Слово «раб» или даже существование, следовательно, было переведено с египетского языка на современные термины с учетом периода времени и традиционных законов о труде. Различие между слугой, крестьянином и рабом описывает разные роли в разных контекстах. В египетских текстах упоминаются слова «бак» и «хм», которые означают рабочий или слуга. В некоторых египетских языках людей, похожих на рабов, называют «sqrw-тревога», что означает «привязанный к жизни». Формы принудительного труда и рабства встречаются по всему Древнему Египту, хотя это не было специально объявлено как хорошо известный нам термин. сегодня рабство. Египтяне хотели владычества над своими королевствами и изменили политические и социальные идеи, чтобы принести пользу своему экономическому положению. Существование рабства не только было выгодно древнему Египту, но и облегчало сохранение власти и стабильности королевств.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Этапы
- Старое королевство
- Первый промежуточный период и Срединное царство
- Второй промежуточный период и новое царство
- Шатровое рабство
- Кабалы
- Термин «шабти»
- Принудительный труд
- Мастера
- Экономика
- Рабская жизнь
- Язык рабов в древнем египте
- Характеристики рабства в Древнем Египте
- Готовые работы на аналогичную тему
- Рабство в Позднем Египте
- Древний Египет: заблуждения и реальность
- Миф первый. Древнеегипетский язык
- Великий исход
- Миф второй. Пирамиды построили рабы
- Царское имя
- Миф третий. Проклятье фараонов
- Деньги-деньги-дребеденьги
- Миф четвёртый. достаточно рассмотреть фрески
- Мелочи
Видео:Жизнь простолюдинов и рабов в Древнем Египте (рус.) История древнего мира.Скачать
СОДЕРЖАНИЕ
Видео:История Египта за 10 минут - от Древнего к современному.Скачать
Этапы
Старое королевство
Первый промежуточный период и Срединное царство
Во время Первого промежуточного периода рабы сначала определялись как мужчины с достоинством, но с ними обращались как с собственностью. Когда заемные деньги, причитающиеся более богатым людям в египетском обществе, не могли быть возвращены, члены семьи были проданы в рабство, особенно женщины. Записи показывают, что во времена Среднего царства к принудительным работникам относились призывники ( hsbw ), беглецы ( tsjw ) и королевские рабочие ( hmw-nsw ). Рейснер Папирус и Эль Lahun заключенные папирусы изображают быть заняты на государственных предприятиях. Папирус Бруклин 35.1446 также показывает принудительный труд, выполняемый на пахотных государственных землях. Если бы человек, подвергшийся принудительному труду, попытался сбежать или отсутствовал на своей работе, его можно было бы превратить в принудительный труд на всю жизнь. В одном из папирусов Эль-Лахуна описывается один пример этого: «Приказ, изданный Великой тюрьмой в 31 год, третий месяц летнего сезона, день 5, приговаривать его со всей семьей к пожизненному труду на государственной земле. по решению суда ». Военное вторжение продолжало обращать азиатов в рабство, и те, кто имел тот же статус, что и азиатский, включали государственных рабов (королевских рабочих). У азиатов часто могут быть египетские имена, но иногда в надписях или папирусах, упоминающих их, все же применяется этническая квалификация, например, в которой упоминается «азиатская Адуна и ее сын Анху». Как азиаты, так и государственные рабы могли выполнять самые разные работы: «Мы находим королевских рабочих, работающих в поле, прислуги и сапожников; женщин-рабочих парикмахерами, садоводами и ткачами». Если домашний слуга не выполнял свою работу надлежащим образом, его могли уволить из дома, в котором он работал. В некоторых случаях кажется, что слуги стали эмоционально важными для своей семьи, как это изображено на Каирской чаше.
Второй промежуточный период и новое царство
«Я привел в большом количестве тех, кого пощадил мой меч, со связанными за спиной руками перед моими лошадьми, их жен и детей десятками тысяч, и их скотом сотнями тысяч. Я заключил их вождей в крепости, носящие мое имя, и добавил к ним главных лучников и вождей племен, заклейменных и порабощенных, с татуировками с моим именем, и с их женами и детьми обращались так же ».
В Папирусе усыновления термин «раб» / «слуга» противопоставляется термину «свободный гражданин ( nmhj ) земли фараона». Часто фраза nmhj традиционно относится к сироте или бедноте. Способы, с помощью которых рабы могли обрести свободу, включали брак или поступление в храм («очищение»). Последний изображен, например, в Реставрационной стеле Тутанхамона. В Рамессайде Египет увидел развитие института рабства, когда рабы теперь могли становиться объектами частной (а не только общественной) собственности, и их можно было покупать и продавать. Сами рабы теперь могли владеть некоторой собственностью и имели небольшую юридическую защиту, хотя их было немного.
