Примечание: можно разбирать каждое простое предложение по схеме разбора простого предложения.
Порядок разбора.
Пояснения.
1.Тип предложения по цели высказывания.
1. Повествовательное – в нём повествуется о чём-либо.
2. Вопросительное – содержит вопрос.
3. Побудительное – содержит приказ или просьбу, побуждение к действию.
2. Тип предложения по эмоциональной окраске.
1. Восклицательное – произносится с восклицательной интонацией.
2. Невосклицательное – не произносится с восклицательной интонацией.
3. Найти грамматическую основу. Тип предложения по количеству грамматических основ.
Подлежащее обозначает то или того, о чём или о ком идёт речь в предложении.
Сказуемое обозначает то, ЧТО сказано о подлежащем, каков предмет, что это такое.
Простое – имеет одну грамматическую основу.
Сложное – имеет две и более грамматических основ.
Если предложение сложное:
4.Тип сложного предложения.
Типы сложных предложений:
— БСП – бессоюзное сложное;
— сложное с разными видами связи.
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
В ССП простые предложения не зависят друг от друга, соединены сочинительным союзами.
В СПП простые предложения соединены подчинительной связью и подчинительными союзами или союзным словами.
Главное – предложение, которому подчинено придаточное, от него задаётся вопрос.
Придаточное – предложение,
зависящее от главного.
В БСП – разные типы связи простых.
Предложения могут не зависеть друг от друга (в этом случае ставится запятая или точка с запятой) или зависеть друг от друга (ставится тире или двоеточие).
Простые соединены в БСП без помощи союзов.
6. Тип предложения по структуре (разбирается каждое простое в составе сложного):
а) по наличию главных членов;
если предложение односоставное, то указать его тип.
1. Двусоставное – в нём есть и подлежащее, и сказуемое.
2. Односоставное – в нём есть или подлежащее, или сказуемое, второй главный член не нужен для понимания смысла.
Типы односоставных предложений:
— назывное – в нём есть только подлежащее;
—определённо-личное (сказуемое стоит в форме глагола 1 или 2 лица, настоящего или будущего времени);
— неопределённо-личное (сказуемое стоит в форме глагола 3 лица или прошедшего времени);
— безличное – в нём нет и не может быть подлежащего, действие происходит само по себе; обозначает состояние природы или человека; сюда же относятся предложения со сказуемыми НЕТ и ДА).
— обобщённо- личное – это то же определённо-личное и неопределённо-личное, но в котором речь идёт обо всех, действие происходит или будет происходить со всеми (пословицы, выступления ораторов).
б) по наличию второстепенных членов;
1. Распространённое – в нём есть второстепенные члены.
2. Нераспространённое – в нём нет второстепенных членов.
Второстепенные члены предложения:
Определение – какой? чей? (подчёркивается волнистой линией).
Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме Им.п.) и подчёркивается пунктирной линией.
Обстоятельство – где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько? (подчёркивается пунктиром с точкой).
ЗАПОМНИТЕ:
Обращения и вводные слова НЕ являются членами предложения.
в) полное или неполное;
1. Полное – в нём есть все члены предложения, необходимые для понимания смысла.
2. Неполное – нём пропущен один или несколько членов предложения, для понимания смысла предложения необходим контекст.
г) осложнённое или нет; если осложнённое, то чем осложнено.
Предложение может быть осложнено:
— однородными членами (указать какими);
— обращениями;
— вводными словами или предложениями;
— обособленным членами (указать какими: определениями, дополнениями, приложениями или обстоятельствами);
— уточняющими членами.
7. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
8.Составить схему предложения.
Сложное с разными видам связи.
Образцы синтаксического разбора сложного предложения.
Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Видео:Сложносочинённое предложение | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Видео:ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложенийСкачать
Пример схемы (предложение, после него схема)
Видео:Синтаксический разбор сложного предложения (5 класс)Скачать
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
Видео:ЧТО СКРЫВАЕТ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ?Скачать
В словосочетаниях:
Видео:Синтаксический разбор сложного предложенияСкачать
В простом предложении:
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№8 - Сложное предложение. Синтаксический анализ предложений.)Скачать
Сказуемое
Видео:Простое и сложное предложениеСкачать
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
Видео:Русский язык 5 класс: Синтаксический разбор сложного предложения. ПримерСкачать
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)Скачать
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
Видео:Схема предложенияСкачать
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
Видео:Сложноподчиненное предложение | Русский языкСкачать
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
Видео:Разбор сложного предложения | ЕГЭ русский язык | Игорь ОксюморонСкачать
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
Видео:Графическая схема сложного предложения | Русский языкСкачать
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
Видео:Пунктуационный АНАЛИЗ | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Простые и сложные предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связанных по смыслу и интонационно.
Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором части равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна из частей по смыслу зависит от другой (подчиняется ей).
Бессоюзное предложение – это предложение, части которого связаны только по смыслу, без союзов.
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 188.
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 129.
3. Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2007. – с. 306.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – основная единица синтаксиса. В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них.
Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение.
Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.
В зависимости от того, как связаны между собой части сложного предложения, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения. Если части сложного предложения связаны между собой только с помощью интонации, то предложение бессоюзное. Если части связаны между собой с помощью интонации и союзов, то это союзное предложение.
Чаще всего в сложном союзном предложении употребляются союзы И, А, НО, ДА. В этом случае части сложного предложения равноправны. В схеме обе части заключаются в квадратные скобки. При использовании союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА одна часть зависит от другой, т.е. от одной части предложения можно задать вопрос к другой. В этом случае главная часть (от которой задают вопрос) заключается в квадратные скобки, а зависимая часть (к которой задают вопрос) заключается в круглые скобки.
Запомните: между частями сложного предложения ставится запятая.
Синтаксический анализ сложного предложения выполняется по тому же плану, что и синтаксический разбор простого предложения.
1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.
4. Характеристика простых предложений в составе сложного:
А) Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.
Б) Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.
В) Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.
Обратите внимание, что каждая часть сложного предложения характеризуется отдельно.
5. Тип сложного предложения: союзное, бессоюзное.
После этого составляется схема сложного предложения и объясняются знаки препинания.
Разбор сложного предложения выглядит следующим образом.
Теоретический материал для углубленного изучения
Типы сложных предложений.
Сложное предложение – это предложение, у которого две и более грамматических основы. Все сложные предложения делятся на союзные (части соединяются при помощи интонации и союзов) и бессоюзные (части соединяются только при помощи интонации.
Между частями сложного предложения ставится запятая. Также между частями бессоюзного предложения могут стоять двоеточие или тире.
Союзные предложения в свою очередь подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Сложносочинённое предложение – это предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами И, А, НО, ДА.
Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и присоединяется при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Зависимая часть называется придаточной.
Рассмотрим это на примерах.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Определите, верную характеристику предложения.
Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох
Разбор задания: Вспоминаем, что в сложном предложении две и более грамматических основы, а в простом – одна. Находим грамматическую основу. Листья задевают и шорох слышится. Здесь две грамматических основы, следовательно предложение сложное. Части связаны союзом И, следовательно предложение союзное. Ответ: 2.
Выделите зелёным цветом сложное предложение.
1.Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.
2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
Разбор задания: В сложном предложении должно быть две и более грамматических основы. Ищем предложение, которое соответствует этому. 1. Иглы устилают – одна основа. 2. Ветер налетел, осинка затрепетала – две основы, следовательно сложное предложение. Проверяем остальные. 3. Снежок лёг – одна основа, простое предложение. 4. Осень выстлала – одна основа, следовательно, простое предложение.
Ответ: 2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№49 - Разбор сложного предложения с различными видами связи.)Скачать
Синтаксический разбор сложного предложения. Общий план с примерами
Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой. Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.
Видео:Сложное предложение (9 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ
В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):
Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор сложного предложения.
