Функциональные стили русского языка конспект

Функциональные стили русского языка конспект Языки
Конспект занятия на тему «Функциональные стили речи»

План – конспект занятия

Тема занятия: Функциональные стили речи

– углубление представлений о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.

– развитие логического мышления, памяти, способности к анализу; формирование навыков самоконтроля.

– развитие умения из текста выделять главное и обобщать полученный материал.

– развитие навыков пользоваться словарями.

– воспитание культуры речи студентов.

– воспитание интереса к дисциплине.

– воспитание умения высказывать собственную точку зрения.

Сроки реализации 1 занятие (2 часа)

Материально – техническое оснащение:

1) проектор, экран, ПК;

2) презентация (слайды);

3) раздаточный материал (карточки-задания).

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей бедующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственность за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

определять стиль текста, производя частичный речевой анализ.

1 Организационный момент

Приветствие студентов, проверка готовности к занятию, проверка списочного состава обучающихся.

2 Актуализация знаний

Тема сегодняшнего занятия – Функциональные стили речи

Цель занятия: расширить представления о функциональных стилях речи

3 Изучение нового материала

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

— Итак, что же такое стиль? Дома вы выполняли задание по поиску данного определения.

Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.

Какие стили речи есть в русском языке?

Выделяют пять функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Гиперссылка на слайды с 9 по 13

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Стиль художественной литературы

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

4 Закрепление нового материала

Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)

1 Особенности функциональных стилей речи

2 Отличительные черты функциональных стилей речи

5 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить упражнение 4, 5;

В. Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Русский язык 10-11 класс», Москва «Просвещение» 2014, стр. 9-10

6 Подведение итогов занятия

Подведем итоги занятия.

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?

– Что для вас на занятии явилось открытием?

Цель занятия достигнута: вы научились определять функциональные стили речи, их общую характеристику: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.

Источник

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Функциональные стили русского языка конспект: Стили речи и типы речиСтили речи и типы речи

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Функциональные стили русского языка конспект

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

РазновидностиСобственно научныйНаучно-учебныйНаучно-популярный
ЦельВыявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытийОбучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниямиДать представление о науке, заинтересовать читателя
АдресатУчёный, специалист в данной области наукиУчащийся, будущий специалистЛюбой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Таблица: Функционально-смысловые типы речи

Функциональные стили русского языка конспект

Конспект урока «Стили речи и типы речи».

Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».

Источник

Видео:Видеоурок по русскому языку "Стили речи"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Стили речи"

Функциональные стили русского языка конспект: План-конспект лекционного занятия «Функциональные стили современного русского языка»План-конспект лекционного занятия «Функциональные стили современного русского языка»

Функциональные стили русского языка конспект

Описание презентации по отдельным слайдам:

Функциональные стили современного русского языка (лекционное занятие)

План Стиль. Функциональный стиль. Классификация стилей речи. 1. Научный стиль 2. Деловой стиль 3. Публицистический стиль 4. Художественный стиль 5. Разговорный стиль

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт

Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения. Стиль (греч. stilo — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили представляют собой разновидность литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого общения. Ι. Стиль. Функциональный стиль.

В современном русском языке выделяют две группы функциональных стилей: разговорный и книжный (научный, деловой, публицистический, художественный). Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу использования, функции (роль), специальные языковые средства. В практическом применении часто происходит смешение стилей, которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым потоком». Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное стилевое направление. ΙΙ. Классификация стилей речи.

Функциональные стили Разговорный стиль Книжный стиль Публицистический стиль Деловой стиль Научный стиль Художественный стиль

Научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений, отвлеченность и обобщенность. Главное назначение научного текста – описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.); широкое использование абстрактной лексики и терминов.

2. Деловой стиль Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Основные жанры: Законодательные акты (законы, постановления) Официальная переписка Документы (заявление, заявка, доверенность, объяснительная, докладная, приказы, протоколы, расписки, справки) Характеристика Автобиография (резюме) Деловому стилю присуще официальность, бесстрастность, императивность, безличность.

3. Публицистический стиль Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т. д. Основные жанры: Статья в газете, журнале Репортаж Интервью Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио, телевидению Доклад

4. Художественный стиль Художественный стиль– стиль художественной литературы (прозы и поэзии). Воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью. Стилевые черты: выразительность, образность, индивидуальность стиля.

