Работа с текстом. Винительный падеж имен существительных.
1. Организационный момент.
Ответы на вопросы общего характера:
Какая погода стоит на улице?
Какой еще бывает погода?
Какое время года ваше любимое? Почему?
2. Фонетическая разминка.
(Сначала читаем вслух вместе, потом спрашиваем по одному)
Попугай и медвежонок,
Ёж с ежихой и ежонок,
Чиж с чижихой и чижонок
Разбежались кто куда,
Задание 2. Послушайте, как учитель читает загадки.
Шуба вся в иголках.
Громко топают ножки.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
3. Самоопределение к деятельности
Ответьте на вопросы (обращаем внимание на вопросительные слова и предлоги):
1) Что вы узнали о еже? Вы видели ежа?
4) Когда он охотится?
5) За кем он охотится?
Как вы думаете о ком будет текст, который мы сегодня будем разбирать?
4. Подготовка к прочтению текста.
Летом, переехали на дачу, вышел в сад, на дорожке, крошечного ёжика, суетливо бегал, взад и вперёд, останавливался, мордочку, принюхивался, потерялся, подумал, взял и отнес на кухню, ёж, голодный, жадно пить, залез под буфет, заснул, вечером, ежиха, ежата, волнуется, осматривалась, ежонка ищет, побежал, принёс, опустил на землю, отошёл в сторону, наблюдать, малыш, подбежала, обнюхала, резко развернулась, в кусты.
Задание 2: упражнение на определение рода существительных, используя наглядное пособие «круг».
5. Работа по теме урока.
Послушайте внимательно, как читает рассказ. Подчеркните в тексте слова, которые вы не знаете.
Если есть слова, которые обучающие не знают разбираем их значение.
Читаем текст по цепочке, по одному предложению. Затем читаем по цепочке по абзацам. После просим 2-3 учеником прочитать полностью весь текст.
О чём рассказ? Ответьте на вопросы:
1) Когда это случилось?
2) Кого увидел Костя на дорожке утром?
3) Кого увидел Костя на дорожке вечером?
4) Что сделал Костя?
Немой спектакль. Распределяем роли согласно прочитанному тексту. Учитель медленно читают текст, а дети играют свои роли, обращаем внимание на мимику. Спектакль ставим 2-3 раза в зависимости от количества обучающихся. Затем можно сравнить получившиеся сценки. Обсудить, кто лучше передал эмоции. Более подробно обсудить, что чувствовал каждый из героев: мальчик, ежонок, ежиха.
7. Работа над грамматическим материалом урока.
Задание 1. Выпишите из текста подчеркнутые слова в три столбика. Подчеркните предлоги и окончания в этих словах.
Употребление предлогов В и НА в винительном падеже направления. В словарик записываем слова сначала с предлогов В, затем с предлогом НА. Употребление предлогов с этими словами надо выучить наизусть:
— на кухню, на почту, на улицу, на стадион, на вокзал, на остановку, на дачу, нареку, на озеро, на море
— в сад, в парк, в аптеку, в школу, в магазин, в метро, в поликлинику, в больницу.
Раздать и вклеить в словарик вспомогательную табличку по образованию винительного падежа имен существительных в единственном числе.
Задание 1. Поставьте существительное в винительный падеж, выделите окончание, подчеркните предлог. Задание выполняется письменно в тетради.
Девочка пошла … (кухня).
Мальчик побежал … (сад).
Мама пошла … (магазин).
Бабушка с дедушкой поехали … (дача).
Семья идет гулять … (парк).
Папа пошёл за посылкой … (почта).
8. Физкультминутка. Выполняем разминку для рук и глаз.
9. Продолжение работы с текстом.
Задание 1: Слушайте, как учитель читает, и вместе за ним повторяйте (по памяти, без опоры на напечатанный текст, учитель читает по одному предложению). Обращаем внимание на произношение интонацию.
1. Костя и бабушка. Костя и бабушка переехали. Костя и бабушка переехали на дачу. Летом Костя и бабушка переехали на дачу.
Костя вышел. Костя вышел в сад. Как-то утром Костя вышел в сад. Как-то утром Костя вышел в сад и увидел. Как-то утром Костя вышел в сад и увидел ёжика. Как-то утром Костя вышел в сад и увидел крошечного ёжика. Как-то утром Костя вышел в сад и увидел на дорожке крошечного ёжика.
Ёжик бегал. Ёжик суетливо бегал. Ёжик суетливо бегал взад и вперёд. Ёжик суетливо бегал взад и вперёд, останавливался. Ёжик суетливо бегал взад и вперёд, останавливался, поднимал мордочку. Ёжик суетливо бегал взад и вперёд, останавливался, поднимал мордочку и принюхивался.
