В автоматизированном электроприводе для решения определенных задач часто применяются асинхронные двигатели с фазным ротором. Несмотря на более сложную конструкцию и повышенную стоимость по сравнению с АД с короткозамкнутым ротором, этот двигатель позволяет достаточно просто реализовать регулирование частоты вращения, ограничение и регулирование тока и момента. Изменение этих координат электропривода осуществляется путем введения дополнительных резисторов (чаще всего активных) в цепи обмотки фазного ротора.
Длительное регулирование частоты вращения таким способом энергетически нецелесообразно, т.к. при малых скольжениях большая часть потребляемой двигателем электроэнергии расходуется на нагрев реостатов в цепи ротора. Как правило, АД с фазным ротором применяется так, чтобы включение резисторов было по возможности кратковременным, например, где по условиям работы электропривода требуется получить необходимые пускорегулировочные характеристики. При этом такой АД почти всегда работает с комплектом добавочных резисторов для изменения сопротивления цепи фазного ротора. От правильного выбора резисторов зависит работа двигателя на искусственных характеристиках (их величина определяет форму механических и электромеханических характеристик) и его тепловая загрузка (эти сопротивления ограничивают токи в обмотках АД в переходных режимах).
Таким образом, расчет и выбор резисторов напрямую связан с подбором необходимого АД с фазным ротором для соответствующих систем автоматизированного электропривода. При этом выбор АД по мощности проводится по методике, изложенной в задаче 1, а, в случае необходимости, допустимое число включений определяется при использовании алгоритма, представленного в задаче 2 настоящих методических указаний.
За номинальные параметры резисторов принимаются: сопротивление, напряжение, ток и продолжительность включения. Соответственно, для включения резисторов в цепь обмотки фазного ротора необходимо учитывать напряжение EРНи ток в обмотке ротора I2Н. Основные характеристики АД с фазным ротором представлены в Приложении 2, Табл. 3, 4 соответственно при ПВН = 40% и ПВН = 25%.
Переключение ступеней резисторов при регулировании координат осуществляется с помощью серийных контроллеров, тип которых выбирается в зависимости от параметров электропривода. Для электроприводов переменного тока применяются силовые кулачковые контроллеры типа ККТ60А и его модификации, предназначенные для применения в конкретных системах электропривода:
Кулачковые контроллеры используются при напряжениях до 500 В и мощности АД до 30 кВт. Они имеют до 12 силовых контактов на номинальные токи до 63 А и маломощные контакты для коммутации цепей управления. Управление переключением осуществляется вручную, число позиций рукоятки (маховика) — до 6 положений в одну сторону от нулевого (среднего) положения.
Наиболее широкое применение в современном электроприводе (крановый, экскаваторный и т.д.) получили магнитные контроллеры, которые представляют собой сложные комплектные коммутационные устройства, обеспечивающие ряд программ переключений в главных цепях с помощью контакторов с электромагнитным приводом путем подачи оператором соответствующих команд по цепям управления. Магнитные контроллеры предназначены для пуска, регулирования частоты вращения, торможения, реверса и отключения электродвигателя. Они имеют преимущества по сравнению с кулачковыми контроллерами:
Магнитные контроллеры типа ТА, ТСА, ТСД, ДТА относятся к контроллерам переменного тока общего назначения. Они отличаются своими функциональными возможностями. Например, ТСД обеспечивает регулирование скорости 1:8, а остальные типы контроллеров не имеют гарантированного регулирования скорости электропривода (фактически могут обеспечить регулирование 1:3).
Для механизмов с высокой степенью использования применяются магнитные контроллеры серий К, КС, ДКС, в которых применяются контакторы с электромагнитным приводом постоянного тока. Они могут обеспечить фактическое регулирование скорости 1:3.
Область применения того или иного типа магнитного контроллера определяют характеристики электропривода и АД, в фазах обмотки ротора которого производятся соответствующие переключения ступеней сопротивлений. В Приложении 2 Табл. 5 представлены характеристики магнитных контроллеров с предельным током в обмотке ротора до 160 А. Для каждой ступени переключения в числители указывается относительное значение сопротивлений, %, а в знаменателе — токовая нагрузка, %. Кроме того, определяется допустимый ток ротора, который задает диапазон применения контроллера и рабочие ступени резистора.
