Языков что может быть милей + видео обзор

Пейзаж в лирике Н. Языкова

Еще в одном из ранних своих стихотворений «А.И. Кулибину» (1821) Языков писал:

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Душистее цветы, там холмы зеленее.

Так пейзаж родной страны проникает в языковскую лирику. Одной из его лучших пейзажных зарисовок (в которой с наибольшей силой воплотился художественный метод Языкова) является стихотворение «Две картины» (1825 г.):

Прекрасно озеро Чудское,
Когда над ним светило дня
Из синих вод, как шар огня,
Встает в торжественном покое:
Его красой озарена,
Цветами радуги играя,
Лежит равнина водяная
Необозрима и пышна.

Прекрасно озеро Чудское,
Когда блистательным столбом
Светило искрится ночное
В его кристалле голубом.
Безмолвна синяя пучина,
В дубровах мрак и тишина,
Небес далекая равнина
Сиянья мирного полна.

Перед нами как бы два пейзажа: Чудское озеро на рассвете и в яркую лунную ночь. Две прекрасные картины, написанные прекрасным художником, изобразительная палитра которого включает в себя все цвета солнечного спектра («цветами радуги играя», «блестки золота» росы). Слабый ветер, «гладь вод», местные «дубровы» – приветливый уголок русской природы – но за ним ширь и простор, необозримая панорама. И на фоне этого мирного утреннего пейзажа разносится «песня русская живая». Родная земля и человек в поэзии Языкова как бы одно целое, как бы одно неразделимое существо. Природа у Языкова не олицетворенная (как у Ломоносова), не одухотворенная (как у Жуковского), она (как уже было замечено исследователями) живая. Все живое, и «паруса, готовые для бега», и «пробудившийся брег». Поистине высочайшее мастерство живописной изобразительности. И это мастерство с особой силой и смелостью реализовано в деталях. Краски, используемые поэтом, очень яркие и контрастные:

Светило искрится ночное
В его кристалле голубом.
Чернеют образы лесов.
Звезда над озером блеснет,
Огнем рассыплется алмазным.

Понимаешь восторг поэта перед подобной картиной, его «избыток чувств», «живые восторги» (так скажет Пушкин о поэзии Языкова). Удивительное чувство душевного покоя, гармонии, умиротворенности охватывает при виде этой прекрасной в своей безмятежности картины: солнце «встает в торжественном покое», «лежит равнина водяная», «тихо пляшут паруса», «безмолвна синяя пучина», «в дубровах мрак и тишина», «небес далекая равнина // Сиянья мирного полна». Поневоле забываешь все тревожащие тебя вопросы. Даже пучина – «синяя», а не «черная», «бездонная» – ведь именно эти ассоциации возникают при слове пучина, пусть даже и яркой лунной ночью. Озеро – «равнина водяная», небеса – «далекая равнина». Мирный и прекрасный уголок русской природы – за ним необозримая ширь и необъятность, и удивительное чувство свободы. Из этой русской природы, порою, не яркой своими красками, черпаешь новые силы.

Хотя Языков (в отличие от Батюшкова и Жуковского) не любил специально, тщательно подбирать звук к звуку, но и он не избегает аллитерации и ассонанса (так, аллитерация «с» в I части стихотворения – прекраСно, ЧудСкое, Светило, Синих и т.д. сменяется аллитерацией «ч» и «ш» – «отброШенная туЧей», «Чернеют», «огонь плавуЧий», «Челн»). Употребляет автор перифразы и сравнения: солнце – «светило дня», озеро – «кристалл голубой», роса – «блестки золота». Прибегает поэт и к смелым сочетаниям слов: «равнина водяная» – «пышна»; «рыбак взывает» (а не зовет); «роса светлеет» (а не блестит); «рыбак живит веселым словом» (а не оживляет).

