ПРОВЕРКА И КОРРЕКТИРОВКА ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗМЗ
Статья подготовлена к публикации М.Ухановым (aka miha, СТТeam, Ростов)
В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированно проведенного ремонта привода ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения от заданных значений. В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя. Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя возникает необходимость проверить и, при необходимости, правильно установить фазы газораспределения.
Проверку и корректировку фаз газораспределения можно провести на двигателе, установленном на автомобиле. Для контроля фаз газораспределения необходимо:
Внимание! Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо.
При этом кулачки распределительных валов 1 ‑го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы:
1 – метка на звездочке. 2 – верхняя плоскость головки цилиндров
В случае, если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. Точную установку поршня 1 го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа, который устанавливается и закрепляется в свечном отверстии 1 ‑го цилиндра.
А – проверка углового положения распределительного вала впускных клапанов. В – проверка углового положения распределительного вала выпускных клапанов. 1 – кулачок впускного клапана первого цилиндра. 2 – шаблон кулачка. 3 – транспортир. 4 – кулачок выпускного клапана первого цилиндра. 5 – головка цилиндров. 6 – гидротолкатель.
Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов – вид «В».
Стрелка шаблона должна указывать на метку транспортира 19 °± 2 °, при измерении ведущая ветвь цепи в районе среднего успокоителя (между звездочкой распределительного вала и ведущей звездочкой промежуточного вала) должна быть натянута и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала выпускных клапанов ключом на « 27 » за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание промежуточного и коленчатого валов не допускается. При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя.
В случае, если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ± 2 °, требуется корректировка фаз газораспределения.
Для этого на двигателе нужно выполнить следующие работы:
ЗВЕЗДОЧКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОТВЕРСТИЯМИ:
Если при корректировке фаз газораспределения требуется повернуть распределительный вал (валы) по ходу его (их) вращения (по часовой стрелке), то звездочку (звездочки) необходимо устанавливать на одно из дополнительных отверстий с плюсовым смещением, расположенное справа от заводского отверстия, если – против часовой стрелки, то звездочку (звездочки) устанавливать на одно из отверстий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия. Выбор отверстия на звездочке, с необходимой величиной смещения, производится в зависимости от величины отклонения углового положения кулачка от номинального значения. При установке звездочки на дополнительное отверстие заводская установочная метка 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.
Фото транспортиров и настройки
В качестве примера рассмотрим корректировку фаз газораспределения при показаниях стрелки шаблона 23 ° для кулачка впускного клапана и 16 ° для кулачка выпускного клапана. Данные значения углов превышают номинальные значения для впускного и выпускного кулачков на 3 °, что больше допустимого отклонения ± 2 °. При данных показаниях углового положения кулачков и, учитывая, что при работе двигателя распределительные валы вращаются по часовой стрелке, наблюдая со стороны шкива коленчатого вала, начало открытия впускных и выпускных клапанов будет происходить с некоторым опережением от заводских значений фаз газораспределения. Для корректировки фаз, в этом случае, необходимо повернуть распределительные валы против часовой стрелки и при установке звездочек использовать дополнительное отверстие с минусовым угловым смещением, с величиной смещения 2 ° 30 ° (первое отверстие, расположенное слева от заводского отверстия). Далее работу продолжить а следующей последовательности:
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
В процессе эксплуатации в результате удлинения цепей и износа зубьев звездочек ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 Евро-4 и Евро-5 от номинальных значений. Правильность фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели этого двигателя.
Проверка и корректировка фаз газораспределения на ЗМЗ-40911, комплект оснастки для проверки фаз газораспределения на двигателе ЗМЗ-40911.
Поэтому, при снижении мощности двигателя ЗМЗ-40911, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя необходимо проверить и при необходимости, откорректировать установку фаз газораспределения. Для этой цели используется разработанный на предприятии-изготовителе двигателя комплект оснастки. В комплект входят:
1. Сектор 24-Ф-74784.001. 2. Шаблон кулачка 252 градуса 24-Ф-74784.002 для выпускного распределительного вала и шаблон кулачка 240 градусов 24-Ф-74784.003 для впускного распределительного вала. 3. Кондуктор для сверления дополнительных установочных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов 17-Ф-2349.
