Коробка передач на фурах – один из важнейших элементов комфортной и безопасной поездки. Многие опытные водители даже не обращают внимание на характеристики двигателя и прочих важных узлов автомобиля. Они сразу интересуются, сколько передач на фуре, и какая в ней используется трансмиссия. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
- Коробка передач грузового автомобиля
- Разновидности и классификация
- Количество ступеней передач
- Демультипликатор и делитель
- Автомат или механика: что выбрать
- Переключение скоростей на фуре
- Полезные советы
- Что нужно знать о КПП грузовых автомобилей?
- Как переключать передачи на фуре
- А вы смогли бы переключить 18 передач механической КПП?
- Устройство трансмиссии
- Как тронуться с места на КамАЗе
- Коробка передач ZF на камазе 6520 — видео
- Система синхронизации
- Забытая педаль
- Старт с высоких оборотов
- Задний ход без остановки
- Тотальный контроль педали сцепления
- Неправильный выбор передачи
- Контроль рычага
- Замена масла
- Коробка переключения передач: что, когда и как…
- Что собой представляет коробка передач
- Когда необходимо переключать передачи
- Как переключать передачи
- 🎬 Видео
Видео:Коробка передач на грузовике. Как переключать?Скачать
Коробка передач грузового автомобиля
КПП на грузовике необходима для выбора диапазона мощности, которая подается на колеса, проще говоря, крутящего момента. Кроме того, с ее помощью осуществляется переключение на задний ход. Благодаря такой возможности управление автомобилем становится более простым.
Ознакомиться, как работать с коробкой передач грузовика, можно здесь:
Чем больше скоростей имеют коробки передач у фур, тем комфортнее на них ехать в разных дорожных условиях.
Разновидности и классификация
Существует большое количество КПП у различных грузовиков. Например, «Мерседес», «Скания», «МАН», МАЗ, КамАЗ, «Газель», «Вольво» фн 12 седельный тягач и прочие производители часто сами разрабатывают себе коробки, которые могут отличаться тем, сколько есть скоростей у фуры, видом управления и прочими характеристиками.
В первую очередь трансмиссии различаются по типу передачи момента кручения. В зависимости от этого они бывают механическими, электрическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими.
Как правило, в России производятся КПП с механической трансмиссией. Но со временем появляется все больше автоматических коробок, которыми уже давно комплектуются грузовики западного производства.
Количество ступеней передач
В зависимости от производителя и типа коробки, они могут иметь 6, 8, 9, 12, 14 и 16 скоростей. Такое немалое количество вариаций обусловлено наличием демультипликатора и делителя, которые сдваивают каждую передачу.
Чем больше в грузовике используется ступеней трансмиссии, тем более маневренным он сможет быть в сложных условиях, например, в высокогорье.
Демультипликатор и делитель
Демультипликатор и делитель отличаются друг от друга. Демультипликатор является механизмом, повышающим крутящий момент. То есть машина имеет больше оборотов, но едет при этом медленнее.
Использование демультипликатора подразумевает наличие раздаточной коробки с пониженными передачами, которые нужны для ситуаций, когда обычного количества ступеней не хватает (то есть при езде на более высокой скорости недостаточно оборотов, а на низкой – они слишком существенные).
Благодаря наличию демультипликаторов коробка служит дольше, сила тяги грузовика увеличивается, экономится топливо.
Делитель позволяет использовать повышенные передачи. Таким образом, крутящий момент, наоборот, снижается. Это необходимо для экономии топлива при езде на трассе, для сокращения темпов износа двигателя и уменьшения шума от мотора.
Обратите внимание, что одна и та же машина может быть оснащена и делителем, и демультипликатором. Например, КПП на 12 скоростей – это стандартные 4 передачи + 4 пониженные и 4 повышенные.
Видео:Как переключать передачи на фуре,показываю на ходуСкачать
Автомат или механика: что выбрать
Многие спорят, какую же коробку выбирать – автомат или механику. Больше преимуществ имеет первый вариант. Механика служит дольше, двигатель при ней работает ровнее, эта коробка дешевле в обслуживании. Недостаток у нее один: если такая трансмиссия сломается, починить ее будет стоить гораздо дороже.
