СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Регулятор числа оборотов коленчатого вала дизельного двигателя ЯМЗ-236
Регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя всережимный, центробежного типа, предназначен для поддержания заданного скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры в зависимости от нагрузки.
Способность регулятора поддерживать любое число оборотов от минимального до максимального, устанавливаемое водителем при нажатии на педаль управления подачей топлива, является особенностью двигателя ЯМЭ-236 по сравнению с двигателем ЯАЗ-204, у которого регулятор автоматически поддерживает только минимальное и максимальное число оборотов коленчатого вала двигателя.
Регулятор установлен на заднем торце топливного насоса высокого давления и приводится в действие от его кулачкового валика с помощью ведущей шестерни 33 (рис. 42) и зубчатого венца валика 32, создающих повышающую передачу. Валик 32 регулятора делает столько же оборотов, сколько и коленчатый вал двигателя, т. е. в 2 раза больше, чем вал насоса. Наличие повышающей передачи позволило уменьшить массу грузов и тем самым создать более компактную конструкцию регулятора.
Ведущая шестерня 33 имеет демпфирующее устройство для плавной передачи усилия на зубчатый венец валика 32 при резком изменении числа оборотов. Гашение резко переменных усилий происходит благодаря наличию резиновых сухарей 34, установленных в ведущей шестерне.
На державке 6, напрессованной на валик 32, шарнирно укреплены два груза 38, которые роликами 36 упираются в торец муфты 37.
Рис. 42. Регулятор числа оборотов:
1 — крышка корпуса регулятора; 2 — палец пяты и рычага привода рейки: 3 — винт
установления пусковой подачи топлива; 4 — рычаг рейки; 5 — регулировочный винт; б —державка грузов; 7 — пята; 8 — серьга пяты; 9 — тяга рейки; 10— винт регулировки подачи топлива; 11 — вал рычага пружины; 12— буферная пружина; 13 — скоба остановки двигателя; 14 — корпус буферной пружины; 15 — рычаг регулятора; 16 — винт регулирования максимального числа оборотов конца выдвигания рейки; 17 — пружина рейки; 18 — двуплечий рычаг; 19 — болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода; 20 — крышка смотрового люка: 21 — пружина регулятора; 22 — ось
рычагов (двуплечего и рычага регулятора); 23 — рычаг управления регулятором; 24 — рычаг пружины; 25 — рейка насоса; 26 — зубчатый венец втулки плунжера; 27 — втулка плунжера; 28 — корпус топливного насоса; 29 — стакан подшипников; 30 — кулачковый вал насоса; 31 — корпус регулятора; 32 — валик регулятора с ведомой шестерней; 33—ведущая шестерня; 34 — резиновый сухарь; 35 — втулка ведущей шестерни; 36 — ролик груза; 37 — муфта; 38 — груз регулятора; 39 — возвратная пружина скобы кулисы: 40 — ось фиксатора; 41 — фиксатор кулисы; 42 — палец рычага рейки; 43— кулиса
Муфта 37 имеет возможность перемещаться по державке грузов. В выточку муфты установлен радиально-упорный подшипник с запрессованной во внутреннюю обойму его пятой 7. В отверстие пяты вставлен палец 2, на котором укреплена серьга 8. На другом конце этого пальца свободно установлен рычаг 4 рейки, связанный через тягу 9 с рейкой 25 насоса. В верхней части к рычагу рейки присоединена пружина 17, удерживающая рейку насоса в положении, необходимом при пуске двигателя. Этим обеспечивается автоматическое увеличение подачи топлива при пуске двигателя. В нижний конец рычага 4 запрессован палец 42, входящий в паз кулисы 43, соединенной со скобой 13 остановки двигателя через расположенную внутри кулисы пружину, предохраняющую механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива.
На нижнем пальце серьги 8 свободно сидит рычаг 15 регулятора, подвешенный на оси 22. На этой же оси подвешен двуплечий рычаг 18, в который ввернут винт 16, упирающийся в рычаг 15.
