СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Термостат системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236
Термостат предназначен для поддержания постоянной температуры жидкости в системе охлаждения во время эксплуатации двигателя. При работе двигателя, в зависимости от нагрузки, числа оборотов и температуры окружающего воздуха, температура охлаждающей жидкости постоянно изменяется. Выше упоминалось, что наивыгодней температурой охлаждающей жидкости является 75—98° С. Для поддержания указанной температуры жидкости на двигателе служат термостаты, которые автоматически регулируют поступление охлаждающей жидкости из головок блока в радиатор.
Двигатель имеет два термостата, установленных в водосборных трубопроводах обеих частей блока.
Термостат (рис. 29) двухклапанный, гармошечного типа. Основные детали термостата: корпус 2, баллон 8, центральный клапан 4 и кольцевой клапан 3.
Гофрированный баллон 8 заполнен легкокипящей жидкостью и запаян. Дно баллона прикреплено к корпусу термостата обоймой 1; с противоположной стороны на крышке 7 баллона укреплен шток 5, соединенный одновременно с кольцевым клапаном 3. На конце трубки навернут центральный клапан 4, который при сжатом баллоне плотно прижат к седлу корпуса 2, перекрывая его выходное отверстие.
Корпус термостата, изготовленный из латуни, имеет два боковых окна 6, которые закрываются кольцевым клапаном при полном открытии центрального клапана.
Термостат установлен в коробке 2 (рис. 30), прикрепленной винтами к водосборному трубопроводу 1. Между трубопроводом и коробкой термостата установлена уплотняющая прокладка.
Коробка термостата разделена перегородкой 5 на две части. Одна часть (полость Б) сообщается с перепускной трубкой, а другая (полость А) —с верхним бачком радиатора.
Рис. 29. Термостат:
1- обойма баллона; 2—корпус термостата; 3 — кольцевой клапан; 4—центральный клапан: 5 — шток; 6 — окно в корпусе; 7 — крышка; 8 — баллон
Рис. 30. Верхний водяной трубопровод с термостатом
А и Б — полости термостата; I — водосборный трубопровод; 2 — коробка термостата; 3 — термостат; 4— окно; 5—перегородка
Термостат работает следующим образом. Когда температура жидкости в системе охлаждения ниже 70° С, центральный клапан закрыт, и жидкость, поступающая из блока в водосборные трубопроводы, проходит между гофрированным баллоном и корпусом термостата, выходит через два окна 4 и заполняет внутреннюю полость Б коробки термостата. Отсюда жидкость поступает в перепускную трубку 4 (см. рис. 26) и в водяной насос.
Таким образом, жидкость, минуя радиатор, циркулирует в блоке двигателя по так называемому малому кругу. Это создает благоприятные условия для быстрого нагрева жидкости. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 70° С баллон вследствие нагревания и расширения содержащейся в нем легкокипящей жидкости удлиняется настолько, что центральный клапан термостата начинает открываться, и жидкость может поступать в полость коробки термостата, сообщающуюся с верхним бачком радиатора. В интервале температур 70—85° С жидкость циркулирует через радиатор и перепускную трубку. Интенсивность циркуляции жидкости через радиатор в этом случае зависит от степени открытия центрального клапана.
Когда температура жидкости повысится до 85° С, центральный клапан открывается полностью, окна в корпусе термостата закрываются кольцевым клапаном и жидкость циркулирует только через радиатор (по «большому кругу»).
При высоких температурах окружающего воздуха, если двигатель перегревается, можно временно снять термостаты, заглушив при этом перепускную трубку.
Видео:Установка термостат на ЯМЗ 238, от ГазелиСкачать
Прайсы
Видео:Термостат Дизеля ЯМЗ 236\238\240.Скачать
Трубопроводы и термостаты системы охлаждения
Термостаты системы охлаждения установлены на передних концах верхних водосборных трубопроводов. По этим трубопроводам нагретая охлаждающая жидкость поступает в радиатор. На двигателях ЯМЗ 236 устанавливаются термостаты типа ТС-6А (один на каждый ряд цилиндров).