Комплект оснастки для проверки и корректировки фаз газораспределения на ЗМЗ-40911.
Проверку и корректировку фаз газораспределения можно провести на двигателе ЗМЗ-40911, установленном на автомобиле. Для контроля фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 необходимо снять крышку клапанов, отсоединив все провода и шланги.
Последовательность действий по проверке фаз газораспределения на ЗМЗ-40911.
1. Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, повернув коленчатый вал по ходу вращения (по часовой стрелке) до совпадения риски на диске демпфера шкива коленчатого вала с ребром-указателем в виде прилива на крышке цепи.
Также этому положению будет соответствовать нахождение сбега 20-го зуба диска синхронизации шкива коленчатого вала напротив середины сердечника датчика положения коленчатого вала. Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо. При этом кулачки распределительных валов 1-го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы ниже.
Схема положения распределительных валов на ЗМЗ-40911 при положении поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Привод распределительных валов с втулочными и зубчатыми цепями.
В случае если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. Точную установку поршня 1-го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа, который устанавливается и закрепляется в свечном отверстии 1-го цилиндра.
2. Установить сектор 24-Ф-74784.001 за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов — вид «А». Прижимая сектор 24-Ф-74784.001 к верхней плоскости головки блока цилиндров, приложить и плотно прижать шаблон 24-Ф-74784.003 к поверхности первого кулачка. При этом стрелка шаблона должна показать на секторе угол :
— 20°30±2°40 для привода с втулочными цепями. — 20°±2°40 для привода с зубчатыми цепями.
Проверка углового положения распределительных валов выпускных и впускных клапанов.
При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя ЗМЗ-40911. При измерении ведущая ветвь цепи (в районе верхнего и среднего успокоителей) должна быть натянута. Для этого ключом повернуть распределительный вал впускных клапанов за четырехгранник на теле вала против часовой стрелки и удерживать в этом состоянии, не допуская поворота коленчатого вала.
Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов — вид «Б». Стрелка шаблона должна показать на секторе угол :
— 19°30±2°40 для привода с втулочными цепями. — 19°±2°40 для привода с зубчатыми цепями.
В случае если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ±2°40 от номинального значения, требуется провести корректировку установки фаз газораспределения на ЗМЗ-40911.
Корректировка установки фаз газораспределения на ЗМЗ-40911, сверление отверстий в звездочках распределительных валов.
Для корректировки установки фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 необходимо выполнить следующие работы:
1. Снять переднюю крышку головки блока цилиндров. 2. Снять верхний гидронатяжитель, отвернув болты крепления крышки гидронатяжителя. Снять крышку с прокладкой и шумоизоляционной шайбой. 3. Снять верхний и средний успокоители цепи, отвернув болты их крепления. 4. Снять звездочки распределительных валов, отвернув болты их крепления, удерживая валы ключом за четырехгранник на теле валов. Снятую со звездочек распределительных валов цепь удержать от соскакивания со звездочки промежуточного вала. 5. По установленному на звездочке распределительного вала кондуктору 17-Ф-2349 просверлить в каждой звездочке шесть дополнительных отверстий диаметром 6,1 мм.
В результате установки звездочки распределительного вала на одно из дополнительных отверстий получится изменение угла установки распределительного вала, замеряемое с помощью шаблона кулачка и сектора, на величину в соответствии с рисунком ниже.
Дополнительные установочные отверстия в звездочках распределительных валов ЗМЗ-40911, величина изменения угла установки распределительного вала.
Выбор отверстия на звездочке с необходимой величиной углового смещения надо производить в зависимости от величины отклонения положения кулачка от номинального значения. При установке звездочки на дополнительное отверстие, заводская установочная метка (метки) на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров при положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ.
Далее работу по корректировке фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 необходимо производить в следующей последовательности:
Установка фаз газораспределения распределительного вала выпускных клапанов.
