Урок 2. Русский язык 9 класс ФГОС
Конспект урока «Монолог и диалог»
· Сегодня мы вспомним, что такое монолог и диалог.
· Поговорим об особенностях монолога и диалога.
· Узнаем несколько неизвестных фактов о монологе и диалоге.
Речь в зависимости от смены говорящего и слушающего делится на диалогическую и монологическую. В диалогической речи говорящий и слушающий меняются местами. В монологической речи – не меняются.
Давайте сначала поговорим о диалогической речи.
Диалогическая речь возникла раньше. Наша речь возникла как средство общения между людьми. И потому в древности именно диалог был совершенно необходим.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики диалога адресованы собеседнику. Поэтому диалог немного напоминает теннис с мячиком, который передается от одного игрока к другому.
Рассмотрим пример типичного диалога.
− У меня как раз возникли вопросы по поводу распределения ролей в нашей постановке.
− Отлично. Мы могли бы встретиться и всё обсудить.
− Это было бы очень хорошо.
Каждая реплика в нашем диалоге зависит от предыдущей. Все реплики связаны.
Любой диалог имеет свою структуру.
В нашем примере первые две реплики будут зачином. Следующие три реплики – основная часть. И две последние – это концовка.
Все реплики диалога объединяются общей темой.
Несколько реплик, объединенных общей темой, составляют диалогическое единство.
Размеры диалога теоретически безграничны.
Однако на практике любой диалог все же имеет концовку.
Диалог получил наибольшее распространение в разговорной речи. Однако он востребован также в официально-деловой, научной и публицистической речи.
В зависимости от целей, задач, роли собеседников, ситуации общения можно выделить следующие типы диалогов:
Диалог – это неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной или официально-деловой речи мы не можем предугадать реплику собеседника полностью. Так часто бывает на экзаменах, когда экзаменатор задает неожиданный вопрос. Допустим, вы рассказываете об образе Ильи Муромца в былинах, а вас неожиданно спрашивают о Святогоре. Как скоро вы сформулируете ответ? Именно поэтому нужно всегда хорошо ориентироваться в теме и тщательно готовиться к любому выступлению.
Как оформляется диалог в тексте?
Каждая реплика в диалоге выделяется при помощи тире. Расстановка других знаков препинания такая же, как и при прямой речи.
Внимание! Каждая реплика диалога пишется с абзацного отступа!
Тетю Жанну, редко приезжающую в город, ребята увидели издалека.
− Здравствуйте! – радостно воскликнула она. – Как поживаете?
− Живем неплохо, − степенно промолвил в ответ Артем, − не жалуемся.
Обратите внимание! Речь автора выделяется с двух сторон тире и пишется со строчной буквы. Во второй реплике диалога предложение разрывается речью автора. Поэтому после первой части прямой речи и после авторской речи ставятся запятые. И прямая речь продолжается со строчной буквы.
А теперь поговорим о монологе.
Монолог – это развернутое высказывание одного лица. Монолог может быть направлен как на собеседника, так и на самого говорящего.
В первом случае монолог представляет собой целенаправленное сообщение слушателю определенной информации. Такой монолог получил распространение в научной, судебной, публичной речи. Когда учитель объясняет новую тему, он тоже произносит вот такой информирующий монолог.
Монологом также называют речь наедине с самим собой. В таком случае монолог не адресован конкретному слушателю и не рассчитан на его реакцию.
Монолог может быть как неподготовленным, так и продуманным заранее. Публичные речи обычно продумываются. При этом монолог все равно стремится перерасти в диалог.
Если оратор умелый, то в его речи будут присутствовать обращения, частицы, риторические вопросы, вводные слова и выражения. И другие средства диалогизации, которые делают монолог более близким и понятным для слушателя.
Рассмотрим, например, такой текст: «Вы не раз слышали о том, как важно бережно относиться к природе. Перечислим, что может сделать каждый из нас для окружающей среды: не выбрасывать мусор во время прогулок или пикников, не сжигать сухую растительность, выбрасывать использованные батарейки в специальные урны… »
Посмотрим, как произнесет этот текст умелый оратор.