Домашнее задание Определите, к каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу). Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление). СТИЛЬ научный деловой публицистический разговорный художественный тезисы протокол очерк реплика повесть

Таблица Функциональные разновидности языка Цели общения Сфера применения Типичные языковые средства Разговорная речь Научный стиль Язык художественной литературы Официально-деловой стиль Публицистический стиль

Эталон Функциональные разновидности языка Цели общения Сфера применения Типичные языковые средства Разговорная речь Общение Неофициальная обстановка (быт, семейные, дружеские отношения) Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности. Научный стиль Сообщение (объяснить) Официальная обстановка (наука и техника, учебный процесс) Точность, строгая логичность, чёткость изложения. Язык художественной литературы Создать образ (воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо) Официальная обстановка (рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки) Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи. Официально-деловой стиль Сообщение (проинструктировать) Официальная обстановка (для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.) Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении. Публицистическийстиль Воздействие (убеждать) Официальная обстановка (общественная жизнь, политика, средства массовой информации) Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность.

Источник

Видео:Стили речиСкачать

Стили речи

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: «Функциональные стили речи»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: «Функциональные стили речи». Цель урока: вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться применять стили речи по ситуации общения, научиться обобщать и систематизировать изученное; воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Видео:ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИСкачать

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ  РЕЧИ

Функциональные стили русского языка конспект: Скачать:Скачать:

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)

Функциональные стили русского языка конспект: Предварительный просмотр:Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 10 классе

Тема урока: «Функциональные стили речи»

Цели урока : обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Образовательные : вспомнить и повторить с учащимися стили речи и

присущие им признаки; научиться применять стили

речи по ситуации, научиться обобщать и

Развивающие : актуализировать знания учащихся о функциональных стилях

речи и сфере их использования; закрепить умение определять

Воспитательные : воспитание культуры умственного труда на основе таких

мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка,

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы : Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.

Вступительное слово учителя:

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.

Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили речи существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

Слово учителя ( после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова ) :

Слово «стиль» происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки», а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный. Стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

— Ну, мы-то с тобой сегодня ого-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Из курса средних классов вы знаете, что в русском языке выделяют следующие стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный. Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать, о каком стиле идет речь.

(Задание. Узнайте стили по их характеристикам:

Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль).

2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль).

3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль).

4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль).

5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль).

4. Этап проверки знаний учащихся.

Каждый из учащихся получает по одному примеру текста. Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается ( научный ).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед ( публицистический ).

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… ( художественный ).

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? ( разговорный )

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! ( разговорный )

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии ( публицистический ).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста ( научный ).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха ( научный ).

11. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их ( художественный ).

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

Почему в языке не может быть один стиль?

Вопросы, побуждающие к рефлексии:

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?

Определите, к каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Студент должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Студент должен уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.

Организационные формы обучения:

Тип урока : изучение и закрепления нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.

1. Словесные – беседа, объяснение.
2. Наглядные – слайды на ПК, словари.
3. Практические – работа с материалом.

Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.

Поэтапные задачи хода занятия:

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

1) Как вы думаете, что можно считать языковой нормой?
– Что такое языковая норма?
– Языковая норма обязательна для всех?
(Ответы студентов)

3) Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы
Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Система каждого функционального стиля складывается из следующих языковых единиц:
– нейтральных (общеязыковых) единиц;
– стилистически окрашенных единиц;
– единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте.
– От чего зависит выбор того или иного стиля?
(Ответы студентов)

4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль)

5) Групповая работа

Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)

6) Выступления учащихся и заполнение таблицы.

Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.

Материал для справок

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бьгговая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).

Источник

🔥 Видео

Стили речи (функциональные разновидности языка)Скачать

Стили речи (функциональные разновидности языка)

Функциональные стили речи. Урок 11. Русский язык 11 классСкачать

Функциональные стили речи. Урок 11. Русский язык 11 класс

Русский язык 6 класс (Урок№12 - Функциональные разновидности языка.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№12 - Функциональные разновидности языка.)

Типы речиСкачать

Типы речи

Русский язык. Урок 1.7. Функциональные стили речиСкачать

Русский язык. Урок 1.7. Функциональные стили речи

Уроки русского Стили речиСкачать

Уроки русского Стили речи

Функциональные разновидности языкаСкачать

Функциональные разновидности языка

Русский язык 10 класс (Урок№15 - Функциональные разновидности русского литературного языка.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№15 - Функциональные разновидности русского литературного языка.)

Функциональные разновидности русского литературного языкаСкачать

Функциональные разновидности русского литературного языка

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждение

5 класс русский язык, урок 2 Стили речи (функциональные разновидности языка)Скачать

5 класс русский язык, урок 2 Стили речи (функциональные разновидности языка)

7 класс - Русский язык - Стили литературного языкаСкачать

7 класс - Русский язык - Стили литературного языка

Русский язык 6 класс (Урок№102 - Текст. Стили речи.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№102 - Текст. Стили речи.)

Кувшинникова О.А. Функциональные стили русского языкаСкачать

Кувшинникова О.А. Функциональные стили русского языка

Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация. Стили речиСкачать

Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация. Стили речи
Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.