Пружина 21 регулятора одним концом зацеплена за рычаг 24, который жестко связан с рычагом 23 управления регулятором, а другим — за двуплечий рычаг 18. Усилие пружины передается с двуплечего рычага на рычаг регулятора через винт 16.
Для смазки шестерен и шарикоподшипников валика регулятора и муфты в регулятор заливается масло до уровня, проверяемого указателем, помешенным на корпусе регулятора.
На схеме работы регулятора (рис. 43, а) показано положение деталей регулятора при неработающем двигателе. В этом положении рычаг 10 упирается в болт 9 регулирования минимального числа оборотов холостого хода; при этом рычаг 12 несколько растягивает пружину 8 регулятора. Двуплечий рычаг 7 под действием пружины давит через винт 6 на рычаг 5 регулятора, который винтом 4 упирается в вал 3 рычага пружины, вследствие чего рычаг 5 не касается пяты 2.
Под действием пружины 14 рейка 15 вдвинута в корпус насоса и находится в положении пусковой подачи топлива.
После пуска двигателя грузы 16 под действием центробежной силы расходятся и воздействуют через ролики на муфту 17, перемещая ее и пяту 2 вправо. Вместе с пятой перемещается вправо и рычаг 13, выдвигающий рейку из насоса, вследствие чего подача топлива уменьшается. Пята, продолжая перемещаться вправо, нажимает на рычаг 5, который через винт и двуплечий рычаг 7 вызывает натяжение пружины 8. Как только усилие от грузов уравновесится усилием натяжения пружины 8 регулятора, сразу же прекращается перемещение рычага 13 и, следовательно, рейки. Уменьшение подачи топлива прекращается, и устанавливается минимальное число оборотов холостого хода.
Заданный скоростной режим двигателя устанавливается водителем посредством воздействия на рычаг 10, связанный при помощи тяг с педалью подачи топлива.
Рис. 43. Схема работы регулятора числа оборотов: а — положение деталей при неработающем двигателе; б — работа регулятора при уменьшении нагрузки на двигатель; в — работа регулятора при увеличении нагрузки на двигатель; г — остановка двигателя; 1 — скоба остановки двигателя: 2 — пята; 3 — вал
рычага пружины; 4 и 6 — винты; 5 — рычаг регулятора; 7 — двуплечий рычаг; 8 — пружина регулятора; 9 — болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода; 10 — рычаг управления регулятором; 11 — болт регулирования максимального числа оборотов; 12— рычаг пружины; 13 — рычаг рейки; 14 — пружина рейки; 15 — рейка; 16 — груз; 17 — муфта; 18 — кулиса
При нажатии на педаль подачи топлива рычаг 10 поворачивается на определенный угол и через жестко связанный с ним рычаг 12 вызывает увеличение натяжения пружины 8. Под действием этой пружины рейка перемещается в сторону увеличения подачи топлива, и число оборотов коленчатого вала двигателя возрастает. Это происходит до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесит силу натяжения пружины 8, т. е. до установления устойчивого режима работы двигателя. На установившемся режиме работы двигателя центробежные силы грузов всегда уравновешены силой пружины.
Выше упоминалось, что заданный водителем скоростной режим работы двигателя (в зависимости от условий движения) регулятор поддерживает автоматически независимо от нагрузки на двигатель. Происходит это следующим образом.
При уменьшении нагрузки на двигатель при определенном положении рычага управления 10, установленном водителем нажатием на педаль подачи топлива, топливо некоторое время продолжает поступать в цилиндры двигателя в прежнем количестве, что, естественно, вызывает увеличение числа оборотов. Однако под действием возросшей центробежной силы грузы регулятора расходятся и, преодолевая сопротивление пружины 8, через систему рычагов перемещают рейку в сторону уменьшения подачи топлива (рис. 43, б). Перемещение рейки будет продолжаться до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесится сопротивлением пружины. Таким образом, число оборотов устанавливается примерно таким же, каким оно было до уменьшения нагрузки на двигатель. При увеличении нагрузки на двигатель при том же положении рычага управления число оборотов двигателя сначала уменьшается. Вследствие этого центробежная сила грузов регулятора уменьшается, и пружина 8 воздействует через систему рычагов на рейху, в результате чего подача топлива увеличивается и число оборотов двигателя восстанавливается (рис. 43, в).