При проектировании контроллеров сопротивления ступеней резисторов рассчитываются по известным методам теории электропривода [1,2,3].
В электроприводе применяются элементы резисторов четырех конструктивных исполнений:
Сопротивления для АД с фазным ротором выполняются в виде отдельных элементов или, чаще всего, блоков резисторов. При мощности электропривода до 300 кВт блоки составляются из элементов первых трех конструкций. Во всех остальных случаях (мощность ЭП до нескольких тысяч кВт) применяются ящики резисторов типа ЯС100, ЯС101 с чугунными элементами.
Для рассматриваемого типа электропривода применяются стандартные блоки резисторов типа БФ 6 и BK 12, а так же отдельные элементы, специально рассчитанные для использования совместно с конкретными двигателями постоянного или переменного тока. Блоки БФ 6 выполняются в виде 6 элементов из фехралевой ленты, а БК 12 — из 12 проволочных фехралевых или константановых элементов. Данные по нормализованным блокам резисторов представлены в Приложении 2, Табл. 6, 7.
Технические данные отдельных элементов представляют как ток продолжительного режима работы, так и ток повторно-кратковременного режима с ПВН =12,5;25;35%. Для блоков резисторов определен только ток продолжительного режима работы, при ПВН=100%. Чаще всего в типовом электроприводе для АД используются именно резисторные блоки.
В реальном процессе резисторы на каждой ступени работают со своей продолжительностью включения. Поэтому для того, чтобы они нагревались до допустимой температуры, их следует использовать при большем токе нагрузки.
При расчетном токе IР резистор, работающий в повторно-кратковременном режиме, следует выбирать на эквивалентный по перегреву длительный ток:
где К 5 и торможении противовключением он равен 0,65, при динамическом торможении — 0,85, соответственно при J/(1,2JД)
- Несимметрия сопротивлений вторичной цепи асинхронного электродвигателя с фазным ротором
- Как подобрать сопротивления для двигателя с фазным ротором
- Преимущества пусковых ДВС и предъявляемые к ним требования
- Проверка зазоров между электродами
- Принцип работы пускового двигателя
- Пусковой момент и его численное значение
- Часто встречаемые неполадки и способы их устранения
- Тепловое действие пускового тока
- Время действия и величина пускового тока
- Регулировка и настройка ПД
- Принцип работы
- Как снизить вред от пускового тока?
- 📹 Видео
Видео:Боярсков Сергей Геннадьевич Электродвигатель с фазным роторомСкачать
Несимметрия сопротивлений вторичной цепи асинхронного электродвигателя с фазным ротором
Для получения большего числа пусковых характеристик асинхронного электродвигателя с фазным ротором при ограниченном количестве пусковых ступеней применяют несимметричное подключение роторных сопротивлений. При таком регулировании при изменении положения контроллера сопротивление будет меняться только в одной фазе. Благодаря этому становится возможным получение почти в два раза большего количества механических характеристик, чем в случае включения симметричных сопротивлений.
Ниже показан пример схемы регулирования несимметричными сопротивлениями с помощью контроллера КТ-2005:
При симметричном управлении такая система может дать только две пусковые характеристики, а при несимметричном – пять. Однако такое несимметричное включение может неблагоприятно повлиять на механические характеристики при определенных условиях.
Рассмотрим режим работы такой системы при подключении обмоток ротора электродвигателя в звезду. При симметричном напряжении сети в статорной цепи протекают токи частоты сети. Из-за того, что сопротивление роторной цепи несимметрично, то и фазные токи в роторе тоже будут несимметричными. Такую систему вполне возможно разложить на симметричные составляющие прямой и обратной последовательности. Токов нулевой последовательности в данной системе не будет.