Видео:МЕХАНИЧЕСКАЯ коробка передач европейских грузовиков!Скачать
Переключение скоростей на фуре
На классической ручной КПП скорости переключаются следующим образом:
Подобным образом работает переход на все другие ступени. Если же вы достигли предела низких скоростей, переключите селектор на высокие (переведите кнопку в верхнее положение) и по той же схеме работайте.
Если есть необходимость разделить пополам какое-то из значений трансмиссии, используйте для этого распределитель (демультипликатор или делитель). Особенно актуальна эта функция при езде по холмистой местности, перевозке очень тяжелых грузов, когда важно контролировать уровень оборотов мотора в нужном диапазоне. Для разделения передачи переводят кнопку распределителя вперед, бросают газ, выжимают и отпускают сцепление.
Видео переключения передач фуры Scania прямо на ходу можно посмотреть тут:
Видео:Как пользоваться механической коробкой на фуре Рено евро 3 ( Renault euro 3 )Скачать
Полезные советы
Перед ездой рекомендуется максимально подробно изучить схему переключения передач. Сделать это можно, стоя на месте, нужно постоянно смотреть на коробку. Как правило, на селекторе обозначена специальная диаграмма относительно позиции каждой скорости. У низких передач один цвет, у высоких – другой. Отдельно выделены скорости, отвечающие за заднее движение (буква R). Запоминайте, сколько передач есть на селекторе, а также позиции всех переключателей, и за что они отвечают.
Итак, важно обращать внимание на характеристики трансмиссии на грузовике. Чем более продвинутая коробка, тем проще управлять автомобилем. Наличие демультипликатора и делителя позволяет легче ездить по горам и экономить топливо. А использование коробки-автомат и вовсе упрощает передвижение на грузовике.
Видео:простой способ переключения передач, мкпп MAN.Скачать
Что нужно знать о КПП грузовых автомобилей?
Способность двигателей внутреннего сгорания приспосабливаться к изменениям внешней нагрузки по сравнению с поршневой паровой машиной или серийным электромотором невелика. Это обстоятельство обусловило установку на автомобиле коробки передач, обеспечивающей необходимые тяговые усилия на ведущих колесах в разных режимах движения.
Благодаря КПП автомобиль может двигаться и с малой скоростью, и с максимальной. Она позволяет регулировать скорость в гораздо большем диапазоне, чем тот, который может обеспечить двигатель. Заметим также, что именно коробка передач дает возможность автомобилю двигаться задним ходом, и она же отсоединяет от ведущих колес двигатель при его пуске, на стоянке или при движении накатом.
Коробки передач грузовых автомобилей стараются разрабатывать так, чтобы они гарантировали машине необходимые динамические и экономические свойства, работали бесшумно, с высоким КПД, отличались надежностью, простотой обслуживания, имели по возможности малые габариты и массу, а также невысокую стоимость.
По способу изменения передаточных чисел коробки передач делятся на ступенчатые и бесступенчатые. Бесступенчатое изменение передаточного числа, как правило, достигается за счет гидротрансформатора, хотя на легких машинах могут использоваться и вариаторы, а на специальных шасси встречается объемный гидропривод. На концептуальных машинах можно найти и вовсе экзотические конструкции, но в эксплуатацию они, естественно, не попадают. Кроме того, коробки передач могут иметь неподвижные или вращающиеся (планетарные) оси валов, а также их комбинацию.
Пятиступенчатая коробка передач ZF S5-24 (для легких грузовиков)
В последние годы изготовители грузовиков все больше внимания уделяют автоматизации процесса переключения передач. На грузовых автомобилях, работающих в городе, это кардинально улучшает условия труда водителя и, соответственно, положительно сказывается на безопасности движения. На магистральном транспорте автоматизация переключения передач еще и повышает эффективность перевозок, поскольку позволяет оптимизировать взаимодействие двигателя и трансмиссии. Они избавляют водителя от одной из наиболее энергоемких операций, связанных с переключением передач: или от выжима педали сцепления, или от собственно переключения, которое сводится к заданию передачи с помощью джойстика. На сегодняшний день ПАО «КАМАЗ» выпускает несколько моделей с АКПП. Одним из ярких представителей седельных тягачей является КАМАЗ-5490, работающие как полный автомат.