Мальчик взял. Мальчик взял ёжика. Мальчик взял ёжика и отнес. Мальчик взял ёжика и отнес на кухню.
Ёж был голоден. Ёж был очень голодный.
Он стал пить. Он стал пить молоко. Он стал жадно пить молоко.
Он залез. Потом он залез. Потом он залез под буфет. Потом он залез под буфет и там заснул.
3. Костя вышел. Вечером Костя вышел. Вечером Костя вышел в сад. Вечером Костя вышел в сад и увидел семью. Вечером Костя вышел в сад и увидел большую семью. Вечером Костя вышел в сад и увидел на дорожке большую семью.
Это ежиха. Это была ежиха. Это была ежиха и ежата.
Было видно. Мать волнуется. Было видно, что мать волнуется. Было видно, что мать очень волнуется.
Она останавливалась. Она часто останавливалась. Она часто останавливалась, осматривалась. Она часто останавливалась, осматривалась и принюхивалась.
4. Он побежал. Он побежал на кухню. Он побежал на кухню, принёс ёжика. Он побежал на кухню, принёс ёжика и опустил его. Он побежал на кухню, принёс ёжика и опустил его на землю.
А сам отошёл. А сам отошел в сторону. А сам отошёл в сторону и стал наблюдать.
Мать увидела. Мать увидела малыша. Мать увидела малыша, побежала. Мать увидела малыша, побежала, обнюхала его.
Она развернулась. Потом она развернулась. Потом она резко развернулась. Потом она резко развернулась и побежала. Потом она резко развернулась и побежала в кусты.
А дети побежали. А дети побежали за ней.
Задание 2. Прочитайте вопросы и найдите ответы на них в тексте. Работаем устно.
1. 1) Куда переехали летом Костя и бабушка?
2) Кого Костя увидел на дорожке в саду?
2. 1) Что подумал Костя?
3) Кто был голодный?
4) Что стал пить ёжик?
5) Куда он залез и заснул?
3. 1) Что увидел Костя в саду вечером?
4) Как вела себя ежиха? Что она делала?
5) Что подумал Костя?
4. 1) Что сделал Костя?
2) Куда он опустил ёжика?
3) Кто отошёл в сторону и стал наблюдать?
4) Что сделала мать ёжика?
5) Куда побежала она потом?
6) А что сделали её дети?
Задание. Перескажите текст устно
1) Выучить грамматический материал.
2) Составьте по рисункам свой рассказ и запишите его в тетрадь.
1. Говорю и пишу по-русски. Часть 3. Текст и грамматика. Е.В. Кокорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко. Изд.: «Русское слово», 2013.
2. Говорю и пишу по-русски. Методические рекомендации к учебному пособию. Е.В. Кокорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко. Изд.: «Русское слово», 2013.
- Проверочная работа по различению Именительного и Винительного падежей тренажёр по русскому языку (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Винительный
- Урок русского языка по теме «Винительный и родительный падежи имени существительного». 4-й класс
- Урок по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных»
- Письмо с комментированием
- 🌟 Видео
Видео:Винительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать
Проверочная работа по различению Именительного и Винительного падежей
тренажёр по русскому языку (3 класс)
Маленькая работа, занимающая от 3 до 5 минут поможет учителю оценить уровень усвоения данной темы
Видео:Винительный падеж. Направление. Куда? Упражнения.Скачать
Скачать:
Видео:Урок 3. Винительный падеж. Множественное число || Существительные. Падежи.Скачать
Предварительный просмотр:
Определи падеж выделенных имен существительных.
Лагерь находится на берегу озера.
В лагерь ведёт узкая тропинка.
Труд украшает человека.
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
Меня манит в даль желтеющего леса.
Определи падеж выделенных имен существительных.
Лагерь находится на берегу озера.
В лагерь ведёт узкая тропинка.
Труд украшает человека.
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
Меня манит в даль желтеющего леса.
Определи падеж выделенных имен существительных.
Лагерь находится на берегу озера.
В лагерь ведёт узкая тропинка.
Труд украшает человека.
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
Меня манит в даль желтеющего леса.
Определи падеж выделенных имен существительных.
Лагерь находится на берегу озера.
В лагерь ведёт узкая тропинка.
Труд украшает человека.
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
Меня манит в даль желтеющего леса.
Определи падеж выделенных имен существительных.
Лагерь находится на берегу озера.
В лагерь ведёт узкая тропинка.
Труд украшает человека.
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
Меня манит в даль желтеющего леса.
Определи падеж выделенных имен существительных.
Лагерь находится на берегу озера.
В лагерь ведёт узкая тропинка.
Труд украшает человека.
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
Меня манит в даль желтеющего леса.
