Прямая речь в белорусском языке

Прямая речь в белорусском языке Языки
Содержание
  1. Знаки препинания при прямой речи – как их правильно расставлять и никогда не путаться
  2. Авторские слова после прямой речи
  3. Прямая речь после слов автора
  4. Если прямая речь разорвана словами автора
  5. Прямая речь внутри авторских слов
  6. Полезные материалы по теме статьи
  7. Прямая речь в белорусском языке
  8. прямая речь
  9. См. также в других словарях:
  10. Схемы и примеры знаков в предложениях с прямой речью
  11. Передача высказываний лица на письме
  12. Схемы предложений с прямой речью и знаки препинания в них
  13. Высказывание лица находится перед словами автора
  14. Прямая речь находится после слов автора
  15. Высказывание лица внутри авторских слов
  16. Авторские слова внутри высказывания лица
  17. Диалог
  18. Видео
  19. Азбучные истины
  20. Интерактивный диктант
  21. Учебник ГРАМОТЫ: орфография
  22. Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
  23. Имена и названия. Интерактивный тренажер
  24. Учебники
  25. Олимпиады
  26. Видео
  27. Полезные ссылки
  28. Летнее чтение
  29. Запоминалки
  30. Цитаты о языке
  31. Скороговорки
  32. Пословицы и поговорки
  33. Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
  34. Чужая речь и способы ее передачи
  35. 1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  36. 2. Предложения с косвенной речью
  37. 3. Предложения с несобственно-прямой речью
  38. 4. Диалог
  39. Видео

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№33 - Прямая речь. Диалог.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№33 - Прямая речь. Диалог.)

Прямая речь в белорусском языке: Знаки препинания при прямой речи – как их правильно расставлять и никогда не путатьсяЗнаки препинания при прямой речи – как их правильно расставлять и никогда не путаться

Перед прямой речью двоеточие, после нее – тире. Если она в середине слов автора – после нее ставим запятую и тире.

Прямая речь в белорусском языке

Самое главное правило – прямая речь всегда берется в кавычки. Они показывают, что вы точно передаете слова другого человека и как бы снимают с вас ответственность за них. Сказал ведь кто-то другой, а как он сказал – с ошибками, грубо, слишком мягко, лживо – его проблемы.

Но помимо кавычек надо еще суметь правильно поставить тире и двоеточие, написать слова автора с заглавной или строчной буквы. Давайте разбираться.

Видео:Белорусский язык | как говорят белорусыСкачать

Белорусский язык | как говорят белорусы

Прямая речь в белорусском языке: Авторские слова после прямой речиАвторские слова после прямой речи

Вам надо просто отделить слова автора с помощью тире: “«Ешь блины», – сказала мама”.

Авторские слова в данной ситуации ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.

Кроме тире в вашем предложении обязательно должен присутствовать еще какой-то знак. Если в предложении, которое вы оформляете как прямую речь, есть вопрос – то вопросительный, если восклицание/побуждение – восклицательный, а если ничего этого нет – то просто запятая. Восклицательный/вопросительный знаки АБСОЛЮТНО ВСЕГДА ставятся внутри кавычек, а запятая – снаружи. Смотрите:

Видео:Русский язык | Прямая речьСкачать

Русский язык | Прямая речь

Прямая речь в белорусском языке: Прямая речь после слов автораПрямая речь после слов автора

Слова автора и прямая речь в этом случае разделяются двоеточием. Про этот знак все обычно помнят и все ок. Но надо еще правильно поставить знак после прямой речи.

Вот тут все тупят, в том числе я, когда пишу статьи. Если у вас прямая речь заканчивает грамматическую конструкцию, то вы закрываете кавычки и просто ставите точку. Тут все понятно и прозрачно.

Но. Если в этой прямой речи есть восклицание, эмоциональное побуждение к какому-то действию или вопрос, то восклицательный/вопросительный знаки ставятся внутри кавычек и точка потом НИКОГДА не ставится. То есть как-то так:

Видите, никаких точек в двух последних примерах.

Видео:Белорусский язык | Сможет ли русский понять?Скачать

Белорусский язык | Сможет ли русский понять?

Прямая речь в белорусском языке: Если прямая речь разорвана словами автораЕсли прямая речь разорвана словами автора

Самое первое, что надо сделать – взять все предложение в кавычки. Взяли, идем дальше. После первого отрывка прямой речи нужно обязательно что-то поставить – либо вопросительный/восклицательный знак, либо просто запятую. Потом ставим тире и с маленькой буквы пишем слова автора. После них – запятая или точка, тире и снова прямая речь.