«Дорогие слушатели, вы наверняка не раз слышал о том, как важно бережно относиться к природе. Стоит ли повторять это в сотый или в сто первый раз? Давайте же вместе перечислим, что может сделать каждый из нас для окружающей среды. Во-первых – не выбрасывать мусор во время прогулок или пикников. Во-вторых – не сжигать сухую растительность. В-третьих, например, мы можем выбрасывать использованные батарейки в специальные урны…»
Обратите внимание на средства диалогизации. Это и обращение к аудитории, и риторический вопрос, и побуждение, и вводные слова.
Что же нам требуется запомнить?
В зависимости от смены говорящего и слушающего речь бывает монологической и диалогической.
Диалогическая речь – речь двоих и более лиц.
Монологическая – речь одного лица.
И при монологе, и при диалоге большую роль играет умение продумывать речь, гладко выражать свои мысли.
Видео:Русский язык. Диалог. Монолог. Речь.Скачать
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 3. Монолог и диалог
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) признаки монолога и диалога.
2) отличительные особенности диалога и монолога.
3) правила построения диалога и монолога.
Диалог – это речь двоих или нескольких лиц.
Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 61–64.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.10-14.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 12-19.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6—7.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 3.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7-16.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Радость от общения друг с другом испытывают многие люди! Замечательно обсуждать с друзьями идеи, высказывать своё мнение. Разговаривать можно вдвоём, втроём и, даже, целой компанией. В таком общении мы используем особый вид речи – диалог.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Настоящий диалог получается только тогда, когда у каждого говорящего есть возможность высказаться. Каждое такое высказывание участника диалога называется репликой. На письме каждую реплику записывают с новой строки, и перед каждой ставится особый знак – тире.
Прочитаем фрагмент сказки Владимира Сутеева «Кто сказал ˮМяуˮ?». Посмотрите, как записаны реплики Мышонка и Щенка.
«Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал
рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.
Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»?— строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Близко?— заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом,— сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи!— запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.»
Герои сказки – Щенок и Мышонок разговаривают друг с другом
«Мне страшно! Пи-пи-пи!». Это реплики Мышонка.
А Щенок произнес другие слова: «Ты сказал «мяу»?», «Кто-то сказал «мяу»…», «Вот здесь, совсем рядом» Это реплики Щенка.
Сейчас они прозвучали отдельно. Конечно, в этом случае об общем направлении разговора можно догадаться. Но смысл диалога становится неясным. Поэтому очень важно, в какой последовательности реплики следуют в диалоге.
Когда при общении говорят несколько человек одновременно, не стараясь понять смысл высказываний собеседника – это диалогом уже назвать трудно. Вспомни, как кричат торговцы на рынке: каждый свое. Они не обращаются друг к другу. Это не диалог.
Люди общаются в диалоге для того, чтобы обменяться мнением и найти взаимопонимание. Так при каких же условиях диалог будет успешным?
Мы постоянно используем диалог в повседневной, обычной жизни. Диалог звучит и тогда, когда нужно спросить о чем-либо и получить ответ. И когда нужно убедить другого совершить какой-либо поступок. И когда необходимо уточнить мнение окружающих по какому-либо вопросу.
Но из греческого языка к нам пришло еще одно слово, обозначающее вид речи – монолог. Значение части слова «лог», мы уже знаем. А что обозначает часть «моно»? Из этимологического словаря мы узнаем, что «моно» по-гречески означает «один». Значит монолог – это «речь одного».
А разве в общении мы используем речь одного? Конечно! Вспомни ситуации на уроке, когда учитель рассказывает о чем-либо всему классу. Или выступления государственных деятелей, например, президента страны. Можно вспомнить и артистов на сцене. Оказывается, в жизни много ситуаций, когда необходим монолог.
Если говорит один – это всегда монолог. Но качество монолога зависит от выполнения нескольких условий:
В школе ты часто бываешь участником и диалога, и монолога. Особенно ответственно, когда ты в монологе принимаешь роль выступающего: за это ты получаешь оценку. Но теперь ты владеешь некоторыми секретами и диалога, и монолога и значит, половина успеха у тебя уже есть! Осталось полшага до успешного ученика! Удачи!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Отметьте вид речи.