Видео:Именительный и винительный падеж. Как различать именительный и винительный падежи? | Русский языкСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 4 классе по УМК «Школа 2100».
Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа.
Конспект урока составлен подробно. Урок проводится в игровой форме. Цель: познакомить учащихся с тем, какие прилагательные мужского рода в именительном и в винительном п.
Открытый урок по русскому языку. 4 класс.
Презентация к уроку русского языка. 4 класс. «Школа 2100».
Актуализировать знания об именительном и винительном падежах.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№59 - Винительный падеж.)Скачать
Винительный
Основное значение винительного падежа — называть при переходных глаголах объект, на который направлено действие. Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы «кого?» (одушевленные) и «что?» (неодушевленные). Я вижу (кого?) Андрея. Андрей слушает (что?) музыку.
Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах. Я отдыхал неделю. Андрей прошёл километр.
На различных уровнях РКИ винительный падеж изучается в следующих значениях:
Элементарный уровень (А1)
1. Без предлога:
— лицо или предмет как объект действия. Я вижу Андрея. Он читает журнал.
— продолжительность, срок действия с существительными, обозначающими время. Я изучаю русский язык месяц.
2. С предлогами:
Предлоги в, на — направление движения. Дети идут в школу. Мы едем на море.
Предлог в — время: день недели, час. Урок в четверг в пять часов.
Функции винительного падежа:
1. Прямой объект при переходных глаголах. Андрей любит музыку.
2. Обстоятельство места. Дети идут в школу.
3. Обстоятельство времени. Мы не учимся в воскресенье.
Базовый уровень (А2)
1. Без предлога:
— лицо или предмет как объект действия. Я встретил Анну.
— обозначение лица при глаголе «звать». Моего брата зовут Иван.
— время действия:
— а) продолжительность: Они жили в деревне месяц. Я не видел тебя неделю.
— б) повторяемость: Я хожу в бассейн каждую субботу. Мы встречаемся каждый год.
2. С предлогами:
Предлоги в, на — направление движения.
Предлог через — период времени, после которого происходит действие. Мой брат приедет через неделю.
Функции винительного падежа:
— логический субъект: Моего старшего брата зовут Иван.
— прямой объект: Я попросил своего друга приехать завтра.
— обстоятельство времени. Мы жили в Москве неделю.
Функции винительного падежа:
— логический субъект. Нас радуют успехи сына.
— прямой объект. Хорошая погода улучшила настроение.
— обстоятельство времени. Мы встретимся через год.
— обстоятельство места. Мои друзья поехали отдыхать за границу.
— обстоятельство, обозначающее уступку. Андрей крепко спал несмотря на шум.
Видео:Винительный падеж. Как определить винительный падеж?Скачать
Урок русского языка по теме «Винительный и родительный падежи имени существительного». 4-й класс
Класс: 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
— Как вы определили, в каком падеже употреблены вставленные слова?
— Что нужно сделать, чтобы определить падеж у существительного?
— Какой можно сделать вывод? /чтобы определить падеж у существительного нужно найти слово, от которого задать вопрос к данному слову и по вопросу назвать в каком падеже слово/
— Кто допустил ошибку? /не всегда, только по вопросу можно правильно определить падеж у существительного/
Сообщение темы и цели урока.
Да, на уроке мы обсудим и выполним задания с определением Родительного и Винительного падежей. Мы будем выяснять, где имя существительное стоит в Р. п., где в В. п. Нам необходимо разработать пошаговый алгоритм для правильного определения падежа.
Скажите, чему вы хотели бы научиться на уроке? :
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Я тетрадь свою возьму
Уголочком положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу о падежах существительного, по предыдущему изученному материалу.
Название падежа | Падежные вопросы | Предлоги (наиболее часто употребляются) |
Именительный | кто? что? | — |
Родительный | кого? чего? | без, для, до, из, от, у |
Дательный | кому? чему? | к |
Винительный | кого? что? | про, через |
Творительный | кем? чем? | над, перед |
Предложный | о ком? о чём? | при, о (об) |
УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАДЕЖЕЙ
В следующем задании вам предстоит выяснить, что вы уже можете сделать для определения данных падежей, затем в паре обсудить, как вы это выполняли?
Составьте словосочетания с Винительным и Родительным падежами, запишите их с нужными вопросами в два столбика.
Вылить весь (что? чего?) (сок) в кувшин.
Налить немного (что? чего?) (сок) в стакан.
Выпить всё (что? чего?) (молоко).
Выпить чашку (что? чего?) (молоко).
Нарезать весь (что? чего?) (хлеб).
Нарезать немного (что? чего?) (хлеб).
Съесть весь (что? чего?) (виноград).