Видео:Что, если вы стали Рабом в Древнем Риме на один день?Скачать
Шатровое рабство
Видео:Если бы вы были рабом в Древнем Риме на один деньСкачать
Кабалы
Некоторых рабов покупали на невольничьих рынках недалеко от азиатского региона, а затем связали в качестве военнопленных. Не все были выходцами из других областей за пределами Египта, но рабов часто находили и собирали за границей. Этот акт рабства повысил военный статус и силу Египта. Кабальные рабочие мечтали об освобождении, но никогда не знали, достижимо ли оно когда-либо. Рабы, пришедшие из Египта, имели возможность вернуться на родину, но те, кого привезли из Нубии и Ливии, были вынуждены оставаться в границах Египта.
Термин «шабти»
Видео:Жизнь в Древнем Египте - как это было?Скачать
Принудительный труд
Несколько департаментов древнего египетского правительства имели возможность нанимать рабочих из числа населения для работы на государство с барщинной системой труда. Рабочие были мобилизованы для таких проектов, как военные экспедиции, горные работы и разработка карьеров, а также строительные проекты для государства. Этим рабам платили заработную плату в зависимости от их уровня квалификации и социального статуса за их работу. Призывники не принадлежали частным лицам, как другие рабы, а скорее выполняли работу как долг перед государством. Наемная рабочая сила была формой налогообложения со стороны государственных чиновников и обычно происходила на местном уровне, когда высокопоставленные чиновники вызывали руководителей небольших деревень.
Видео:Армия рабов и власть Фараона: мифы о Древнем Египте. Максим Лебедев. Ученые против мифов 17-3Скачать
Мастера
Мастера Древнего Египта были связаны обязательствами, когда владели рабами. Хозяевам разрешалось использовать способности своих рабов, используя их различными способами, включая домашние услуги (повара, горничные, пивовары, няни и т. Д.) И услуги по трудоустройству (садовники, конюшни, полевые работники и т. Д.). Хозяева также имели право принуждать раба изучать ремесло или ремесло, чтобы сделать раба более ценным. Хозяевам запрещалось принуждать детей-рабов к тяжелому физическому труду.
Видео:КАК УНИЖАЛИ И НАКАЗЫВАЛИ АФРИКАНСКИХ РАБОВ В АМЕРИКЕСкачать
Экономика
Видео:Власть египетских фараонов. Жизнь знати в Древнем Египте. (рус.) История древнего мира.Скачать
Рабская жизнь
Многие рабы, работавшие в храмовых владениях, жили в карательных условиях, но в среднем древнеегипетские рабы вели жизнь, похожую на крепостных. Они были способны вести переговоры о сделках и владеть личной собственностью. Рабыням и долговым рабам давали еду, но, вероятно, не платили.
Непрерывность работы раба не означает «свободу». Трудно использовать слово «свободный» как термин для описания политической или социальной независимости раба из-за отсутствия источников и материалов, относящихся к этому древнему периоду времени. Большая часть исследований, посвященных египетскому порабощению, сосредоточена на вопросе оплаты рабам. Хозяева обычно не платили своим рабам регулярную заработную плату за их службу или верность. Рабы работали так, чтобы либо войти в Египет и надеяться на лучшую жизнь, либо получить компенсацию в виде жилья и еды, либо получить разрешение на работу в загробной жизни. Хотя рабы не были «свободными» или законно независимыми, рабы в Новом Королевстве могли покинуть своего хозяина, если у них была «оправданная недовольство». Историки читали документы о ситуациях, когда это могло быть возможным, но все еще не ясно, была ли достигнута независимость от рабства.
Видео:СТРАНА, ГДЕ ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ РАБСТВОСкачать
Язык рабов в древнем египте
Вы будете перенаправлены на Автор24
Видео:Лекция №3 "Категория Бога в Древнем Египте"Скачать
Характеристики рабства в Древнем Египте
Рабство в Древнем Египте было очень неоднозначным. К слову, в то время в целом не существовало такого понятия, как «раб», и, соответственно, не было оформлено рабовладение. Тем не менее, существовали высшие слои населения и те, кто был обязан этим слоям подчиняться, полностью посвящая себя этому поприщу. На крестьянах и крепостных рабочих покоились следующие сферы жизни:
Когда происходили завоевательные войны, то к крестьянам и крепостным рабочим присоединялись также толпы военнопленных, которые выполняли физически самую сложную работу на строительных площадках и в рамках сельскохозяйственной деятельности. Военнопленные также становились рабами в храмах или жаловались участникам войны за отличие, о чем можно найти в биографиях последних. Но такие случаи были нечастыми: на строительных площадках огромных размеров не хватало рабочей силы, поэтому всех рабов преимущественно сгоняли туда для осуществления работы в срок.