В этих превосходно написанных картинах главное для автора – их эмоционально-эстетическое восприятие, своеобразие собственного мироощущения, выраженного с исключительной силой, те яркие и «живые» краски, что сам поэт назвал выражением «живых восторгов».

Языков как бы одним, удивительно верным взглядом охватывает отдельные черты изображаемого. При этом поэт добивается редкого многообразия ассоциаций в обрисовке деталей образа. При описании природы для него важно ощущение мгновенности, сиюминутности. Вот превосходное описание грозы в стихотворении «Тригорское» (1826):

. гроза волнует,
Взрывает воды и леса,
Гремит, и блещет, и бушует.
Мгновенья дивные!

Ярок и красочен язык в одной строке – «гремит и блещет и бушует», автор сумел передать и рев ветра, и яркие вспышки молнии, и громовые раскаты грома:

Вдруг тьма угрюмей и черней,
Удары громче громовые.
Шумнее, гуще и быстрей
Дождя потоки проливные.

Характерно самое слово «вдруг» (в этом проявляется языковская энергия стиха). Поэт не боится тавтологии («громче громовые», «дождя потоки проливные»).

Когда кончится гроза, неизвестно:
Но завтра, в пышной тишине,
На небо ярко-голубое
Светило явится дневное
Восставить утро золотое
Грозой омытой стороне.

Языков практически в любом слове открывает различные смысловые оттенки и, комбинируя их, создает новые, подчас неожиданные эпитеты и сравнения: «утро золотое», «небо голубое», и вдруг – «пышная тишина», «восставить утро» – сочетания весьма неожиданные.

Вот прекрасное описание Тригорского («П.А. Осиповой», 1826):

Бывало звезды тихой ночи
Глядятся в зеркало пруда.
Как чаровались мне тогда
Душа и сердце, слух и очи!
А дом, а сад густозеленый,
Пруды и Сороти студеной
Гостеприимные струи!
А вид на долы и на горы
.
А мост, а пышные дары
Помоны, Бахуса и Флоры!

Для Языкова «ход торжественной природы» подчиняется «мудрости законам вековым». Покой и гармония природы передаются человеку:

И взоры прекрасной
То нежны и ясны,
Как божий огонь,
То мрачны и томны,
Как вечер худой.

В стихотворении «Моя родина» (1825) для Языкова в описании русской природы важны прежде всего ее мощь и красота, необъятный простор, для него важно показать силу и свободолюбие русских людей:

Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!
Твоя живая тишина,
Твои лихие непогоды.
Все мило мне.
Но там, где русская природа,
Как наших дедов времена,
И величава и грозна
И благодатна, как свобода.

Природа оживает в восприятии лирического героя. Наступление нового дня – это и пробуждение жизни, пробуждение героя.

Пурпурово-золотое
На лазурный неба свод
Солнце в царственном покое
Лучезарно восстает;
Ночь сняла свои туманы
С пробудившейся земли;
С блеском утренним поляны,
Лес и холмы расцвели.

Опять покой и безмятежность, мирная тишина, изредка нарушаемая скрипом ворот, негромким эхом, звуком волынки, шумом весла, – привычными звуками неторопливой и поэтому прекрасной повседневной деревенской жизни. Поражает удивительная мелодика стиха, мелодия в самом привычном сочетании слов («на лазурный неба свод. лучезарно восстает»). В картинах русской природы с поразительной силой проявилось поэтическое мастерство Языкова, изобразительная сила его стиха – четкие афористические словесные формулировки.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.М. Языкова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

Литературные посиделки «Мой край задумчивый и нежный»
план-конспект по теме

Языков что может быть милей

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году литературы. В разработке собраны стихотворения Кубанских поэтов о красоте родного края. Мероприятие проведено в коррекционной школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель занятия: знакомство учащихся с национально-культурным наследием Кубани, нравственно-патриотическое воспитание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Мой край задумчивый и нежный».