Когда надо ставить после авторских слов точку, а когда – запятую? Принцип такой. Если после слов автора у вас начинается новое предложение, то нужно ставить точку. А если продолжается предложение, которое было прервано словами автора – ставим запятую.

В примере про Новгород предложение как раз одно: «Скажите, а сколько еще ехать до Новгорода?» В остальных двух примерах предложений по два: «Молчать! На погоны сначала посмотри!», «Откуда вы? По говору чую, что не местный».

Видео:Белорусский язык - 1Скачать

Белорусский язык - 1

Прямая речь внутри авторских слов

Такие предложения встречаются редко. Но в произведениях классиков они могут вам попасться.

Принцип следующий. Перед прямой речью (по традиции) – двоеточие, после – тире. Если есть восклицательный/вопросительный знак – вы его ставите внутри кавычек, если нет, то нет. Запятую ставить не надо. Слова автора всегда с маленькой буквы. Смотрите:

Видео:Лукашенко на белорусском языке обратился к белорусам! || Премия "За духовное возрождение"Скачать

Лукашенко на белорусском языке обратился к белорусам! || Премия "За духовное возрождение"

Полезные материалы по теме статьи

Скоро у меня выйдут статьи про косвенную речь, несобственно-прямую речь и диалог. Из них вы узнаете о том, как еще можно передавать на письме чужие слова и мысли.

Подписывайтесь на мою рассылку. Когда подпишетесь, я буду еженедельно высылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы их будет много, я хочу выписать тексты по всем темам школьной программы.

Посмотрите обязательно мои подборки с курсами по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Курсы можно изучать из дома – не придется тратить деньги и время на дорогу до репетитора. Еще в этих статьях я даю ссылки на бесплатные справочники и пособия, которые вам очень пригодятся в процессе подготовки.

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях. Был ли этот текст полезен, помог ли он вам разобраться в тонкостях пунктуации. Скажите мне обо всех недостатках, которые вы видите в статье, чтобы я мог ее доработать и исправить.

Источник

Видео:Как узнать белоруса? | Белорусский акцентСкачать

Как узнать белоруса? | Белорусский акцент

Прямая речь в белорусском языке

Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов).

Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов).

«А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов). или:
— А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

«Как это скучно!» — воскликнул я невольно (Лермонтов). или:
— Как это скучно! — воскликнул я невольно.

«Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (Шолохов). или:
— Умерла. — эхом откликнулась Аксинья.

«Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов). или:
— Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;

после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:

— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).

— Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов).

— Выслушайте меня. — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов).

— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев).

— Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький).

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

Источник

Видео:Пунктуация при прямой речиСкачать

Пунктуация при прямой речи

прямая речь

1 прямая

2 речь

не может быть и речи — не можа быць гаворкі, няма чаго і гаварыць

3 прямой

4 алгоритм преобразования текст-в-речь

5 преобразование текст-в-речь

6 прямая

7 прямая параллельная

8 речь

9 речь больших словарей

10 речь слитная

11 речь устная

12 У дурака дурацкая и речь

13 ориентированная прямая

14 проективная прямая

15 прямая и обратная задачи

16 прямая линия

17 прямая призма

18 прямая сумма

19 числовая прямая

20 впереди

об этом речь впереди — пра гэта гаворка наперадзе, пра гэта гаворка яшчэ будзе

См. также в других словарях:

Прямая речь — Прямая речь высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты,… … Википедия

ПРЯМАЯ РЕЧЬ — чье либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь … Большой Энциклопедический словарь

Прямая речь — ПРЯМАЯ РЕЧЬ. См. Косвенная речь … Словарь литературных терминов

Прямая речь — ПРЯМОЙ, ая, ое; прям, пряма, прямо, прямШы и прямы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прямая речь — (от лат. oratio recta) – один из способов передачи чужой речи (см.) – воспроизводимая дословно речь какого либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица – автора этого текста, так… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

прямая речь — Воспроизведение высказывания от имени того лица, которым оно было сделано, сопровождаемое авторскими словами (см. авторские слова). По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, только по смыслу и… … Словарь лингвистических терминов

прямая речь — синтаксический способ введения в текст чужой речи. Конструкции с прямой речью включают собственно чужую речь и слова автора, которые могут ей предшествовать, следовать за ней и включаться внутрь; в зависимости от этого конструкции по разному… … Литературная энциклопедия