Основные преимущества КАМАЗ-5490-023-S5 с автоматизированной коробкой передач для водителя:
Преимущества для владельца седельного тягача КАМАЗ-5490-023-S5 c AS Tronic:
Тормоз-замедлитель ZF для современных грузовых автомобилей:
Необходимые динамические и экономические качества машины достигаются правильным выбором диапазона передаточных чисел в коробке передач, числом передач и тщательным подбором передаточного числа каждой из них. Диапазоном называют частное от деления передаточных чисел низшей и высшей передачи. Он должен быть тем больше, чем разнообразнее дорожные условия, в которых работает грузовой автомобиль, и меньше удельная мощность его двигателя.
Различные возможности для создания гаммы унифицированных коробок передач компании ZF для грузовых автомобилей: 1 – основной агрегат; 2 – передний делитель; 3, 5 – агрегаты отбора мощности; 4 – механизм отбора мощности для насоса; 6, 7 – задние дополнительные коробки передач; 8 – раздаточная коробка для полноприводного варианта.
Для коммерческих автомобилей, работающих преимущественно в городских условиях, диапазон передаточных чисел современных коробок передач составляет 5,0 – 8,0; для магистральных тягачей и грузовых автомобилей повышенной проходимости он уже равен 10 – 20. Число передач в механических коробках грузовых автомобилей варьируется от 5 до 16.
Увеличение числа ступеней в коробке позволяет лучше использовать мощность двигателя, и соответственно, меньше расходовать топлива, повышает среднюю скорость движения, и как результат, большая производительность автомобиля и снижение стоимости перевозок. Отметим, что увеличение числа ступеней в коробке усложняет и утяжеляет ее, возрастают размеры и стоимость агрегата, усложняется привод управления коробкой.
При механическом приводе быстрое и безошибочное переключение шести передач прямого хода осуществить уже довольно трудно. Именно такое их количество сегодня принято считать предельным при ручном переключении. Дальнейшее увеличение числа передач требует усложнения привода или установки дополнительной коробки со своим независимым приводом, который используется сравнительно редко – только на определенных режимах движения.
Одно время в коробках передач грузовиков широко применялась «ускоряющая» высшая передача, которая имела передаточное отношение 0,7 – 0,8. Считалось, что это позволяет полнее использовать мощность двигателя и снизить суммарное число оборотов коленвала на 1 км пути, и в конечном счете, экономить топливо. Однако эффект от их применения оказался сомнительным: по сравнению с прямой высшей передачей «ускоряющие» имели меньший КПД и вскоре от них отказались. Этому способствовал также рост удельных мощностей двигателей грузовых автомобилей.
Двенадцатиступенчатая коробка передач фирмы ZF, состоящая из основной, шестиступенчатой коробки и двухступенчатого делителя
К числу важнейших факторов, влияющих на КПД ступенчатых коробок передач, относятся правильный выбор кинематической схемы, от которой зависит число пар зубчатых колес, находящихся в зацеплении при передаче момента, а также частоты вращения, передаваемая мощность, эффективность системы смазки, точность изготовления зубчатых колес и деталей картера.
При покупке грузового автомобиля КАМАЗ есть возможность выбора коробки передач, как отечественного производства, так и импортного.
Видео:Переключаю все 16 передач на грузовике.Скачать
Как переключать передачи на фуре
Видео:Ман TGX МКПП Механическая коробка переключения передачСкачать
А вы смогли бы переключить 18 передач механической КПП?
Когда вы учились на права, вспомните, было ли вам трудно освоить переключение пятиступенчатой механической коробки передач? Пять передач, порядок переключения 1-2-3 и т.д., выжим сцепления, отпуск педали газа, плавное, но быстрое соединение дисков сцепления… от всего этого голова может пойти кругом. Вначале не очень просто со всем этим разобраться, так еще и моторику нужно, что называется «набить».
А теперь представьте, у грузовиков есть 9, 10, 13 и даже 18-ти скоростные трансмиссии, в которых все передачи до сих пор приходится переключать в ручном режиме! Честно говоря, хоть мне с детства и были интересны грузовые автомобили и быт дальнобойщиков, но вот как переклать вручную такое количество передач… не могу понять до сих пор.