Знакомство учащихся с национально-культурным наследием Кубани;

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

Расширить кругозор учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

Познакомить с творчеством кубанских поэтов;

Корригировать мыслительную деятельность учащихся, связную речь, внимание, память;

Развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельности и наблюдательности;

Формировать эстетический вкус.

Воспитывать у учащихся любовь и чувство гордости за свой родной край – Кубань;

Прививать любовь к родному языку;

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, выставка книг, фонограммы, стихи и песни (выдержки) о Кубани, карта Краснодарского края, карта России.

Подготовительная работа: сообщения детей, конкурс рисунков

(на фоне мелодии учитель читает стихотворение)

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется, светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее. (Слайд №2)

Ребята, сегодня мы проводим литературные посиделки «Мой край задумчивый и нежный». Мы с вами прочитаем и послушаем стихи о родном крае. В каждой их строчке звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Эпиграфом к нашему занятию хочется взять такие слова:

«Отчий край! Вишнёвые рассветы,

Дух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова…»

Россия… Как велика она, как многолика! (Слайд № 4-а) Величаво раскинула свои просторы от океанского побережья Дальнего Востока до цветущих земель Украины, от побережья Ледовитого океана до благоухающего под теплым южным солнцем Черноморского побережья Кавказа. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Живут, радуясь мирным восходам и закатам, любуясь красотами вечнозеленой тайги и величием сияющих в поднебесье золотых куполов храмов, зачарованно всматриваются в набегающие волны желтеющего пшеничного поля или в раздумье задерживают взор на седых горных вершинах.

Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. (Слайд №4-б)

Высокие травы-муравы, растёте вы, травы, на славу!

Краснеют нарядные маки, как в новых бешметах казаки.

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил.

Он каждым листочком

Потянулась в ответ.

Это фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек и перед нами портрет родной земли. (Слайд №9) Кубань богата не только широкими нивами, быстрой и своенравной рекой, давшей имя своему краю, лесами, горами, но и замечательными людьми, среди которых есть писатели и поэты, композиторы, художники. (Слайд №10)

Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить красоту нашей Кубани, как поэты. Послушайте, как поэт Вадим Неподоба говорит о любимом уголке земли. (Слайд №11)

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли – такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где по всему живому в этом мире

Каждый из нас не раз (мысленно или вслух) признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Самые заветные, проникновенные строки Виктор Подкопаев в стихотворении «Край наш тополиный» посвящает родной земле. (Слайд №12)

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный-

Край наш тополиный!

Цветами щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский.

…Весна степь голубит

Значит, тем, кто любит,

Лунный свет потоком

В тень ветвей зеленых.

Только шепчет ветер

Край наш тополиный.

Весна! Румяный, светлый хоровод тихих теплых майских дней. (Слайд №14) Ярко синеет купол неба с плывущими ажурными белыми облаками. Свежий, острый, чуть – чуть горьковатый запах ветра пронизан всевозможными ароматами листвы и цветов. (Слайд №15) В такие дни природа Кубани будто готовится к ежегодному карнавалу зелени, цветов, запахов. Изумрудный перламутр надевают травы, кусты, деревья к весеннему празднику.

Этому замечательному времени года кубанские поэты посвятили свои стихи. (Выходит группа чтецов. Для каждого стихотворения отобраны слайды с изображением весенних пейзажей, которые демонстрируются на экране при чтении определенного стихотворения.)

Послушайте, как Алексей Молчанов воспевает в своем произведении «Вишни цветут» белокурых красавиц. (Слайд №16)

Будто вышли на парад,

Слева – вишни, справа – вишни

Только сердцем прикоснуться

Можно к нежной красоте.

Я иду вишневой улицей

Сквозь вишневую метель.

И не смог я удержаться,

Руки тянуться к цветку.

Я дышу… И надышаться

Ночь проходит – вишни веером

Серебристый свет струят…

На Кубани, как на севере,

Читая эти строки, невольно представляешь вишню красавицу-невесту.

