Сколько в русском языке морфем

Сколько в русском языке морфем Языки

Видео:Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

Что такое морфема?

Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.

Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.

Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».

Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).

Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Виды морфем (классификация)

Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.

Сколько в русском языке морфем

Видео:Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Формообразующие и словообразующие морфемы

Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.

Сколько в русском языке морфем

К словообразующим морфемам относятся

Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.

Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Сколько в русском языке морфем

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | Видеоурок

Обязательные и необязательные морфемы

По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.

К обязательным морфемам относится корень.

Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
Сколько в русском языке морфем

Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.

Сколько в русском языке морфем

Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Сколько в русском языке морфем

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Сколько в русском языке морфем

Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.

Сколько в русском языке морфем

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.

Сколько в русском языке морфем

Основа – часть слова без окончания.

Сколько в русском языке морфем

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)

Морфемный разбор слова

Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.

Порядок морфемного разбора

Для чего нужно определить часть?

При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.

В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.

Сколько в русском языке морфем

Прием для правильного выделения приставки и суффикса

Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.

Сколько в русском языке морфем

Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.

При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.

При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.

Орфограммы в корне:

Орфограммы в приставке:

Орфограммы в суффиксах:

Орфограммы в окончаниях:

Источник

Видео:Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать

Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 класс

Что такое морфема в русском языке – определение и примеры

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

Сколько в русском языке морфем

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл. Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Видео:Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Части слова | СТС KidsСкачать

Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Части слова | СТС Kids

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть. Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.

Сколько в русском языке морфем

Видео:Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Приставки, суффиксы и окончания

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.

Источник

Видео:Русский 5 кл Морфема значимая часть словаСкачать

Русский 5 кл Морфема  значимая часть слова

Что такое морфема в русском языке?

Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая неде­ли­мая часть слова.

Узнаем, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке, какие быва­ют мор­фе­мы в сло­ве, что они обо­зна­ча­ют и как их выделить.

Слово «мор­фе­ма» явля­ет­ся линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном, исто­ки кото­ро­го най­дем в гре­че­ском языке.

Видео:Формообразующие морфемы. Русский язык | TutorOnlineСкачать

Формообразующие морфемы. Русский язык | TutorOnline

Что такое морфема?

Греческое сло­во morphe бук­валь­но зна­чит «фор­ма». Это сло­во при­ме­ни­тель­но к язы­ку име­ет так­же зна­че­ние «образ», «вид». Каждое сло­во име­ет такой грам­ма­ти­че­ский вид, кото­рый созда­ют состав­ля­ю­щие его части, при­чем име­ю­щие не толь­ко грам­ма­ти­че­ское, но и лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

в соста­ве сло­ва «при­ле­те­ли» ука­жем сле­ду­ю­щие зна­чи­мые части:

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое морфема.

Сколько в русском языке морфем

Видео:СОСТАВ СЛОВА. НАЗВАНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ МОРФЕМ.Скачать

СОСТАВ СЛОВА. НАЗВАНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ МОРФЕМ.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов морфем:

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окончания.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, например:

Сколько в русском языке морфем

Основа слова

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, постфикс).

Например:

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва бывает:

Например:

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, например:

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, постфикса:

Сколько в русском языке морфем

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, например:

Сколько в русском языке морфем

Видео:Варианты морфем. Морфемный анализ словаСкачать

Варианты морфем. Морфемный анализ слова

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

Сколько в русском языке морфем

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, например:

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Сколько в русском языке морфем

Суффикс

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

Сколько в русском языке морфем

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после», fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское значение.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

Сколько в русском языке морфем

Видео:Морфемика - что это за раздел языкознания, что изучает, чем отличается от морфологииСкачать

Морфемика - что это за раздел языкознания, что изучает, чем отличается от морфологии

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфиксы (лат. inter — «меж­ду», fixus — «при­креп­лён­ный») — струк­тур­ные эле­мен­ты слов, кото­рые не выра­жа­ют ника­ких зна­че­ний, а выпол­ня­ют толь­ко соеди­ни­тель­ную функ­цию меж­ду их частя­ми. Интерфиксы и соеди­ни­тель­ные глас­ные нахо­дят­ся меж­ду кор­ня­ми в соста­ве слож­ных слов, например:

Сколько в русском языке морфем

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№40 - Морфемный и словообразовательный анализ слова.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№40 - Морфемный и словообразовательный анализ слова.)

Видеоурок

Источник

Видео:Русский язык. 6 класс. Морфемика. Правописание морфемСкачать

Русский язык. 6 класс. Морфемика. Правописание морфем

Все морфемы

Сколько в русском языке морфем

Видео:Словообразовательный разбор – что это такое и как правильно его делать – объясняю на примерахСкачать

Словообразовательный разбор – что это такое и как правильно его делать – объясняю на примерах

Понятие морфемы

Морфема – это минимальная значимая единица языка. Данное определение показывает, что морфема имеет собственное значение.

