

Хотя праславянский язык существовал очень давно и от него не осталось никаких письмен-ных текстов, тем не менее мы имеем о нем доста-точно полное представление. Мы знаем, как развивался его звуковой строй, знаем его мор-фологию и основной фонд словарного состава, который унаследован от праславянского всеми славянскими языками. Наши знания основы-ваются на результатах сравнительно-истори-ческого изучения славянских языков: оно позволяет восстанавливать первоначальный облик (праформу) каждого исследуемого язы-кового факта. Реальность восстановленной (исходной) праславянской формы может быть проверена и уточнена показаниями других индоевропейских языков. Особенно часто соот-ветствия славянским словам и формам встре-чаются в балтийских языках, например в литовском. Это можно проиллюстрировать корнями, в состав которых входят сочетания звуков, по-разному изменявшиеся в разных славянских языках после распада праславян-ского, но сохранившиеся без изменения в ли-товском языке.

О праславянском как своеобразном индоев-ропейском языке можно говорить постольку, поскольку он характеризуется комплексом особенностей, присущих только ему и соче-тающихся с серией особенностей, в той или иной степени известных другим языкам Европы и Южной Азии.

На каком-то этапе своей жизни группа евро-пейских племен, говоривших на диалектах, близких древним балтийским, иранским, балканским, германским, объединилась в дос-таточно прочный союз, внутри которого в те-чение длительного времени происходило сбли-жение (нивелировка, выравнивание) диалек-тов, необходимое для выработки взаимопони-мания между членами племенного союза. Можно предполагать, что в I тысячелетии до н. э. уже существовал индоевропейский язык, характеризовавшийся особенностями, впос-ледствии известными только славянским язы-кам, что и позволяет нам, современным иссле-дователям, называть его праславянским.

Своеобразие праславянского языка в значи-тельной степени объясняется тем, что его исто-рические изменения обусловливались прису-щими только ему тенденциями развития. Самой общей из них была тенденция к слоговому чле-нению речи. На позднем этапе развития прасла-вянского языка оформляется однотипное строе-ние слогов, ведшее к перестройке прежних слогов таким образом, чтобы все они заканчи-вались гласными.

Праславянский язык существовал до середи-ны I тысячелетия н. э., когда говорившие на нем племена, расселившись на обширных террито-риях Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, начинают утрачивать связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племен продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые звуковые, грамма-тические и лексические особенности. Это обыч-ный путь образования «родственных» языков из единого языка-источника (праязыка), подмеченный еще Ф. Энгельсом, который пи-сал: «Племена, расчленяясь, превращаются в народы, в целые группы племен. изменяют-ся языки, становясь не только взаимно непонят-ными, но и утрачивая почти всякий след пер-воначального единства». Цит. по книге: Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987, С. 98.

6. БАЛТО-СЛАВЯНСКАЯ ОБЩНОСТЬ

В семье индоевропейских языков особенно близки друг к другу славянские и балтийские языки. К последним относятся современные литовский и латышский (так называемые восточноприбалтийские) и мертвые (в разное время исчезнувшие) языки древних племен, обитавших на территории лесной зоны Восточной Европы от верховьев реки Оки до южной Прибалтики.

Близость балтийских и славянских языков проявляется в регулярных звуковых соответст-виях, в сходстве форм словоизменения и слово-образования, в общности большинства слов, обозначающих окружающий мир, людей, их от-ношения и деятельность в условиях общинно-родового строя. При этом восстанавливаемое для славянских языков исторически исходное праславянское (см. Праславянский язык) оформление слов, как правило, совпадает с с их офопмлением в исторически засвидетельствованных балтийских языках. Например, восста-навливая для славянского сын (древнерусское сынъ) праформу *sun-us, мы находим ее в литовском sun-us и т. д. В очень боль-шом числе случаев, таким образом, славянские слова и формы выглядят как преобразованные балтийские. Эти уникальные внутри индоевро-пейской семьи отношения между языками, при-надлежащими к разным группам, до сих пор не получили общепринятого исторического объяс-нения.