Таким образом, автоматически поддерживается скоростной режим работы двигателя независимо от нагрузки. Колебание числа оборотов, восстанавливаемого регулятором, составляет ±30 об/мин
Остановка двигателя осуществляется поворотом скобы / вниз; при этом связанная со скобой кулиса 18 и нижний конец рычага 13 поворачиваются вправо, как показано на рис. 43, г, рейка насоса выдвигается до упора и подача топлива прекращается.
Ниже приведено назначение отдельных регулировочных винтов.
Буферная пружина 12 (см. рис. 42), ограничивая при помощи корпуса 14 перемещение рычага 15, служит для установления устойчивой работы двигателя при минимальном числе оборотов холостого хода.
При необходимости в процессе эксплуатации можно регулировать устойчивость работы двигателя на минимальном числе оборотов корпусом 14 буферной пружины и минимальное число
оборотов холостого хода болтом 19, который через систему рычагов воздействует на натяжение пружины 21.
Болт 16 двуплечего рычага предназначен для изменения натяжения пружины 21 и регулирования тем самым числа оборотов конца выдвигания рейки. При завертывании винта выдвигание рейки наступает при меньшем числе оборотов.
Винтом 3, упирающимся в кулису 43, устанавливается пусковая подача топлива. Эта подача устанавливается на заводе и
винт контрится чеканкой. Болт 11 (рис. 43) служит для ограничения максимального скоростного режима двигателя.
- 2.7.2. Регулятор частоты вращения. Основные регулировки регулятора ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.
- Регулировка холостого хода двигателя ямз 238
- ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
- Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
- Автомобили ГАЗ
- Автомобили ЗИЛ
- Автомобили КАМАЗ
- Автомобили МАЗ
- Автомобили КРАЗ
- Автомобили УРАЛ
- Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238
- Регулировка двигателя ЯМЗ-238
- 📺 Видео
Видео:Как наиболее точно выставить угол опережения зажигания, на двигателях ямз-236 -238 автомобилей МАЗ.Скачать
2.7.2. Регулятор частоты вращения. Основные регулировки регулятора ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10.
РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
Рисунок 30 – Регулятор частоты вращения
1–корректор подачи топлива по наддуву; 2–ось двуплечего рычага; 3–крышка смотрового люка; 4–пружина регулятора; 5–двуплечий рычаг; 6–пружина рычага рейки; 7–винт двуплечего рычага; 8–буферная пружина; 9–корпус буферной пружины; 10–регулировочный болт; 11–вал рычага пружины; 12–отрицательный корректор; 13–корпус пружины корректора; 14–пружина отрицательного корректора; 15–скоба кулисы; 16–втулка отрицательного корректора; 17–рычаг регулятора; 18–рычаг отрицательного корректора; 19–винт подрегулировки мощности; 20–рычаг рейки; 21–кулиса; 22–пята; 23– муфта грузов; 24–грузы регулятора; 25–державка грузов; 26–ось грузов; 27–ведущая шестерня; 28–сухари; 29–валик державки грузов; 30–стакан; 31–рычаг пружины 32–тяга рейки; 33–рейка; 34–упор.
Рисунок 31 – Корректор по наддуву
1–гильза упора; 2–упор; 3–пружина гильзы; 4–пружина поршня; 5–корпус мембраны; 6–крышка мембраны; 7–контргайка штока мембраны; 8–пружина; 9–шток с мембраной; 10–корпус пружины корректора; 11–пружина корректора; 12–золотник; 13–поршень; 14–крышка корректора; 15–штуцер подвода масла; 16–корпус корректора; 17–рычаг; 18–ось рычага; 19–рычаг; 20–проставка; 21–регулировочный болт рычага.