Роторные токи прямой последовательности с частотой f1S создадут МДС, которая вращается со скоростью ω0S относительно ротора и, следовательно, неподвижную относительно МДС статора ω = ω0(1 — S) — ω0S = ω0:
Токи имеющие обратную последовательность и ту же частоту f1S создадут МДС, которые будут вращаться со скоростью ω0S относительно ротора, а относительно статора ω = ω0(1 — S) — ω0S = ω0(1 – 2S). Таким образом, направления вращения МДС(создаваемой в роторе токами обратной последовательности) и ее величина будут функциями скольжения. При величине скольжения лежащего в пределах 0,5 S>0,5 на ротор действовать дополнительный положительный момент, изображенный на графике ниже:
При значении скольжения S = 0,5 магнитное поле ротора относительно обмоток статора будет неподвижно, ЭДС в них не будет индуктироваться, и момент обратной последовательности равен нулю. При уменьшении скольжения в диапазоне 0,5>S>0 знак дополнительного момента М2 изменится на противоположный. В результате действия этого момента наблюдается «провал» характеристики при скольжении близком к S = 0,5; что при большом статическом моменте нагрузки может вызвать прекращения разгона и «застрявание» асинхронного электродвигателя у половины его синхронной скорости.
Точные расчеты механической характеристики с учетом провала момента довольно сложны и выполняются с помощью метода симметричных составляющих. С приемлемой для практики точностью характеристики можно подсчитать для эквивалентных симметричных роторных сопротивлений. Под таким эквивалентным сопротивлением понимают такое сопротивление, которое дает такие же тепловые потери в цепи ротора, как и несимметричные. Эквивалентное сопротивление будет равно:
Для приближенного расчета данных сопротивлений задаются кратностью пускового момента
и значением Мп1. Для момента Мп1 при трогании с места определяют необходимое симметричное сопротивление эквивалентное несимметричному. Большее несимметричное сопротивление выбирается равным r2экλ, а меньшее r2эк/λ. На следующей ступени разгона эквивалентное сопротивление принимают за наибольшее несимметричное и так далее.
Помимо провала в механической характеристике имеется еще ряд обстоятельств, ограничивающий работу асинхронного электродвигателя с несимметричным сопротивлением в цепи ротора. В нашем случае взаимодействия между магнитными потоками и токами прямых и обратных последовательностей не учтены. Это обуславливает появление пульсирующих моментов, среднее значение которых будет равно нулю и не окажет влияния на механическую характеристику. Чрезмерно большие пульсации могут ограничивать допустимую несимметрию сопротивлений. Также наличие токов и потоков прямой и обратной последовательности значительно увеличивает потери в стали и меди и повышают возможность перегрева машины.
Видео:Подбор и подключение крановых сопротивленийСкачать
Как подобрать сопротивления для двигателя с фазным ротором
Асинхронные электродвигатели с фазовым ротором пускаются посредством реостатов, включаемых в цепь ротора электродвигателя. В качестве пусковых реостатов для указанной цепи используются: 1. нормальные пусковые реостаты ручного управления,
2. контакторные реостаты, представляющие собой наборы нормализованных ящиков сопротивлений в комплекте с магнитными станциями управления.
Для выбора пусковых реостатов для асинхронных электродвигателей с фазным ротором необходимо знать:
1. мощность, которую должен поглотить реостат при пуске,
2. отношение U2/I2, где U2 — напряжение между кольцами ротора при неподвижном роторе, когда статор включен на номинальное напряжение при номинальной частоте, a I2 — номинальный ток в фазе ротора,
3. частоту пусков в час, принимая, что пуски следуют подряд один за другим через промежутки, равные двойному времени пуска,
4. количество ступеней реостатов.
Мощность, поглощаемая реостатом при пуске, равна:
Напряжение на кольцах и номинальный ток ротора указываются в каталогах на электродвигатели. При отсутствии данных значение тока I2 может быть определено по следующим приближенным формулам:
1. трехфазный ротор
где Рном — номинальная мощность электродвигателя, квт, ηном —номинальный к. п. д. электродвигателя, cosφном — коэффициент мощности (номинальное значение),
2. двухфазный ротор, ток в двух крайних кольцах:
3. то же, но ток в среднем кольце:
Как указывалось выше, пусковые реостаты нормальной конструкции выпускаются для следующих режимов:
пуск с половинной нагрузкой (или вхолостую) — при половинном моменте,
пуск с полной нагрузкой — при полном моменте,
пуск с перегрузкой — при двойном моменте.