В последние десятилетия были предприняты серьезные попытки обобщения отношений между индоевропейскими языками. Исследова-ния показали, что наиболее древние черты в равной степени объединяют как праславян-ский, так и балтийские языки с азиатскими индоевропейскими языками, с балканскими (фракийским и иллирийским), исчезнув-шими в начале новой эры (из этих языков в горах на побережье Адриатического моря сохранился лишь албанский язык), а также с германскими языками. Вместе с тем праславянский язык характеризуется значительным комплексом особенностей, сближающих его с западноиранскими языками, к которым, как принято считать, относился язык скифов; эти особенности балтийским языкам неизвестны. На основании этих свидетельств высказано предположение, что протославянский языковой союз, со временем оформившийся в праславянский язык, по преимуществу состоял из диалек-тов, часть которых сохранилась на прибалтий-ской окраине когда-то обширного района их распространения. Окончательный отрыв праславянского языка от Древнебалтийских диа-лектов произошел после его сближения с западноира некой речью скифов, господство-вавших в Северном Причерноморье в середине I тысячелетия до н. э.

Рис. 2. Балто-славянская общность.

Оформление праславянского как своеобраз-ного индоевропейского языка не было связано с географическим разрывом праславян и древ-них балтов: значительная часть праславянских племен продолжала обитать вдоль границ древ-них балтийских поселений. Археологи отмеча-ют, что эти поселения существовали с начала I тыс. до н. э. до второй половины I тыс. н. э. почти без изменений. В конце I тысячелетия до н. э. в Среднем Поднепровье формируется обширный племенной союз, оставивший архео-логические памятники II в. до н. э.- II-IV вв. н. э., получившие название зарубинецкой куль-туры. Создатели этой культуры, как принято считать в последние годы, говорили на диалек-тах праславянского и западнобалтийского ти-па. Группа племен этого объединения позднее продвинулась вверх по реке Десне и создала в районе верхнего течения реки Оки поселения, которые получили в археологии название мощинской культуры. Как свидетельствуют дан-ные гидронимии (названий рек и озер), эта группа племен говорила на западнобалтийском языке. А жившие на территории мощинских поселений в древнерусское время (IX—XI вв.) вятичи настолько заметно отличались от окру-жающего славяноязычного населения, что ле-тописец не считал их славянами, так же как и радимичей (между прочим, тоже живших на территории, где до сих пор сохраняются названия рек западнобалтийского происхож-дения).

Во второй половине I тыс. н. э., в эпоху сло-жения древнерусского государственного объе-динения, балтоязычное население центральной лесной зоны интенсивно славянизируется, т. е. включается в состав древнерусской народ-ности, лишь на западных окраинах сохраняя балтийскую речь предков (потомки этого насе-ления—современные литовцы и латыши). Чебоксарова Н.И. Народы, расы, культуры. М., 1971, С. 71.

7. АВГУСТ ШЛЕЙХЕР (1821—1868)

Изучение языкового родства относится к области срав-нительно-исторического языковедения. Метод сравнительно-истори-ческого языковедения предполагает такое сравнение язы-ков, которое направлено на выяснение их исторического прошлого. Работая сравнительно-истори-ческим методом, ученые сравнивают между собой генетически тожде-ственные слова и формы родственных языков и восстанавливают (ра-зумеется, предположительно, «под звездочкой») их первоначальный вид, их архетипы, или праформы. В итоге получается при-близительная реконструкция по меньшей мере отдельных сторон язы-кового строя, каким он был до обособления соответствующих языков или ветвей языков. Так, определенным образом направленное сравне-ние позволяет раздвинуть рамки исторического исследования, проник-нуть в те эпохи жизни языка, от которых не дошло прямых свиде-тельств в виде письменных памятников.

Источник

Видео

География 8 класс (Урок№30 - Народы. Языки. Религии.)

География 8 класс (Урок№30 - Народы. Языки. Религии.)

ГЕОГРАФИЯ 8 класс : Народы, языки, религии

ГЕОГРАФИЯ 8 класс : Народы, языки, религии

Сколько языков и народов в России? / лекция

Сколько языков и народов в России? / лекция

Как в языке отражён менталитет народа?

Как в языке отражён менталитет народа?

Народы. Языки. Религии России

Народы. Языки. Религии России

Как произошло разделение человечества на разные языки и народы

Как произошло разделение человечества на разные языки и народы

Чем русский язык отличается от западных. Дмитрий Петров

Чем русский язык отличается от западных. Дмитрий Петров

Существует ли африканский язык? FAQ#2.

Существует ли африканский язык? FAQ#2.

СТРАНА ЯЗЫКОВ | Языки России и политика, образование, национализмы малых народов

СТРАНА ЯЗЫКОВ | Языки России и политика, образование, национализмы малых народов

Алтайский - древний общий язык всех народов Сибири?

Алтайский - древний общий язык всех народов Сибири?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.