Корректор подачи топлива по наддуву (рис. 31) установлен на верхней части корпуса регулятора. К проставке 20 с помощью болтов крепятся корпус корректора 16, корпус мембраны 5 и крышка корректора 14. Внутри корпуса корректора расположена пара поршень 13 и золотник 12.
Через упор 2 поршень поджимается пружиной 4 к корпусу корректора. На упоре установлена гильза 1 упора, которая пружиной 3 постоянно поджимается к регулировочному болту 21 рычага 19. Рычаг установлен на оси 18 в проставке. На одном конце рычага расположен регулировочный болт с гайкой, а другой конец при работе корректора непосредственно воздействует на рейку ТНВД. В корпусе мембраны располагается выполненная из специальной ткани мембрана в сборе со штоком 9, закрытая крышкой 6. В крышке выполнено отверстие для подвода воздуха от впускного коллектора двигателя. Рычаг 17, установленный на оси, служит для передачи движения от штока к золотнику 12. В золотник упирается пружина корректора 11. Для изменения ее предварительного сжатия в крышку 14 корректора ввернут корпус 10 пружины. На корпус навернута контргайка и колпачок. В корпус корректора ввернут штуцер 15 подвода масла из системы смазки двигателя.
Уплотнение сопряженных деталей корректора по наддуву осуществляется с помощью паронитовых прокладок.
При неработающем двигателе давление масла в системе смазки и воздуха во впускных корректорах отсутствует. Пружина 4 поджимает поршень 13 с упором 2 к корпусу корректора 16.
Пружина корректора 11 поджимает золотник 12 и шток 9 с мембраной до упора в крышку мембраны.
При пуске двигателя масло из системы смазки двигателя через ввертыш 15 начинает поступать в поршневую полость корректора и через открытые сливные окна поршня, осевые каналы золотника, поршня и упора сливается в полость регулятора.
При выходе двигателя на режим холостого хода рейка ТНВД перемещается из стартового
положения в сторону уменьшения подачи. Вслед за рейкой под действием пружины 3 перемещается гильза 1, поворачивая рычаг 19. Перемещение гильзы относительно упора приводит к перекрытию сливных окон упора, в результате чего свободный слив прекращается, давление масла в подпоршневой полости увеличивается; и поршень начинает перемещаться влево в свое рабочее положение. Перемещение поршня продолжается до момента открытия сливных окон поршня торцовой рабочей кромкой золотника.
При работе двигателя под нагрузкой и увеличении частоты вращения коленчатого вала давление воздуха в полости мембраны увеличивается. Мембрана деформируется, шток перемещает рычаг 17 корректора, который в свою очередь сдвигает золотник корректора вправо. При этом площадь проходного сечения, через которые происходит перетекание масла из подпоршневой полости в осевой канал поршня увеличивается, давление масла в подпоршневой полости уменьшается, и поршень вместе с упором под действием пружины смещается вправо, восстанавливая свое положение относительно золотника. Вслед за поршнем и упором под действием стартовой пружины, перемещается рейка ТНВД. Таким образом, увеличение давления воздуха в полости мембраны приводит к увеличению цикловой подачи топлива. Перемещение рейки сопровождается поворотом рычага 19, при этом величина перемещения рейки и изменения цикловой подачи определяется величиной перемещения поршня и упора.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала давление турбокомпрессора падает,
уменьшается давление в полости мембраны, золотник 12 под действием пружины 11 смещается влево и рабочая кромка торцевой поверхности золотника перекрывает сливные окна поршня. В подпоршневой полости давление масла растет, поршень сдвигается влево до момента открытия сливных окон и через упор 2 и рычаг 19 сдвигает рейку в сторону уменьшения подачи.