Чтоб разобраться в хитросплетении передач, стоит обратиться к профессиональным дальнобойщикам. Первое видео, русскоязычное, на 23 минуты (обратите внимание на первые минуты видео. Может быть наши читатели смогут объяснить, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?! Зачем там три рычага и что вообще происходит):
Второе видео, об азах переключения:
Третий видеоролик, на мой взгляд самый познавательный. Единственный минус, он на английском, но есть субтитры, их можно перевести на русский:
После просмотра всех видео, я неожиданно проникся еще большим уважение к трудягам с большой дороги. У этих парней непростая работенка! И пусть большинство новых фур оснащаются автоматическими КПП, меньше уважать ребят за рулем больших машин я не буду.
Практически каждый человек может научиться управлять грузовыми автомобилями, однако для этого нужно знать, как происходит переключение передач на КамАЗе. Многие водители начали свою карьеру с этого грузовика, он пользуется большой популярностью в нашей стране.
Устройство трансмиссии
Почти все грузовые машины КамАЗ имеют пятиступенчатую механическую коробку передач. Чтобы переключить передачи на грузовике, вам нужно задействовать педали сцепления и определенного рычага.
Трансмиссия может совершать работу в двух режимах — первичном и вторичном (H и B, соответственно). Специальный рычажок применяется для переключения режимов. Когда перевозятся грузы — рычажок подымают, в облегченном режиме — опускают.
Как тронуться с места на КамАЗе
Чтобы начать движение на грузовике, вам необходимо включить пониженную скорость. Также не стоит забывать, что переключать скорости можно, если педаль сцепления полностью выжата.
Чтобы начать движение необходимо разогнать коленвал двигателя до пару тысяч об/мин. Включать вторую передачу нужно тогда, когда стрелка на тахометре показывает отметку «3», то есть 3000 об/мин.
Если грузовик попал на подъем, то производитель советует применять повышенные передачи. Чтобы переключиться с первой скорости на вторую, используется метод двойного выжима сцепления. Также не забывайте про нажатие на педаль подачи горючего, иначе работа коленвала заметно ухудшится. На подъемах не допускайте падение оборотов двигателя ниже отметки 2000 об/мин.
Если вы едете на КамАЗе с большим грузом или прицепом, рекомендуется включить повышенную передачу. При этом коленвал должен работать не менее 2600 оборотов в минуту.
Коробка передач ZF на камазе 6520 — видео
Статья о том, как правильно пользоваться механической коробкой передач, чтобы устройство не вышло из строя — важные нюансы эксплуатации МКПП. В конце статьи — интересное видео по теме.
К условному основному классу относятся все механизмы, узлы и агрегаты, которые позволяют автомобилю ехать. К антуражу можно отнести те комплектующие, которые созданы для комфорта водителя. И если нет правильной работы главных систем, которые обеспечивают хорошую скорость, то комфорт становится просто не нужен. Разве только для тех ценителей машин, которые приобретают «железного коня», ставят его, как корабль, на «вечный прикол» и любуются красивыми формами и отлично работающим кондиционером в салоне.
Видео:Ручная КПП современного грузовика. Как переключать?Скачать
Система синхронизации
Современные автомобили с механической трансмиссией оборудованы системой синхронизации, что отличает их от раритетных машин, где присутствовала «нейтраль». Работа системы заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен до момента их зацепления. До того момента, пока не произошло выравнивание скоростей двух шестерен, невозможно включить требуемую передачу. Но нет ничего невозможного для наших водителей.
Данное условие работы синхронизатора заметно каждому водителю, на рычаге некоторое время чувствуется сопротивление. Это не дефект трансмиссии, это условие правильной работы устройства. Водители-новички продавливают механическое сопротивление и … отламывают зубья на шестернях. Этот принцип работы современной «механики» нужно просто запомнить.
Что еще следует знать водителю, чтобы коробка передач не «улетела» в течение года?
Видео:Как переключать передачи на тягаче Вольво.Скачать
Забытая педаль
Многие водители превращаются в блондинок, когда после многолетней эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач пересаживаются на «механику». Они просто забывают выжимать сцепление во время переключения рычага. Результат всегда один — треск и хруст сломанной шестерни.