Пусковой (пиковый) ток реостата по отношению к номинальному составляет:
В табл. 1 приведены примерные практические данные для подбора пусковых реостатов для асинхронных электродвигателей с фазным ротором. Для приближенного определения необходимых ступеней реостата можно пользоваться табл. 2.
Таблица 1 Определение величины сопротивления реостата
Отношение U2/I2 | Сопротивление реостата, ом (на фазу) | Допустимый ток, A |
0,42-0,75 | 0,734 | 280—140 |
0,75—1,3 | 1,11 | 180—87,4 |
1,3—2,4 | 2,00 | 136-64 |
2,4—4,2 | 2,88 | 100-150 |
4,2-7,5 | 4,50 | 76-47 |
Таблица 2 Рекомендуемое число ступеней пусковых сопротивлений
Мощность, квт | Количество ступеней пусковых сопротивлений на фазу | |||
при ручном управлении | при контакторном управлении | |||
полная нагрузка | половинная нагрузка | вентиляторы или центробежные насосы | ||
0,75—2,5 | 2 | 1 | 1 | 1 |
3,5—7,8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10-20 | 2 | 2 | 1 | 2 |
22—35 | 3 | 2 | 2 | 2 |
35—55 | 3 | 3 | 2 | 3 |
60—95 | 4 | 4 | 3 | 3 |
100—200 | 4 | 5 | 3 | 4 |
220-370 | 4 | 6 | 4 | 5 |
При большой частоте пусков и при необходимости дистанционного управления двигателем обычные реостаты ручного ого управления непригодны. В этом случае используются контакторные реостаты.
Видео:Шесть выводов блока резисторов. Какой куда подключить? Часть 1Скачать
Преимущества пусковых ДВС и предъявляемые к ним требования
Среди достоинств двигателей отмечают возможность подогрева моторного масла в картере при помощи отработанных газов и прогрева охлаждающей системы посредством циркуляции охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения.
Карбюраторные двигатели принципиально отличаются от других моторов системой питания, включающей топливную систему и устройства, обеспечивающее его питание воздухом.
Основные требования, предъявляемые к карбюраторам:
Видео:Крановый электродвигатель 4МТН225М8 30кВт 715об IM1004 испытание на холостом ходеСкачать
Проверка зазоров между электродами
Свечу зажигания выкручивают, отверстие закрывают заглушкой. Нагар на свече устраняют ее помещением на несколько минут в ванночку с бензином. Изолятор очищают специальной щеткой, корпус и электроды — металлическим скребком. Зазор между электродами проверяют щупом: его величина должна быть в пределах 0,5-0,75 миллиметра. Регулировка зазора осуществляется подгибанием бокового электрода в случае необходимости.
Исправность свечи проверяется посредством ее подключения к магнето проводами и прокручиванием коленчатого вала до появления искры. После проверки и обслуживания свеча возвращается на место и закручивается.
Видео:Этому не учат, а стоило бы. Чем отличается звезда от треугольника? #звезда #треугольник #двигательСкачать
Принцип работы пускового двигателя
Пускач, как и большинство одноцилиндровых двухтактных двигателей, работает на бензине. ПД оснащается свечами зажигания, проводами высокого напряжения и электрическим стартером.
Принцип работы двигателя заключается в следующем:
Простая конструкция пусковых двигателей (ПД) позволяет использовать топливо и масло самого низкого качества. Включается пускач посредством нажатия расположенной на его корпусе кнопки.
Видео:Как определить мощность, частоту вращения, двигателя без бирки или шильдика самому и простоСкачать
Пусковой момент и его численное значение
Определить пусковой момент асинхронного двигателя можно, используя специальную формулу. Кратность же пускового момента асинхронного двигателя можно найти в паспорте устройства, такой документ обязательно должен предоставляться производителем. С этими данными формулу пускового момента асинхронного двигателя очень просто рассчитать.
В зависимости от модели двигателя меняется величина кратности. Встречаются изделия, в которых этот показатель составляет от 1,5 до 6. При покупке необходимо убедиться, что значение пускового момента больше, чем статический момент планируемой проектной нагрузки на валу. Если, выбирая двигатель, вы обнаружили несоответствие, то такой аппарат не сможет развивать необходимый рабочий момент и выполнять нужную нагрузку. Он просто будет не в состоянии должным образом запуститься, а после и разогнаться до номинальных оборотов. Максимальный пусковой момент асинхронного двигателя должен соответствовать потребностям пользователя.