Таким образом, изменение давления воздуха в полости мембраны приводит к изменению положения золотника, поршень автоматически отслеживает положение золотника и обеспечивает соответствующее перемещение рейки ТНВД. Величина перемещения рейки и изменение цикловой подачи определяется величиной перепада давления в полости мембраны и характеристикой пружины корректора.
При увеличении давления надува около 0,06МПа (0,6кгс/см²) ограничение подачи корректором снимается.
При останове двигателя корректор обеспечивает автоматическое включение пусковой подачи.
Демонтаж корректора по наддуву вместе с проставкой 20 в эксплуатации не рекомендуется, так как затем возможна неправильная установка рычага 19 относительно рейки, ведущая к разносу двигателя.
В случае необходимости демонтажа (например, при ремонте) при последующей установке корректора на регулятор отвести скобой кулисы двигателя рейку насоса в положение выключенной подачи и вставить корректор проставкой в корпус регулятора. Затем отпустить скобу кулисы.
После этого необходима проверка регулировки корректора по наддуву, а также проверка регулятора на выключение подачи топлива.
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КОНСТРУКЦИЕЙ РЕГУЛЯТОРА
К особенностям регулировки следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот. Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двухплечего рычага.
Видео:Педаль акселератора МАЗ не реагирует на нажатие, и что такое горный тормоз (многие не знают).Скачать
Регулировка холостого хода двигателя ямз 238
Видео:Регулировка ТНВД МАЗ 7511Скачать
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Видео:рено-маз регулировка клапанов за один оборот двигателяСкачать
Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238
Топливный насос ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 в сборе показан на рис. 14.
Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238
1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву.
А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче
С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.
Устройство ТНВД дизеля ЯМЗ-238
Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе.
Число секций равно числу цилиндров двигателя.
Устройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15.
Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238
1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый
В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления.
Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно.
Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.
Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17.
Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку
От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД ЯМЗ-238.
Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи.
Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с рейкой 16.
Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций.
Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.
Принцип действия секции ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238
При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство.
При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.
При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает.
Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.
При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания.
На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре.
Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами.
Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.
В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 расположен кулачковый вал.
Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре.
Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса.
Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется через рейку.
Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса.
На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя.
При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.
Смазка ТНВД ЯМЗ-238 — централизованная, от масляной системы двигателя.
Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.
Регулятор частоты вращения ТНВД дизеля ЯМЗ-238
Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 (рис. 16) механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.
Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238
1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий рычаг; 6 – пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33 – рейка; 34 – упор
Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме холостого хода.
Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя.
Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.
Рабочие регулировки ТНВД ЯМЗ-238
Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7 (рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16);
Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом 4 (рис. 14).
Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16).
Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 7.
Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного корректора 12.
Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13 (рис. 16).
К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот.
Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двуплечего рычага.
Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238
Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой и фиксируется от проворота шпонкой.
Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от разрушения.
Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной высоковязкой жидкости.
Вмятины на корпусе муфты выводят ее из строя.
Видео:Настройка корректораСкачать
Регулировка двигателя ЯМЗ-238
Проверить и подрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма перед началом и по окончании обкатки, но не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД.
Перед регулировкой зазоров клапанного механизма включить подачу топлива скобой регулятора, снять крышки головок цилиндров, проверить затяжку гаек крепления осей коромысел динамометрическим ключом с Мкр 118–147 Нм (от 12 до 15 кг/см).
Технические требования к затяжке по ОСТ 37.001.031-72.
При регулировке зазоров клапанов и повторной проверке их, коромысла прижать:
— на головке правого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к торцу оси; впускных клапанов – к стопорному кольцу.
— на головке левого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к стопорному кольцу; впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапана правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – наоборот.
Для регулировки зазора ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор в пределах 0,25-0,30 мм.
Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить свободно, а толщиной 0,3 мм – с усилием.
При прокручивании коленчатого вала после регулировки клапанов, из-за возможного биения сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, допускается тепловой зазор в пределах 0,2-0,4 мм.
Регулировка зазоров в клапанном механизме обуславливается порядком работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8 и производится в следующей последовательности:
Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) специальным ключом за болт крепления ступицы шкива и наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимается (т. е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/3 оборота.