В лучшем случае происходит «слизывание» шестеренок, машина может еще некоторое время неплохо ездить, но через несколько недель коробка выходит из строя. Чтобы новичку было проще запомнить и не путаться в педалях — левая нога всегда возле педали сцепления, правая нажимает только не педаль тормоза или газа.
Видео:Как переключать передачи на фуреСкачать
Старт с высоких оборотов
Если постоянно трогаться с высоких оборотов, происходит выгорание диска сцепления, затем начинает разрушаться маховик и корзина сцепления, коробка начинает стучать и выходит из строя.
Причина, почему водители неправильно стартуют, часто связана с невнимательным обучением в автошколе. Новички привыкают, что следует выжимать сцепление на холостом ходу, добавлять газ и бросать педель сцепления. Происходит рывок, и в 90% случаев машина глохнет. Будущие водители привыкают доводить обороты до максимума и трогаться с места без задержек.
Видео:Переключение скоростей на КПП с делителем. На фуре.Скачать
Задний ход без остановки
Типичная ошибка водителей, которая считается чуть ли не классикой жанра. При резком повороте на скорости, когда водитель понимает, что может не вписаться в угол поворота, он начинает пытаться включить заднюю скорость, не выполнив полной остановки. Трансмиссия на такие варварские движения водителя отвечает однозначным противным скрежетом смазывающихся зубьев шестеренок.
Если практиковать такие заходы на виражах часто, задняя передача скоро выйдет из строя. Это грозит тем, что коробка отправится на капитальный ремонт.
Видео:Автоматическая коробка передач на грузовом транспорте!Как пользоваться автоматом?#автомат#грузовикСкачать
Тотальный контроль педали сцепления
Механическая КПП не может предложить водителю такого комфорта как коробка «автомат», где переключение скоростей зависит от решения электронного узла. Но только МКПП дает водителю полный контроль над управлением. Все гоночные машины, где человеческий фактор играет главную роль, оборудованы только механическими КПП, и вряд ли их когда-нибудь заменит автоматическая трансмиссия.
Если автомобиль стоит на уклоне, водителям-новичкам кажется, что выжимая сцепление до упора, они больше контролируют автомобиль. Эти привычки приведет к быстрому износу деталей механической коробки. Водителям следует привыкнуть тормозить и удерживать машину на уклоне педалью тормоза.
Происходит быстрый износ выжимного подшипника и диска сцепления. Первый признак того, что подшипник изношен — это неприятный гул детали. Есть риск, что он развалиться на ходу. Чтобы его заменить, требуется снимать КПП и проводить недешевый ремонт.
Чтобы увеличить срок службы КПП и системы сцепления, нужно выработать привычку при любых кратковременных остановках автомобиля переключать рычаг коробки на нейтральное положение — только в этом случае можно не отпускать педаль. В таком положении выжимной подшипник не давит на корзину сцепления.
Видео:Дальнобой по Европе.Режимы переключения передач на #Volvo FH и экономичное управление траком #2Скачать
Неправильный выбор передачи
В первые месяцы за рулем водители демонстрируют одну и ту же ошибку: передвигаются на низких оборотах при включенной высокой передаче. Это может войти в привычку, и водитель станет включать передачу выше третьей на скорости до 50 км. Коробка испытывает большую нагрузку, пытаясь синхронизировать нехарактерные параметры.
Каждая передача имеет максимальную скорость — если включить низкую скорость, например 2-ю, при скорости вращения колес, соответствующих 4-й передаче, произойдет аварийное торможение двигателем. В итоге может выйти из строя не только коробка передач, но и слететь с зубьев (или порваться) ремень РГМ. Это всегда серьезный ремонт.
Опасность неправильного понижения передач состоит не только в том, что выйдет из строя механическая коробка. Такие действия могут привести к неуправляемости машины на скользкой дороге. Зимой около 20% всех аварий происходят именно из-за такого переключения передач: Скорость. Торможение двигателем. Занос. Кювет.
Видео:Переключение 13 и 18 ступенчатой коробки передач на грузовике!Скачать
Контроль рычага
Профессиональные водители практически всегда держат правую руку на рычаге передач, но при этом, если внимательно посмотреть, они не давят на набалдашник и не используют ручку как подлокотник. Новички плотно хватают ручку и сильно давят на нее.