Для нахождения пускового момента существует и еще одна формула. Ее следует использовать при выполнении теоретических расчетов. Чтобы воспользоваться формулой, необходимо знать показатели номинального оборота и мощности на валу. На шильдике (табличка с данными) устройства указываются все эти параметры. В формуле P2 –номинальная мощность, а F1 – номинальные обороты. Формула выглядит следующим образом:
Чтобы найти P2, необходимо применить уже отдельную формулу. Здесь пусковой момент асинхронного двигателя зависит от напряжения. Важно учитывать параметры скольжения, пускового тока и напряжения питания. Все эти величины тоже обнаруживаются на шильдике. Расчеты не представляют особой сложности. И формула наглядно показывает, что для увеличения пускового момента асинхронного двигателя можно воспользоваться двумя методиками: повысить питающее напряжение или увеличить стартовый ток.
Для наглядности предлагаем произвести расчет значений пусковых моментов для трех аппаратов из серии АИР. Воспользоваться нужно самой первой формулой, для которой необходимы величины номинального момента и параметры кратности пускового момента. Результаты вычислений представлены в табличке:
Тип двигателя | Номинальный момент, Нм | Отношение пускового момента к номинальному моменту | Пусковой момент, Нм |
АИРМ132М2 | 36 | 2,5 | 90 |
АИР180S2 | 72 | 2 | 144 |
АИР180М2 | 97 | 2,4 | 232,8 |
Видео:ВАЖНО!Проверка сопротивления между обмотками электродвигателя мультиметром. электрика для начинающихСкачать
Часто встречаемые неполадки и способы их устранения
В случае если запуск пускового двигателя выполнить не удается, диагностируют проблему и пытаются ее устранить. Причиной этого может быть засорение основных механизмов и деталей двигателя, что препятствует попаданию топлива в поплавковую камеру. Устранить это можно очисткой всех деталей.
Отсутствие искры на конце свечи может быть еще одной причиной, по которой не запускается двигатель. В таком случае проверяется проводка, проходящая через магнето. Сбитая регулировка корректируется после запуска и прогрева двигателя. Некорректно выставленный угол опережения зажигания может быть одной из причин того, что ПД не запускается.
Некорректная работа двигателя может быть вызвана несколькими причинами:
Быстрый перегрев двигателя устраняется доливом воды, однако причин нагрева может быть несколько — к примеру, засорение пространства между головкой и цилиндром или камеры сгорания нагаром. Устраняется это очисткой всех механизмов выключенного двигателя. Однако причиной перегрева пускача не всегда является отсутствие воды или загрязнение: изначально он рассчитан на 10 минут работы за раз максимум. Более длительная работа может привести к его ускоренному износу.
Видео:Как найти начало и конец обмоток асинхронного электродвигателя. Определить полярность обмоток.Скачать
Тепловое действие пускового тока
Если перейти к формулам, пусковой ток оказывает тепловое действие на электродвигатель, которое описывается так называемым интегралом Джоуля. Если по простому, то тепловая энергия, производимая электрическим током, пропорциональна квадрату тока, умноженному на время. Обозначается эта величина через I2t.
Хорошая новость в том, что защитный автомат имеет примерно такую же тепловую (время-токовую) характеристику, что и время-токовая характеристика разгона двигателя.
Время-токовые характеристики защитного автомата
Что видим? Для защиты двигателя используются в основном автоматы с характеристикой D, как раз для того, чтобы меньше реагировать на кратковременные перегрузки. Подробнее здесь.
А для пускового тока двигателя график будет примерно такой:
График пускового тока (теоретический) при Кп = 6
Линейность графика – условная. Всё зависит от изменения момента нагрузки в процессе разгона. Теоретический график показан пунктиром. На этом графике Кп = Iп / Iн = 6, но это теоретическое (табличное) значение. Время разгона до номинала = tп.