Отметьте название вида речи, представленного в тексте:
Подсказка: Вспомните признаки диалога:
— Каждый участник высказывается.
— Реплики следуют по порядку, друг за другом.
— Участвуют несколько человек.
— Каждая последующая реплика является ответом на предыдущее высказывание.
Правильный ответ: ДИАЛОГ
Задание. Поставьте номер в таблицу.
Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.
̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
— ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.
— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.
̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.
̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.
—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя отвезу я вперёд!»
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!
— Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
— Нет! Это чужая квартира.
— Не могу вам сказать.
— Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога
Видео:Русский язык 1 класс (Урок№41 - Монолог и диалог.)Скачать
Русский язык
Видео:Диалог и монолог Русский языкСкачать
Разновидности речи.
1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.
Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Видео:Монолог и диалог Русский язык 1 классСкачать
ФОРМЫ РЕЧИ. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ
Монолог – это форма речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица.
Монолог характеризуется протяженностью, развернутостью. Тематика его может быть разнообразной и меняться в процессе развертывания, но высказывания, составляющие монолог, должны быть содержательно и структурно связаны и иметь относительную смысловую завершенность, в связи с чем Л.В. Щерба называл монолог литературным произведением в зачатке9.
Монологические тексты создаются для реализации различных целей: сообщения информации, воздействия или побуждения к действию. Приведем пример монологического текста, цель которого – убедить, то есть склонить к своему мнению с помощью аргументов.
Непонимающий Мир огромен, страшен, наивен. Он жив, а ты часть его. Если сумеешь взрастить в себе хотя бы пылинку Понимания, хотя бы намек.
Ты уже не однажды испытал это счастье, припомни.
Пускай и неразделенное, Понимание не пропадает. Тайным узором навечно вплетается в ткань живого. ”(В. Леви. Нестандартный ребенок).
Для сравнения прочитайте монолог, призывающий к определенным действиям:
Дети! Ирония спасет вас.
Вы уже не те, что мы.
Не ахайте от чужой техники, не восхищайтесь, начните сначала, разберитесь сами и не спрашивайте.
Ответов наших не слушайте.
Советов наших не принимайте. (М.Жванецкий. Второе внезапное обращение к детям).
Композиционная форма монолога зависит от цели, для реализации которой используются тексты различной жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности, от устного или письменного осуществления.
Монолог может быть как заранее продуманным и официальным, так и спонтанным, что характерно прежде всего для устной разговорной речи:
Начинай перебирать// стебелек отделяй / и чтобы со стебельками отделялись и вот эти / “пропеллеры”// И теперь надо посмотреть/ сколько сахара на сироп// Бери килограмм на килограмм/ но если она сладкая / я беру даже меньше / песка// Воды чуть-чуть надо/ потом снимешь и ягоды туда аккуратно // Знаешь/ вообще без воды можно/ но сейчас уже поздно // Можно сахаром викторию было засыпать/ она бы полно сока дала// Тогда без воды можно// Ягоды пусть все утонут / поэтому встряхни чуть-чуть все и вари.
– Виктор Николаевич, а что означает этот подсолнух?
Обращения, вопросы придают монологу черты непосредственного диалога, средства диалогизации позволяют подчеркнуть самое важное в тексте. В приведенном художественном тексте эти средства являются приемом раскрытия характера героя, который старается сделать предмет речи близким интересам слушающих, что позволяет узнать о его взаимоотношениях с учениками.
Средства диалогизации позволяют также выявить тенденцию к усилению личностного начала текста, стремление выразить свое отношение к сообщаемому.
Известный исследователь диалога А. Войскунский отмечает, что монолог и диалог “контрастируют между собой, отталкиваются, но они же подразумевают друг друга, перекрещиваются. Китайской стеной их не разгородишь»10.
3.2. Диалог является наиболее употребительной формой общения. Он представляет собой обмен взаимосвязанными высказываниями, каждое из которых зависит от предыдущего.
Диалог – форма речи, которая состоит из обмена высказываниями двух или нескольких говорящих.