прямая речь — чьё либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь. * * * ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПРЯМАЯ РЕЧЬ, чье либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь (см … Энциклопедический словарь

Прямая речь — (лат. oratio recta) дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемое комментирующей репликой говорящего («словами автора»). В отличие от синтаксически организованной косвенной речи, П. р. строится по принципу паратаксиса свободного … Лингвистический энциклопедический словарь

Прямая речь — чьё либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи (См. Косвенная речь), сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится:… … Большая советская энциклопедия

прямая речь — 1) Речь другого лица, передаваемая дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком. 2) Языковое средство, используемое в художественной речи, публицистическом, разговорном стилях, где идет ориентация на выразительные возможности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Видео:Россияне читают (пытаются) фразы на белорусском языкеСкачать

Россияне читают (пытаются) фразы на белорусском языке

Схемы и примеры знаков в предложениях с прямой речью

При создании текстов иногда требуется передать слова какого-либо лица, не изменяя их. Для этого используются предложения, которые передают чужую речь. Подобные конструкции передают чьи-то мысли, слова, монологическую и диалогическую речь, помогают конкретизировать сказанное, привнести в текст эмоциональность и экспрессивность, разнообразить его структуру.

Видео:Белорусский язык? Сейчас объясню!Скачать

Белорусский язык? Сейчас объясню!

Передача высказываний лица на письме

Под прямой речью понимают слова и речь лица, переданную без изменения содержания и формы, то есть порядка слов в речи, обращений, междометий и интонации, на письме обозначаемой посредством восклицательных и вопросительных знаков, тире, многоточий.

Такие синтаксические конструкции состоят из двух частей:

Авторские слова могут содержать в себе указание на то, кому принадлежит высказывание, на сопутствующие этому эмоции, форму передачи речи, поэтому слова автора содержат глаголы, отмечающие это, так называемые глаголы речи-мысли, например: подумал, сказал, спросил, напомнил, согласился, повторил и подобные.

Помимо этих слов вводить высказывание какого-либо лица могут глаголы, отражающие эмоциональное состояние говорящего: захохотал, удивился, нахмурился, усмехнулся, огорчился и другие.

Видео:Як у Берасці рэагуюць на беларускую мову | Как в Бресте реагируют на белорусский языкСкачать

Як у Берасці рэагуюць на беларускую мову | Как в Бресте реагируют на белорусский язык

Схемы предложений с прямой речью и знаки препинания в них

На письме границы чужих мыслей обычно выделяются особыми знаками — кавычками (» «). Следует помнить, что высказывания могут состоять из одного или нескольких предложений.

Прямая речь в белорусском языке

Высказывание лица находится перед словами автора

Алгоритм написания предложений и расстановки знаков препинания:

Рассмотрим все изложенное выше на примере схем.

„Как красиво осенью в лесу!“ — с восхищением произнес мальчик.

„В жизни бывают взлеты и падения. Но при любых обстоятельствах надо двигаться навстречу своей цели и не сдаваться!“ — призывал своих друзей известный французский писатель.

„Вы обращались за медицинской помощью?“ — спросил бойцов военврач.

„Человек всегда должен помнить о тех, кто когда-то протянул ему руку помощи. Вы со мной согласны?“ — яростно доказывал свои убеждения этот пылкий юноша.

„К большому сожалению, нельзя вернуться в прошлое и исправить содеянное“, — вздохнул каторжанин, сосед Григория по бараку.

„Люди привыкли полагаться на мнение большинства. А это, как часто показывает нам история, чревато неприятными последствиями», — назидательно продолжал старый учитель.

„Господи, да это же…“ — вдруг прошептал испуганно один из господских слуг.

„Я был бы счастлив тогда составить ваше счастье. Не отрекся от этой надежды и сейчас. Мне… Я должен признаться в том…“ — сказал немолодой офицер, но вдруг запнулся и не закончил свою речь.

О предложениях с прямой речью вы узнаете из этого видео.

Прямая речь находится после слов автора

Если авторское повествование предваряет высказывание, то после него ставится двоеточие.

Еще недавно сердитый толстячок сейчас весело размахивал руками, восклицая: „Это какое-то чудо! Вот так удача!“

Вытирая маленькими ручками слезы на раскрасневшемся личике, Аннушка по-детски упрекала старшего брата: «Неужели ты меня ничуть не любишь? Неужели ты мне не поможешь?»