Термостат представляет собой герметичный гофрированный закрытый баллон, наполовину заполненный легко испаряющейся жидкостью. На днище баллона припаяна скоба, которой баллон крепится на корпусе термостата. Противоположный торец баллона закрыт крышкой с трубкой. Крышка баллона соединяется с кольцевым клапаном. На свободном резьбовом конце трубки навернут центральный клапан. После заполнения баллона отверстие в трубке закрывается запрессованным в нее шариком и запаивается. Корпус термостата имеет два боковых окна, которые закрываются при полном открытии центрального клапана кольцевым клапаном.
При сборке термостат регулируется так, чтобы центральный клапан открывался при температуре охлаждающей жидкости 70°С. Термостат установлен в разъеме между специальной литой коробкой и верхней водяной трубкой. Между перегородкой коробки и корпусом термостата устанавливается резиновая прокладка. Таким образом, получаются две полости. Одна полость соединяется с всасывающим патрубком водяного насоса через перепускную трубку, а другая – с верхним бачком радиатора. Когда двигатель прогревается и температура охлаждающей жидкости в рубашке двигателя меньше 70°С, центральный клапан термостата находится в закрытом положении. При этом вся жидкость, которая прокачивается насосом проходит через открытый кольцевой клапан и перепускную трубу во всасывающий патрубок центробежного водяного насоса, минуя теплообменник (радиатор).
Когда температура охлаждающей жидкости повышается, также возрастает давление паров в баллоне термостата и центральный клапан начинает открываться, при этом часть охлаждающей жидкости поступает в радиатор, где от нее отводится тепло посредством воздушного потока вентилятора. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 85°С центральный клапан открывается полностью, одновременно с этим кольцевой клапан перекрывает боковые отверстия корпуса термостата. При этом циркуляция охлаждающей жидкости через перепускные трубки полностью прекращается, и весь объем жидкости начинает поступать через центральный клапан термостата в радиатор.
Видео:установка термостата ямзСкачать
МАЗ с дв. ЯМЗ-236 (МК №72)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНТАЖУ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
Операция
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
Подготовка подогревателя к монтажу
Нарезать рукав резиновый D18 отрезками длиной: L1 = 400 мм; L2 = 850 мм; и рукав резиновый D14 отрезками длиной:
L3 = 450 мм; L4 = 700 мм.
* ВНИМАНИЕ! При монтаже для устранения перегибов рукава допускается укорачивать.
Нарезать трубу гофрированную отрезками по 50 мм (3 отрезка) и остаток 250 мм.
Надеть на входной патрубок подогревателя рукав L1 и закрепить соединение хомутом S20-32.
Надеть на отводы тройника 19х14х14 рукава L2, L3, L4
(см. приложение ПРМБ-0072 рис. 1) и закрепить соединения хомутами.
Открыть сливной кран и слить ОЖ.
Вывернуть температурный датчик из правой водяной трубы, а также пробку, расположенную на левой водяной трубе (если температурные датчики ввернуты в обе водяные трубы, то их необходимо вывернуть и правый датчик установить сверху на трубе вместо пробки).
Прочистить отверстия.
Отвернуть, 6-й и 7-й болты крепления масляного поддона картера считая сзади, с правой стороны по ходу автомобиля
(рис. 2).
Монтаж тройника 25х18
Разрезать отводящий шланг радиатора отопителя салона в соответствии с рис. 3. Надеть на концы шланга хомуты S25-40. Установить в разрез шланга тройник боковым отводом, направленным вниз в сторону подогревателя.
Закрепить кронштейн болтами поддона картера в соответствии с рис. 2.
Закрепить подогреватель на кронштейне шпильками через втулки при помощи шайб и гаек, таким образом, чтобы передняя часть (входной патрубок) была опущена вниз под углом 5…10 градусов (рис. 2, 7).
Монтаж термодатчика, тройника переходного, угольника К1/4-К1/4 и штуцера
14-К1/4
Протереть резьбу правого термодатчика нанести на нее герметик и ввернуть его в торцевое отверстие тройника переходного (рис. 6).
Нанести герметик на резьбу тройника переходного и ввернуть его в правую водяную трубу, при этом боковое отверстие должно быть направлено в левую сторону, если смотреть сзади.
Нанести герметик на резьбу угольника и ввернуть его в боковое отверстие тройника переходного, при этом боковое отверстие угольника должно быть направленно назад с небольшим наклоном вниз.
Нанести герметик на резьбу штуцера и ввернуть его в боковое отверстие угольника.