А, когда читаешь стихотворение «Кубанские синие ночи» Сергея Хохлова, пред нами предстает яркий, неповторимый образ нашего чудесного края. (Слайд №17)

Кубанские синие ночи,

Черешен густой аромат,

Шумит над поселком рабочим

Зелеными ветками сад.

Он весь как хорошая сказка,

В нем полный разгул соловья.

Эх, сад мой бескрайний кубанский,

Счастливая юность моя.

Приду под заветные кроны,

Улыбку свою подарю,

Пусть месяца рог золоченый

Нам светит с тобой до зари.

Размокла стёжка полевая

Вдоль влажной лесополосы,

И солнце, землю поливая,

Сверкает в россыпях росы.

Свой след оставил дождь недавний,

И возвестил далёкий гул,

Что гром последней хлопнул ставней

И настежь небо распахнул!

Виталий Борисович Бакалдин.

Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. (Слайд №21) Жара ещё не успела утолить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает мёдом цветущая рожь. Лесные травы по пояс. Кроме всех деревьев цветёт и благоухает липа. Собирают нектар труженицы пчёлы. Солнце нежными лучами ласкает природу.

Матвей Коваленко увидел как кубанское лето развёртывается во всей своей великолепной красе. (Слайд №22)

«Утром ветер сушит росы. «

Утром ветер сушит росы

Тихим звоном входят косы

Кто придумал те поляны?

Я не знаю — вы смогли б?

По заливам всплески рыб?

Птичий гам по рощам синим,

Чистоту небес и вод.

Кто там хочет всё разрушить

И, обуглив, сжечь в огне?

Подобреет, птиц послушав,

В наших рощах, на зоре.

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь такого возвеличия,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом Родину большую,

Растишь пшеницу, рис, свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Люблю акаций белый цвет душистый

Люблю стогов пьянящий аромат.

Вдыхать люблю прозрачно воздух чистый, Языков что может быть милей

Когда грохочет громовый раскат.

Люблю тебя, мой край за море синее

И дорог мне здесь каждый человек.

Пусть будет чистым небо над Россиею

Хвала рукам дарящим людям хлеб. (Слайд №24)

Николай Иващенко «Мой милый край, Кубань моя «

Всякое время года, как и всякий возраст, имеет свои достоинства. Но если человеку доведётся, хоть однажды встретить сентябрьское утро, он, наверное, скажет, что ранняя осень — самая прекрасная пора на Кубани.

Кубанская златокудрая осень-красавица воодушевила поэтов на создание прекрасных стихов. Вот лишь небольшая толика их. (Слайд №25)

Именно эта пора с наибольшей выразительностью предстаёт перед нами в стихотворении Галины Жежель «Осенний этюд». Мы видим величавую красоту и могущество родной природы, усиленную некоторой дымкой таинственности.

На плетнях, на старых почках

Ветер сушит паутинку

Рвёт туман свою сорочку,

В синь небесную вбивают

Клинья стаи журавлей.

И на землю опадают

Следы долгие дождей.

Ночи густо почернели,

Темень жирной акварелью

Потечёт на грудь земли.

Голым телом тополя,

Тусклой рябью лужи блещут,

Губы сморщили поля.

На плетнях, на рыжих кочках

Ветер сушит паутинки,

А туман, задрав сорочку,

Шумит весельем бабье лето

Меняя платье каждый час.

Моталось целый год по свету,

Настал черёд проведать нас.

Вновь с прежней силой пышет жаром

И листья красит в разный цвет.

Зажгло леса цветным пожаром —

На землю стелет рыжий плед.