Когда новичок неосознанно использует рычаг как средство упора, происходит постепенное расшатывание коробки. Система синхронизаторов теряет необходимую плотность, ручка болтается в коробке, а это всегда дорогостоящий ремонт, потому что приходится проводить диагностику всей трансмиссии и менять практически все шестерни.
Видео:Переключение передач на ходу. SCANIAСкачать
Замена масла
Чтобы не только МКПП служила долго, но и все силовые блоки автомобиля работали с максимальной отдачей, водителям нужно постоянно контролировать уровень масла и полностью менять его раз в год. Езда на постоянном доливе неприемлема. Узлы загрязняются, образуются карстовые слои и коробка может выйти из строя из-за элементарного загрязнения.
Для того, чтобы механическая коробка передач отслужила свой максимальный срок эксплуатации без капитального ремонта, требуется соблюдать несложные правила управления автомобилем. Но это приходит только с опытом.
Видео о том, как правильно переключать передачи на «механике»:
Видео:Кпп даф 105 XF КАК ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯСкачать
Коробка переключения передач: что, когда и как…
Многим начинающим водителям бывает сложно сразу сориентироваться в переключении передач. Одновременно выжать сцепление, включить нужную передачу, при этом следить за скоростью и дорогой. На первых порах для большинства это становится непосильной задачей. Безусловно, через несколько месяцев активной практики Вы даже перестанете замечать последовательность своих действий, но прежде рекомендуем ознакомиться с настоящим теоретическим материалом.
Видео:Механическая коробка тягача фуры. Как пользоваться механической коробкой грузовика.Скачать
Что собой представляет коробка передач
Механическая КПП может быть 4-х, 5-и или 6-ступенчатой. Более шести ступеней или, как еще говорят, «скоростей» встречается только у большегрузных автомобилей и спецтранспорта. Коробка передач представляет собой набор шестеренок, а сцепление – два диска, которые прижаты друг к другу с некоторым усилием. При нажатии на педаль сцепления диски разводятся, а при помощи ручки КПП выбирается необходимая шестеренка, и происходит переход с одной «скорости» на другую. Таким образом, во время смены передачи необходимо одновременно выжимать сцепление. Если этого не делать, то через небольшой отрезок времени придется покупать новую коробку передач.
Обратите внимание, каждая модель автомобиля имеет свою схему расположения передач, поэтому перед началом движения необходимо внимательно ознакомиться со схемой строения КПП.
Видео:ТРАК ДРАЙВЕР / Переключение на 18 ступенчатой коробке передач / Иммиграция в Канаду #41Скачать
Когда необходимо переключать передачи
Существует ориентировочная схема для переключения передач в соответствии со скоростным режимом:
Указанные показатели носят приблизительный характер, во время движения следует учитывать также другие факторы, в частности количество ступеней КПП, объем двигателя, дорожные условия и прочее. Например, при движении по вязкому песку, глубокому снегу, подъеме переключаться на повышенную передачу следует позднее.
Для удобства определять время переключения передач можно при помощи тахометра (если он установлен в авто). Оптимальная частота вращения коленчатого вала при переключении «скоростей» должна составлять 2000-3000 оборотов в минуту. Позже Вы научитесь «чувствовать» двигатель и будете включать нужную передачу, даже не задумываясь над тем, «сколько там оборотов» или «какая сейчас скорость».
Видео:Как переключать передачи на тягаче, на примере Iveco Stralis. Дядя Коля рассказывает.Скачать
Как переключать передачи
Чтобы научиться плавно и быстро переключать передачи без потери скорости и резких толчков, нужно последовательно и спокойно выполнять следующие действия:
Не стоит нарушать последовательность при переключении передач. Например, не нужно со II переходить сразу на IV, так как двигатель может заглохнуть, а детали и узлы механизмов при этом быстро изнашиваются. При переключении же «скоростей» в обратном порядке последовательность соблюдать не обязательно. Например, с V передачи можно перейти сразу на II или даже на I. Для этого необходимо сначала отпустить педаль газа, снизить скорость за счет торможения двигателем либо при помощи штатного тормоза, а затем выжать сцепление, переставить рычаг КПП в соответствующее положение, плавно отпустить сцепление и прибавить газу.
🎬 Видео
Переключение скоростей MAN TGX.Скачать