В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.
Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направления вращения до момента полного закрытия клапанов регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/3 оборота.
Регулировку зазоров в каждом цилиндре произведите, как указано выше.
Регулировка топливной аппаратуры на двигателе ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД:
— Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива.
— Прогреть двигатель до нормального теплового режима.
Рис.14 – Схема регулятора частоты вращения
1 — винт регулировки мощности; 2 — корпус буферной пружины; 3 — гайка колпачковая 4 — болт ограничения максимальной частоты вращения 5 — болт ограничения минимальной частоты вращения
Отвернуть колпачковую гайку и винтом регулировки мощности при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения, установить мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 50 мин-1, которая должна быть (при стандартных условиях по ГОСТ 18509-88) при часовом расходе топлива не более 66 кг/ч;
После регулировки мощности колпачковую гайку навернуть на винт регулировки мощности до упора.
В контрольной карте на двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ должна фиксироваться фактическая величина атмосферных условий, температуры и плотности топлива.
Часовой расход топлива определять весовым способом двухкратным замером времени расхода 500 грамм дизельного топлива, при этом результаты определяются как среднее арифметическое значение двух измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.
Для поддержания постоянной температуры топлива в момент замера расхода, уровень в бачке не должен снижаться ниже 2/3 высоты бачка.
Вокруг погруженных в мерный бачок сливных трубопроводов допускается незначительное выделение мелких пузырьков.
Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. Регулировку производить болтом, на упоре, в котором должен находиться рычаг управления регулятором.
При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при вывертывании – уменьшается.
Установить частоту вращения коленчатого вала в пределах 640-660 мин-1, затем ввернуть корпус буферной пружины до устойчивости частоты вращения.
Частота вращения холостого хода должна быть в пределах 650-750 мин-1.
Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК должен устойчиво работать на режиме холостого хода с колебаниями не более ±15 мин-1.
Проверить устойчивость минимальной частоты вращения холостого хода с присоединительным электротормозом после увеличения частоты вращения коленчатого вала до 1200-1300 мин-1 и резком сбросе рычага управления регулятором до упора в болт.
Проверить максимальную частоту вращения холостого хода, которая должна быть не более 2175 мин-1.
Проверку производить при упоре рычага управления регулятором в болт.
Ограничение мощности двигателей не производить.
После регулировки и предъявительских испытаний опломбировать колпачковую гайку на винте регулировки мощности.
Подтяжку гаек шпилек крепления головок цилиндров производить в порядке согласно руководству по эксплуатации крутящим моментом 216-235 Нм (22-24 кг/см).
📺 Видео
Ямз-238 Привод, углы впрыска и винт топлива ТнвдСкачать
МАЗ-673105 не развивает обороты и мощность. МАЗ 2018 года.Скачать
ямз-236 БЕ22 троит или так должно быть?Скачать
ямз-7511 троит на средних оборотах - решение проблемыСкачать
Видео 4. "На холостых" - двигатель ЯМЗ 238 тягач МАЗ-6422Скачать
ЭЛЗА. Диагностика электронного регулятора на ТНВД типа "60", "80", "90" ЯЗДАСкачать
Ремонт #ТНВД в Пензе #ЯМЗ 238 на ул. БийскаяСкачать
Установка угла опережения впрыска на МАЗ 5440 с двигателем ЯМЗ 6581.10 (механический ТНВД).Скачать
регулировка ТНВД ЯМЗ 238Скачать
Как можно повысить мощность на автомобиле МАЗ, поставив дополнительно газ пропанСкачать
зажигание ЯМЗСкачать
КАК ВЫСТАВИТЬ ЗАЖИГАНИЕ НА МАЗ ЕВРО 3Скачать
Тахометр МАЗ показывает завышеные обороты. Калибровка тахометра.Скачать
Регулировка клапанов ЯМЗ 238 старым шоферским методомСкачать
Маз не набирает обороты, возвожныепричины.Скачать