Диалог – основная форма повседневного общения, но важно отметить, что он реализуется в различных функциональных стилях и “облекается” в разнообразные жанровые формы: бытовой разговор, интервью, беседу в учебном процессе, дискуссию.
Основой диалогического комплекса является реплика. Реплика – часть диалога, представляющая собой высказывание одного лица. Реплики различны по своему назначению. Исследователи диалога выделяют следующие разновидности реплик: реплика-стимул, которая существует в виде вопроса, побуждения, и ответная реплика-реакция, которая по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула и представляет собой реплику-ответ, реплику-согласие, реплику-противоречие, реплику-добавление, реплику, переводящую тему в другую плоскость. Со структурно-композиционнойточки зренияможно также выделить ответные реплики-подхваты, реплики-повторы.
Реплики объединяются друг с другом, образуя диалогическое единство, которое состоит из двух или более реплик, связанных между собой по смыслу и структуре.
Грамматические особенности диалога зависят от специфики устной речи и специфики диалога как речевого взаимодействия и выражаются в простоте синтаксического построения, наличии эллипсиса11, многообразии присоединительных конструкций12, повторах. Наличие визуального ряда, общая исходная информационная база участников позволяет максимально уплотнить речь, экономить средства словесного выражения. Может не называться даже предмет речи, так как всем участникам диалога известны многие обстоятельства общения.
А. Все думаю, думаю, полить что ли мне ее?
Б. Да ты только вчера поливала!
А. Может, надо каждый день. Не спросила.
Как правило, диалогическую речь характеризуют как ситуативную, непроизвольную, мало организованную. В полной мере это касается ситуации спонтанной разговорной речи. Однако нельзя не учитывать тот факт, что диалог порождается определенной речевой ситуацией и степень его подготовленности может быть различной в зависимости от цели, предмета высказывания, отношений между собеседниками, обстановки общения. В качестве примера приведем текст, представляющий собой разговор друзей в ситуации непринужденного общения, и диалог учителя с учениками в ситуации объяснения нового материала:
1. А. Ну, пойдём. Ты успеешь. Сразу туда и зайдём по пути.
Б. Не, я, наверное, в библиотеку сейчас.
А. А как же туфли? Потом будет закрыто.
— Приставки, которые пишутся всегда одинаково.
— Но и при встрече с этими приставками вы тоже должны задумываться. Вспомним, какие же “подводные камни” могут нас ожидать при встрече с этими приставками? О чем вы должны помнить?
— О том, что приставка с- находится в этой группе. У нее нет варианта. Приставки з- нет.
— А как же быть со словами здесь, здание, здоровье? Значит, это исключения?
— Нет, в этих словах з входит в корень. И надо помнить, что приставки этой группы никогда не подстраиваются под следующие за ними буквы. Например, отгладить – всегда приставка от-.
— А всегда ли приставку можно сразу разглядеть?
— Иногда она прячется за другими приставками или за первым корнем в сложном слове.
Бытовой разговор отличается от беседы в учебном процессе и характеризуется спонтанностью, возможностью обсуждать самые разнообразные темы, отсутствием необходимости принятия каких-либо решений. Беседа на учебном занятии предназначена для правильного понимания и применения знаний на практике, для осуществления возможности более глубокого проникновения в суть явлений, чем достигается более высокая эффективность обучения.
При всех различиях приведенных речевых произведений, реализуемых в неодинаковых условиях общения, можно выявить то общее, что характеризует диалог как форму речи: тематическую цельность, единство содержания. Каждый диалог представляет собой цепь взаимосвязанных высказываний, состоящую из реплик. Для каждого текста характерна обращенность речевого действия, обязательна реакция.
Участники диалога могут преследовать совершенно разные цели и стремиться к различному результату, что ведет к нарушению диалогического единства, и, соответственно, правил ведения диалога. Считается, что в правильно организованном диалоге говорящий видит возможность собственных речевых действий и возможность ответа на них на несколько шагов вперед.
В произведениях художественной литературы диалог специально создается автором и выступает как один из приемов характеристики героя. И диалог, и монолог могут быть представлены как в прозаической, так и в стихотворной форме. Стихотворные диалоги передают естественность, живость художественного образа, воплощают характеры персонажей.