Все морфемы можно разделить на корневые и некорневые. Корень почти всегда является обязательной морфемой в составе слова. Некорневые морфемы в словах могут и не встречаться.

С помощью корневых морфем выражается общее лексическое значение. Аффиксы конкретизируют корневое значение.

Аффиксы бывают словообразовательными и формообразующими, что значит морфемы помогают образовать новое слово или только форму слова. Приставки и некоторые суффиксы помогают в образовании новых слов. Некоторые суффиксы и окончания помогают в формообразовании.

Корень – это морфема, которая выражает основное значение слова. Это главная морфема в слове. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Окончание – изменяемая часть слова, которая выражает морфологическое значение (число, род, падеж, лицо). С помощью окончания выражается грамматическое значение в целом. С помощью данной морфемы происходит связь слов в словосочетаниях и предложениях.

В зависимости от частеречной принадлежности и морфологических признаков слово может не иметь окончания.

Окончание может быть нулевым, то есть материально не выраженным.

Окончание выделяется только в изменяемых словах. Нужно уметь различать слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания.

Основа – неизменяемая часть слова. В нее не входят окончание слова, а также формообразующие суффиксы.

Многие лингвисты не относят основу к морфемам.

Приставка – это значимая морфема, которая служит для образования новых слов. Она присоединяется к корню впереди него.

Суффикс – это значимая морфема, служащая для образования новых слов или форм слов и находящаяся после корня.

Суффиксы в зависимости от функции присоединения к корню бывают словообразовательными и формообразующими.

Постфикс – это служебная морфема, которая находится после всех морфем, даже после окончания.

Видео:Типы морфем в составе словаСкачать

Типы морфем в составе слова

Интерфикс и соединительная гласная

Интерфикс – это служебная морфема, которая служит определенной «прокладкой» между морфемами, когда происходит неблагозвучие. Например, от слова «петь» должно было образоваться слово «пеец», однако с помощью интерфикса слово становится благозвучным: «певец». Соединительная гласная – это служебная морфема, которая служит для образования новых слов на основе способа сложения основ двух и более слов. Например, в слове пароход присутствует соединительная гласная о.

Интерфикс и соединительную гласную лингвисты часто не относят к морфемам.

Видео:Как разобрать слово по составу - объясняю, как правильно сделать морфемный разбор любого словаСкачать

Как разобрать слово по составу - объясняю, как правильно сделать морфемный разбор любого слова

Что мы узнали?

Морфема – это минимальная значимая единица языка. Морфемы можно разделить на корневые (корень слова, выражающий основное лексическое значение) и некорневые (конкретизируют значение корня). Помимо корня, обязательным морфемным компонентом является основа слова, в которую не входят окончание и формообразующие суффиксы. Окончания есть только у изменяемых слов. Аффиксы – значимые морфемы слова. Они бывают словообразовательными и формообразующими. Аффиксы, которые предназначены для словообразования, – приставки и словообразовательные суффиксы. За формообразование отвечают окончания и формообразующие суффиксы. В русском языке встречаются постфиксы, а также интерфиксы и соединительные гласные, которые часто не относятся лингвистами к морфемам.

Источник

Видео:МОРФЕМА - что это такое? значение и описаниеСкачать

МОРФЕМА - что это такое? значение и описание

Морфемика и словообразование

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Морфемика и словообразование

Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.

Морфемика

Словообразование

Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

В морфемике решаются два основных вопроса:

1) как классифицируются морфемы русского языка,

2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова — грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.

Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, но делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна,

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке большинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие — для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, перео-деть).

Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),

5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок— обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н— обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения.

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик- — И. п., стол- — И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь- ;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

инфинитивная основапрош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл.
основа наст. / буд. временин. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

Принципы морфемного анализа слова

Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем — окончания и/или формообразующего суффикса (если они есть).

После этого основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы, если они есть в слове. В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.

Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).

Что такое производность основы? Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик ¬ стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.

В критерии мотивированности подчеркивается, что смысловая связь производного и производящего должна чувствоваться в современном языке (на синхронном уровне). Исторически одно слово может быть образовано от другого. Так, например, слово забыть исторически образовано от слова быть, слово столица — от слова стол. Но для современного носителя языка смысловые связи между ними являются разрушенными. Значение слова столица не может быть объяснено через значение слова стол, следовательно, они не связаны отношениями производности. Слово столица (аналогично забыть) непроизводно, значит, его основа нечленима на синхронном уровне, корень этого слова — столиц. Смешение синхронного морфемного и этимологического анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо.