1. Накинуть цепь на звездочку (с одной меткой — для привода распределительных валов с зубчатыми цепями) распределительного вала выпускных клапанов и установить ее на фланец и штифт распределительного вала, используя одно из отверстий. Поворотом распределительного вала выпускных клапанов за четырехгранник на промежуточной шейке вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.
2. Установить шаблон кулачка на первый кулачок распределительного вала выпускных клапанов и сектор на головку блока цилиндров и замерить угол установки первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов. В случае нахождения значения замеренного угла не в допуске повторить действия, начиная с п.1, с использованием другого дополнительного установочного отверстия.
Установка фаз газораспределения распределительного вала впускных клапанов.
3. Накинуть цепь на звездочку (с двумя метками — для привода распределительных валов с зубчатыми цепями) распределительного вала впускных клапанов и установить ее на одно из отверстий. Поворотом распределительного вала впускных клапанов за четырехгранник на промежуточной шейке вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.
4. Установить шаблон кулачка на первый кулачок распределительного вала впускных клапанов и сектор на головку блока цилиндров и замерить угол установки первого кулачка распределительного вала впускных клапанов. В случае нахождения значения замеренного угла не в допуске, повторить действия, начиная с п.3, с использованием другого дополнительного установочного отверстия.
Окончательная проверка фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 и сборка двигателя.
5. Завернуть болты крепления звездочек, не затягивая окончательно. Зарядить гидронатяжитель, установить его на двигатель и привести в рабочее состояние (разрядить). Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик.
6. Повернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота и совместить риску на диске демпфера шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи. Также это положение коленчатого вала можно выставить по нахождению сбега 20-го зуба диска синхронизации шкива коленчатого вала напротив середины сердечника датчика положения коленчатого вала.
7. Проверить установку фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 с помощью сектора и шаблона кулачка со стрелкой, как описано выше. В случае нахождения значения замеренного угла не в допуске, необходимо повторить корректировку фаз газораспределения, используя другие установочные отверстия.
8. Затянуть болты крепления звездочек распределительных валов окончательно моментом 54,9-58,8 Нм (5,6-6,2 кгсм). Установить верхний и средний успокоители цепи, завернув винты крепления. Предварительно нанести на резьбу винтов крепления успокоителей анаэробный герметик.
1. декабрь 2013, перцовка и нонейм тоже с форума 2. 13/23, расход хх 1,6, динамика: до 2000 грустно, после терпимо, нормально раскручивалась до 4,5 3. двухрядка прогресс 16/19, расход на ХХ 1,3-1,4 лч, до 2500 вроде норм но дальше хуже чем было.
Дальше 20/19, расход хх 1,6-1,7 (не сохранив логи скинул крышку) и казалось бы вот оно счастье, раскручивается легко, легко вытянул на 3 передаче подъем, где раньше сразу затухал. Но заметив что стрелка температуры поползла вверх (раньше такого не было и с кондеем) остановился и ощутил расколбас двигателя. Вернулся и опять (пока мышечная память есть) за 5 мин скинул крышку, осталось испробовать 16/23.
ПыСы. Все варианты катаю на двух ЭБУ, жаль только нет стока.
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение Slava61 » Чт май 12, 2016 21:09
Менял на майские. 2011 год, июль 54000 км. Без прошивки.
Фазы по индикатору 20 / 19, с неоднократной проверкой. ВМТ с меткой на шкиве совпали. Впечатление, что кобыл 50 добавили. С новья так никогда не ехал. Про расход сказать не могу, бортовика нет. Валы 252-е. Цепь однорядка усиленная. Теперь на холостых движок не трясётся как эпилептик, бокал с шампанским можно ставить.