Готовые работы на аналогичную тему
Рабы в Египте – это люди, которые стояли под покровительством законов, могли меть собственную семью и даже владения – собственность. В основном в Египте также присутствовало патриархальное рабство, при котором раб занимал положение самого младшего члена семьи, исполнял все поручения владельца и получал за это определенные привилегии. Храмовые и казенные рабы, которые также существовали в Египте, отличались выжженным клеймом с печатью своего присутственного места. Они были обязаны вести это место, сохранять его в целости и сохранности, заботиться о его процветании.
Что касается численности рабов, то об этом достаточно сложно судить. Особенно это касается рабов, которые происходили из отдаленных хозяйств у частных лиц. Известно, что во время так называемого Среднего царства люди среднего достатка могли не только владеть рабами, но и передаривать их друг другу. Максимальное числа рабов – 4 человека. Что касается храмовых рабов, то в завещании, которое было оставлено Рамзесом Третьим, приведены колоссальные цифры. Объясняется это тем, что во время войн число рабов резко увеличивалось за счет военнопленных. Одни фиванские храмы в свое время получили более 3500 рабов.
Видео:Египетские Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы.Скачать
Рабство в Позднем Египте
Что касается времен Позднего Египта, а также времен новой истории (преимущественно исламский период), то в это время также применялся рабский труд, но в крайне ограниченных масштабах. Например, Коран предоставлял свободу рабат и поощрял это. Также он предусматривал специальные молитвы за тех людей, кто против своей воли оказался в рабстве и нуждается в утешении. Ребенок, который рожден в результате союза хозяина и рабыни, обязательно должен получить свободу, так же, как и его мать. Если ребенок родился у рабов, которые живут в семье, то он считается членом семьи. Его нельзя перепродать другим хозяевам, если только в более зрелом возрасте он не совершил какое-либо преступление. По религиозным соображениям хозяева должны взять на себя ответственность и заботиться об уже состарившихся рабах. Они также должны содержать их жен и детей.
Таким образом, в Египте рабство имеет неоднозначную оценку. Одни утверждают, что труд рабов использовался настолько активно, что число эксплуатированных переваливало за десятки тысяч. Другие же утверждают, что по религиозным соображениям рабов нельзя было использовать в особо сложном труде, и для этого использовали специально найденных наемных рабочих. При этом рабы занимали особую нишу в обществе. Конечно, они обязаны были исполнять большой объем работы, которая не могла быть выполнена господами. Но, с другой стороны, в Египте всегда присутствовала патриархальная форма рабства. Рабы считались полноправными членами семьи, могли проживать вместе со своими хозяевами, есть с ними за одним столом и спать в одном доме.
Такая неоднозначная оценка связана с тем, что нет достоверных источников, которые трактовали бы рабство в Египте с одной конкретной точки зрения. Все источники указывают на разную роль рабов в жизни общества, и непосредственно в жизни своих господ. Кто-то пишет о том, что рабы несли тяжелую ношу, в редких случаях могли претендовать на освобождение. Преимущественно целые семьи находились в рабстве, их могли разлучать, могли передаривать и перепродавать друг другу. Иные источники указывают, что роль рабов сильно преувеличена: они жили так же, как и все низшие слои населения, работу вели нерегулярную, имели свое жилье, собственность, семьи, которые жили достаточно свободно от жестокого гнета рабской жизни.
В связи с этим мы также не можем однозначно судить о рабстве в Египте. Полагаясь на источники, можем точно сказать, что рабство существовало, но немного в видоизмененной форме. Оно не было жестоким ко всем рабам, так как они подразделялись на категории – классы. Рабы в строительной сфере были эксплуатированы полностью, но затем, с точки зрения религии, это было запрещено, так как считалось, что ненависть рабов, их боль и страдания передавались в энергетику постройки, из-за чего страдали сами господа Фараоны и правители.
Видео:Что, если бы вы стали Рабом на один день?Скачать
Древний Египет: заблуждения и реальность
13 минут на чтение
Не могли построить египтяне
Пирамиды — это труд великий.
Так могли пахать лишь молдаване
Или, в крайнем случае, таджики.
Тимур Шаов
Традиция писать о Египте что бог на душу положит, мягко говоря, не нова — минимум с четвёртого века нашей эры авторы пользуются тем, что уличить их в незнании попросту некому. В Средние века любой мог вскользь упомянуть, что в виде змеи египтяне изображали, скажем, царя. Или вечность. Или мировое зло. Или ещё что-нибудь столь же абстрактное. На фоне массы безвестных толкователей иероглифов особенно выделяются двое.