Алгоритм морфемного членения основы

При словообразовании иногда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, например, под-окон-ник ¬ окно (в русском языке нет слов *подокно и *оконник). Но часто словообразующие морфемы присоединяются последовательно:

Получается словообразовательная цепочка, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема. Следовательно, чтобы не ошибиться в определении морфемной структуры слова, при его морфемном разборе надо восстановить эту словообразовательную цепочку и последовательно «снять» с исследуемой производной основы словообразующие морфемы. К исследуемому слову подбирают его производящее — слово (основу), от которого оно образовано, ближайшее по форме и обязательно мотивирующее по значению данное для разбора слово (критерий мотивированности). Затем сравнивают основу производящего слова и основу производного от него. Разница между ними и является тем суффиксом (приставкой), с помощью которого образовано исследуемое слово. Далее к производящему, если оно не является непроизводным словом, необходимо подобрать его производящее. И так следует строить словообразовательную цепочку «наоборот» до тех пор, пока она не дойдет до непроизводного слова. При построении каждого звена цепочки необходимо в доказательство правильности ее построения значение каждого производного объяснять через значение его производящего. Например:

Мотивация: выздоровление — то же, что выздороветь (результат) или выздоравливать (процесс), обозначает действие или его результат, выздороветь — стать здоровым.

Таким образом, процесс определения морфемного состава через словообразовательную цепочку не начинается с выделения корня, а заканчивается им. Со слова как бы «снимаются» аффиксы; то, что осталось, — корень.

Единственное исключение из этой закономерности — слова со связанными корнями. Связанным, как уже было сказано, является корень, который не употребляется самостоятельно, то есть только с формообразующими морфемами, а всегда встречается в соединении со словообразующими приставками и суффиксами, причем может присоединять к себе различные хорошо вычленяющиеся приставки и / или суффиксы. Разбор таких слов осуществляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) — с другим корнем:

Именно такой алгоритм морфемного разбора основы: построение словообразовательной цепочки для слов со свободным корнем и построение морфемного квадрата для слов со связанным корнем — следует использовать при морфемном разборе слова.

Соединительные элементы в слове (интерфиксы)

Иногда термин «интерфикс» используется для описания более широкого круга явлений — всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и словоизменении. При этом выделяют следующие виды интерфиксов:

Как при таком понимании решается вопрос о статусе интерфиксов при морфемном разборе? У ученых-лингвистов нет единого мнения по этому вопросу; интерфиксы разных групп принято квалифицировать по-разному.

Что же касается интерфиксов второй группы, используемых в словообразовании, существует три точки зрения:

1) оставлять их между морфемами ( пе (в) ец ),

Нулевой словообразующий суффикс

Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:

1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка (поэтому слово гам не имеет нулевого суффикса),

С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи:

Есть и другие случаи нулевой словообразующей суффиксации, но они менее распространены.

В комплексе 1 способ образования подобных слов называется бессуффиксным, в комплексе 2 слова такого рода вовсе не рассматриваются.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа.

После этого основа слова разбивается на морфемы.

Как мы уже говорили, возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формально-смысловой.

Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых — игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы по определению значения морфем приводит к ошибкам двух типов, имеющих разную природу:

Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Причем комплекс 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берет за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей орфографико-пунктуационной направленности курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведен такой пример морфемного разбора слова искусство (ис-кус-ств-о). Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению в основе незначимых сегментов.

Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения — с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода — случаи типа клю-чик (ср.: лет-чик), я-щик (обой-щик). Но и при правильно определенном корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух. Это связано, во-первых, с алгоритмом морфемного членения и, во-вторых, с тем, что в учебниках слова, имеющие более одной приставки и/или суффикса, практически не приводятся.

Формально-структурный подход к морфемному членению слова не является исключительно принадлежностью школьной практики. Аналогичный подход осуществлен в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразовательного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется».

Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический). Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие ученые и методисты на протяжении многих десятилетий.

Подход учебных комплексов к вопросу о принципах и алгоритме морфемного членения различен: учебные комплексы 1 и 3 предлагают формально-смысловой подход к морфемному членению слова (комплекс 3 в большей степени, чем комплекс 1), комплекс 2 — формально-структурный.

Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотнесение значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке — основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.

Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:

1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),

2) выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,

3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,

4) выделить в слове корень.

Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.

Образец письменного оформления:

На стыке окончания и основы во всех формах произносится звук [й’], который «спрятан» в букве е, стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает ее. Основа слова — одевани[й’].

Образец письменного оформления:

о де ва ниj е ¬ оде ва ть ¬ о де ть (ср.: раз де ть ).

При письменном разборе словообразовательная цепочка может быть убрана в скобки. В несложных случаях процедуру можно провести устно и зафиксировать только результат — записать слово с выделенными в нем морфемами.

Предмет и основные понятия словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образовано данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

— производная (ПН) основа,

— производящая (ПЩ) основа (или основы),

— процессы, сопровождающие словообразование.

Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик ¬ стол, столик — ‘маленький стол’.

Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

Средство и способ словообразования

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист ® спец;

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин ® универмаг;

3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать ® земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:

Способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель ® зам,

а) сложносоставной способ: диван + кровать ® диван-кровать,

б) сложение: лес + степь ® лес(о)степь,

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший ® сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.

в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета ® стенгазета, Министерство иностранных дел ® МИД.

При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования ® гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство ® торгпредство).

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) ® столовая (сущ.).

Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить ® орден(о)нос- ец (сложение производящий основ + суффиксация).

Случаи типа бежать ® бег, называемые в комплексе 1 бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег— Æ ¬ бежа-ть.

В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

1) чередование гласных и согласных: кошка ® кошеч-к-а (чередования к / ч, ноль звука / е), лев ® льв-иц-а (чередования в / в’, е / #),

3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть ® рез-к-а.

Авторы комплекса 3 вводят понятие словообразовательной модели — образца для создания нового слова, который живет в русском языке и понятен каждому. Так, словообразовательная модель __оват-ый имеет значение «чуть-чуть, слегка»: бел-оват-ый, кисл-оват-ый, груб-оват-ый.

Введение понятия словообразовательной модели помогает понять системные отношения единиц в языке, его упорядоченность. Однако то, что авторы называют словообразовательной моделью, реально является морфемной схемой строения слов и описывает как производные слова, так и непроизводные слова со связанным корнем; например, схема раз__ть описывает как производные слова разбить, рассыпать, так и непроизводные раздеть, разуть. Косвенным доказательством того, что для авторов учебника более существенным при использовании моделей является морфемика, а не словообразование, является формулировка заданий, использующих понятие словообразовательной модели, например: «Запишите слова, соответствующие данным моделям: __ист-ый: бархат-, волн-, голос-, душ-, зерн-, колос-, плеч-, пятн-». Как мы видим, для использования в словообразовательной модели авторы задают не слова — производящие основы, а готовые корни, в том числе с уже реализованным чередованием (душ-ист-ый от дух).

Способы образования самостоятельных частей речи

В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:

2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от

3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от

4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь ® лес(о)степь, Московский государственный университет ® МГУ,

6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),

2. суффиксальный, образующий прилагательные от

4. сложение: русский + английский ® русско-английский,

Числительные образуются от числительных следующими способами:

2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от

3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от

4. сложение: труд + устроить ® труд(о)устроить,

2. суффиксальный, которым наречия образуются от

3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

— существительных (дома, весной),

— прилагательных (попусту, в открытую),

— деепричастий (сидя, лёжа),

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:

— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,

— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,

— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.

С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:

Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).

К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

Указать способ словообразования.

Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

— чередование гласных и согласных,

— усечение производящей основы,

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ¬ окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ¬ с ума сшедший) и субстантивации (учащийсясущ. ¬ учащийсяприч.).

В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которая непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ¬ весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.

Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:

излишеств о ¬ излишн ий ; излишество — ‘что-то излишнее’;

способ словообразования — суффиксация,

процесс, сопровождающий словообразование, — усечение производящей основы.

2) заметались — форма глагола заметаться

замета ть ся ¬ мета ть ся ; заметаться — ‘начать метаться’,

способ словообразования — приставочный.

ухода — форма существительного уход

уход- Æ ¬ уходи ть ; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,

способ словообразования — суффиксация,

процессы, сопровождающие словообразование:

— усечение производящей основы,

4) снегокаты — форма существительного снегокат

способ словообразования — сложение с суффиксацией,

процессы, сопровождающие словообразование:

— усечение производящей основы глагола.

ОТРАЖЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА И ЕГО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЛОВАРЯХ

Существуют специальные частные (аспектные) словари, отражающие морфемный состав слова и его словообразовательную производность. Эти словари относятся к частным (аспектным) лингвистическим словарям.

Для работы с морфемным составом слова существуют словари, описывающие сочетаемость и значение морем (А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова «Словарь морфем русского языка», Т. Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка»).

Словообразовательные отношения между словами отражены в словообразовательных словарях, наиболее полным из которых является «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова в 2-х томах.

В этих словарях по алфавиту расположены непроизводные слова, к которым построены словообразовательные цепочки, учитывающие все производные этой непроизводной основы. Непроизводное слово со всеми его производными называется словообразовательным гнездом. В качестве примера приведем словообразовательное гнездо слова веселый:

Сколько в русском языке морфем

Комплексная информация о слове содержится, например, в «Словаре-справочнике по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» А. Н. Тихонова, Е. Н. Тихоновой, С. А. Тихонова.

Существуют и адаптированные специально для школьников версии морфемных и словообразовательных словарей, например «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова, «Школьные словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова, «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи, словарики, представленные в школьных учебниках.

Источник

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.