Валентина Дацко «Бабье лето»

Тихое раннее утро на Кубани, околдованной чародейкою зимой. Лёгкой пуховой цепью окутаны и опутаны ветви деревьев, кустарников. Ледяные выси лазурного неба сияют торжеством. Глубокие, чистые лежат сугробы, словно сказочные серебряные замки, выросшие за ночь под деревьями, у кустов, на тропинках. Под скользящими утренними лучами солнца снег на них вспыхивает и блестит ослепительной красой, искрится и переливается всеми цветами радуги. Чем выше поднимается солнце, тем ярче сверкают россыпи на деревьях, на изгороди кустов, на извилистых дорожках, в мягком снегу. (Слайд №26)

Деревья замерли, как сказочные исполины. Кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Их тонкие ветви с белой бахромой похожи на узорное вязание, созданное каким-то волшебником. Косматая изморозь накипью застыла на мощных корявых ветвях дуба, закурчавились в причудливой причёске его резные ржавые листочки и жёлуди — остатки прежнего убранства. Скромные осинки, согнутые в разновидные дуги, с которых свисают сталактиты сосулек, своими верхушками увязли в сугробах и пытаются освободиться из этого плена.

Зимняя свежесть вливается в тело, вселяя бодрость. Появляется сладостное чувство любования кубанской кратковременной зимой. И хоть такую красоту кубанские жители наблюдают нечасто, зато поэты смогли запечатлеть её в своих стихах.

Старушка древняя зима

Кладёт сугробы, как тома.

Снежинки буквами кружат

И будто строфами лежат.

Былины пишет не спеша,

Как будто время вороша.

Характер вьюг бывал суров

Смести с земли был всё готов.

Вздымая снежные столбы,

Конём вставал на дыбы,

Метаясъ в поле вдоль дорог

Местами делала порог.

Позёмка из седых волос

Плела серебряный занос,

Лютуя, выла стужа — зверь

Всё это было не теперь.

Не злится больше так метель,

Раскинет в полюшке постель,

Забавы ради лишь пурга

Закружит вихрями снега.

И вновь становится тиха,

Селенья кутая в меха,

Легонько сыплет снег — крупу,

Собрав под Новый год толпу.

Валентина Дацко «Зима»

Как хорошо под снегопадом!

Душе очнувшейся светло.

В лесу, высоком и косматом,

Как в сказке бабушки, тепло.

В пространстве, недоступном взору,

Иду по канувшей тропе,

Прислушиваясь к разговору

Безмолвья белого в себе

Я в жизни всё как есть приемлю,

Любой её снежинке рад,

И кажется — не снегопад,

А сердце обнимает землю.

Вадим Неподоба «Как хорошо под снегопадом! «

(Слайд №27) Люди! Остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте повседневную суету, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест кубанских трав, песнь ветра, птичий оркестр, голос речной волны, полюбуйтесь утренней зарёй, возвещающей рождение нового дня.

Живые, трепетные, яркие картинки учат любить и хранить хрупкий мир матушки — природы, открыто и бескомпромиссно вставать на защиту каждой росинки, зелёного листочка, гибкой веточки, трепещущей паутинки.

Природа Кубани — олицетворение красоты и гармонии мира, способствующее нравственной основе любого характера. Будьте же в нём человечны и милосердны.

— Подошли к концу наши посиделки. Много хороших строк мы сегодня прочли и услышали о родном крае. А закончить мне хочется знаменитыми строками: (Слайд №28)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

Источник

Выбранный для просмотра документ О Языкове.docx

Тема «Поэт Н.М.Языков» Комментарии к слайдам

Слайд №2 Происхождение

Н. М. Языков родился в Симбирске 4 марта 1803г. Его отец, Михаил Петрович Языков, был весьма состоятельным помещиком. Мать, Екатерина Александровна, урожденная Ермолова, была в близком родстве со знаменитым генералом Ермоловым.

Недалеко от Ульяновска сохранился уголок прекрасной русской природы – «роскошное село Языково», так писали в позапрошлом веке. Здесь прошло детство Н.М. Языкова. Великолепная природа, вид неба, воды и земли – все это удивительным образом действовало на душу мальчика, открытую для первых впечатлений.