Съесть немного (что? чего?) (виноград).
Винительный падеж Родительный падеж
У кого не совпали мнения?
Почему только два вопроса?
Кто допустил ошибки? / не везде можно правильно определить падеж, ведь нет предлога, догадывались по измененному окончанию; нужно что-то еще/
Под музыку (звуки моря) выполняют физические упражнения для позвоночника, осанки.
Учитель помогает дополнить таблицу учащимся:
Выполняют в тетрадях.
На чужой роток не накинешь платок.
Не учась, и лаптя не сплетешь.Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
ФИЗМИНУТКА (для пальцев)
Проверка в группах. Два человека от группы выступают, объясняют смысл пословиц, указывают падеж.
Какие из предложенных пословиц, по вашему мнению, можно отнести к себе, учебе.
Познакомьтесь с заданием. Подготовьте объяснение пословицам.
Вставьте нужные окончания, определите падеж в словах с пропущенными окончаниями в данных пословицах. Занесите в соответствующие графы таблицы номера пословиц.
1. Без труда не вытянешь и рыбк. из пруда.
2. Дым. без огня не бывает.
3. Едешь на день, хлеб. бери на неделю.
5. Шил. в мешке не утаишь.
6. От добра добр. не ищут.
Понравился вам урок?
Что понравилось вам на уроке?
Для чего мы определяем падежи?
Вы уже научились без ошибок определять падежи или еще нужно поупражняться?
Выполнили ли вы намеченные вами цели?
Учитель отмечает работу каждого ученика.
Прошу вас, оценив свою работу на уроке, взять жетоны определенного цвета:
Видео:Развлечёба | Про падежи имён существительныхСкачать
Урок по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных»
Оборудование: компьютер, тесты, карточки.
1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Постановка учебной задачи.
— Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это винительный падеж” Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
— Тема нашего урока: “Именительный и винительный падежи имен существительных”.
3. Решение учебной задачи.
Письмо с комментированием
— Что мы знаем об именительном падеже?
— Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)
— Есть ли в этом предложении предлоги?
— К какому слову они относятся?
— Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.
— Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).
— Какой вывод можно сделать?
— А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)
4. Первичное усвоение знаний.
— Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения.
— На каком месте стоит имя существительное, употреблённое в именительном падеже? Каким членом предложения оно является?
— Докажите, почему вы так считаете.
— Есть ли в этом предложении ещё имена существительные?
— В каком падеже они стоят?
— Могут ли оба существительных стоять в одном и том же падеже?
— Как называется это явление? Докажите.
5. Закрепление полученных знаний.
А) Упражнение № 1 (устно) (задание на карточках и дублируется на презентации).
Задание выполняется по вариантам:
1 вариант — Найдите и укажите номера тех предложений, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже.
2 вариант — Найдите и укажите номера тех предложений, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже.
Проверка проводится с помощью компьютера.
2. На опушку выбежал олень.
3. Птицы вьют гнёзда.
4. На юг улетают перелётные птицы.
5. На дерево вспорхнула птица.
6. Гроза освежила воздух.
7. Листья пожирают гусеницы.
8. Плющ обвивает беседку.
Б) Упражнение № 2 (письменно, задание на карточках и дублируется на презентации).
Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч.
После взаимопроверки дети сравнивают ответы с ответами на презентации.
— А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное, стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носки и потянуться. Итак, приступаем: на поляну, мяч, в омут, солнце, на дачу, задача, красота, впереди, на краю, библиотека, интересно.
— Все ли слова мы использовали для выполнения упражнений? Почему? Ответ обоснуйте.
— Какими правилами вы пользовались при определении падежей?
7. Работа с учебником (с.154 упр.82).
8. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).
9. Контроль знаний (выполнение теста на компьютере индивидуально каждым учащимся и проверка).
Задание: определи падеж выделенных имён существительных.
1 вариант
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Для чего мы проводили тест?
— Были ошибки при определении падежей?
— Что нам помогает при определении именительного и винительного падежей имен существительных?
— Какую задачу нужно поставить на следующий урок?
🌟 Видео
Родительный или винительный? Как определить падеж? | Русский языкСкачать
Упражнения. Глаголы + существительные, прилагательные и местоимения в винительном падеже.Скачать
Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать
Капитан Краб: "Падежи"Скачать
Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?Скачать
Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать
Делаем упражнения. Родительный падеж. Отрицание после слов нет, не было, не будет.Скачать
Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Винительный падеж. Прямой объект. Упражнения.Скачать
Винительный падеж. Существительные. Часть 2 || ПадежиСкачать
Как правильно определить падеж? Практические задания на падежи. Итоговый урок по падежам.Скачать
Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать
Родительный падеж с предлогами места. Упражнения.Скачать