Реальный график начерчен сплошной линией. На нём Iп` – это реальное значение пускового тока, которое всегда меньше теоретического. Это обусловлено тем, что питающая сеть имеет не нулевое сопротивление, и при повышении тока на проводах возникают потери напряжения.
Про потери на низком напряжении я писал тут, про потери в сетях 0,4 кВ – здесь.
Понятно, что из-за потерь время разгона будет больше, оно обозначено на графике через tп`.
Теперь повернём последний график, чтобы привести оси к одной системе координат:
Время от тока, если можно так выразиться
Не правда ли, весьма похоже на время-токовую характеристику защитного мотор-автомата?
Получается, что обе характеристики компенсируют друг друга, и при выборе автомата достаточно настроить его уставку на номинальный ток двигателя. При особо тяжелых пусках, когда площадь под кривой пуска двигателя больше площади под кривой защитного автомата, стоит подумать о плавном пуске – УПП либо ПЧ.
Видео:Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙСкачать
Время действия и величина пускового тока
Длительностью пускового тока будем считать время, в течение которого ток понижается от максимума (Iп) до номинала (Iн). Эта длительность фактически равна времени разгона от нуля до номинальной скорости вращения.
Весь вопрос в том, какова длительность этого тока – 10 миллисекунд (пол периода), когда двигатель на холостом ходу, или 10 секунд, когда на валу массивная крыльчатка. Теоретически рассчитать это время невозможно. Однако, поделюсь некоторыми соображениями.
Как я говорил выше, ток двигателя при пуске может превышать норму в несколько раз (Кп). И некоторые начинающие электрики, которые не читают мой блог, считают, что защитный автомат нужно выбирать так же – на повышенный ток. В статьях и даже инструкциях пишут, что “При выборе автомата необходимо учитывать, что пусковой ток асинхронного электродвигателя в 5 – 7 раз превышает номинальный”. Как это учитывать? Неужели ток автомата выбирать в 5-7 раз выше номинального тока двигателя?
Шильдик китайского электродвигателя 30 кВт
Написано – 56 А. Что это значит? Неужели то, что ток защитного автомата должен быть более 300 А? Конечно, нет. И выбор автомата в данном случае зависит не только от номинального тока двигателя (56 А), но и от времени действия пускового тока.
Кстати, давайте проведём расследование и узнаем пусковой ток этого двигателя. Ведь на сайт этого китайского производителя нам попасть не суждено. Исходные номинальные данные: мощность – 30 кВт, момент – 190,9 N·m, ток – 56 А. Смотрим по каталогам отечественных производителей, ищем подобный двигатель, ведь законы физики одинаковы и в России, и в Китае. Находим (каталог в конце статьи): это двигатель на 1500 оборотов, 4 полюса, с кратностью пускового тока Кп = 7. В итоге получаем: Iп = Iн · Кп = 56 · 7 = 392 А. Это теоретический пусковой ток, но это не ток уставки автомата!
Пусковой ток является максимально возможным током. Максимальным ток будет при пуске, то есть тогда, когда двигатель стоит. То есть, пусковой ток есть ВСЕГДА, и всегда его начальное значение имеет запредельную величину. В случае с нашим китайским движком – 392 А, если принять ток КЗ питающей сети равным бесконечности (источник напряжения с нулевым внутренним сопротивлением).
Видео:Плавный пуск электродвигателейСкачать
Регулировка и настройка ПД
Стабильная и корректная работа пускача возможна только при правильной настройке всех механизмов и деталей. Сначала настраивается карбюратор посредством установки длины тяги, объединяющей рычаг дроссельной заслонки и регулятор. Регулировка карбюратора осуществляется на низких оборотах.
Следующий этап — настройка оборотов коленчатого вала при помощи пружины. Изменение уровня ее сжатия позволяет отрегулировать количество оборотов. Последними регулируются система зажигания и механизм выключения приводной шестерни.
Видео:Короткозамкнутый и фазный роторСкачать
Принцип работы
Функционирование асинхронного двигателя осуществляется на основе свойства трёхфазного тока, способного создавать в обмотках статора вращающее магнитное поле. В рассматриваемых электродвигателях синхронная частота вращения электромагнитного поля связана прямо пропорциональной зависимостью с собственной частотой переменного тока.