Задумчиво она села в старое кресло, неспеша оглянулась и подумала:»В этой комнате все осталось по-прежнему. Ничего не изменилось, хотя минуло лет пятнадцать — двадцать.»

Старого графа на протяжении всего разговора с сыном раздражал голос жены, который на каждую гневную его тираду ехидно и многозначительно поддакивал: «Конечно, мой дорогой… Ты, как всегда, прав, а нам до тебя…»

Из этого видео вы узнаете о правильной расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Высказывание лица внутри авторских слов

В подобных случаях после авторских слов ставится двоеточие, слова лица заключается в кавычки, после которых ставятся, в зависимости от контекста, такие знаки, как запятая, тире.

Выбор знаков зависит от того, какие знаки должны были бы быть в предложении, если бы в ней не было собственно прямой речи.

А:»П,» — а. Сложносочиненное предложение, между частями которого ставится тире.

Он сказал: «Это конец всему,» — и небо в ответ ответило грозой.

А:»П?» — а. В конце прямой речи после восклицательного и вопросительного знаков, многоточия перед продолжением авторских слов также ставится тире.

На его тихий вопрос: «А что же стало с родительским домом? «— никто не ответил.

Он обрадовался: «Да это же Сергей! «- и кинулся обнимать старого дворового товарища.

Он напомнил себе: «Это не крайний срок. Наверное все можно решить, все можно еще исправить… «— и решил завтра же попробовать все сначала.

А:»П,», а. Запятая ставится, если она закрывает причастный и деепричастный оборот, разделяет однородные члены, разделяет части сложносочиненного предложения.

Лесник пробирался сквозь колючие ветки заросшего кустарника, со злостью думая: «Погоди, старый, сочтемся», но конца этой погоне за волком не видел.

Прямая речь в белорусском языке

Авторские слова внутри высказывания лица

Если слова находятся внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце передачи чужих слов. Но расстановка знаков в таком случае будет иметь свои особенности.

«П, — а, — п». Смысловое единство высказывания разрывается словами автора.

«Все это, — засомневался отец, — звучит заманчиво, но справишься ли ты с этой непростой работой?»

«Мать оставила этот сундучок тебе на память, — после некоторого молчания прошептал Миша. — А помнишь, как хотели в детстве заглянуть в него?»

«П, — а: — П». Слова автора содержат два глагола речи-мысли, один из которых относится к первой части высказывания, а другой глагол — ко второй части.

«Бог мне судья, — сказал Иван Алексеевич, подумал и добавил: — А люди давно забыли и простили».

Диалог

Если на письме необходимо передать разговор нескольких людей, то в ряде случаев используют оформление в виде реплик, каждая из которых пишется с новой строки, с абзаца.

В таком случае начало реплики отмечают постановкой тире, а кавычки не используют.

В остальном требования к расстановке знаков препинания остаются те же.

Мальчик с удивлением спросил:

— Маша, почему ты идешь со всем классом в этот поход?

— Я бы с удовольствием погуляла по лесу, посидела у ночного костра со всеми вами, — вздохнула Мария Синичкина, — но завтра я с семьей еду к бабушке в деревню.

— Жаль, — огорчился Петя, но потом горячо затараторил: — Знаешь, я для тебя устрою экскурсию на старую голубятню? Хочешь? Вот прямо сейчас?

Видео:Видеоурок по русскому языку "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них"

Видео

Этот видеоурок поможет вам усвоить, как правильно оформлять прямую речь в предложениях.

Источник

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Азбучные истины

Видео:Почему в Беларуси не говорят на родном языке?Скачать

Почему в Беларуси не говорят на родном языке?

Интерактивный диктант

Видео:Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании| Русский языкСкачать

Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании| Русский язык

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Видео:Русский язык. Знаки препинания при прямой речи. Шаг первый. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Знаки препинания при прямой речи. Шаг первый. Видеоурок

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Видео:МОВА: як гаворыць краiна (5 - Заходняе Палессе)Скачать

МОВА: як гаворыць краiна (5 - Заходняе Палессе)

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Видео:Учить белорусский язык (бесплатный видеоурок)Скачать

Учить белорусский язык (бесплатный видеоурок)

Учебники

Видео:5 класс. Прямая речьСкачать

5 класс. Прямая речь

Олимпиады

Видео:⚡Двойник Зеленского попал в кадр. #best7x7 #зеленский #россия #украинаСкачать

⚡Двойник Зеленского попал в кадр. #best7x7 #зеленский #россия #украина

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Чужая речь и способы ее передачи


1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная частьПридаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Источник

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.