Чрезвычайно живой и веселый, добрый, отзывчивый мальчик, которого за полноту называли в шутку «Весселеем» (в переводе с немецкого – бочонком), по праву оставался всеобщим любимцем. В свою очередь, он был сердечно привязан к родным и близким, старался во всем подражать старшим братьям и охотно воспринимал их советы, наставления и поручения. С помощью Петра и Александра он познал азбуку, начатки чтения и письма, азы арифметики.

Позже в стихотворении «Родина» поэт выразит свою любовь к родному краю:

Всегда люблю я, вечно живы

На крепкой памяти моей

Предметы юношеских дней

И сердца первые порывы;

Мне оживляет и рисует,

Она свежа, она чиста,

Она блестит, она ликует.

В 1820 году Языков закончил обучение в Институте и поступил в Инженерный корпус, хотя обучаться там никакого желания у него не было. В конце концов в 1821 году его исключили «за нехождение в классы».

В 1822 году Языков поступил в Дерптский университет на философский факультет, где дополнительно занимался с учителями латинским и греческим языками. За семь лет пребывания в Дерпте Языков приобрел солидное образование, хотя и не окончил курса. Он не решился держать экзамен за университет, но дело было вовсе не в недостатке познаний. По его словам, он не хотел терять времени, добиваясь чего-то, что ему не нужно, так как чувствовал себя «способным существовать для одной поэзии и одной поэзией».

Слайд №5 Поэтический дебют

Во время обучения в Петербурге Языков завязал знакомства в писательском кругу и с 1819 стал печататься. В 1819 году в одном из номеров «Соревнователя просвещения и благотворения» было опубликовано стихотворное послание Языкова к Кулибину. Карамзин, Жуковский, Батюшков, позже — Байрон и молодой Пушкин были для него литературными кумирами и учителями. К пластике и мелодичности стиха поэтов школы Жуковского Языков прибавил мощь, громкозвучность и торжественность стиха классицистов Ломоносова и Державина. Стихи молодого поэта, полные огня и движения, были встречены с большим сочувствием. Он пишет студенческие песни, которые имеют огромную популярность В короткое время имя Языкова, как поэта, стало общеизвестно. Звонкие стихи Языкова заучивались наизусть, перекладывались на музыку и распевались студенческим хором.

Слайд №6 Этапы творчества

В творчестве Языкова принято выделять два периода. Первый – дерптский – охватывает 1820-е годы и завершается примерно 1833 годом, выходом первого сборника стихотворений поэта. Появление его было фактом, значительным не только в биографии Языкова, но и в истории русской поэзии, Второй период – московский и заграничный – тянется с 1834 по 1846 год.

Слайд №7 Жанровое многообразие в творчестве Языкова

После декабря 1825 года вольнолюбивый пафос стихотворений Языкова заметно ослабевает. Раньше поэт Языкова – это или баян, традиционный в декабристской литературе певец-воин, поющий славу героям и пламенной любви к свободе, или независимый, свободный гений, для «торжественных трудов» которого не может служить наградой «милость царственного взгляда» и «восхищение рабов». Теперь же миссия поэта представляется ему высоким, «избранническим» служением мудрости и добру. Поэт призван смягчать своим пением равно и муки раба и жестокость «венчанного произвола».

Слайд №8 Дружба с А.С.Пушкиным

Пушкин искал знакомства с Языковым и ещё в 1824 году приглашал молодого поэта через его университетского товарища А.Н. Вульфа к себе в Михайловское.

Пушкин писал А.Н. Вульфу:

Однако в 1824 году Языков не смог встретиться с Пушкиным. Их знакомство отсрочилось до 1826 года.

Летом 1826 Языков, приехав в гости к своему студенческому товарищу Вульфу в Тригорское, встретился с Пушкиным, жившим тогда в Михайловской ссылке. Между поэтами завязалась дружба.