Существует обратно пропорциональная зависимость частоты вращения от количества пар полюсов в обмотках статора. Учитывая то, что сдвиг фаз составляет 60º, зависимость частоты вращения ротора (в об/мин.) можно выразить формулой:
n1 = (f1*60) / p, где n1 – синхронная частота, f1 – частота переменного тока, а p – количество пар полюсов.
В результате действия магнитной индукции на сердечник ротора, в нём возникнет ЭДС, которая, в свою очередь, вызывает появление электрического тока в замкнутом проводнике. Возникнет сила Ампера, под действием которой замкнутый контур начнёт вращение вдогонку за магнитным полем. В номинальном режиме работы частота вращения ротора немного отстаёт от скорости вращения создаваемого в статоре магнитного поля. При совпадении частот происходит прекращение магнитного потока, ток исчезает в обмотках ротора, вследствие чего прекращается действие силы. Как только скорость вращения вала отстанет, переменными токами магнитных полей, возобновляется действие амперовой силы.
Разницу частот вращения магнитных полей называют частотой скольжения: ns=n1–n2, а относительную величину s, характеризующую отставание, называют скольжением.
С целью уменьшения гармоник ЭДС и сглаживания пульсаций момента силы, стержни короткозамкнутых витков немного скашивают. Взгляните ещё раз на рис. 2 и обратите внимание на расположение стержней, выполняющих роль обмоток ротора, относительно оси вращения.
Скольжение зависит от того, какую механическую нагрузку приложено к валу двигателя. В асинхронных электромоторах изменение параметров скольжения происходит в диапазоне от 0 до 1. Причём в режиме холостого хода набравший обороты ротор почти не испытывает активного сопротивления. S приближается к нулю.
Увеличение нагрузки способствует увеличению скольжения, которое может достигнуть единицы, в момент остановки двигателя из-за перегрузки. Такое состояние равносильно режиму короткого замыкания и может вывести устройство из строя.
Относительная величина отставания соответствующая номинальной нагрузке электрической машины называется номинальным скольжением. Для маломощных электромоторов и двигателей средней мощности этот показатель изменяется в небольших пределах – от 8% до 2%. При неподвижности ротора электродвигателя скольжение стремится к 0, а при работе на холостом ходу оно приближается к 100%.
Во время запуска электромотора его обмотки испытывают нагрузку, что приводит к резкому увеличению пусковых токов. При достижении номинальных мощностей электрические двигатели с короткозамкнутыми витками самостоятельно восстанавливают номинальную частоту ротора.
Обратите внимание на кривую крутящего момента скольжения, изображённую на рис. 3.
Рис. 3. Кривая крутящего момента скольжения
При увеличении крутящего момента коэффициент s изменяется от 1 до 0 (см. отрезок «моторная область»). Возрастает также скорость вращения вала. Если скорость вращения вала превысит номинальную частоту, то крутящий момент станет отрицательным, а двигатель перейдёт в режим генерации (отрезок «генерирующая область»). В таком режиме ротор будет испытывать магнитное сопротивление, что приведёт к торможению мотора. Колебательный процесс будет повторяться, пока не стабилизируется крутящий момент, а скольжение не приблизится к номинальному значению.
Видео:Продолжение. Шесть выводов блока резисторов. Какой куда подключить? Часть 2Скачать
Как снизить вред от пускового тока?
Если изменить схему питания двигателя невозможно (например, сосед по даче каждые пол часа запускает токарный станок, а никакие “методы воздействия” не воздействуют), то можно применить различные методы минимизации вреда от пусковых токов. Например:
Но напоминаю, что мы тут занимаемся не устранением последствий, а предотвращением проблем, поэтому погнали дальше.
📹 Видео
Как трехфазный асинхронный двигатель работает на одной фазе? #энерголикбезСкачать
Как электродвигатель проверить мультиметром.Скачать
Переделка двигателя с фазным ротором в двигатель с короткозамкнутымСкачать
Определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя (простой способ)Скачать
Как определить рабочую и пусковую обмоткуСкачать
#001."Звезда" или "Треугольник"?Скачать
Принцип работы плавного пуска электродвигателейСкачать
Синхронный и асинхронный двигатели. Отличия двигателейСкачать