Монтаж угольника К1/4-К3/8 и штуцера
14-К1/4
Нанести герметик на резьбу угольника и ввернуть его в левую водяную трубу, при этом боковое отверстие должно быть направлено в правую сторону, если смотреть сзади, с небольшим наклоном вниз (рис. 4).
Нанести герметик на резьбу штуцера и ввернуть его в боковое отверстие угольника.
ВНИМАНИЕ! Если температурные датчики располагаются на обеих водяных трубах, то в п.п. 7, 8 монтаж тройника переходного и угольника К1/4-К3/8 необходимо поменять местами (рис. 4, 6), тройник переходной со штуцером должен находиться на левой трубе, а угольники со штуцером на правой.
Соединение подогревателя с системой охлаждения двигателя
Рукав L1 с хомутом S20-32 надеть на боковой отвод тройника и закрепить соединение хомутом (рис. 3).
Рукав L2 (собранный с тройником) провести между рамой и двигателем, затем с хомутом S20-32 надеть на выходной патрубок подогревателя (рис. 5, 7).
Рукав L4 с трубой гофрированной (250 мм) провести по двигателю в соответствии с рис. 4, 5 и с хомутом надеть на штуцер угольника с левой стороны.
Через рукав L3 залить в подогреватель 500 мл ОЖ.
Рукав L3 с хомутом надеть на штуцер с правой стороны (рис. 6).
Отрезки трубы гофрированной (50 мм) надеть:
1) на рукав L2, установить в соответствии с рис. 7 и закрепить крепежным ремешком к электрическому жгуту;
2) на рукав L4, установить в соответствии с рис. 5 и закрепить крепежным ремешком к трубе.
3) на трубки, проходящие под тройником (рис. 5) и закрепить крепежным ремешком к тройнику.
Соединения шлангов закрепить хомутами.
Заполнить систему охлаждения.
Фиксация сетевого провода
Сетевой провод следует проложить и зафиксировать ремешками для обеспечения его сохранности от механических повреждений, а также исключения возможного контакта с подвижными и нагревающимися частями двигателя.
Проверить соединения на наличие подтекания ОЖ, при наличии устранить.
Проверка работы подогревателя
ВНИМАНИЕ! Перед включением подогревателя необходимо убедиться в исправности электрической проводки, целостности электрических контактов розеток и вилок.
Включить подогреватель в сеть 220 В (через несколько секунд будет слышен шум нагревающейся ОЖ), проверить нагревание выходного рукава и отводящих шлангов.
Через 3-5 минут выключить подогреватель.
ВНИМАНИЕ! Эксплуатацию подогревателя можно производить только после прогрева двигателя до рабочей температуры (термостат должен быть открыт) и проверки эффективности работы отопителя салона. Это необходимо сделать для устранения воздушных пробок в системе охлаждения.
📸 Видео
Термостаты "ЕВРО 3" на старый ЯМЗ 1984 года #Проект Супер Зил СамосвалСкачать
Почему ямз не нагревается утром и греется на ходуСкачать
одна из причин почему не работает термостат на ямзСкачать
Снова Ямз и его термостатыСкачать
ОТВЕРСТИЕ НА ТЕРМОСТАТЕ | МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ДОГАДЫВАЮТСЯ ДЛЯ ЧЕГО ОТВЕРСТИЕ С ЗАКЛЕПКОЙСкачать
Термостат от ЯМЗ 236 на двигателе А - 41Скачать
Коробки термостатов нов.образца ямзСкачать
Термостаты на Ямз Урал. Тормозная трещётка на прицепе.Скачать
Правильно снимаем термостат и перекрываем малый круг.Скачать
Урал 4320, ставим японские термостатыСкачать
Как наиболее точно выставить угол опережения зажигания, на двигателях ямз-236 -238 автомобилей МАЗ.Скачать
снимаем термостаты и настраиваем циркуляцию на АКРОССкачать
ямз охлаждение компрессора и жидкостной подогреватель топлива, обратный клапан системы охлаждения,Скачать
Переделка охлаждения ямз 238/236Скачать
Прокладка термостата Д240-260 МТЗ, ЗМЗ402-409-511, КамАЗ, ЯМЗ, MB, VWСкачать
Делаем тепло в УРАЛе ! Замена термостатов в ЯМЗ на термостаты от нивы 2121Скачать
Бортжурнал МАЗ. Доработка системы охлаждения ЯМЗ.Скачать