Общий план разбора с примерами
Я – подлежащее, выраженное местоимением;
я (что сделал?) выглянул и увидел – однородные простые глагольные сказуемые;
метель – подлежащее, выраженное существительным;
метель (что сделала?) разбушевалась – простое глагольное сказуемое;
выглянул (куда?) в окно – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
утро (каково? было каким?) было солнечным – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой было и прилагательным солнечным;
день – подлежащее, выраженное существительным;
день (каков? должен быть каким?) должен быть жарким – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой быть, кратким прилагательным должен и полным прилагательным в творительном падеже жарким.
Тишина – подлежащее, выраженное существительным;
тишина (что сделала?) наступила – простое глагольное сказуемое;
он – подлежащее, выраженное местоимением;
он (что сделал?) начал петь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начал и инфинитивом петь.
Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.
[ O и O ], (что). Предложение сложное, в первом простом – однородные сказуемые;
союзное, части соединяются подчинительным союзом что;
первое простое – главное, от него ставится вопрос ко второму предложению: увидел что? Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.
Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
[ ], и [ ]. Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и;
соединительный союз выражает смысловые отношения последовательности событий;
Наступила тишина: он начал петь.
[ ]:[ ]. Предложение сложное, связь бессоюзная, простые предложения связаны по смыслу и интонационно;
первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие.
— по цели высказывания;
— по количеству грамматических основ (сложное);
— указать тип сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или предложение с разными видами связи (указать какими);
— если в сложноподчинённом предложении к одному главному относятся несколько придаточных, указать вид подчинения: последовательное, параллельное или однородное.
Мы вошли в лес, где было много грибов, которые встречались нам на каждом шагу.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
первое простое Мы вошли в лес – главное, второе где было много грибов – придаточное определительное (лес какой?), присоединяется к главному с помощью союзного слова где;
третье которые встречались нам на каждом шагу – придаточное определительное (грибов каких?), присоединяется ко второму простому с помощью союзного слова которые;
Я знал, что она права, что придётся извиняться.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
первое простое Я знал – главное, второе и третье что она права, что придётся извиняться относятся ко всему главному и отвечают на вопрос о чём?;
присоединяются к главному с помощью союзов что;
являются придаточными изъяснительными;
Если хотите достичь успеха, нужно забыть обо всём, что вас отвлекает от цели.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;
первое предложение Если хотите достичь успеха – придаточное обстоятельственное условия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному с помощью союза если;
второе простое нужно забыть обо всём – главное, третье простое что вас отвлекает от цели – придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?;
присоединяется к главному с помощью союзного слова что;
параллельное (неоднородное) подчинение.
Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 простых;
предложение с сочинительной и подчинительной связью;
сочинительная связь: Он позвонил, и вышла девочка;
два простых предложения связаны сочинительным союзом и, союз соединительный, выражает смысловые отношения последовательности. Подчинительная связь между предложениями вышла девочка (главное), когда дверь открылась (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда), которую он видел вчера (придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую);
— указать роль в сложном предложении (главное или придаточное, вид придаточного), для придаточных назвать средство связи (союз или союзное слово);
— по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать тип);
— по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
— по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
— по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
Продолжим разбор на примере последнего рассмотренного предложения:
Первое простое Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;
второе простое когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;
третье простое вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;
четвёртое простое которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
Если предложение содержит прямую речь или вставное предложение, они рассматриваются как самостоятельные предложения.
Он сказал: «Помоги мне встать!»
Он – подлежащее, выраженное местоимением;
он (что сделал?) сказал – простое глагольное сказуемое;
помоги – простое глагольное сказуемое;
помоги (в чём?) встать – дополнение, выраженное инфинитивом;
помоги (кому?) мне – дополнение, выраженное местоимением.
Предложение представляет из себя прямую речь, первое предложение Он сказал – слова автора, второе Помоги мне встать – собственно прямая речь.
Первое предложение Он сказал – повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено. Второе предложение Помоги мне встать – побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
Сергей (ему тогда исполнилось девять лет) тоже поехал вместе с родителями.
Предложение Сергей тоже поехал вместе с родителями повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вставной конструкцией ему тогда исполнилось девять лет.
Вставная конструкция ему тогда исполнилось девять лет представляет собой предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное; ничем не осложнено.