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение СалУрал » Пт май 20, 2016 13:51
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение Александр М » Вс май 22, 2016 03:11
Re: Фазы ГРМ Евро
Сообщение Павел_Кузьминов » Вс май 22, 2016 08:47
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение bugrum » Вс май 22, 2016 08:59
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение Kaisn » Вс май 22, 2016 09:23
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение yariddik » Вс май 22, 2016 15:34
1. 2013 прошивка родная, но шитая официалами. Неизвестно зачем. Машина с тестдрайва. 2. Хз, лопнула на трассе вдали от дома. Ехала хорошо, рав4 2.0 145лс делала. Потом ехала всё хуже и хуже, но тяга 1000-2000 устраивала. 3. 21/18. Проехаться не довелось, троит два цилиндра из-за детонации. Поставил 16.5/19 расход стал, как был на зпц, машина едет четко, с 1800 до 4000 равномерный разгон. На четвертой на одном дыхании стала разгоняться до 140. На пятой еле разгоняется после 120 Ехать стала намного лучше. Видимо совсем зпц убита была-машина дергалась на разгоне. Разберусь с детонацией в 1 и 4 попробую 20/19. Проблема есть естесственно вне зависимости от фаз, просто на 16/19 работает.
Ах да, комплект аст, который Родосовский, однорядка 70/90 разрезные звезды
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение 38 рег. » Пн май 23, 2016 12:24
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение 38 рег. » Пн май 23, 2016 12:35
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение wrag » Пн май 23, 2016 13:03
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение СалУрал » Пн май 23, 2016 17:37
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение yariddik » Ср май 25, 2016 22:47
Посмотрел фотки в нете. Блин, у кого штифт стоит до двух меток, у кого штифт на одной плоскости с метками. И это на евро4 у всех. Но если штифт стоит до меток, там прям видно, что не 20 градусов от плоскости ГБЦ
П.С, у меня оба 252 вала, хочу попробовать карбовый купить, только всё думаю чьего производителя взять. Всё равно, больше 3500 не приходится крутить.
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение yariddik » Ср май 25, 2016 22:48
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение 38 рег. » Ср май 25, 2016 23:19
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение yariddik » Чт май 26, 2016 06:01
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение mservis » Чт май 26, 2016 06:07
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение 38 рег. » Чт май 26, 2016 10:25
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение Slava61 » Чт май 26, 2016 19:07
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение yod » Пн июн 06, 2016 11:34
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение greylonly » Сб июл 02, 2016 21:50
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение aleksfom012 » Вс июл 03, 2016 07:16
Re: Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение 38 рег. » Вс июл 03, 2016 10:55
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение alan62 » Вс июл 10, 2016 03:07
Про фазы. Приехал комплект от Прогресса Евро-3. Так вот я созванивался с ними(с Прогрессом) про фазы и мальчик мне ответил, что они делали запрос на завод и там сказали, что фазы не менялись. Ну разве если диверсия какая.
У меня сейчас авто совсем плохо едет. Если на гашетку давить плавно, то набирает более менее, если нажать в пол(например на 4 передаче с 60) делает звук мууууууу и еле еле разгоняется. Более 115 вообще разогнаться нереально. Пары 4.6, Ханкук 265/75. Через три дня буду менять комплект, погляжу что за фазы, ну и по результату отпишусь.
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 07:34
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение mservis » Пн ноя 14, 2016 07:49
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 08:18
Отправлено спустя 12 минут 2 секунды: свечные колечки в крышке дубовые. новые взял Е-3 а они толще и диаметром меньше. короче не лезут. Можно ил временно размягчить старые кольца в соляре? Сама крышка на 10 болтах т.е. Е-4
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение mservis » Пн ноя 14, 2016 08:34
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 08:42
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение VladislaV » Пн ноя 14, 2016 11:29
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 12:22
Фазы ГРМ Евро 4
Сообщение greylonly » Пн ноя 14, 2016 17:11
Отправлено спустя 12 минут 2 секунды: свечные колечки в крышке дубовые. новые взял Е-3 а они толще и диаметром меньше. короче не лезут. Можно ил временно размягчить старые кольца в соляре? Сама крышка на 10 болтах т.е. Е-4