Первый — некто Филипп, создавший грандиозный труд «Иероглифика» под псевдонимом «Гораполлон». Гораполлон якобы был последним египетским жрецом, жил в четвёртом веке и написал масштабное руководство по толкованию иероглифов (по-коптски), а Филипп перевёл его на греческий. Никакого отношения к истинному значению египетских иероглифов (сложной, но вполне постижимой системы идеографически-фонетического письма) это толкование не имеет, но чтение безумно занимательное.
Изображая мать, зрение, границу, прозрение, год, небо, милосердие, Афину, Геру или две драхмы, рисуют коршуна. Мать потому, что самцов у этого вида животных не бывает. Границу — потому, что когда предстоит случиться войне, коршун определяет место, где она произойдёт, и пребывает там за семь дней до начала войны…
Второй — знаменитый учёный-иезуит Афанасий Кирхер, который был склонен объединять в своих трактатах точнейшие сведения с ничем не подтверждёнными байками. Его труд об иероглифике пышно назывался «Иероглифический театр Эдипа Египетского» и содержал множество полезнейших сведений. Например, Кирхер (учёный, очень уважаемый не только в своё время, но и до сих пор) утверждал, будто «таинственные знаки скрывают то, что осталось от знания, которое Бог открыл людям до Потопа», будто на древнеегипетском языке говорили Адам и Ева и будто иероглифы — это оккультные символы, которые невозможно перевести словами, а можно лишь передать знаками и рисунками. В частности, фразу, которую современные египтологи переводят как «Осирис говорит», Кирхер толковал следующим образом: «Вероломство Тифона заканчивается у трона Исиды; влага природы охраняется бдительным Анубисом». Стоит заметить, что вплоть до открытий Жана-Франсуа Шампольона Кирхер считался главным специалистом по иероглифике.
В общем, культура древнего Египта уже много сотен лет не только привлекает человечество эстетически, но и служит прекрасным полем для спекуляций. Ну а за последние сто с небольшим лет, с тех пор как Египет стал предметом культуры не элитарной, но массовой, в этой самой культуре сложилось множество стереотипов, которые мы сейчас и попытаемся опровергнуть.
Видео:Кортокие факты из древнего ЕгиптаСкачать
Миф первый. Древнеегипетский язык
Библиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы. Кадр из фильма «Мумия», 1999 год
Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.
Скорописный текст. На рисуночное письмо мало похож
Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.
Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» — это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы — и всё равно сомневаться в значении некоторых предложений и даже отдельных слов.
А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог — это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.
Видео:Посмотрите, как выглядели Царицы Древнего Египта на самом деле! Часть IIСкачать
Великий исход
Изготовление кирпичей. Гробница визиря Рехмира, прорисовка 1930 года
Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).
Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей — самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например.
Видео:Мифы о Древнем Египте в которые мы верим.Скачать
Миф второй. Пирамиды построили рабы
Постройка пирамиды. На первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, наряженный в царский головной убор)
В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.
Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.
На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III — один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример — вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого — например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.
А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.
Нубийские пленники, которые, скорее всего, станут рабами. От египтян отличаются негроидными чертами лица
Видео:Жизнь Раба в Древнем Риме / [История по Чёрному]Скачать
Царское имя
Приблизительно одна пятая имени царицы Хатшепсут
В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I.
На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён — личное, тронное, хорово, золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау, Две владычицы Уах-несит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.
Видео:История Древнего ЕгиптаСкачать
Миф третий. Проклятье фараонов
Борис Карлофф в роли первой ожившей мумии в истории.
Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто — до второй серии).
Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбила стекло.
Этим всё и ограничилось.
По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.
А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.
Очередной оживший фараон
Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, — это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай — проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на прессконференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи — например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.
Основная проблема «проклятья фараонов» — кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, — в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.
Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было. А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?
Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением — в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей. Но обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.
Видео:Песах: Египетское рабство | Давид ВайнштейнСкачать
Деньги-деньги-дребеденьги
Серебряные слитки, служившие мерой веса
Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13,5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».
Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.
А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.
Видео:Стоимость рабов в Древнем РимеСкачать
Миф четвёртый. достаточно рассмотреть фрески
Казалось бы, просто жанровая сценка
Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?
Вот только девяносто процентов известных нам изображений — фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.
В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда — цветная.
Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относиться с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.
Сидеть на жаре с комком масла на голове – отличная идея, правда?
На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег — ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.
Видео:Жизнь раба в Древнем Риме - как это было?Скачать
Мелочи
Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок – головной убор, принадлежащий исключительно царю. И обряжать в него каждого героя не стоит