29. Подумайте, какую ситуацию общения отражает следующий диалог? Знакома ли она вам? Какие (вопросительные, сообщающие или побудительные) речевые действия преобладают в диалоге? Как побуждает каждый из собеседников к определенным речевым действиям?
— А я что задала? –сказала она.
— Что “да”? Что я задала, я тебя спрашиваю?
— Что “что”? Я тебя спрашиваю: что я задала. Ну?
— Перестань ежеминутно чтокать! – Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует. – Читай. Наизусть!
— Стихи, конечно! – сказала она.
— Ну! – сказала Раиса Ивановна.
— Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие! (В. Драгунский. Девочка на шаре).
30. Охарактеризуйте следующий монологический текст. Для реализации какой цели он предназначен?
Та девочка, которой все легко дается, действительно не лучше тебя. У тебя перед ней есть и неоценимое преимущество – познание суровых сторон жизни, опыт страдания и самоопределения, драгоценнейший опыт. По мерилу человеческого достоинства трудовая тройка стоит несравненно больше, чем дармовая пятерка. Согласна? Если согласна, дело только за тем, чтобы ты сама верила, что ты не хуже.
Тогда обязательно придет к тебе и ТВОЙ успех, придет ТВОЯ красота, на других не похожая. И придет ТВОЕ счастье (В. Леви. Нестандартный ребенок).
31. Официальным или неофициальным является общение участников диалога? Учитывайте, что в диалогических текстах художественной литературы роль ситуации играет авторский комментарий.
Дайте характеристику репликам, которые присутствуют в диалоге.
В речи персонажей и автора найдите языковые средства, благодаря которым можно сделать вывод о том, что диалог представляет собой шутку.
И он с угрюмым наслаждением принялся вспоминать Спарту.
— А сейчас? – уныло спросил Саня.
— Сейчас! Сейчас я старый, умный. Надо тебе сказать, что сейчас я начинаю склоняться к тому, что спартанцы были великие педагоги, а почему? Потому что у них были Апофеты! О! – мечтательно вздохнул Аристотель. –О Апофеты. вот чего нам не хватает!
Поскольку Аристотель был явно не в духе, Саня, который тоже добрым расположением духа не отличался, сразу догадался, что Апофеты – это нечто весьма скверное.
— Хотите, я подыщу вам что-нибудь подобное в окрестностях города? – деловито предложил Саня (Н. Соломко. Белая лошадь –горе не мое).
32. Охарактеризуйте диалогический текст. Подготовлен ли диалог заранее его участниками? Почему диалогам свойственны неполные структуры?
— Да вот эти, что на афише. (М. Жванецкий. Действительно).
33. Подготовьте монолог на тему “Лица прохожих”, предварительно обдумав речевую ситуацию и цель сообщения. Используйте средства диалогизации речи.
34. Составьте диалог. За основу возьмите известные строки:
И двое сошлись не на страх, а на совесть.
Колеса прогнали сон.
Один говорил: “Наша жизнь –это поезд”,
🎬 Видео
🧍♂️ 👭ДИАЛОГ или МОНОЛОГ - что это такое?Скачать
Русский язык 9 класс (Урок№3 - Монолог. Диалог. Стили речи.)Скачать
Диалог и монолог Русский язык 2 классСкачать
Диалог и монолог. Видеоурок по русскому языку 2 классСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№33 - Прямая речь. Диалог.)Скачать
Русский язык. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Шаг первый. ВидеоурокСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№3 - Монолог и диалог.)Скачать
Видеоурок 2. Диалог и монолог. Русский язык 2 классСкачать
Монолог и диалог. Видеоурок 2.1. Русский язык 2 классСкачать
Как подготовиться к монологу | Собеседование | ОГЭ Русский языкСкачать
Открытый урок: начальная школа. 1 класс. Речь. Диалог.Скачать
Диалог 1. ЗНАКОМСТВО || ДиалогиСкачать
2 класс. Речь. Диалог. МонологСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№8 - Диалог. Виды диалога.)Скачать
Русский язык | Прямая речьСкачать
Как подготовиться к диалогу | Собеседование | ОГЭ Русский языкСкачать