Слайд №9 Тема дружбы в творчестве

Пушкин высоко ценил поэзию Языкова:

Поэтов меж собой связует.

Родня друг другу по судьбе,

Они родня по вдохновенью,

Клянусь Овидиевой тенью,

Языков, близок я тебе!

Языков пишет Пушкину:

О ты, чья дружба мне дороже

Приветов ласковой молвы,

Милее девицы пригожей,

Святее царской головы!

Огнем стихов ознаменую

Те достохвальные края

И ту годину золотую,

Где и когда мы: ты да я,

Два сына Руси православной,

Два первенца полночных Муз,

Наш поэтический союз!

Слайд №10 Московская жизнь

В 1829 г. Языков переселился в Москву. В годы московской жизни были написаны чуть ли не лучшие стихи Языкова. По свидетельству его современника, «Крылья поэта встрепенулись». Его лира обрела новые сильные звуки, в которых сливались воедино «могучей мысли свет и жар и огнедышащее слово». Пушкин говорил, что стихи Языкова 30-х «стоят дыбом».
Одно из лучших — знаменитое стихотворение «Пловец», давно ставшее любимой народной песней.

12 сентября 1831 года Языков поступил на службу в Межевую Канцелярию. Службу в канцелярии Языков воспринимал как помеху своему творчеству. Ему хотелось переехать в деревню, где в уединении полностью отдаться стихописанию.
Слайд №13 В Языкове

Слайд №14 За границей

Медики предписали поэту путешествие на воды. 28 июня 1838 года он выехал в Германию в Мариенбад. В конце сентября переехал в Ганау, где вместе с братом, П.М. Языковым, занимался переводами с русского на немецкий произведений Д.Давыдова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

Слайд №15 Дружба с Гоголем

В Ганау Языков сблизился с Гоголем, который в 1842 г. повез его с собой в Венецию и Рим. Гоголь называл Языкова своим любимым поэтом: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конём своим, да еще как бы хвастается своею властью».

Дружба Языкова и Гоголя вначале была горячей и искренней, хотя выражалась преимущественно в сочувственном отношении каждого из них к таланту другого, свойственной им обоим религиозности и сходных телесных недугах. Из-за мелких житейских дрязг они расстались, но продолжали переписываться.

Слайд №16 Последние годы

В Москву Языков приехал в последних числах июля 1840 года.

Между тем в Москве вышла книга «56 стихотворений Н.М. Языкова», а позже сам поэт подготовил к изданию сборник «Новые стихотворения», написанные в 1834-1844 годах. Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.

Слайд №17 Память о поэте в городе Ульяновске

Источник

Видео

Н. Языков "Мой друг! Что может быть милей..."

Н. Языков "Мой друг! Что может быть милей..."

Н. М. Языков "Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края..."

Н. М. Языков "Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края..."

Н. Языков "Что может быть милей бесценного родного края"

Н. Языков "Что может быть милей бесценного родного края"

Стихотворение «Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края?»(автор – Н. Языков)

Стихотворение «Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края?»(автор – Н. Языков)

Диафильм Что может быть милей бесценного родного края!

Диафильм Что может быть милей бесценного родного края!

Мой друг!что может быть милей бесценого родного края

Мой друг!что может быть милей бесценого родного края

Мой друг! что может быть милей бесценног...

Мой друг! что может быть милей бесценног...

Н. Языков "Мой друг". Читает Наумова Юлия, 4 класс

Н. Языков "Мой друг". Читает Наумова Юлия, 4 класс

Как язык влияет на восприятие мира?

Как язык влияет на восприятие мира?

РАЗВЕ МОЖНО МЕЧТАТЬ О БОЛЬШЕМ. Лучшая Мелодрама про Любовь. Все Серии.

РАЗВЕ МОЖНО МЕЧТАТЬ О БОЛЬШЕМ. Лучшая Мелодрама про Любовь. Все Серии.
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.